Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация полевой работы





Приступая к исследованию, мы, признаться честно, не очень ориентировались в тех проблемах, которые следовало изучить. По­этому на первом этапе мы пошли по пути наименьшего сопротивле­ния - закрепили за каждым участником исследования различные ис­точники информации: группы респондентов, журналисты местных га­зет, руководители предприятий, профсоюзные лидеры и т.д. От­дельные люди занимались анализом прессы.

На втором этапе, когда началась работа на двух конкретных предприятиях, все участники исследования разделились соответс­твенно на две группы, каждая из них занималась одним из предп­риятий. Работа на предприятиях строилась по принципам триангу­ляции2. Этот способ обеспечивал вместе со сбором проверку дос­товерности данных. Исследовательская триангуляция выражалась в том, что каждую ситуацию, каждый факт описывало несколько исс­ледователей. В нашем случае такую возможность перепроверить информацию имели


по три человека на каждом предприятии. Иссле­довательская триангуляция очень важна при использовании ка­чественных методов, так как социально-психологические особен­ности личности каждого из исследователей, конечно, оказывали достаточно заметное влияние на восприятие любой ситуации исс­ледования.

Методологическая триангуляция означала использование раз­ных методов в описании одной и той же ситуации. Например, в це­хе применялось, если это было возможно, включенное наблюдение и интервью с участниками. Если событие описывалось ретроспектив­но, когда никто из исследователей не смог присутствовать при нем, мы старались восстановить картину, используя как можно бо­лее разнообразные источники информации. Например, широко из­вестная в городе забастовка в одном из цехов предприятия "Коль­цо" была описана с привлечением материала из восьми источников: интервью с руководителем забастовки, с участниками забастовки, с главным инженером предприятия, на котором она происходила, с председателем завкома, с председателем того цехкома, который не поддержал забастовку, с лидерами Союза рабочих города, с предс­тавителями предприятий города, которые выступили в поддержку бастующих, с представителем прокуратуры, который занимался су­дебным процессом. Такой подход позволил осветить ситуацию с разных сторон и оценить ее с разных точек зрения.

На втором этапе применялись различные стратегии описания предприятия. 1. Стратегия "сверху": исследование начинается с изучения общей статистики предприятия и интервьюирования руко­водителей и главных специалистов, на следующем этапе оно спус­кается на уровень цеха и отдельного подразделения. 2. Стратегия "снизу", исследование проводится непосредственно в цехе, а за­тем переходит на уровень руководства предприятием.

Каждые три месяца проводились общие семинары для российс­ких участников данного проекта. Основная цель этих


встреч - об­мен информацией и опытом организации работы над эмпирическими данными, что необходимо в условиях, когда много исследователей из разных регионов пользуются общим материалом. Работа над ма­териалом на этих семинарах обеспечивала пространственную триан­гуляцию данных, путем сравнения собранных фактов на предприяти­ях различных регионов России, в которых проводилось исследова­ние.

Любой метод, любая исследовательская стратегия имеют ог­раниченные возможности получения научных результатов. Неправо­мерное расширение возможностей метода ведет к существенным просчетам. Главной целью case study является обнаружение образ­цов социальных явлений и отношений, а также детальное феномено­логическое описание их структур. При этом научно значимым явля­ется уже сам факт обнаружения того или иного механизма, даже если он носит единичный характер. Такая цель снимает упреки в нерепрезентативности данных и в нетипичности явлений. Наиболее веским аргументом, подтверждающим наличие исследуемого факта, является его этнографическое описание. Выявление степени расп­ространенности изучаемой модели социальных отношений - это важ­ная задача научного исследования, но это уже иная задача, реше­ние которой возможно лишь при помощи иных методов.







Date: 2015-06-11; view: 393; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию