Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация полевой работы ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Приступая к исследованию, мы, признаться честно, не очень ориентировались в тех проблемах, которые следовало изучить. Поэтому на первом этапе мы пошли по пути наименьшего сопротивления - закрепили за каждым участником исследования различные источники информации: группы респондентов, журналисты местных газет, руководители предприятий, профсоюзные лидеры и т.д. Отдельные люди занимались анализом прессы. На втором этапе, когда началась работа на двух конкретных предприятиях, все участники исследования разделились соответственно на две группы, каждая из них занималась одним из предприятий. Работа на предприятиях строилась по принципам триангуляции2. Этот способ обеспечивал вместе со сбором проверку достоверности данных. Исследовательская триангуляция выражалась в том, что каждую ситуацию, каждый факт описывало несколько исследователей. В нашем случае такую возможность перепроверить информацию имели по три человека на каждом предприятии. Исследовательская триангуляция очень важна при использовании качественных методов, так как социально-психологические особенности личности каждого из исследователей, конечно, оказывали достаточно заметное влияние на восприятие любой ситуации исследования. Методологическая триангуляция означала использование разных методов в описании одной и той же ситуации. Например, в цехе применялось, если это было возможно, включенное наблюдение и интервью с участниками. Если событие описывалось ретроспективно, когда никто из исследователей не смог присутствовать при нем, мы старались восстановить картину, используя как можно более разнообразные источники информации. Например, широко известная в городе забастовка в одном из цехов предприятия "Кольцо" была описана с привлечением материала из восьми источников: интервью с руководителем забастовки, с участниками забастовки, с главным инженером предприятия, на котором она происходила, с председателем завкома, с председателем того цехкома, который не поддержал забастовку, с лидерами Союза рабочих города, с представителями предприятий города, которые выступили в поддержку бастующих, с представителем прокуратуры, который занимался судебным процессом. Такой подход позволил осветить ситуацию с разных сторон и оценить ее с разных точек зрения. На втором этапе применялись различные стратегии описания предприятия. 1. Стратегия "сверху": исследование начинается с изучения общей статистики предприятия и интервьюирования руководителей и главных специалистов, на следующем этапе оно спускается на уровень цеха и отдельного подразделения. 2. Стратегия "снизу", исследование проводится непосредственно в цехе, а затем переходит на уровень руководства предприятием. Каждые три месяца проводились общие семинары для российских участников данного проекта. Основная цель этих встреч - обмен информацией и опытом организации работы над эмпирическими данными, что необходимо в условиях, когда много исследователей из разных регионов пользуются общим материалом. Работа над материалом на этих семинарах обеспечивала пространственную триангуляцию данных, путем сравнения собранных фактов на предприятиях различных регионов России, в которых проводилось исследование. Любой метод, любая исследовательская стратегия имеют ограниченные возможности получения научных результатов. Неправомерное расширение возможностей метода ведет к существенным просчетам. Главной целью case study является обнаружение образцов социальных явлений и отношений, а также детальное феноменологическое описание их структур. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения того или иного механизма, даже если он носит единичный характер. Такая цель снимает упреки в нерепрезентативности данных и в нетипичности явлений. Наиболее веским аргументом, подтверждающим наличие исследуемого факта, является его этнографическое описание. Выявление степени распространенности изучаемой модели социальных отношений - это важная задача научного исследования, но это уже иная задача, решение которой возможно лишь при помощи иных методов. Date: 2015-06-11; view: 393; Нарушение авторских прав |