Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тептярские деревни. Башкирская д. Чурапановопостепенно эволюционировала в тептярскую





Башкирская д. Чурапаново постепенно эволюционировала в тептярскую. Тептяри были припущены в эту деревню башкирами Танып-Ирэктинской волости по записи от 26 июня 7150 (1642) г.55 Тептярями стали черемисы-марийцы и ясачные татары, которые вышли из своих общин в Поволжье и из своего ясачного сословия. Из их числа в восстании Пугачева участвовали 2 марийца и 20 ясачных татар, ставших к 1795 г. тептярями; последних насчитывалось 98 человек (15 дворов). Здесь проживали 7 башкир-вотчинников при двух домах. В 1834 г. взяли на учет 84 души тептярей м.п. 275 тептярей при 50 дворах показала X ревизия. В 1920 г. насчитывалось 638 тептярей (117 домов).

Писатель, автор повести «Аталарга гибрэт, йэштэргэ — дэрес» (Уфа, 1909) и сборника «Башкирские, тептярские песни, байты» (Стерлитамак, 1910) Зия Ибрагимович Уммати (1885—1943) — уроженец д. Чурапаново56.

Д. Усманово при р. Б. Кигаза возникла по договорной записи башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 1 ноября 1738 г. Получили ее ясачные татары


д. Имяново Усман (Осман, Асман) Азметов с товарищами. В тексте записи сказано: «1738 года 1 ноября Уфимского уезда Сибирской дороги Унларской волости деревни Чукурово башкирцы Юсуп Кускильдин с общаго совету братьи тое волости башкирцев и по данному письму, будучи в Бирску, дали сию запись тое же Сибирской дороги д. Иманевой ясачным татарам Осману Азметову, Алее, Бикметю Юванаевым, Биккулу Кадырметеву, Мур-тазе Ибрагимову, Товбулату Тогаеву в том, что отдали мы, Юсуп с тов., им в вотчине своей пахотную землю и сенные покосы, а межи той отданной земле по речке Кига-зунве по левую сторону, верхняя межа Иманов ключ по болоте суходолам на Таныпскую дорогу по левую сторону до Каришевой дороги и от нее до Арымовой дороги до вершины Кунгыт речки4 по устье Имацова ключа, вниз до мельницы Янбулатовой, а от мельницы Янбулатовой до Теперишевского мосту, а от того мосту по дороге Старой Дюртюкеевой, а с тое дороги на ворота польские (?) Дюр-тюкеевские, а от тех ворот до березника и чрез березника прямо на две березы, а от тех берез на одну черную березу, рубленую, и от тое березы до вершины речки Шади по суходолу и до Кильчинеевой межи и обратно до Янбулатовой мельницы 6 дворами поселитца. В помощь (башкирскому) ясаку им платить по 1 руб. 20 коп. в год»57. Затем ясачные татары перешли в тептярское сословие. Первопоселенец — Усман Азметов. По записи 12 июля 1740 г. здесь же обосновалась новая группа тептярей.

Тептярей по VII ревизии насчитывалось 171 душа, по VIII - 249 душ м.п., в 1859 г. - 700 (122 дома), в 1906 г. -1050 (175 дворов), в 1920 г. — 1201 (235 домов) человек.

С конца XIX в. при мечети действовало медресе.

