Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительный этап исследования





Цель предварительного этапа (апрель - июнь 1992 года) можно сформулировать двояко: с одной стороны, изучение контекс­та проблем для ПОНИМАНИЯ происходящих на предприятиях социаль­ных процессов и выявления основных болевых точек, которые могут привести и приводят к производственным конфликтам; коррекция на основании этого обозначенных ранее задач и исследовательских вопросов.

С другой стороны, выбор тех конкретных предприятий, кото­рые представляются наиболее интересными, с точки зрения наших задач, для проведения дальнейшего case study. Стратегию этого этапа можно определить как разведывательное case ctudy. Этот период работы отличался широким охватом проблем, попадающих в сферу интересов исследователей и интенсивным сбором информации. Около 70 свободных интервью касались деятельности различных промышленных предприятий города, из них: 8 предприятий воен­но-промышленного комплекса (ВПК) и несколько предприятий и ор­ганизаций,


которые проявили себя наиболее конфликтными в то время. Кроме того, круг наших исследовательских интересов зат­рагивал информацию по общей ситуации в городе: занятость, уро­вень заработной платы различных категорий работающих на различ­ных предприятиях и в разных отраслях, взаимоотношения предприя­тий с местными властями, коммерческими структурами и пр.

Методы сбор информации

На предварительном этапе для поиска информации применя­лись различные методы, в том числе:

1.Традиционный "понимающий" анализ публикаций в местной прессе о конфликтных проявлениях в сфере производственных отно­шений, который дополнялся свободными беседами с авторами этих материалов, а затем с инициаторами и лидерами забастовок, с людьми, вовлеченными и не вовлеченными в конфликты.

2. Неформализованные беседы со знакомыми, работающими на различных предприятиях города и знакомыми знакомых, так ска­зать, "интервью по протекции". Сведения, полученные из этих ис­точников, оказались довольно ценной предварительной информаци­ей. С теми людьми, которых рекомендовали знакомые, или с кото­рыми интервьюер был знаком лично, чаще возникал эмоциональный контакт. Соответственно такие респонденты, хотя и могли быть в отдельных случаях недостаточно осведомлены, зато практически были всегда вполне откровенны. Кроме того, не будучи, как пра­вило, непосредственно втянутыми в конфликт, они достаточно неп­редвзято описывали и оценивали ситуацию.

3.Неформализованные беседы с официальными лицами, по сво­ему служебному положению или общественному статусу владеющими информацией по интересующей нас теме. В их число входили: представители администрации промышленных предприятий, предста­вители городской администрации и


городского комитета по прива­тизации, депутаты горсовета, лидеры "официальных" профсоюзов, председатели СТК, рабочие активисты (имеются в виду лидеры но­вых политических движений и организационных структур, имеющих отношение к рабочему движению, активные участники забастовок, люди, вступившие в конфликт с администрацией предприятий по по­воду защиты прав работающих).

Все эти беседы можно отнести к классу неформализованных интервью с путеводителем, или интервью по предварительному пла­ну, включающему основные исследовательские вопросы, при этом ни формулировки вопросов, ни их последовательность не имели жест­кой фиксации в процессе беседы.

В ходе разговора практически всегда возникали новые име­на. В конце беседы интервьюер просил порекомендовать ему людей, с которыми можно поговорить на интересующую его тему. Таким об­разом, новые респонденты находились по методу "снежного кома".

На втором этапе, когда произошла коррекция исследователь­ских вопросов и были выбраны конкретные предприятия для прове­дения case study, круг респондентов сузился. Ими стали, в ос­новном, работники предприятия: представители "штабной" адми­нистрации, линейные руководители и специалисты отделов и служб, основные и вспомогательные рабочие и т.д. После того как иссле­дование "спустилось" на уровень отдельных участков и цехов, бы­ли определены ключевые информаторы, которые отличались от рес­пондентов тем, что с ними поддерживался постоянный, а не разо­вый контакт. Эти люди имели различный должностной статус, обра­зование, возраст, но объединяло их то, что с ними установился хороший эмоциональный контакт, основанный на взаимном доверии и заинтересованности в результатах работы. Как правило, они поль­зовались уважением в своем коллективе, были социально активны­ми, достаточно осведомленными, думающими, наблюдательными, об­щительными. Среди них были активные участники конфликтов, как, например, лидер независимого профсоюза,



профорг цеха; и нейт­ральные, например, начальник одного из передовых цехов, "любим­чик" заводской администрации.

Выбор объекта исследования

Объектами детального описания были выбраны несколько про­мышленных предприятий, причем каждое рассматривалось как от­дельный СЛУЧАЙ проявления тех процессов изменений производс­твенных отношений, которые происходят в период перехода к ры­ночной экономике (во всяком случае к тому состоянию, которое у нас принято так называть).

Выбор конкретных предприятий нельзя назвать в полной мере случайным. Хотя на каждом из них невозможно репрезентировать все те проявления социальной действительности, которые являлись предметом нашего интереса, мы определили некоторые условия, при которых выбор тех или иных предприятий наиболее оптимально со­ответствовал целям исследования.

Этих условий было три.

1. Наличие на предприятиях явных (наблюдаемых) изменений. К таким изменениям мы относили проявление рабочей активности как в виде стихийных выступлений, так и в виде появления новых организационных форм рабочего движения. К наблюдаемым изменени­ям мы относили также активность управленческого аппарата, кото­рая могла проявляться в различного рода нововведениях, таких как изменения в управленческой структуре, форме собственности предприятия и пр. В большинстве случаев эти изменения сопровож­дались явными или скрытыми производственными конфликтами, хотя и были исключения.

2. Предприятия должны быть характерными для промышленнос­ти города (в Самаре, в частности, это крупные предприятия во­енно-промышленного комплекса, на которых работает около полови­ны жителей города). Такие предприятия, с большой численностью работающих, с высококвалифицированным


персоналом, имеющие об­ширную социально-бытовую сферу, поставленные перед необходи­мостью конверсии, в настоящее время испытывают наибольшие труд­ности. Мы выбирали из них предприятия с разными проявлениями наблюдаемых изменений и с различным, по ряду причин, экономи­ческим положением: сравнительно благополучные и стоящие на гра­ни разорения.

3. Возможность доступа к информации. Основное затруднение было вызвано тем, что подобные предприятия всегда были строго засекреченной "военкой", однако на ряде предприятий в тот мо­мент (очень недолгий!) возникло положение, когда военная тайна уже не соблюдалась, а коммерческая еще не появилась. Это дало возможность исследователям пользоваться разными источниками ин­формации: внутризаводскими документами, включая статистику (правда не в полном объеме), непосредственным наблюдением, бесе­дами с персоналом.

В конечном итоге возможность доступа к информации, а это фактически означает получение временного пропуска для беспре­пятственного прохождения на территорию предприятия, послужила причиной выбора двух предприятий из нескольких, отобранных нами по первым двум критериям.

По результатам анализа собранного материала были сделаны предварительные выводы, сгруппированные по определенным темам, где внимание уже фокусируется на тех моментах, в которых наибо­лее ярко проявляются конфликты:

1. управленческие стратегии администрации предприятий в новых условиях;

2. занятость, развитие ситуации на местном рынке труда;

3. определение заработков на местных предприятиях;

4. приватизация промышленных предприятий;

5. существующие в городе социальные институты защиты прав рабочих:

а) официальные профсоюзы;

б) "новые" профсоюзы;

в) совет рабочих;

г) городской стачком.








Date: 2015-06-11; view: 671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию