Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Case study - понятие о методеСтр 1 из 7Следующая ⇒
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ "ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ" (CASE STUDY) ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ И.М. Козина ( Самара ) В статье рассмотрены познавательные возможности изучения случая как исследовательской стратегии, тяготеющей к качественной социологии. Эвристика case study показана на материалах российско-английского проекта "Перестройка управления и трудовых отношений на предприятиях России". Предлагается описание и анализ опыта реализации стратегии case study на поисковом и основном этапах исследования на предприятиях города Самары. Анализируется логика обоснования методических решений формирования эмпирического объекта и проблемы репрезентативности, при выборе источников информации, методов сбора данных. Ключевые слова: исследовательская стратегия, обоснование управленческих решений, исследование случая, монографический подход, case study, свободное интервью, неструктурированное наблюдение, групповое интервью, респондент, интервьюер, полевое исследование. CASE STUDY - ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ В современной западной литературе по методам социологических исследований используются различные термины для обозначения метода исследования случая. Знакомство с литературой позволило выявить следующий круг понятий: метод случая (case method), изучение случая (case study), монографическое изучение (monographic study), монографический подход (monographic approach), включенное наблюдение, этнография, полевая работа. При всем разнообразии терминов авторы, их употребляющие, имеют в виду примерно одно и то же. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе. На наш взгляд, при всем разнообразии теоретических определений и практических исследований в настоящее время можно выделить, по крайней мере, два различных подхода к пониманию этого метода. Первый подход определяет case study как самостоятельный тип исследования, как самостоятельную исследовательскую стратегию. Второй подход определяет case study только как совокупность методов, применяемых на отдельных стадиях социологического исследования. Разница между этими пониманиями принципиальная. Case study как самостоятельная исследовательская стратегия предполагает получение специфического типа социологической информации, которую нельзя получить другими методами исследования. Во втором случае case study идентифицируется с качественными методами сбора эмпирических данных (чаще всего с включенным наблюдением). В задачу данной статьи не входит детальный анализ специфики каждого из этих подходов или обзор множества существующих точек зрения. В ней будет рассмотрен опыт реализации case study как исследовательской стратегии в традициях качественной социологии. Этот методический опыт связан с выполнением российско-английского исследовательского проекта "Перестройка управления и трудовых отношений на предприятиях России", который базировался на стратегии множественных case study на предприятиях Москвы, Кемерово, Самары и Сыктывкара. Общее научное и организационное руководство проектом осуществлялось Саймоном Кларком и Питером Файбразером (группа исследований проблем труда, отделение социологии, университет Уорвик, Великобритания). Употребляемый здесь применительно к нашему исследованию термин case study более соответствует тому определению, которое дает Robert Yin: " Case study - это эмпирическое исследование, которое изучает современный феномен в его реально существующем контексте, когда границы между феноменом и контекстом не очевидны и в котором и спользуется множество разноплановых источников информации ". [3, p.23.] В данном случае case study - исследовательская стратегия, предусматривающая применение самых различных методов, и даже необязательно качественных. В методологическом плане работа исследователя, применяющего case study, больше всего похожа на действия исследователя-историка, которому каким-то чудесным образом удалось присутствовать самому при интересующем его историческом событии. Его действия будут заключаться в том, чтобы охватить как можно больше источников информации, собрать как можно больше фактов и доказательств, понять при этом, что в действительности произошло, и попытаться объяснить происходящее с помощью научного, а не обыденного сознания. К недостаткам этого метода можно отнести: неизбежную избыточность информации, субъективность исследовательского подхода, сомнения по поводу возможных рамок обобщения. Однако недостатки, как известно, присущи любому методу, и выбор той или иной стратегии зависит от поставленных целей и возможностей исследователей. Если коротко суммировать особенности нашего варианта case study, то в теоретическом плане это, во-первых, наличие программы (проекта) исследования; во-вторых, четкая постановка первоначальных исследовательских вопросов при отсутствии жестких привязок к какой-либо теоретической модели; в-третьих, возможность менять фокусы исследования в зависимости от полученного материала. Практически это означает постоянную коррекцию гипотез и задач исследования, гибкость исследовательского подхода. В методическом плане особенности применения case study заключались в использовании множества источников информации и методов ее сбора, среди которых предпочтение отдавалось качественным методам. Весь ход работы условно можно разделить на три этапа: 1) предварительный, 2) основной (на каждом из них проводился весь цикл исследовательских процедур: проектирование, сбор и анализ данных) и 3) этап подготовки материалов к публикации. Последний этап еще не закончен, поэтому в данной работе он не освещается. Date: 2015-06-11; view: 783; Нарушение авторских прав |