Д. Норкино была основана в 1710 г. В том году по договорной записи от 1 октября был припущен мишар Кадыр-мет Самойлов сын Чекмарев (или Смаилов сын Чейку-ров) с родственниками58. Его припуск разрешили башкиры-вотчинники д. Кыр-Унлар Кыр-Таныпской тюбы Таныпской волости Нуркай Тогузаков, Арык Акбулатов, Кузей Суянгулов (Субхангулов), Каскин, Танрус, Иман Талышевы. Условия его припуска: «ясак в казну великого государя и всякие подати и подводы гонять ему, Кадыр-метю, с нами вопче ж». Деревня названа по имени влиятельного вотчинника Норки Тогузакова, имевшего здесь хутор. Единственный двор вотчинников в деревне — это его семья. Одна-две семьи башкир фиксировались и в последующих ревизиях, в частности, по X ревизии 9 вотчинников составляли один двор. О Тогузакове известно еще то, что по мировой записи от 15 декабря 1708 г. договорился с башкиром Ильчибаем Бакеевым с тов. о том, что «в лес в общей старинной дедовской вотчине... ходить вопче и тех... в р. Кизгане бобров ловить вопче ж, бобров делить на жеребьи, мне, Нурке с товарыщи, имать 3 доли, а им, Илчибаю с тов., 1 доля. Да в той же нашей опчей вотчине (мишарская) деревня Карыш, и с той деревни оброку имать ему, Илчибаю с товарыщи, по гривне* на всякой (год), а мне, Нурке с тов., до того оброку дела нет»59.


 


53 Там же. Л. 46.

54 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 39.

55 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 20; Ф. 172. Оп. 1. Д. 7. Л. 10.

56 Башкирская литература начала XX века. Книга вторая.
Проза, драматургия. Уфа, 1984. На баш. яз. С. 198—234.


ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174; Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.

МИБ. Т. 3. С. 64-65.

Гривна — денежная единица, равная 10 коп.

МИБ. Т. 3. С. 42.



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 


По договорным записям от 7 марта 1735 г. и 11 февраля 1741 г. были припущены тептяри. И, наконец, по договору с вотчинниками от 15 мая 1746 г. обосновались здесь с условием уплаты башкирам по 1 руб. 20 коп. в год ясачные татары Бикмет и Габдуллай Нураевы60. В 1748 г. в 4 дворах жили мишари (24 души м.п.)61. Все прибыли из д. Кизганбаш.


В 1816 г. мишарей насчитывалось 62 души, тептярей — 119 душ м.п. К 1834 г. количество мишарей не изменилось, в то время как тептярей стало 170 душ м.п.62 По X ревизии, все жители — припущенники, кроме одной семьи из 9 человек. Их 809 человек (142 двора). 2376 человек при 392 дворах показано в 1906 г., в 1920 г. — 1723 жителя (331 дом).

Башкирская д. Чипчиково Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости известна с последней четверти XVII в. Сапсек — антропоним. Первопоселенец — Сэпсек Сурюков (Чюриков) — бывший житель д. Унлар (Кыр-Унлар). В 1675 г. на призыв царя Алексея Михайловича на государеву службу башкиры 7 волостей Сибирской дороги, в том числе и Таныпской, изъявили желание участвовать в Крымском походе. Среди таныпских башкир, готовых идти в поход, был и Чинчик Чюриков63. Был там и Солтан Дейдертякеев, т.е. Дюртюкеев, в деревню отца которого под названием Дюртюкеево были населены марийцы. Имя Чипчика в документе искажено. По другим источникам (архивным) можно удостовериться, что он не Чинчик64, а Чипчик. Вотчинник Таныпской волости Етемчура Досумбетов «с товарыщи» (имя его встретится еще не раз) в 1696 г. обратился к царю и Уфимскому воеводе, чтобы они подтвердили жалованную грамоту на вотчинные земли по р. Карыш, данную их родителям в 7149, или 1641 г., поскольку «Сапсяк (Сэпсек, Сяпсек, Чипчик — вот сколько раз упоминается одно и то же имя в одном документе — значит, Сэпсек) Чучуков (Чючюков) владел насильством своим вотчиною нашею и он умер (1695), а ныне товарыщ ево, Чипчиков, Исембет Килдибеков и просит указ учинить» на землю просителя. Етемчура получил «владенную грамоту»65. На р. Коши «Сепсеко построил две мельницы и поселил три деревни, в тех деревнях они, Сапсяк с товарыщи, поселили черемиса и с тоей черемисы имали они оброк к себе неведомо по какому указу»66. Архивный и опубликованные материалы говорят об одном и том же вотчиннике Таныпской волости — о Сапсыке Сурюкове (фамилия тоже искажена в документах - писали то Чучуков, то Чючюков, то Чюруков).

В 1711 г. башкиры д. Чипчиково Манбеккул Беккулов (тамга /-Ч.) и Булат Поишев (iL)'«c товарыщи» отдали ясачным татарам часть своей вотчины, чтобы им «посе-литца усадьбою над речкою Тушкуром»67 с условием уплаты 4 куниц в год и меда «в помочь» вотчинникам. В 1735 г.


по указу Оренбургской экспедиции и Уфимской провинциальной канцелярии тептяри получили возможность использовать земли башкир. По договорному письму башкир от 9 мая 1755 г. новая партия припущенников из мишарей, ясачных татар и тептярей осела на этой земле вотчинников68. В 1816 г. здесь насчитывалось 6 башкир, 56 душ тептярей, по 8 душ м.п. мишарей и ясачных татар (всего 24 двора)69. По VIII ревизии тептярей было 160, мишарей 12 человек. Ясачные татары вышли из своего ясачного сословия и влились в состав тептярей. 8 башкир-вотчинников (2 двора), 295 припущенников из тептярей и мишарей (58 домов) показала X ревизия 1859 г. В 90 дворах в 1906 г. проживали 472 человека. Национальность всех 452 жителей (94 домов) во время переписи 1920 г. была определена неверно. Подавляющее большинство их — татары, а не башкиры.


История д. Чипчиково наглядно показывает превращение однонационального (башкирского) поселения в многоэтническое и исчезновение вотчинников в результате их ассимиляции.

Д. Староякшиево в момент вселения в нее тептярей на основе не утвержденных верхними инстанциями писем башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 8 мая 1730 г. и 9 июля 1738 г.70 называлась Якшиево по имени вотчинника Якшия Купландина. 23 мая 1746 г. башкиры Кыр-Унларской тюбы Якший Купландин, Якуп Кукин, Абдрахман Сартов, Авез Зитмяков, Юсуп Кус-кильдин, Даут Зьянов, Ибрай Итеев, Тергов Тлянчин, Муртаза Мустякеев, Бурангул, Амин, Туки Султангиль-дины, Адналы Кадыргулов, Мавлюш Сартов, Мамяш Акбулатов, Курей Смаилов «с товарыщи дали сию Уфимских крепостных дел договорную запись Уфимского уезда Осинской дороги д. Сейтяк ясашным татарам Кузметю Ишметову, Емметю Ишметеву, Ермеку Бабкину, Кадею Надырову, Дауту Аитову, мулле Атаку Айметеву, Рязану Шуметеву, Хозулле Ишметеву, Ишмамету Рыкову с товарыщи в том, что уступили мы, Якший с тов., им, Кузметю с тов., вотчинную землю от устья р. Кигазы вверх до устья речки Шупшады, притока Таныпа». За припуск ясачные татары платили башкирам по 60 коп. в год71. Тамги башкир*:

С этого времени деревню по имени припущенника Емметя (Явметя) Ишметева стали называть Евметево (Явметово).

Припуск продолжался. По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 23 июля 1758 г. подтверждался припуск ясачных татар Ахмера Айгильдина и Актугана Сюндюкова, оформленный Юсупом Кускильдиным «с товарыщи»72.

Все эти документы в копиях были представлены тептярями в 1838 г. для того, чтобы иметь законную основу для наделения их землей по 30 десятин на душу


 


60 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 56.

61РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 868. Выражаю свою благодарность Р. Рахимову за предоставление копии ландрат-ских книг и ревизских сказок за 1748—1762 гг.

62 Там же. Л. 55.

63МИБ.Ч. 1.С. 200.

64 Там же.

65 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Л. 1199. Л. 5-19.

66 Там же. Л. 22.

67 МИБ. Т. 3. С. 76.


68 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 21.

69 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 226.

70 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 87.71 Там же.

* Среди них встречается и изображение свастики. Это — санскритское наименование символического знака, который был связан с культом Солнца у многих древних народов. Такую форму тамги можно увидеть и у айлинцев Челябинского уезда. Например, у старшины Сафияна Байгазина. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 25. Л. 29.

72 Там же. Д. 174. Л. 84.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


м.п. Нелишне будет назвать их имена и фамилии с указанием тамги73. Ардуан Абдулатипов (подпись на тюрки), Аглиулла Баязитов (подпись), Абдулнасыр Абдулвахитов , Худайдат Абдулкаримов , Хасан Хамилев , Фей-руз Хамматов , Нариман Сабитов , Фахритдин Сафульмулюков (подпись), Афлятун Зайнагабдинов , Муфазал Абдуллатифов (подпись), Хуснуяр Буляков , Асадулла Абдулкаримов , Кутлузаман Максютов , Мухаметамин Султанмуратов , Абдулгафар Рафиков , Фазулла Файзуллин , Бадамша Тимиров , Асфандияр Абдулзалилов , Файруз Сабитов Абдулвали Заитов , Шагабутдин Хамзин


В д. Явметево («Якшиево тож») в 1816 г. проживали тептяри (200 душ м.п.), мишари (11 душ м.п.). Имели 76 дворов. Время припуска последних не известно. VIII ревизия 1834 г. зафиксировала 293 души м.п. теп-тярей, 28 мишарей. 979 человек (187 дворов) было в 1859 г., 1826 человек (346 домов) — в 1906 г., 1499 тептя-рей (296 дворов) — в 1920 г. Как видно, в д. Староякшие-во (Якши-Явметево) произошло сокращение количества дворов и уменьшение численности населения. Это объясняется появлением выселка, переросшего между 1907—

1919 гг. в деревню под названием Новоякшиево. Перепись

1920 г. показала 440 мишарей (97 дворов), т.е. последние выделились из тептярской деревни.

На вотчинной земле Сунларской волости на рубеже XVIII—ХIX вв. возникла тептярская д. Султангулово. Мишари приобрели землю в собственность у кыр-таныпцев, тептяри — у сунларцев на пользование. В 1816 г. тептярей было 12 душ, мишарей — 9 душ м.п. Они жили в 6 домах74. 17 душ тептярей, 30 душ мишарей показала VIII ревизия. Перед 1859 г. образовалась д. Новосултангулово, состоявшая из 8 дворов с 43 мишарями. В последующих переписях она не выделена. Но в 1925 г. в поселке Новосултангулово показано 10 хозяйств мишарей. X ревизия 1859 г. в д. Ста-росултангулово отметила 18 дворов тептярей с 101 человеком. 196 тептярей (32 дома) зафиксировали в 1906 г., 244 человека (47 дворов) — в 1920 г.

Башкирская д. Новокизганово возникла на вотчинной земле Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости. Припуск тептярей был осуществлен по договорной записи башкир от 1 января 1736 г.

В 1816 г. в деревне было 100 дворов с 630 тептярями и башкирами, 934 человека отмечено VIII ревизией. 1387 жителей (250 дворов) показала X ревизия (1859). К 1905 г. произошло сильное уменьшение численности жителей (625) и количества дворов (115) в связи с выделением части людей на хутор и в выселки.

Д. Магашты при одноименной речке возникла на кыр-таныпской вотчине по договору об аренде башкирской земли от 2 апреля 1733 г. Основали тептяри. 12 июля 1798 г. договор был обновлен. В 1834 г. в ней 86 душ тептярей м.п. По X ревизии зафиксировано 116 человек. В 1906 г. отмечен 201 житель при 37 домах. 208 человек и 45 дворов — итоги переписи 1920 г. Все — мишари, что не соответствует приведенным данным, где не видно ни одного представителя мишарей.

По истории д. Шавьяды, кроме данных переписи 1920 г., по которой в ней учтено в 188 дворах 914 тептярей

73 Там же.

74 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 226.


и удмуртов, других сведений найти не удалось. Ясно одно, что она основана выходцами из д. Тучубаево, поскольку она так и называлась — Шавьяды или Тойчубаево-Шавьяды.

Мишарские деревни

Мишарские населенные пункты возникали в основном на башкирских землях, частично на покупной у башкир вотчине. Как правило, припуск мишарей оформлялся письменно, так возникли договорные письма или записи об аренде у башкир земель75.

Д. Карыш, названная по местоположению Карыш-Баш, — одно из первых мишарских поселений, известна сегодня как Верхнекарьднево. Она возникла по договорной записи башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 6 июля 1693 г., по которой они припустили мишарей по р. Карыш. Ниже приводим ее текст: «Се язь Етимчура Досметев да язь Копленды Беккозин* да язь Чураш Аючеев Уфимского уезду Сибирской дороги Таныпской волости деревни Унлар есашныя башкирцы дали есьми в Бирском городке ею на себе запись Уфимского уезду Осинской дороги деревни Карыш служилым мещерякам Кильмаю Бакбюрину, Сулейменю Досалеву, Агею Алмашеву, Курмашу Микулаеву в том, что с нынешняго 7201-го года июля с 6-го числа** отдали мы, Етимчура, Копленды, Чураш, им Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с товарищи детям их и внучатам вотчину свою и впредь вечно речку и с озерами и под пашню земли и сенные покосы и лес хороминной всякой и на дрова имать, опричь дельнаго лесу, и зверя и птиц ловить и дупленицы в лесу искать, а кою дупленицу найдут и в тое дупленицы нам Етемчуре и Копленды Чурашу дела нет, а перехожлыя зверя в ельниках не ловить им, а межи той нашей вотчине: верхняя вершина Карышу речки и вниз по Карышу речки до Сухова логу Мелнади(?), а по правую сторону до вершины, а с того логу на осиновой колок, смежной с богдановой вотчины да (со степную сторону) сост(?) левую сторону межа по арке до мохового болота по край дубравы на большой дуб по край болота (ж) до ельнику да до болыпова ж дуба, а с тое вотчины нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов. детям нашим и внучатам, с них, Кильмая и Сулеймана и Агея и Курмаша с тов. на детях их и внучатах, имать по договору есаку в подмоге по рублю на всякой год, а буде они Кильмай и Сулейман и Агей и Курмаш с тов. дети и внучата жить не похотят и нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов. детям нашим и внучатам, на них есаку не имать, а тое данную вотчину взять нам себе и впредь нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов., им, Кильмаю, Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям и внучатам, от той данной вотчины не отказывать и рыбу в тех данных озерах не ловить и в вотчине их не санарить***, и тое вотчину иным не отдавать, а буде впредь им Етемчура и

75 ЮАС. Вып. 2. С. 342.

* Его сын Якший Купландин в 1746 г. участвовал в припуске ясачных татар в д. Якшиево.

** 6 июля 7201 г. — 5508 = 1693 г., а не 1692 г., как пишут в районной газете «Жину байрагы» от 16 января 1990 г., причем с искажением упомянутых фамилий.

*** Санар — зимняя охота за дикими козами.



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 


Копленды и Чурашу с тов. дети наши или внучата или родственники наши им Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям их и внучатам от той вотчины станем отказывать или станем [ловить] рыбу или санарить им, Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям их и внучатам, взять на нас, Етемчуре и Копленды и Чураше, по сей нашей записе за неустойку сто рублев денег и ся запись впредь в запись; на то в послухи* Лари-он Зыряников, Иван Кондаков, а запись толмачил толмач Иван Фаналеев, а запись писал Бирской площади подья-чей Ивашка Беляев. Лета семь тысяч двести первого года июля в 6-й день. Етемчура Дисметов тамгу свою приложил , Копленда Биккозин — , Чураш Аючеев —

На обороте оной написано:

1702 года генваря в 7-й день на Уфе у крепостных дел ся запись в книгу записана и пошлины 50 коп. взята. Бирской уездной казначей Струков»76.

Левый берег р. Карыш был уступлен мишарю Сулей-ману Досалееву башкиром Чурашем Аючиевым по особой записи о том, что «отдал он ему вотчину свою и впредь вечно по р. Карыигу по левую сторону под пашню землю, сенных покосов, а верхняя межа той вотчины вершина Карышу речки да от степи верха логу до одинокой сосны, а поперег степи по дву березам... до сухового логу Миндяту да вниз по логу по р. Карыш и с той вотчины мне, Чурашу с тов., по договору есаку в подмогу по Полтины на всякой год»77.

В мировой записи башкир Кыр-Унларской тюбы Нур-кая Тогузакова с тов., данной башкирам той же тюбы Илчибаю Бакееву с тов. в 1702 г., уточняется имя башкира, которому мишари платили оброк за припуск: «В общей вотчине деревня Карыш, с ней оброк имать Илчибаю с тов. по гривне на всякой год, а Нурке до того оброка дела нет»78.

Мишари деревни обрабатывали арендованную землю на основе припуска кыр-унларских вотчинников по договорной записи 1693 г. Мишари были припущенниками. Такими они признаны и в 1838 г., когда Комиссия по наделению башкирских припущенников землей отказалась признать запись 7201 (1693) г. «актом на утверждение за мещеряками крепостного права на землю»79. Каждый

* Послух - свидетель.

76 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 5. Л. 23.

77 Там же. Л. 24.

78 МИБ. Т. 3. С. 42.

79 Краевед района Н. Хазиев (см. районную газету «Жицу
байрагы» от 22 сентября 1990т.) возмущается тем, что историки
называют башкир коренным народом, а остальных — некорен
ными, припущенниками. Утверждение исследователей вполне
правомерно и справедливо, поскольку в науке давно принято,
что в Татарии татары - коренной народ, в Чувашии чуваши -
коренные жители и так далее. В Башкирии только башкиры
пользовались вотчинным правом, которое породило широко
распространенный институт припуска. 70% татар и 69% миша
рей обосновались в Башкирии через этот институт (остальные
сидят на казенной или покупной землях), поэтому они называ
ются припущенниками от слова «припуск». Припущенниками
были нерусские крестьяне и часть башкир, лишенных вотчин
ного права. Между прочим, первыми припущенниками в Баш
кирии были сами башкиры, потерявшие наделы и принимаемые
на неравноправных условиях (с уплатой оброка) своей или
чужой волостью. Ко времени переселения поволжских крестьян
в Башкирию уже имелись готовые институты припуска, припу-
щенничества и тептярства. Поэтому нерусские крестьяне срав
нительно легко и без особых осложнений оседали здесь и разви-


мужчина по VII ревизии получил по 30 десятин земли, но не в собственность, не во владение, а в пользование80.

На арендованную у башкир землю мишари д. Карыш-Баш (Верхнекарышево) сами припускали других мишарей. В 1702—1703 г. ими было принято около 30 семей мишарей.

Мишари имели в своих руках и другой документ на право пользования землями кыр-унларцев. Это — запись палаты гражданского суда Уфимского наместничества от 7 августа 1791 г.81

Мишари д. Нижнекарышево свое право на землепользование доказывали теми же двумя записями от 1693 и 1791 гг., что дает нам возможность утверждать о выделении части жителей д. Верхнекарышево и создании ею новой деревни. Время основания д. Новокарышево (Нижнекарышево) относится ко второй половине XVHI в. Назовем имена и фамилии нижнекарышцев за 1838 г. и укажем их тамги. Абдулла Абуталипов , Сабир Муса-лев (подпись на тюрки), Асмадулла Габитов (подпись), Фейзулбашир Сейфуллин , Мухамадияр Абдулгази-зов , Мратша Абдулманнанов I >, Абдрафик Абсатта-ров , Гадельша Валитов , Сайфулла Салихов

Развитие деревень можно проследить по данным таблицы 12.

Таблица 12







Date: 2015-07-10; view: 1896; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию