Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Балтачевский район






 



Таблица 11

Численность и этнический состав жителей

В количестве дворов произошли соответствующие нижепоказанным годам изменения: 15, 20, 48, 77, 87, 88.

В 1843 г. на 105 башкир было посеяно 480 пудов озимого и 904 пуда ярового хлеба.

При мечети с конца XIX в. действовало медресе.

Д. Мата — со времен основания до наших дней однонациональное башкирское поселение, расположенное при одноименной речке и р. Тушкур. Развитие деревни характеризуется следующими данными. В 1795 г. 30 человек проживали в 4 домах. 66 жителей и 8 дворов отмечено в 1816 г. По VIII ревизии 1834 г. зафиксировано 137 человек и 16 домов. 292 башкира при 50 дворах было в 1906 г. Перепись 1920 г. показала 887 человек и 167 домов.

Сохранился документ начала XVIII в., свидетельствующий о разорении хозяйств людей в результате подавления башкирского восстания 1704—1711 гг. Это — бессрочная житейская запись от 10 марта 1718 г., где сказано, что ясачный башкир д. Маты отдал башкиру д. Ялашлы Урусу Илчикееву «в работу сына своего родного неотдельного (неотделенного) Абраша. И ему... жить и работать в доме Уруса всякую домовую и отъезжую работу вечно... ево слушать без огурства*, и над скотом ево и над животом** никакия хитрости и дурна не чинить, и животов ево не покрасть и не сойти, и не збежать, пить и есть, и платье все носить сыну моему Абрашу ево, хозяйское»36. На записи поставлена тамга Буранчи ~Е.

Земледельческий опыт приобретался матинцами с трудом: в 1843 г. на каждого сеяли лишь по 2,8 пуда хлеба. Имели мельницу. В конце XIX в. в деревне отмечено наличие кожевенного заведения, сапожной мастерской, двух кузниц, двух бакалейных лавок. Была и мечеть.

В первой половине XVIII в. было две деревни под названием Иликеево37. Думается, что к ее возникновению непосредственное отношение имеет влиятельный вотчинник Таныпской волости Иликей Исембетов, который с другими башкирами-одноволощанами в 1713 г. отдал мишарям д. Янбаево в постоянное оброчное владение свой лес и сенные покосы38. О том, что он был зажиточным общинником, говорит запись заемной кабалы удмурта «деревни Балтасево» (ныне Нижнебалтачево Татышлинского района) от 23 октября 1713 г., по которой он «занял у башкирца деревни Чипчиковы» Иликея


Исембетова 30 руб. денег39. Выходит, что Иликей Исембетов — житель д. Чипчиково — выделился из места своего поселения и основал при р. Ари новую деревню где-то в начале XVIII в. В его деревне жили одни башкиры-таныпцы. Лишь по записи, составленной 1 июля 1808 г., были припущены тептяри40. В 1816 г. в д. Иликеево, состоящей из 21 двора, проживали 138 башкир, 20 тептярей. К VIII ревизии она названа Старой Иликеевой с населением, состоящим из 231 башкира и 24 тептярей; 296 башкир при 46 дворах и 72 тептяря при 11 домах — итог X ревизии 1859 г. В 1920 г. в 89-дворной деревне проживали 511 человек. Преобладающее большинство населения — башкиры.

Деревня имела и второе название — Кочкильды. Среди вотчинников-кыртаныпцев был Юсуп Кускиль-дин, два раза (1746,1758) участвовавший в припуске ясачных татар в д. Якшеево (Явметево)41. Отец Юсупа — Кускильды (в документах XVIII в. так и назван) имеет прямое отношение к имени названной деревни.

На 231 башкира было засеяно 600 пудов озимого и 920 пудов ярового хлеба (1843 г.). Ими было построено 6 мельниц. Им принадлежало 167 овец, 194 козы. Отдельные хозяйства занимались бортничеством (32 борти) и пчеловодством (30 ульев).

