Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Case study - понятие о методе





ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ "ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ" (CASE STUDY) ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

И.М. Козина

( Самара )

В статье рассмотрены познавательные возможности изучения случая как исследовательской стратегии, тяготеющей к качествен­ной социологии. Эвристика case study показана на материалах российско-английского проекта "Перестройка управления и трудо­вых отношений на предприятиях России". Предлагается описание и анализ опыта реализации стратегии case study на поисковом и ос­новном этапах исследования на предприятиях города Самары. Ана­лизируется логика обоснования методических решений формирования эмпирического объекта и проблемы репрезентативности, при выборе источников информации, методов сбора данных.

Ключевые слова: исследовательская стратегия, обоснование управ­ленческих решений, исследование случая, моног­рафический подход, case study, свободное ин­тервью, неструктурированное наблюдение, группо­вое интервью, респондент, интервьюер, полевое исследование.

CASE STUDY - ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ

В современной западной литературе по методам социологи­ческих исследований используются различные термины


для обозна­чения метода исследования случая. Знакомство с литературой поз­волило выявить следующий круг понятий: метод случая (case met­hod), изучение случая (case study), монографическое изучение (monographic study), монографический подход (monographic appro­ach), включенное наблюдение, этнография, полевая работа.

При всем разнообразии терминов авторы, их употребляющие, имеют в виду примерно одно и то же. Сущность такого исследова­ния заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколь­ко случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекаю­щих в обществе. На наш взгляд, при всем разнообразии теорети­ческих определений и практических исследований в настоящее вре­мя можно выделить, по крайней мере, два различных подхода к по­ниманию этого метода.

Первый подход определяет case study как самостоятельный тип исследования, как самостоятельную исследовательскую страте­гию. Второй подход определяет case study только как совокуп­ность методов, применяемых на отдельных стадиях социологическо­го исследования.

Разница между этими пониманиями принципиальная. Case stu­dy как самостоятельная исследовательская стратегия предполагает получение специфического типа социологической информации, кото­рую нельзя получить другими методами исследования. Во втором случае case study идентифицируется с качественными методами сбора эмпирических данных (чаще всего с включенным наблюдени­ем).

В задачу данной статьи не входит детальный анализ специ­фики каждого из этих подходов или обзор множества существующих точек зрения. В ней будет рассмотрен опыт реализации case study как исследовательской стратегии в традициях качественной социо­логии. Этот методический опыт связан с выполнением российс­ко-английского исследовательского проекта "Перестройка управле­ния и трудовых отношений на предприятиях России", который бази­ровался на стратегии множественных case study на предприятиях Москвы, Кемерово,


Самары и Сыктывкара. Общее научное и органи­зационное руководство проектом осуществлялось Саймоном Кларком и Питером Файбразером (группа исследований проблем труда, отде­ление социологии, университет Уорвик, Великобритания).

Употребляемый здесь применительно к нашему исследованию термин case study более соответствует тому определению, кото­рое дает Robert Yin: " Case study - это эмпирическое исследова­ние, которое изучает современный феномен в его реально сущест­вующем контексте, когда границы между феноменом и контекстом не очевидны и в котором и спользуется множество разноплановых ис­точников информации ". [3, p.23.]

В данном случае case study - исследовательская стратегия, предусматривающая применение самых различных методов, и даже необязательно качественных. В методологическом плане работа исследователя, применяющего case study, больше всего похожа на действия исследователя-историка, которому каким-то чудесным об­разом удалось присутствовать самому при интересующем его исто­рическом событии. Его действия будут заключаться в том, чтобы охватить как можно больше источников информации, собрать как можно больше фактов и доказательств, понять при этом, что в действительности произошло, и попытаться объяснить происходящее с помощью научного, а не обыденного сознания.

К недостаткам этого метода можно отнести: неизбежную из­быточность информации, субъективность исследовательского подхо­да, сомнения по поводу возможных рамок обобщения. Однако не­достатки, как известно, присущи любому методу, и выбор той или иной стратегии зависит от поставленных целей и возможностей исследователей.

Если коротко суммировать особенности нашего варианта case study, то в теоретическом плане это, во-первых, наличие прог­раммы (проекта) исследования; во-вторых, четкая постановка пер­воначальных исследовательских вопросов при отсутствии жестких привязок к какой-либо теоретической модели;


в-третьих, возмож­ность менять фокусы исследования в зависимости от полученного материала. Практически это означает постоянную коррекцию гипо­тез и задач исследования, гибкость исследовательского подхода.

В методическом плане особенности применения case study заключались в использовании множества источников информации и методов ее сбора, среди которых предпочтение отдавалось качест­венным методам.

Весь ход работы условно можно разделить на три этапа: 1) предварительный, 2) основной (на каждом из них проводился весь цикл исследовательских процедур: проектирование, сбор и анализ данных) и 3) этап подготовки материалов к публикации. Последний этап еще не закончен, поэтому в данной работе он не освещается.







Date: 2015-06-11; view: 783; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию