Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество жителей двух деревень





В 1748 г. в д. Карышево насчитывалось 35 дворов со 141 мужчиной82. В 1811 г. Верхнекарышево — 40-двор-ное поселение со 145 душами м.п. 31 двор и 137 мужчин было в д. Нижнекарышево.

В 1906т. деревни имели по 2 мечети, по одной «татарской школе», по 3 бакалейные лавки. По пятницам в д. Верхнекарышево проводился базар. Обе деревни относились к Кизганбашевской волости, в д. Верхнекарышево находился ее центр.

вали эти социальные институты. Башкир-припущенников называли килмешэк (от слова килеу - приходить, если их принимала чужая волость), ебэрелмеш (от слова ебэрелеу — припускать, если принимала своя волость) или этэмбэй. Затем и других крестьян-припущенников стали называть точно так, как и башкир-припущенников (к середине XIX в. четверть башкир была лишена вотчинного права — 135 тыс. из 535 тыс. человек). Ничего предосудительного в этих социальных терминах нет. Они порождены самой конкретной исторической действительностью, а не злым умыслом историков, как это пытается представить вышеупомянутый краевед.

80 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1.Д. 5.Л. 13.

81 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 22; Д. 174. Л. 49.

82 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 891 (и по другим мишар-
ским, тептярским деревням использовано это дело).


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Отголоском далеких колониальных времен — начала XVIII в. — является письмо башкирского батыра Кусюма Тлякеева с жалобой на притеснения властей и их чиновников. В 1709 г. «Уфимского уезду, деревни Карыш-баши Навруза он же Сидор (Аристов, дворянин) изловил и ограбил, отнял денег 31 руб. и, сковав ево, пытал многажды и в тюрьме держал, а у него (Навруза) было проезжее* письмо».

С восстанием 1755 г. в Башкирии тесно связано воззвание Батырши. Габдулла Галиевич Галиев, по прозванию Батырша, родился в д. Карышево около 1710—1715 гг. Начальное образование получил в родной деревне. В 1734—1744 гг. обучался в Казанской губернии сначала в медресе татарского муллы Абдурахмана в ауле Тайсуйганово на р. Зай, в районе г. Бугульма, затем в медресе муллы, позднее ахуна Абдулсаляма Ураева в ауле Ташкичу Алатской дороги. Закончив учебу, Батырша переехал в Оренбургскую губернию. В 1744—1745 гг. он работал учителем в ауле муллы Илиша Тайнинской волости Осинской дороги, в 1746—1749 гг. — учителем и муллой в ауле мишарского старшины Муслима в Исет-ской провинции, в конце 1749 г. занял постоянную должность муллы в ауле Карыш-Баш мишарского старшины Яныша Абдуллина на Сибирской дороге. Здесь Батырша содержал медресе, в котором обучались одновременно мишари, татары, башкиры. Он отличался знанием шариата — мусульманского права. Его часто привлекали для решения разных наследственных дел в волостях (Уранской, Гирейской и др.) Осинской дороги. В 1754 г. его выбрали ахуном Сибирской дороги. В июле 1755 г. — во время восстания — ездил в Оренбург для получения ахунской грамоты, проехав по Бурзянской волости, останавливался в Сапсальском почтовом стане, где встретился с восставшими башкирами, узнал о жестоком поражении их вооруженного выступления в мае месяце.

Будучи очевидцем колониальной агрессии царизма в Башкирии, Батырша проникся мыслью о необходимости выступления против нее. Весной 1755 г. он составил обширное воззвание. Оно было переписано в нескольких экземплярах и отправлено на все четыре дороги Башкирии.

Воззвание его написано в форме толкований цитат из Корана.

В воззвании разоблачается колониальная политика царизма в Башкирии, показывается ухудшение положения башкир, мишарей и татар под тяжестью новых налогов, военной службы на Оренбургской пограничной линии и подводной повинности, говорится о земельных захватах, слухах о предстоящем введении подушной подати и рекрутской повинности, постоянных насилиях и издевательствах со стороны чиновников царской колониальной администрации. Он осуждает грабительский характер указа о замене ясака с башкир и мишарей покупкой казенной соли. Батырша выступил против религиозного притеснения, которое сопровождалось принудительным крещением татар и башкир, подрывом их материального благосостояния. Программа восстания заканчивалась требованием полного освобождения Башкирии от колониальной зависимости. Батырша не считался с классовыми различиями среди русских, причисляя их

* Проезжее письмо — разрешение на поездку по торговым и иным целям.


всех к «неверным», призывал к «священной войне» с ними, безотносительно их социальной принадлежности.

Программа Батырши являлась программой восстания 1755 г. в Башкирии.

Восстание началось 15 мая 1755 г. в Бурзянской волости, охватило соседние волости. В конце августа восстали гайнинцы на севере Башкирии. Восставшими был убит старшина волости. Мулла Батырша Галиев, находившийся в ауле Карыш-Баш, скрылся в лесу83. Восстание было подавлено. Батырша был захвачен мишарским старшиной Сулейманом Диваевым и сотником Муксином Абду-салямовым и препровожден ими же в Петербург, где был посажен в Шлиссельбургскую крепость. Члены его семьи — жена и дочь — были крещены и пострижены в монахини в г. Москва,

Большинство требований воззвания было направлено против колониальных мероприятий царизма в Башкирии, Однако призыв Батырши изгнать из пределов края всех русских являлся непрогрессивным. «Будучи классово ограниченным, он не мог подняться на высоту подлинного руководителя и вождя общенационального движения. Вместе с тем, следует признать его неутомимую деятельность по подготовке и организации самого восстания.. Он до конца своей жизни остался верным и преданным борцом за идеалы, содержащиеся в воззвании. Это подтверждается «Запиской» Батырши на имя императрицы Елизаветы Петровны и самой его (героической) смертью в схватке с тюремной охраной»84. Это произошло в 1762 г.

Таким образом, один из этапов освободительного движения народов нашего края против царизма был тесно связан с воззванием и деятельностью Батырши, личность и дела которого со временем, думается, еще особо заинтересуют не только историков, но и деятелей искусства и литературы.

Мишарское поселение под названием Богдан-Коши или Кош-Баш возникло, по-видимому, по временному припуску башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости. В договорном письме от 1693 г., данном башкирами этой тюбы Етемчурой Досметевым, Чурашем Аючиевым с тов. мишарям д. Карыш-Баш, упоминается «богдановская вотчина», расположенная «по правую сторону р. Карыш»85. Как бы то ни было, к 1693 г. поселение мишарей, припущенных, видимо, за год до этого, уже существовало. В 1700 г. те же самые башкиры продали часть своей вотчины служилому мишарю Богдану Ирееву сыну Ахматову86.

. •?- Васильев С. М. Роль Батырши в восстании 1755 г. в Башкирии // Страницы истории Башкирии. Уфа, 1974. С. 26—31; Чулошников А. П. Восстание 1755 года в Башкирии. М.-Л., 1940. С. 64-67.

84 Васильев С. М. Указ. соч. С. 31-32; ОИБ. Т. 1. Ч. 1. С. 195-202; Хусаинов Г. Б. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне как историко-литературный источник.// ЮАС. Вып. 1. С. 122—127; Письмо Батырши императрице // За-ман. Э?эбиэт. Эзип, Уфа, 1978; Оригинал чистовика письма Батырши // Вопросы текстологии башкирской литературы. Уфа, 1979. На баш. яз. С. 132—158; Письмо Батырши императрице // Сказание о батырах. На баш. яз. Уфа, 1986. С. 271-290; Публицистика // История башкирской литературы. Т. 1. Уфа, 1990. С. 341-350.

85ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 5. Л. 23.

86 Сахратуллин С. Подлуб или Подлоб? Газета Караидельско-го района «Ленинец» от 25 сентября 1990 г.



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 


Формирование населения д. Богданове продолжалось в течение первой половины XVIII в. По записи от 14 июля 1742 г. служилый татарин (отец назван «мещеряком») Аит Богданов из д. Богдан-Коши (название речки) припустил 27 служилых татар во главе с Кульметом Келмаевым «в крепостную вотчину отца своего Богдана Иреева сына Ахматова, которая вотчина смежна Сибирской дороги, Унларской волости с башкирцы с Етемчурой Досюмбете-вым, с Чюрашем Аючиным з братьями и с родственниками», с условием «платить оброк нам, Аиту, с ними, Кульметем с товарыщи, вышеписанным башкирцам Етемчюре и Чюрашу с родственниками на год по 3 руб. повсягодно вопче по распоряжению по повыткам»87. В конце записи тамгу поставил Аит , а также припу-щенник Кульмет

В 1756 г. из д. Душанбеково (ныне Кигинский район) прибыло несколько мишарских семей88.

В 1748 г. в деревне было 149 мужчин и 42 двора. В 1811 г. деревня состояла из 73 домов (208 мужчин), в 1816 г. — 77 дворов. В 1816 г. учтено 224 души м.п. 295 мужчин и 349 женщин при 115 домах было в 1834 г. По X ревизии мишарей было 575 мужчин и 564 женщины (180 дворов). В 1905 г. в 332 домах проживало 1117 мужчин и 991 женщина. Проводился еженедельный базар по воскресным дням. У трех сельчан были лавки. Открыли русско-башкирскую (?) школу, здесь находились земская станция, этапный дом. При трех мечетях функционировали три медресе. Перепись 1920 г. показала при 444 домах 1019 мужчин и 1115 женщин. Все — мишари.

В период кантонного управления в Башкирии д. Богданове служила штаб-квартирой кантонного начальника 4-го мишарского кантона, в 1855—1863 гг. — главы 15-го башкирского кантона, объединившего 13404 башкира, 14059 мишарей и 21385 тептярей.

Д. Чуртанлыкуль при одноименном озере возникла на основе договорной записи башкир Кыр -Унларской тюбы и утвержденной Уфимской провинциальной канцелярией в 7105 (1697) г.89 В XVIII — в первой четверти XIX в. она называлась Старочуртанлыкуль. По VII ревизии она состояла из 17 дворов с 100 жителями. 147 человек было в 1834 г. 53 дома и 302 мишаря — итог X ревизии. В 1905 г. 109-дворная деревня имела 442 жителя. 503 мишаря при 101 доме было в 1920 г.

Д. Зилязекулево возникла между 1803—1811 гг. при одноименном озере. Основали ее выходцы из д. Чуртанлыкуль, поэтому называлась «Чуртанлы тож». Кроме того, по владенной памяти, данной башкирами Кыр-Унларской тюбы мишарям д. Елязов («Озерко тож») Копкильде Тактамышеву «с товарыщи», была поселена новая группа мишарей с условием уплаты вотчинникам по 4 куницы в год90. Точный год памяти установить не удалось из-за ветхости документа, но обозначено число — «28 июля». Состав населения пополняется за счет переселенцев из дд. Бабаево (1825) и Чуртанлыкуль (1835).

VII ревизией здесь учтено 114, VIII — 224 души обоего пола. X ревизия показала 469 (78 дворов), в 1905 г. — 727 мишарей (134 дома). 736 человек при 152 дворах было в 1920 г.

МИБ. Т. 3. С. 227-228.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 34. Л. 18.

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 222. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 27.


В башкирскую д. Уразаево при слиянии pp. Куши и Ари мишари вселились по оберегательной памяти 1702 г.91 Ее жители вотчинники Кыр-Таныпской тюбы Шигай Теникеев (его тамга ) и Девеней Каныбеков (тамга ) в 1813 г. заняли 10 руб. денег у односельчанина башкира Боскуна Уразаева92. В 1742 г. в деревне было 140 мужчин из мишарей и 27 домов. В 1816 г. в 77 домах проживало 233 мужчины-мишаря. 751 человек при 119 дворах учтен в 1834 г. X ревизия учла 1128 жителей и 210 домов. 1954 человека и 312 дворов было в 1905 г. Тогда в деревне зафиксировано 3 кузницы, 2 мельницы, 5 бакалейных лавок. При двух мечетях было медресе.

В 1920—1925 гг. д. Новоуразаево не зафиксирована.

Д. Янбаево образовалась по договорной записи вотчинников Су-Таныпской тюбы Уфа-Таныпской волости от 1703 г., данной мишарям93. По записи 24 августа 1713 г. таныпекие башкиры Иликей Исембетов с тов. отдал мишарям д. Янбаево Ибраю Байбакову, Сюнелею Акбу-латову, Роману Келамаеву с тов. «своего леса и сенных покосов» в постоянное оброчное владение с условием уплаты денежного оброка по 7 гривен в год. За прежнюю уступку им земли получали по 3 руб. в год94. Имя мишаря Ибрая Байбакова сына Узбехтеева упоминается в документе за 1732 г., когда башкир д. Усак (Новобалта-чево) Зьяш Тоимбаев занял у него 57 руб. под залог своего повытия в общей вотчине95. Тамга Ибрая —

103 мужчины и 22 двора показала перепись 1748 г. В 1816 г. деревня состояла из 34 домов, где проживало 119 мишарей-мужчин. 389 человек при 67 дворах было в 1834 г. X ревизия учла 769 человек и 110 домов. К началу XX в. образовалась д. Новоянбаево, расположенная при оз. Сулюкликуль и имеющая в 1905 г. 22 дома с 128 жителями. В д. Староянбаево осталось 1398 человек и 200 дворов с кузницей, красильным заведением, бакалейной лавкой, с двумя мечетями и медресе.

Д. Начарово при р. Карыш (Мончады), по словам самих мишарей, была основана по записи башкир-кыр-таныпцев, данной им в 1703 г.96 Однако Комиссия по наделению башкирских припущенников землей не признала ее законности из-за отсутствия ее текста. Поэтому мишари деревни по указу Бирского уездного суда от 14 июня 1826 г. были наделены землей по 15 десятин на душу м.п. по VII ревизии, как «не имеющие прав на землю». В 1838 г. осуществили нарезку по 15 десятин земли на 64 души м.п. по VII ревизии. Мишари получили всего 960 десятин земли97.

8 дворов и 38 мужчин из мишарей показала перепись 1748 г. В 1834 г. в деревне зафиксировали 173 жителя и 30 домов. В 1859 г. в 54-дворной деревне проживало 340 мишарей, в 1905 г. в 123 домах — 707 человек. 787 мишарей при 168 дворах показала перепись 1920 г.

Д. Кундашлы основана башкирами Байкинской тюбы Сунларской волости, которые в 1764 г. припустили мишарей. В письме башкирского батыра Кусима Тлякеева с тов. казанскому губернатору П. М. Апраксину о притес-

91 Там же. Ф..2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 225.

92 МИБ. Т. 3. С. 107.

93 ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 226.

94 МИБ. Т. 3. С. 105.

95 Там же. С. 300-301.

96 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 5. Л. 17.

97 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174; Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.


БИРСКИИ УЕЗД



 


нениях и насилиях со стороны казанского коменданта Н. Кудрявцева и царских чиновников в Башкирии за 1709 г. упоминается житель этой деревни: «А ездил в Син-бирский уезд с указом и с торгом Осинской дороги, деревни Кундашлей Рыс Ижбулатов, и ево, Рыса, он вор Сидор (Аристов) в Казанском уезде изловил и отнял 5 лошадей, да товару взял на 70 руб., а ево, Рыса, сковав, отослал в Казань и пытали ево многажды; и, советовав, он, Никита (Никита Кудрявцев) и Александр (Аристов, брат Сидора), послали ево, Рыса, к Москве, сковав, и по розыску отпущен он с Москвы в Казань, для того что вины его не сыскались, и после того в Казани он держан год и отняв у него товар, ис Казани отпустили»98. В книге П. И. Рычкова (1735) перечисляются дд. Кундашли и Богдан-коши".

Развитие деревни характеризуется следующими данными: 113 мужчин из мишарей и 26 дворов в 1748 г., в 1834 г. - 551 человек (95 домов), в 1859 г. - 1058 (150 дворов), в 1920 г. — 2365 мишарей (486 домов).

Д. Рахимкулово возникла между 1921—1924 гг., сюда из д. Кундашлы переехало 50 семей, и на первых порах она называлась Новокундашлы.

Д. Чукалы возникла на земле башкир Байкинской тюбы Сунларской волости. Точная дата основания ее мишарями нам не известна. Тептяри были припущены мишарями в 1833 г. Их тогда было 7 душ м.п. В записи закладной кабалы от 18 июня 1711 г. служилый татарин д. Чюклы (вероятно, Чюкалы) Осинской дороги Мусей Исенбаев (тамга Z) занял у жителя д. Гарейка татарина А. Б. Киреева 20 руб. под залог 10-й доли своего повытка земли100. Этот документ дает возможность хотя бы приблизительно определить время создания деревни — начало XVIII в.

В 1748 г. в д. Чукалы насчитывалось 75 душ мишарей м.п. (21 двор). В 1834 г. 160 мишарей и 12 тептярей отметила VHI ревизия. Деревня состояла из 32 домов. 229 человек, 50 домов — итог X ревизии. 544 мишаря при 125 дворах показала перепись 1920 г.

Д. Тимкино возникла по записи башкир Кыр-Унлар-ской тюбы Таныпской волости Арыка Акбулатова, Итыма Кангильдина, Смаила Иткинина с тов. от 9 июня 1713 г., данной служилым татарам д. Бишалапово Осинской дороги Тимке-мурзе Байкову сыну Утешеву, Юсупу Умрякову, Яналею Кунтукову, Кайберде Алмаеву, Ярметю Айтемирову, Исмаилу Исянбердееву, Арзагулу Смолякову, Бекмету Азаеву с тов. Они получили в бессрочную («вечно») аренду землю по р. Елизи «под усад и под пашню и сенные покосы», где «поселитца усадьбою 11-ю дворами с абызом». За припуск башкиры взимали с припущенников «в помочь великому государю в ясак по рублю по 20-ти алтын* на всякой год беспереводно»101. Запись закрепили своими тамгами у башкир: Арык , Итым , Смаил , у татар: Тимка-мурза , Юсуп

98 МИБ. Ч. 1. С. 256.

99 Рынков П. И. Топография Оренбургской губернии. С. 21.

100 МИБ. Т. 3. С. 75. Речь здесь идет об Иланской волости.
Ее земли на Осинской дороге не было. Речь должна идти о Сун
ларской волости.

* Алтын — денежная единица, равная 6 деньгам или 3 копейкам.

101 МИБ. Т. 3. С. 100-102.


92 души м.п. и 26 дворов зафиксировала перепись 1748 г. В 1816 г. было 266 душ м.п. (73 двора), в 1834 г. — 753 мишаря (137 дворов). 1207 человек и 207 домов показала X ревизия. В 1905 г. взято на учет 2156 человек и 343 двора. Уменьшение численности населения (1897 человек) было зафиксировано в 1920 г. Это было связано с образованием д. Новотимкино (в 1925 г. 21 хозяйство).

Д. Бигильдино расположена при р. Ари на земле Кыр-Таныпской тюбы Таныпской волости. Она создана мишарями на основе договорной записи башкир от 1730 г.102 Мишари Бигильде Агильдин, Сермяк Исаев, Усман Ибраев обязались платить вотчинникам ежегодную арендную плату в размере 1 руб. 20 коп.

В 1748 г. зафиксировано 29 мужчин при 4 дворах. В 1816 г. деревня состояла из 15 домов со 120 жителями. 31 двор и 180 человек было в 1834 г. В деревне с мечетью и медресе в 113 домах в 1905 г. проживало 378 мужчин и 320 женщин. Перепись 1920 г. показала 149 дворов, 326 мужчин и 347 женщин.

Д. Чишма по р. Карыш была основана мишарями по договорному письму башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 1743 г. с условием уплаты вотчинникам денежного оброка103.

В 1748 г. перепись зафиксировала 45 душ м.п. из числа служилых татар (11 домов). В 1816 г. в 15-дворной деревне было учтено мишарей 62 души м.п., ясачных татар 3 души. В 1834 г. по 73 мужчины и женщины проживало в 28 домах. 272 человека и 45 дворов было в 1859 г. 293 мужчины и 239 женщин при 70 домах показали в 1905 г. 440 жителей и 92 двора — итог переписи 1920 г.

Д. Иштиряково при р. Карыш закрепила свое владение на кыр-унларской земле по договорному письму башкир от 29 декабря 1777 г., данному мишарям104. Однако она возникла гораздо раньше: в 1748 г. состояла из 14 домов с 65 мужчинами из мишарей.

По VII ревизии в деревне проживало 64 мужчины из мишарей. 104 мужчины и 97 женщин при 44 дворах показала VIII ревизия 1834 г. 191 мужчина и 228 женщин (60 домов) было в 1859 г. В 119 дворах в 1905 г. учтено 436 мужчин и 388 женщин. 305 мужчин и 320 женщин При 121 доме зафиксировала перепись 1920 г.

В начале XIX в. мишари по договору с башкирами Кыр-Таныпской тюбы об аренде их земли при озере Ялан-гач основали д. Ялангачево. Затем были припущены ясачные татары, перешедшие в тептярское сословие. В 1816 г. в 9-дворной деревне мишарей было 29 душ, тептярей 6 душ м.п. К VIII ревизии стало мишарей — 69, тептярей — 16 человек. Деревня состояла из 12 домов. 159 жителей при 26 дворах показано X ревизией 1859 г. В 1920 г. мишари и татары в количестве 719 человек жили в 133 домах.

Date: 2015-07-10; view: 1658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию