Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Основные тенденции в сфере современного социального и гуманитарного познания. Значение этического дискурса





1. Дисциплинарная структура современного социального и гуманитарного знания, тенденции ее изменения.

2. Различие оснований социальных наук и гуманитарных дисциплин. Значение гуманистической традиции для гуманитарного знания.

3. Различие этического и социологического дискурсов, «этического человека» и «актора». Возвращение этического дискурса в современное социальное познание. Этические концепции П. Рикера, Ю. Хабермаса.

4. Особенности позиции ученого в сфере социальных и гуманитарных исследований. Тенденция к интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

 

 

IV. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Вопросы к кандидатскому экзамену составлены и сгруппированы следующим образом: по первому разделу «Общие проблемы философии науки» – 30 вопросов, обязательных для всех аспирантов и соискателей; по второму разделу (трем подразделам) – по 10 вопросов в зависимости от областей знания, по которым проводится диссертационное исследование. Таким образом, в соответствии с программой курса экзамен сдается по блокам из 40 вопросов, относящихся к соответствующей области знания (естественные, технические и социально-гуманитарные науки; первый, второй и третий потоки соответственно).

 

Экзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей

 

1. Предмет и основные проблемы философии науки. Теоретичность и рациональность как характеристики научного знания. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре.

2. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания.

3. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира».

4. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Смысл концепций эволюционной эпистемологии (К. Поппер, И. Лакатос и др.).

5. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации). Теоретико-методологический плюрализм («методологический анархизм») Фейерабенда.

6. Антропологические сдвиги в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания.

7. Донаучные типы познания. Особенности мифологического мировосприятия. «Осевое время» культуры (К. Ясперс). Значение и смысл историко-философского анализа истоков науки и ее становления в «послеосевое» время.

8. Рациональность как мировоззренческая установка. Основные культурно-исторические типы рациональности.

9. От мифа к логосу: становление теоретического знания. Философия как первая форма теоретического мышления, основные особенности теоретико-концептуального мышления античности. Античная математика, роль метафизики, понимание законов природы и общества.

10. Философия и наука. Особенности предметов их исследования, историческая взаимосвязь и «теоретическое родство» в современности. Пограничность и рефлексивность философского знания.

11. Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Характер влияния христианства на образ современной науки (особенность картины мира, историзма, теории познания, антропологии).

12. Научная революция конца XVI–XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания.

13. Наука как деятельность по получению нового знания, проблема получения и обоснования последнего. Две базисные стратегии получения научных знаний и разработка основных методов научного познания (Ф. Бэкон,
Р. Декарт).

14. «Трансцендентальный идеализм» И. Канта как методологическая установка. Смысл антропологического поворота («коперниканского переворота») в анализе теоретического знания, современное значение антропологического подхода для науки.

15. Наука в контексте культурного и цивилизационного развития человечества. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Инновационный характер научной деятельности. Природа технологии и технологизация образа жизни западной цивилизации.

16. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

17. Знание в символическом мире культуры, специфика науки как знания, дискуссии об его онтологическом статусе. Идеальность знания (образов, понятий, абстракций науки) как способ его бытия в культуре.

18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения (коммуникаций) в их формировании и функционировании.

19. Структура эмпирического знания. Особенности эксперимента и наблюдения в науке. Роль измерения и функции прибора. Проблема теоретической нагруженности фактов науки и ограниченные возможности индукции.

20. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис.

21. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Специфика научных текстов. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании.

22. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук. Социокультурные функции науки.

23. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований.

24. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания. Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития.

25. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.

26. Рациональность как ценность культуры, особенности ее классического идеала. Классический и неклассический образы научной рациональности в ХХ веке, антропная гипотеза в современном естествознании.

27. Объект и субъект познания. Проблема истины в науке. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Классическая и неклассические концепции научной истины.

28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в ХХ веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью.

29. Современное научное развитие в свете глобальных проблем человечества. Причины кризиса классического идеала рациональности, отчуждение как проблема философии науки.

30. Особенности постнеклассической науки. Антропологические сдвиги в самосознании научного сообщества. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.

 

Экзаменационные вопросы раздела 2.1

Date: 2015-06-11; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию