Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, влияющие на размер прибыли, и порядок ее распределения и использования на торговых предприятиях
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования. Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, производству, заготовкам и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобилизуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. По данным «Отчета по финансовым результатам» прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. Общую сумму прибыли рассчитывают следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и из полученного итога вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговое предприятие получило убыток от продажи товаров или основных средств и прочих активов, то он вычитается из общей суммы прибыли. Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического розничного товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитывают влияние на прибыль от реализации товаров изменения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану дли фактически за прошлый период) и делят на 100. На балансовую (общую) прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли (или убытков) от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль определяют прямым счетом. При изучении динамики прибыли исчисляются базисные и цепные темпы роста (снижения). Проводится сравнение прибыли и рентабельности данного предприятия с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми показателями. Изучается влияние факторов на прибыль предприятия. На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние большое количество факторов. Их можно подразделить на внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся экономическая ситуация в стране; уровень развития ее экономики; обеспеченность продовольственными ресурсами; меры государственного регулирования деятельности предприятий; инфляция; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию общественного питания; нарушения поставщиками и другим органами договорных условий и др. Группа внутренних факторов объединяет те, которые непосредственно связаны с результатами деятельности самого предприятия, с предпринимательской активностью субъекта. К ним относятся результаты коммерческой деятельности, объем, состав, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников и др. Прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валовых доходов, уровня издержек и уровня налогов, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. отчисляемые за счет валового дохода, — обратно пропорциональное. Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а следовательно, и прибыли. Для определения влияния этого факта на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100. Аналогичным образом можно измерить влияние на прибыль изменения фондоотдачи. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменение суммы прибыли (убытков) от реализации и выбытия основных средств, от продажи прочих активов, внереализационные доходы и потери. Влияние этих факторов на прибыль определяют прямым счетом. Анализ внереализационных доходов и расходов проводят по отдельным видам. Особое внимание следует уделять изучению причин образования внереализационных расходов, потерь, убытков, а также разработке мер по их сокращению и предупреждению. Поступившие от поставщиков, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушении договорной дисциплины, следовательно, они не должны оцениваться положительно. По каждой сумме уплаченных штрафов устанавливают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновных в возмещение причиненного ущерба. Кроме того, изучают, на сколько полученные штрафы покрывают убытки предприятий от невыполненных юридическими и физическими лицами договорных обязательств. Рост дивидендов по акциям, доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям питания, положительно характеризует их хозяйственную и финансовую деятельность. Наличие прибыли (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном году, говорит о недостатках в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение прибыли дебиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями и другими предприятиями и физическими лицами и принимают меры по их предупреждению. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки свидетельствуют о недостатках в обеспечении сохранности имущества предприятия, учетно-контрольной работе. По каждой сумме списанной на убытки недостачи проверяют обоснованность и законность списания, выясняют их причины и виновников, а главное, принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей. На основе экономико-математических методов, других современных методов планирования, используя результаты проведенного факторного анализа доходов, прибыли и рентабельности, следует определить прогнозные финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности торгового предприятия на ближайшую и длительную перспективу. При планировании доходов и прибыли, в частности, могут быть использованы методы экстраполяции, корреляции, регрессии и др. Метод экстраполяции основан на исследовании закономерностей развития изучаемых показателей в предплановых периодах (расчете и оценке средних темпов роста или прироста) и перенесения выявленных закономерностей развития изучаемых показателей на планируемую хозяйственную деятельность предприятия. Однако в условиях инфляции, и особенно гиперинфляции, применение метода экстраполяции не дает реальных планируемых показателей хозяйственной деятельности предприятия, так как невозможно спрогнозировать и учесть ее влияние на финансовые и другие показатели результатов его работы в будущем.
Рисунок 1.3. Общая схема распределения балансовой прибыли Кроме того, предприятия могут создавать фонд риска, фонд выкупа имущества и расходовать прибыль на другие цели.Действующий порядок распределения прибыли заключается в том, что прибыль предприятия должна участвовать в формировании государственного бюджета, а оставшаяся ее часть должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами. Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, модернизацию оборудования, финансирование нового строительства, реконструкции, приобретение оборудования, погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним, на пополнение собственных оборотных средств, на погашение расходов, связанных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг, на финансирование культурно-просветительной и оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей, на содержание оздоровительных лагерей и др. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения оборудования, оборотных средств и т.п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущества предприятия, увеличении собственных его средств. Фонд потребления — это источник средств, зарезервированных субъектом хозяйствования для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления, формируемый за счет прибыли, направляется на следующие цели: • выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; • выплату пособий; • оплату проезда; • выдачу беспроцентных ссуд; • установление надбавок к пенсиям работающих пенсионеров; • единовременные поощрения работников; • установление трудовых и социальных льгот; • выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бумагам. Резервный фонд создается акционерными обществами, кооперативами, товариществами и другими хозяйствующими субъектами. Он может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Акционерное общество дополнительно зачисляет в резервный фонд эмиссионный доход, то есть сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Планирование распределения прибыли предприятия осуществляется в следующей последовательности. В первую очередь определяется потребность в прибыли по направлениям ее использования (на развитие материально-технической базы; для сохранения финансовых резервов; для погашения кредитов и уплаты процентов по ним; для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов, членом которых является данное предприятие; для выплаты дивидендов и другие цели). Затем сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению. Важным вопросом анализа хозяйственной деятельности является изучение и оценка распределения и использования доходов и прибыли. Распределение доходов и прибыли производится в соответствии с Законом Республики Беларусь о налогах и сборах, другими нормативными документами и уставом предприятия. По установленным ставкам из прибыли производится начисление налога в доход государственного бюджета. Предприятия платят также из прибыли налог на недвижимость и осуществляют другие налоговые платежи, установленные законодательством. За счет валового дохода производится взимание налога на добавленную стоимость, акцизов и некоторых других обязательных платежей. Ряд налогов (налоги на землю, топливо, экологический, чрезвычайный и др.) отражаются на издержках обращения. Предприятия по установленным ставкам уплачивают налоги от полученных доходов (прибыли) от казино, эксплуатации игровых автоматов с денежным выигрышем, биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и другого имущества на аукционах, принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг. Действующая налоговая система должна давать предприятию четкую ориентацию на те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и функции управления, регулирования, стимулирования. Тяжесть налогового бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и других обязательных платежей к выручке от реализации продукции, товаров, и прочих активов. Рекомендации о снижении налогов законными способами содержатся в многочисленных публикациях по этому вопросу. Большинство из них достаточно аргументированы и представляют большой практический интерес. Это использование части доходов и прибыли на цели, льготируемые при их налогообложении. Самое главное в распределении и использовании доходов и прибыли — это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распределения и использования прибыли. При ее распределении субъект хозяйствования должен руководствоваться только действующим законодательством, своим уставом и собственными интересами.
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЧУП «ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС «ОРБИТА»
2.1 Общая технико-экономическая характеристика предприятия ЧУП «Гостиничный комплекс «Орбита»
Объектом исследования отчета по практике является гостинично-ресторанный комплекс «Орбита», который состоит из таких подразделений как гостиница «Орбита», ресторан «Орбита», а также 3 бара и 4 розничных торговых киосков. ГК «Орбита» расположен по адресу г.Минск, пр. Пушкина, 39. Основной целью деятельности ГК ЧУП «Орбита».является оказание услуг туристам в сфере общественного питания. Деятельность филиала осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом ОАО Минотель, Решениями Собрания акционеров, Правления, Дирекции и Положением ОАО Минотель. Рис. 1.1. Вид ГК ЧУП «Орбита». 14-этажное здание гостиницы "Орбита" (рис. 1.1) введено в эксплуатацию в 1991 году и отреставрировано в 1995 году. Гостиница имеет 216 номеров со всеми удобствами на 416 мест, в том числе 2 апартамента, 1 «люкс», 23 двухместных полулюкса. В номерах имеются ванна, туалет, телевизор, телефон. В каждом номере гостиницы "Орбита" имеются международная и междугородняя телефонная связь, спутниковое телевидение, радио, удобная ванная комната. Номера бизнес-класса дополнительно оборудованы системой звукоизоляции и кондиционирования, мини-барами, сейфами. К услугам проживающих: круглосуточный сервис, охраняемая парковка, экспресс-почта DHL, обслуживание официантами в номерах, торговые комплексы, салон красоты, камера хранения, сейф, пункт обмена валюты. Работает ресторан «Орбита», 4 бара, оздоровительный центр (сауна). Вечером можно отдохнуть в казино «Адмирал», ночном клубе. Ресторан "Орбита" (рис. 1.2) является составной частью ГК ЧУП «Орбита», предприятием общественного питания и представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, осуществляющий производство и реализацию продукции собственного производства: обеденной, кулинарной, кондитерской, хлебобулочной, мясных и рыбных полуфабрикатов, а также продажу широкого ассортимента покупных товаров. Для выполнения функций управления на предприятии создана структура управления, которая представляет собой совокупность специализированных подразделений, взаимосвязанных процессом принятия и реализации управленческих решений. Из приведенной в Приложении 1 схемы видно, что организационная структура управления ресторана является линейной. Такая структура является одной из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем» что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, ГК ЧУП «Орбита».является юридическим лицом и действует в РБ от имени и по поручению ОАО Минотель. Филиал имеет обособленный баланс, банковские счета, а также собственные печати и штампы, бланки, которые отражают атрибуты ОАО Минотель. Имущество филиала составляют основные фонды и оборотные средства, а так же иные материальные ценности, стоимость которых отражается на отдельном балансе. Собственником имущества является ОАО Минотель. Правом подписи финансовых документов, касающихся деятельности филиала обладает директор филиала и главный бухгалтер. Что касается организации сбытовой политики и принятия решений в сфере маркетинга, на предприятии, этим занимается исполнительный директор. В его обязанности входят следующие функции: планирование, организация, контроль на профессиональном уровне. В дополнение организационной характеристики ЧУП ГК «Орбита» рассмотрим материалы представленные в таблице 2.1 и Приложении 7.
Таблица 2.1. Основные показатели хозяйственной деятельности ЧУП ГК «Орбита», млн. руб.
Эффективность функционирования ЧУП ГК «Орбита» может определяться на основе показателей хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия за 2005 – 2009 гг. (табл. 2.1 и Приложения 7). Рассмотрим более подробно финансово-хозяйственную деятельность ЧУП ГК «Орбита»на основании данных таблицы 2.1, и отчетов о прибылях и убытках (Приложение 8,9,10) млн. руб.
Рис. 2.1. Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ГК «Орбита» за 5 лет, в млн. руб. Из таблицы 2.1 и Приложения 7 и рис. 2.1 видно, что товарооборот как в действующих,/ так и в сопоставимых ценах увеличился все годы подряд, за последние 2 года его рост составил 20,2 и 30,6% соответственно, а в сопоставимых ценах 3,7 и 11,1 соответственно%. Также можно отметить рост товарооборота в действующих и сопоставимых ценах на 1 м2 общей площади в 2009 году по сравнению с 2005 годом на 18,5 %, что является положительной тенденцией. Это произошло, прежде всего, за счет увеличения валового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах ЧУП ГК «Орбита». Темп прироста товарооборота на одного работника в 2009 году по сравнению с 2005 годом составил 10,5 % в сопоставимых ценах. Это связано с быстрым темпом роста товарооборота по сравнению с темпом роста численности (110,58 к 105,5 %). Среднесписочная численность увеличилась на 7 человек по сравнению с прошлым годом и на 16 человек по сравнению с 2005 г., что повлияло на выработку на одного работника. В действующих ценах она увеличилась на 10,5%. По предприятию в течении ряда лет наблюдается постоянное увеличение издержек обращения по сравнению с прошлым годом на 29,6%. Уровень же издержек обращения за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизился на 0,93%, что является положительным моментом в деятельности предприятия. Темп роста валового дохода ЧУП ГК «Орбита», как видно табл. 2.1, рис. 2.1 и Приложения 7 в абсолютном выражении за ряд лет увеличивался и в 2009 г. по сравнению с 2008 г. прирост составил 32,7%. Вместе с тем, произошло увеличение на 1,41 % пункта уровня валового дохода, хотя в предыдущие годы уровень валового дохода к товарооборота имел тенденцию снижения. Это являлось отрицательным моментом. Если сравнивать со средним уровнем валового дохода гостинично-ресторанного предприятия сети города, который составляет 21 – 24 %, то видно, что данный уровень валового дохода выше среднего уровня. В 2009 году ЧУП ГК «Орбита» выполнило поставленные задачи по развитию материально-технической базы предприятия, расширению ассортимента и номенклатуры товаров и услуг, что способствовало устойчивой работе предприятия. На 2010 - 2011 годы стратегической задачей предприятия является рост товарооборота в сопоставимых ценах, а следовательно и увеличение прибыли, для достижения чего требуется дальнейшее развитие материально-технической базы, расширение ассортимента реализуемых товаров и услуг, а также наиболее полное удовлетворение спроса клиентов. Хотя из анализа таблицы 2.1. и Приложения 7 видно, что финансово-экономическое положение ЧУП ГК «Орбита» довольно устойчиво, однако у предприятия имеются возможности улучшить результаты финансово - хозяйственной деятельности возможно за счет более четкой организации деятельности на данном предприятии, что повлечет за собой увеличение прибыли предприятия. В следующей главе исследования дадим более глубокий анализ показателям прибыли и рентабельности на данном предприятии.
Date: 2015-07-10; view: 834; Нарушение авторских прав |