Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Групповые беседы
Необходимость в групповых или коллективных беседах возникла лишь на втором этапе работы, когда мы приступили к детальному изучению непосредственного производства (цеха и участка). Целью групповых бесед было выяснение восприятия работниками тех или иных процессов, происходящих на предприятии, характер протекания которых нам был не совсем ясен. Групповые беседы были более сфокусированы на выяснении отношения к одной проблеме или к одному явлению. Собеседники как бы дополняли и уточняли аргументацию друг друга. Беседы проводились в знакомой для работников обстановке, как правило, на рабочем месте, во время обеденного перерыва или вынужденного простоя. Участниками беседы были работники одного подразделения, хорошо знакомые друг с другом. В отличие от индивидуального интервью, в групповой беседе наши собеседники чаще были раскрепощены, как правило, откровенны, так как им предоставлялась возможность высказаться от лица коллектива. Характерно, что в такого рода беседах респонденты употребляют чаще местоимение ОНИ, чем Я или МЫ. Использование такого метода давало возможность более глубокого понимания многих процессов. В групповых беседах, так же как и в "доверительных" интервью, фокус проблемы мог измениться самым неожиданным образом. Например, при выяснении отношения рабочих к проходившему на предприятии акционированию, мы, изучив протоколы собраний и проведя несколько свободных интервью, заранее определили ряд предположительных причин активного участия рабочих в процессах подписки на акции. В результате нескольких групповых интервью с рабочими наши гипотезы не подтвердились. Одной из основных причин такой активности оказался страх потерять работу. Этот момент мы не смогли проследить в индивидуальных беседах, а в групповых беседах он был постоянным. Вот, например, фрагмент записи групповой беседы с рабочими одного из цехов предприятия "ПРОКАТ": " - В цехе началась предварительная подписка на акции, как вы относитесь к приватизации? Заполнили корешки, положенное количество акций выкупят лишь некоторые, так как нужны дополнительные ваучеры. Покупать их и вкладывать в предприятие они не хотят. Неизвестно, что из этого получится и получится ли вообще. Если что-то выйдет, то не скоро, так зачем себя ужимать, отрывать от семьи, в долги лезть? Вот и выкупают минимум акций - это 11 штук, нужен всего лишь один ваучер. - А может вообще не стоит покупать акции? Некоторые может и не стали бы покупать, но ведь опять будет сокращение, вот и будут те, кто не выкупил эти акции, первыми претендентами на сокращение. - Вам об этом кто-нибудь говорил? Нет, об этом не говорили и говорить не надо, так все ясно. Раз ты не вложил средства - скатертью дорога. А сокращать еще будут. Лишнего народу полно, в отпусках 50%, многие в строительной группе работают. (Коллективная беседа с прессовщиками, молодежная бригада, пролет Х, цех Y, в беседе принимали участие 6 человек)." Таким образом, информация, полученная в результате применения другого метода, в очередной раз сместила фокус исследования и заставила обратить более пристальное внимание на политику занятости, проводимую администрацией предприятия. Групповые беседы в рамках case study тесно связаны с непосредственным наблюдением с учетом места и роли новых участников изучаемых процессов в общей картине производственных отношений. Отчет о групповом интервью включал характеристики участников беседы, представленные в свободной форме, и описание ситуации, в которой она проходила, по тем же принципам, что и в индивидуальном свободном интервью. Date: 2015-06-11; view: 721; Нарушение авторских прав |