Д. Кунтугушево при р. Мата в 1795 г. состояла из 12 дворов башкир (101 человек), 3 домов мишарей (12 человек), 3 дворов тептярей (14 человек). Мишари и тептяри обосновались здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Кыр-Таныпской волости». Кроме того, тептяри получили возможность «для спокойного жития» на земле таныпцев и по указу Оренбургской экспедиции42 из Уфимской провинциальной канцелярии от 7 мая 1735 г. Время припуска мишарей не известно. 74 души башкир, 16 душ мишарей, 20 душ тептярей м.п., проживающих в 24 дворах, показала VII ревизия 1816 г. 216 башкир, 48 мишарей, 30 тептярей обоего пола было к VTII ревизии 1834 г. X ревизия насчитывала 295 башкир (50 дворов), 162 припущенника из тептярей и мишарей (20 дворов). 906 человек при 155 домах было в 1906 г. Национальность 1046 жителей (202 двора) по переписи 1920 г. определена как башкиры и мишари.

Башкир Фасфритдин Миндянов сын Наваев (сыновья Науширван, Гильман, Лукман) с 1789 г. 4 раза находился на Оренбургской пограничной линии вдоль р. Яик (Урал).


В 1843 г. на 216 башкир засеяли 1528 пудов озимого и ярового хлеба. Кроме коров и лошадей жителям принадлежали 129 овец и 89 коз.

При мечети с конца XIX в. действовало медресе.

Д. Штанды возникла при одноименной речке. Население со времени ее основания в самом конце XVIII в. до переписи 1920 г. — однонациональное: жили одни башкиры. В 1816 г. при 12 дворах показано 70 человек. В 1859 г. - деревня 51-дворная с населением 311 человек. 472 жителя при 90 домах насчитывалось в 1906 г. Перепись 1920 г. показала 891 человека и 180 дворов.


 


* Огурство — озорство.

** Живот — имущество.

36МИБ.Т. 3. С. 168-169.

37 Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по ландкартам Красильникова и Топографии П. И. Рычкова, 1755 г. Оренбург, 1880.

38МИБ.Т. 3. С. 105.


39 Там же. С. 106.

40 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 17.

41 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 81, 87.

42 Оренбургская экспедиция во главе с И. К. Кириловым
была создана для строительства г. Оренбург и крепостей вдоль
р. Яик (Урал).


БИРСКИИ УЕЗД



 


На 110 человек было засеяно 360 пудов озимого и 296 пудов ярового хлеба (1834 г.).

Выселок, переросший в самостоятельную деревню, образовался после 1920 г. Во всяком случае, в д. Ново-штанды через 5 лет было зафиксировано 17 домохозяев.

К 24-й юрте 10-го кантона относилась башкирская д. Имяново (имэн — дуб), она находилась в составе Кыр-Таныпской тюбы Таныпской волости. В 40-х гг. XVIII в. называлась Хужа Имяново. В 1795 г. в 21 доме проживали 127 башкир, в 6 дворах — 27 тептярей. Время поселения тептярей не известно. По VII ревизии их было соответственно 145 и 22 человека. Прибавилось 3 двора. По другим ревизиям тептяри в этой деревне не прослеживаются. В 1920 г. 403 мужчины и 469 женщин проживали в 152 дворах.

О военной службе отдельных жителей д. Имяново рассказывают формулярные списки чиновников 10-го кантона. Вот один из них. Это — чиновник 14-го класса зауряд-сотник Файруш Сагитович Нураев, 1780 года рождения. Он участвовал в войне России и ее союзников против Франции с 1807 по 1809 г. Его сыновья Ахмет (его Шайбак), зауряд-есаул ХазиахМет, Шагиахмет. В той же кампании России на польской и прусской территориях был урядник Фарухшат Сайфуллович Сафинов (его сыновья Тимирша, Исмагил)43.

В 1834 г. на 289 башкир было засеяно 360 пудов озимого и 400 пудов ярового хлеба. Земледельцы воздвигли 2 мельницы. Кроме крупного рогатого скота у них было 145 овец и 30 коз. Пчеловоды имели 35 бортей и 50 ульев.

Имяново - родина видного литературоведа, первого доктора филологических наук по истории башкирской литературы, профессора Ахнафа Ибрагимовича Харисова (1914—1977). Широко известна его книга «Литературное наследство башкирского народа XVII—XIX вв.» (Уфа, 1965; 1973).


Харисов Усманов Ахнаф Ибрагимович Абубакир Нурианович

Известный историк Абубакир Нурианович Усманов (1910—1982), автор книг «Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года» (Уфа, 1964), «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» (Уфа, 1949; 1960; 1982) — также уроженец д. Имяново. Автор


книги глубоко благодарен этим выдающимся исследователям за их чуткое отношение к молодым ученым, за их бескорыстную помощь и содействие в годы учебы в аспирантуре и работы в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне УНЦ РАН).


Д. Тузулукуш не зафиксирована Vревизией 1795 г., но показана VI ревизией 1811 г. 6-дворной деревушкой с 16 башкирами, 11 мишарями. Деревушка названа Имен Ишмет Тузла («Тузлу Куш тож»). Следовательно, она возникла перед VI ревизией. Время припуска мишарей не известно. По 24 башкира и мишаря было в 1834 г. 131 человек без определения их этнического происхождения при 26 дворах отмечены по итогам переписи 1897 г. В 1920 г. показано 36 дворов с 182 жителями. Большинство населения — башкиры.

В 1834 г. было засеяно 360 пудов озимого и 400 пудов ярового хлеба. Действовали две мельницы. 19 овец, 8 коз находилось в собственности жителей. Несколько домохозяев имели 10 бортей и 10 ульев.

* * *

К Ирэктинской волости относилось несколько башкирских деревень. Д. Кансиярово в 1795 г. состояла из 20 башкирских дворов с 107 жителями. Однако в другом документе о тептярях сказано, что они были припущены башкирами Ирэктинской волости по договору 1732 г., утвержденному указом Оренбургской экспедиции от 15 июля 1735 г. Выходит, что V ревизия конца XVIII в. не учла тептярей, показав Одних башкир. По VIII ревизии уточнено название деревни — Нижнекансиярово, где учтены 191 башкир и 223 тептяря. В 1834— 1858 гг. возникла д. Верхнекансиярово, где в 1859 г. в 3 домах проживали лишь 22 вотчинника и в 75 дворах — 295 тептярей. В то же время в д. Нижнекансиярово показаны одни вотчинники — 245 человек при 36 домах, т.е. тептяри перешли в новую деревню. В 1920 г. 811 тептярей (168 дворов) было в д. Верхнекансиярово, 440 башкир (81 дом) — в д. Нижнекансиярово.

Кансияр — Кансуяр — антропоним. В самом деле, в формулярном списке 10-го кантона за 1842 г. показан 58-летний зауряд-есаул Рахматулла Хамитович Кансуя-ров. Это — внук первопоселенца Кансуяра. Сыновья Рах-матуллы Нигматулла, Ахметша, Гадилыпа, Габдулла, Шагингарей, Султангалей. Другой внук Кансуяра — 53-летний башкир Зайнулла Файзуллинович Кансуяров — участвовал в Отечественной войне 1812 г. в составе 10-го полка, награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Кроме того, пять раз находился на службе на Оренбургской пограничной линии. Сыновей его звали Шарафутдин, Награзитдин, Гильма-литдин. Житель д. Кансуярово зауряд-есаул Фаткулла Рыскулович Рысаев, 1790 года рождения, в 1812 г. с 5-м башкирским полком находился в походах против французских войск и награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года»44.

В 1843 г. на каждого было засеяно лишь по 3,5 пуда хлеба.

Той же волости подчинялись дд. Тыканово и Сикияз.


 


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 29.


Там же. Л. 31.



БАЛТАЧЕВеКИЙ РАЙОН


 


В д. Тыканово в 1795 г. в 12 дворах зафиксировано 52 башкира-вотчинника. По X ревизии 1859 г. их с/гало 270 человек при 43 домах. 642 человека и 115 домов было в 1920 г. Все - башкиры. На 135 башкир в 1843 г. было посеяно 240 пудов озимого и 416 пудов ярового хлеба.


Д. Сикияз возникла при одноименной речке перед VIII ревизией в результате выделения части жителей из д. Верхнесикиязово (ныне Татышлинский район) и получила название Нижнесикиязово. В 1834 г. там насчитывалось 74 башкира. По X ревизии 1859 г. в 25 дворах зафиксировано 162 вотчинника. 377 мужчин и 323 женщины было в 1906 г. 490 башкир при 111 домах показала перепись 1920 г.

* * *

К Тазларской волости относились дд. Старые Каргалы, Сейтяково и Тучубаево.

В 1795 г. в д. Каргалы в 13 домах показано 84 башкира-вотчинника. К VIII ревизии стало две деревни: Старые Каргалы и Новые Каргалы. В первой из них — 130 башкир, во второй - 283. В 1920 г. 902 башкира проживали в коренной деревне в 177 дворах.

В 1843 г. на 130 человек было засеяно всего лишь 264 пуда озимого и 328 пудов ярового хлеба. Два домохозяина владели мельницами. 57 овец, 100 коз было в собственности общинников деревни. Бортничество (50 бортей) играло некоторую роль в отдельных хозяйствах.

В 1928 г. выходцы из д. Старые Каргалы основали д. Чиятау45.

Д. Сейтяково была известна еще в XVII в., хотя сегодня краеведы ошибочно утверждают, что она Возникла якобы в 1736 г. и основана ясачными татарами. Год припуска мишарей, марийцев, татар и др. в башкирскую деревню в последнее время стали считать временем их создания и по другим населенным пунктам46. В 1792 г. башкиры Тазларской волости Уразгильде Сейтяков (его тамга ) и Точибай Якшиметов возобновили договор о припуске башкир Ирэктинской волости Имангула Теникеева с тов.47 Уразгильде — сын Сейтяка, значит, д. Сейтяково существовала не первый год. Вот доказательства. На право пользования башкирской вотчиной тептяри д. Сейтяково представили копии с договорных записей от 26 июля 7150 (1642) г., от 26 июня 7206 (1698) г., но они нигде не были засвидетельствованы, т.е. утверждены. По договору от 23 мая 1746 г. сюда были припущены ясачные татары братья Ишметовы с тов.48 И, наконец, по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 8 июня 1751 г. было разрешено ясачному татарину Суюндуку жить в д. Сейтяково, но без оброка49. Ясачных татар, перешедших затем в тептярское сословие, припустили на свои вотчины башкиры Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости, хотя деревня принадлежала Тазларской волости.


Как видим, д. Сейтяково существовала на 100 с лишним лет раньше, чем думают некоторые краеведы.

По V ревизии в д. Сейтяково были показаны жителями только башкиры: 62 человека при 9 дворах. А где же тептяри? Оказывается, они жили в этой деревне, но здесь не были прописаны. На учет брали там, где они попадали в ревизию. Вот как это разъясняется в одном документе за 1758 г.: «Вы поныне жительство имеете своими в д. Сейтяковой уже более 60 лети более (т.е. с 1698 и даже 1642 гг.), коя состоит на Осинской дороге и на самой проезжей большой от Казани до Кунгура и до Исецкой провинцы дороге. Но по ревизии написаны не здесь (т.е. в д. Сейтяково), а по д. Явметево, состоящей от большой дороги в стороне верстах в 15-ти»50.

Вернемся к количественной стороне дела. По VII ревизии в д. Сейтяково проживали 94 башкира, 406 тептярей. 136 башкир и 600 тептярей было в 1834 г. Назовем имена некоторых вотчинников: Абдулгафар Абдулкаримов, Махмудияр Габдулсаттаров, Асфандияр Мухтасаров, Зайнулла Баязитов, Абдулкадыр Абдулкаримов, Шагимардан Сагдиев, Бикбау Афастунов. Основная форма их тамги . X ревизия зафиксировала только башкир: 181 человек при 33 дворах. 1976 башкир и тептярей при 295 домах показано в 1906 г. Перепись 1920 г. уточняет национальную принадлежность жителей: в д. Сейтяково 1-е было 525 башкир (93 двора) ив д. Сейтяково 2-е — 1841 татарин (341 дом). Обе деревни находились рядом, в 10 верстах от д. Старобалтачево. Таким образом, ясачные татары, припущенные в XVTII в. в д. Сейтяково, сменили свое сословие на тептярское, а после национализации земли вслед за победой Октябрьской революции 1917т. вернулись в исходное положение: вышли из тептярей.

В 1843 г. на 136 башкир было засеяно всего лишь 120 пудов озимого и 104 пуда ярового хлеба. Была мельница. Они имели в собственности кроме лошадей и коров 116 овец, 35 коз.

В 1906 г. Сейтяково — центр Норкинской волости. Здесь при двух мечетях было медресе. Имелась земская больница. Были 2 кузницы, красильное заведение. Проводились базар (по понедельникам) и ярмарка (14 декабря). У 5 человек учтены бакалейные лавки.

Название д. Тучубаево искажено: должно быть Туйчи-баево по имени ее основателя, влиятельного вотчинника Туйчибая Якшим(б)етова. Деревня возникла в 1722 г.51 По-видимому, туйчибаевцы выделились из д. Старотазла-рово, поскольку именно таким было второе имя деревни. В 1795 г. д. Туйчибаево состояла из 13 дворов башкир (65 человек) и 18 домов тептярей (116 человек). Тептяри были припущены башкирами Тазларской волости по записи, утвержденной Уфимской провинциальной канцелярией 15 июня 1735 г.52 Допуск к башкирской земле получили Тймлет Бакаметов, Масягут, Мансур, Макай Абымтерлетевы, Токташ Тогакаев, Рясул и Иман-


 


45 Газета Балтачевского района «Жицу байрагы». 13 ноября
1990 г.

46 Там же. 16 января 1990 г.

47 МИБ. Т. 3. С. 260-261.

48 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.

49 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 33; Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.


50 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 34. По договору от 23 мая
1746 г. ясачный татарин Яммет Ишметов с тов. арендовал у баш
кир землю, где находилась башкирская д. Якшеево, ставшая
д. Явметево (т.е. Ямметово).

51 Там же. Д. 8. Л. 67.

52 Там же. Л. 5.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


гул Тайташевы, Сеит Амекесев, Усман и Мукай Тлев-лины, Ишмакай и Турей Усмановы, Тлевли Айтюраков.

В 1834 г. в деревне насчитывалось 147 башкир и 250 тептярей. 241 башкир (49 дворов) и 435 тептярей (75 дворов) было в 1859 г. Назовем имена некоторых вотчинников: Ахмади Хуснитдинов, Курбангали Габидул-лин, Минлибай Тимирбаев, Батырша Валишин, Ахтям Кулуев, Гузаир Аиткулов, Галяутдин Мифтахитдинов, Шагимурат Салимов. Их тамги53:

. Перепись 1920 г. показала 1019 человек и 197 дворов. Они названы башкирами и тептярями.

Внук первопоселенца зауряд-хорунжий Салим Салчинович Туйчибаев, 1785 года рождения, «с 5-м башкирским полком бывал в походах и делах против французских войск и за взятье Парижа жалован серебряною медалью 1812 года»54. Кроме того, он Зраз находился на пограничной линейной службе по р. Яик (Урал).

Несколько слов о хозяйстве туйчибаевцев. В 1843 г. тазларовцы, в том числе и жители этой деревни, хлеба сеяли мало. На 147 человек было засеяно лишь по 144 пуда озимого и ярового хлеба. Была мельница. Они имели кроме крупного рогатого скота и лошадей еще 78 овец и 59 коз.

Д. Тутагачево при одноименном озере возникла во второй половине XIX в. (ее учла X ревизия 1859 г.). Поселение это основано вотчинниками-кыр-унларцами. В 1906 г. в нем было 409 человек (76 дворов), в 1920 г. — 612 жителей (104 дома). Все — башкиры.

Д. Урта-Елга при одноименной речке возникла на рубеже XIX и XX вв. В 1906 г. в ней насчитывалось 93 человека и 20 дворов, в 1920 г. — 248 башкир при 46 домах.







Date: 2015-07-10; view: 2351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию