Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министру государственной безопасности СССР товарищу абакумову





*Докладываю, что министерством общественной безопасности Польши вскрыта шпионско-вредительская организация, созданная по заданию лондонского эмигрантского «правительства» на железнодорожном транспорте Польши.

По делу арестовано 11 человек, в том числе*2:

ВЕНЦЕК Казимир, поляк, член партии «Стронництво народове», возвратившийся в 1947 году из Англии вПольшу, до ареста заместитель директора финансового управления Генеральной дирекции железных дорог;

ЛЕВИЦКИЙ Вацлав, поляк, член партии «Стронництво народове», начальник планово-финансового отдела департамента коммуникаций Государственной комиссии хозяйственного планирования;

ЦЕХОНЬСКИЙ Здислав, поляк, бывший офицер старой польской армии, начальник отдела управления материально-технического снабжения Генеральной дирекции железных дорог;

 

КОРДЗИК Мечислав, поляк, бывший офицер старой польской армии и участник «Армии Краевой», начальник отдела департамента материального снабжения Министерства путей сообщения.

Арестованный ВЕНЦЕК на допросах показал, что, находясь до апреля 1947 года в Лондоне, он работал в железнодорожном отделе «министерства» промышленности и торговли польского эмигрантского «правительства».

*В конце 1946 года АРЦИШЕВСКИЙ и другие представители польской эмиграции предложили ВЕНЦЕКУ возвратиться в Польшу, где проводить нелегальную деятельность на железнодорожном транспорте, готовить кадры для руководящей работы на случай перемены власти в Польше и возвращения эмигрантского «правительства»*.

ВЕНЦЕК согласился с предложением АРЦИШЕВСКОГО и перед выездом в Польшу получил от него конкретные задания по организации шпионско-подрывной деятельности на польском железнодорожном транспорте.

Прибыв в Польшу, ВЕНЦЕК устроился на работу в Министерство путей сообщения и установил связь с рядом своих старых знакомых из числа руководящего состава министерства.

В 1947 году ВЕНЦЕК связался с ЛЕВИЦКИМ (арестован), которого информировал о положении в лондонском эмигрантском «правительстве» и о заданиях, полученных им в Лондоне.

ЛЕВИЦКИЙ, в свою очередь, рассказал ВЕНЦЕКУ о существовании созданной им нелегальной организации «Закон польский», работающей под руководством партии «Стронництво народове», и предложил ВЕНЦЕКУ вступить в эту организацию.

После взаимной договоренности ЛЕВИЦКИЙ и ВЕНЦЕК развернули активную деятельность по вербовке членов в организацию «Закон польский» и вовлекли в ее состав ряд руководящих работников министерства путей сообщения, которым дали задания вербовать лиц, недовольных существующим строем, а также бывших сторонников довоенных правых партий, рекомендуя им в целях конспирации вступить в ППР и ППС.

Как показали ЛЕВИЦКИЙ и ВЕНЦЕК, организация «Закон польский» делилась на три так называемых конвента — железнодорожный, междуминистерский и военный. На периферии организация «Закон польский» имела свои ячейки, созданные при дирекциях железных дорог.

*В задачу железнодорожного конвента входило: задерживать социалистическую перестройку польского железнодорожного транспорта путем организации саботажа, подготавливать кадры для захвата руководящих должностей на транспорте в случае государственного переворота, а также собирать и передавать лондонскому эмигрантскому «правительству» шпионские сведения о состоянии польских железных дорог*.

На междуминистерский конвент, созданный ЛЕВИЦКИМ в мае 1949 года из представителей различных министерств, возлага-

 

лись разработка и проведение по министерствам мероприятий, направленных к срыву социалистической перестройки страны.

*В задачу военного конвента входили мероприятия по ограничению влияния советских военных специалистов и подготовка своих кадров в Войске польском*.

Практическая деятельность военного конвента следствием пока не вскрыта, однако ЛЕВИЦКИЙ и ВЕНЦЕК показали, что в него вошли генералы старой польской армии КЕТЛИНГ, РУММЕЛЬ, ЛИТВИНОВИЧ, БОРТНОВСКИЙ, ЦЕПА и другие.

Следствием установлено, что к ВЕНЦЕКУ после его возвращения в Польшу пять раз являлись из Лондона связники, которым он передал отчеты о работе подпольной организации на транспорте, экземпляр финансово-хозяйственного плана работы железных дорог Польши на 1949 год, данные об эксплуатации железных дорог за 1947 и 1948 годы и другие секретные материалы министерства путей сообщения.

Во время последней встречи со связником, состоявшейся в конце ноября 1949 года, ВЕНЦЕК получил задание добыть планы Варшавского, Краковского и Катовицкого железнодорожных узлов и организовать диверсии на объектах железнодорожного транспорта с помощью диверсионных групп, которые он должен был создать.

ЛЕВИЦКИЙ и ВЕНЦЕК создали ячейку организации «Закон польский» и в Министерстве общественной безопасности Польши, завербовав в первой половине 1950 года сотрудников транспортного отдела этого министерства — МАЛЯДУ Юзефа, НАПЕРАЛА Марьяна и ГРАЙДУ-ВЕНЦЛЕВИЧ Софью (арестована), от которых получали информацию об имеющейся на транспорте агентуре органов общественной безопасности.

Кроме того, ЛЕВИЦКИЙ и ВЕНЦЕК дали указание завербованным ими сотрудникам Министерства общественной безопасности вербовать в ряды «Закона польского» других сотрудников министерства, непосредственно ведущих разработку подпольных организаций на железнодорожном транспорте.

*Всего по показаниям ЛЕВИЦКОГО и ВЕНЦЕКА проходит свыше 80 человек организации «Закон польский», из которых 63 человека являются работниками Министерства путей сообщений и управлений железных дорог Польши*.

Следствие по делу продолжается.

№ 2536

(Безбородов)

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1300. Л. 46-50. Подлинник.

___________________
1 Разослано И.Сталину, Г.Маленкову, Л.Берии, Н.Булганину.
2 Текст, помеченный *—*, отчеркнут по левому полю вертикальной линией. Пометы В.Молотова.

 

 

 

№ 147

Сопроводительное письмо В.Г.Григорьяна И.В.Сталину
с приложением постановления политбюро ЦК БКП
о состоянии войск МВД, охране государственных границ
Болгарии и внутреннего порядка
1

г. Москва—София

2 декабря 1950 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

Товарищу СТАЛИНУ

Представляю в переводе с болгарского языка поступившее в ЦК ВКП(б) 1 декабря с.г. постановление политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии о состоянии войск МВД, об охране государственных границ и внутреннем порядке в Народной Республике Болгарии.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОМИССИИ ЦК ВКП(б) (В.Григорьян)

СОВ. СЕКРЕТНО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Политбюро Центрального комитета Болгарской коммунистической
партии о состоянии войск при МВД, охраны государственных
границ и внутреннего порядка в НРБ

Заслушав доклад о состоянии войск при МВД, охраны государственных границ и внутреннего порядка, политбюро Центрального комитета Болгарской коммунистической партии констатирует следующее:

1. Несмотря на ряд проведенных серьезных организационных мероприятий по укреплению войск МВД, особенно в настоящем, 1950 году, их организация все еще не соответствует полностью требованиям современной обстановки.

Управление и штаб пограничных войск в организационном отношении не представляют полноценного центра по руководству и контролю.

Охраняемые участки границы пограничными секторами и участками — большие, вследствие чего и ввиду горного характера большей части границы оперативное руководство заставами и участками чрезвычайно затруднено.

Личный состав пограничных застав по южной и юго-восточной границе недостаточен для обеспечения надежной охраны.

Далеко неудовлетворительна и организация внутренних войск. Подчинение существующих отдельных батальонов непосредственно управлению погранвойск не дает возможности для правильного руководства и управления.

2. Офицерским составом по штату на 1950 год пограничные войска пополнены в настоящий момент на 70%, а до конца года

 

штат будет пополнен офицерами на 92%, при условии, если будут призваны все офицеры запаса, согласно решению ЦК от 1949 года.

При таких намеченных организационных мероприятиях и усилении пограничных и внутренних войск на 1951 год процент пополнения их офицерским составом снова чувствительно понизится, в основном за счет руководящего состава, что вызовет необходимость проводить в войсках МВД более смело такую кадровую политику, чтобы хорошо и отлично исполняющие свои обязанности офицеры, сержанты и солдаты систематически выдвигались на вышестоящие должности.

Однако чрезвычайно плохо обстоит дело с качеством офицерского состава. В большинстве своем он состоит из молодых по возрасту и служебному стажу офицеров со слабой военной и пограничной подготовкой, а также и с небольшим житейским опытом.

3. Идеологическое и моральное состояние личного состава войск МВД в основном здоровое. Офицерский и особенно рядовой состав при хорошем и правильном воспитании и руководстве способен выполнить возложенные на него задачи.

Слабым и недостаточным, однако, является партийное ядро — для погранвойск — 10% и для внутренних — 8% по отношению ко всему личному составу.

С другой стороны, личный состав почти целиком по происхождению из села и несет в себе остатки мелкобуржуазной идеологии. Происходящие процессы политического и экономического развития, социальное переустройство, классовая борьба в нашем селе и настроения, связанные с этим, находят отражение в среде личного состава пограничных и внутренних войск.

Вместе с тем, ввиду того обстоятельства, что пополнение войск проводилось до сих пор в большей степени без учета того, что в них нужно посылать только верных партии и народной власти солдат и офицеров, то в войска попало немало политически неблагонадежных элементов.

В 1950 году изменили Родине в 8 случаях — 11 человек. Раскрыто 5 групп, подготовлявших бегство за границу, в связи с чем задержано 15 человек, а остальные 5 групп разрабатываются.

При проведенной недавно беглой проверке было установлено более 350 неблагонадежных солдат, из которых одна часть была переведена для продолжения службы в войска трудовой повинности, а другая на службу в тыловые части на менее активные границы. Были раскрыты и уволены в сентябре месяце 50 политически неблагонадежных сержантов сверхсрочной службы.

Не менее 5—6% всего офицерского состава также неблагонадежны, которые после основательной проверки, которая сейчас проводится, будут уволены.

4. Вследствие слабой военной подготовки офицерского состава, пережитков прошлого и несмотря на приложенные усилия со стороны командования, общее состояние войсковой дисциплины находится на низком уровне и не обеспечивает качественного исполнения задач в новой обстановке.

 

Приказы старших начальников не стали законом для военнослужащих, и они не всегда исполняются добросовестно, точно и своевременно, особенно со стороны офицерского состава, в том числе и со стороны многих руководящих офицеров, которые показывают нехороший пример своим подчиненным. В последнее время за неисполнение приказов и боевых задач со стороны руководящего офицерского состава было наложено много взысканий, как, например, на командиров 2 и 11 пограничных секторов, на командира 3-го участка 8-го пограничного сектора и некоторых командиров застав.

5. Политическая, боевая и служебно-тактическая подготовка личного состава войск МВД слаба, что сильно влияет на качество службы по охране границ и внутреннего порядка.

Политические занятия проводятся несистематически и все еще имеют абстрактный характер, они оторваны от задач жизни и деятельности войск.

Вследствие низкой дисциплины и слабой военной подготовки командного состава планы и программы по боевой подготовке не исполняются, а проводимые занятия в качественном отношении находятся на низком уровне.

6. Пограничные войска вооружены оружием различных систем, большинство наличного оружия старое, молодые солдаты обучались одним оружием, а на границе получали другое, из которого никогда не стреляли и с которым не знакомы.

Необходимо перевооружить пограничные войска годным современным оружием одной системы.

7. Расквартирование в помещениях и особенно подразделений на самой границе не удовлетворяет даже самым скромным нуждам и требованиям. Почти нигде нет бани и условий для поддержки элементарной чистоплотности. Многие подразделения на границе не имеют самых простых печей и крытых помещений для столовых.

Большинство офицеров, сержантов и военнослужащих на границе не обеспечено квартирами, последние живут отдельно от своих семей, что отражается отрицательно на их работе.

8. Материальное и техническое обеспечение войск неудовлетворительное.

Теплую одежду для зимы подразделениям, которые несут службу в горных районах, не выдают, дополнительный паек военнослужащих в этих районах недостаточен, снабжение офицеров и их семей продуктами первой необходимости не организовано.

Зарплата офицеров, сержантов и военнослужащих низка и должна быть увеличена.

Крайне недостаточно имеется транспортных средств. По разнарядке войскам не хватает большого количества автомашин, мотоциклов, коней и мулов.

Серьезным недостатком снабжения войск продуктами питания является то обстоятельство, что некоторые продукты, как мясо, овощи и прочее, доставляются войскам не по плану. Доставка на

 

места этих продуктов не всегда возможна, ввиду чего снабжение подразделений на границе мясом, овощами и прочими продуктами нерегулярное.

9. После приезда советских товарищей-советников с их помощью были внесены изменения и улучшения в методы руководства, в планирование, в организацию и методы приема охраны2 границы.

Произведены основные проверки активных границ и оперативно важных направлений, в результате чего были разработаны все остальные вопросы и издан ряд руководящих документов, определяющих оперативно-служебную деятельность войск.

Проведен ряд служебных сборов и совещаний с руководящими офицерами с границы, которым даны исчерпывающие и конкретные указания по планированию, организации и осуществлению охраны границы, и высшее руководство было связано с пограничными заставами. Началось осуществление проверки и контроля сверху донизу. Приступили и проводится инженерно-техническое оборудование границы.

В результате проведенных мероприятий, начиная с начала 1950 года, состояние охраны государственных границ постепенно улучшается.

По сравнению с 1949 годом количество безнаказанных нарушений границы сократилось на 20%.

Независимо от этого несомненного улучшения, в охране государственных границ существуют еще серьезные недостатки, границы охраняются все еще ненадежно, допускаются безнаказанные нарушения границы. Основными причинами ненадежной охраны государственных границ являются: неподготовленность и неопытность офицерского, а отсюда и всего личного состава, старые навыки и застоявшиеся методы в работе; наличие слабого чувства к новому и отсутствие у многих офицеров желания к действительному переустройству; ввиду слабой партийно-политической работы и воспитания у личного состава отсутствует в достаточной мере чувство ответственности перед партией и правительством, вместо этого налицо вредное для войск благодушие и политическая беззаботность; слабо поставлена и организована агентурно-оперативная работа; необорудованность границы в инженерно-техническом отношении; неудовлетворительное состояние связи; слабая разъяснительная и массово-политическая и воспитательная работа среди местного пограничного населения, нередки проявления плохого отношения к этому населению, нарушение революционной законности; а также и наличие вражеских и эмиграционно настроенных элементов, которыми засорена пограничная зона.

Особенно сильно нужно подчеркнуть отсутствие заботы со стороны командного состава о живом человеке как самом ценном капитале войск.

Начальствующие лица не изучают нужды личного состава и не реагируют своевременно на них. Не проявляют заботы о доставке и приготовлении достаточной, разнообразной и питательной

 

пищи. Не борются за улучшение культурно-бытовых условий личного состава, почти нигде нет бань и сушилок, одежда и обувь не ремонтируются, не прилагаются усилия для обеспечения личному составу семичасового непрерывного сна в сутки, вследствие чего сон на посту является неединичным и нередким явлением. В пограничных и внутренних войсках все еще имеют место отдельные случаи избиения солдат.

10. Штаб пограничных войск и штабы секторов вследствие их неукомплектованности и неподготовленности офицеров все еще не стали действительными органами руководства и контроля, и очень мало делается для их построения и обучения как таковых.

11. Отношение к государственному военному имуществу, хранение и эксплуатация моторных перевозочных средств и конского состава плохое. Многие военнослужащие не смотрят на государственное имущество и материальные ценности, как на свое и допускают повреждение, разбазаривание и расхищение, а решительной борьбы с этими проявлениями не ведется.

12. Партийно-политическая работа в пограничных войсках слабая, неправильно направлена, не обеспечивает качества служебно-оперативной деятельности последних и надежной охраны границ. Она еще не проявила себя главным рычагом, через который осуществляется практическое исполнение задач, стоящих перед войсками.

Политотдел при пограничных войсках и партийные организации не проводят работу по мобилизации личного состава за высокую и острую политическую бдительность. На многочисленные факты отсутствия политической бдительности они не реагируют. Вопросами сохранения военной и государственной тайны, воинской дисциплины, вопросами о строгом соблюдении революционной законности и заботы о личном составе политотдел и партийная организация не занимаются.

Критика и самокритика как испытанный метод для устранения недостатков и ошибок почти не используется политическими органами, партийными и молодежными организациями. Вместо непримиримости к допущенным слабостям и ошибкам в работе существует фальшивая демократия и вредный для войск гнилой либерализм.

Командиры пограничных секторов и участков не стремятся лично руководить работой политработников и фактически устранились от партийно-политической работы.

Политические занятия проводятся несистематически, формально и некачественно. К занятиям политработники готовятся несерьезно, конспекты не проверяются и не утверждаются старшими офицерами-политработниками, контроль за качеством политических занятий со стороны политработников УПВ и секторов не осуществляется. Семинары проводятся редко и на низком уровне; показательные политзанятия вообще не практикуются.

Такое положение в пограничных войсках является следствием недооценки идейно-политического воспитания личного состава в

 

момент обостренной политической обстановки; плохого, устаревшего и негодного метода руководства; отсутствия строгого контроля за исполнением; низкой взыскательности; недопустимого в войсках добродушия и примиренческого отношения к существующим слабостям и ошибкам; потери политической остроты со стороны офицеров-политработников.

За плохое состояние партийно-политической работы несет ответственность командование пограничных войск и прежде всего бывший начальник политотдела и зам. командира по политчасти С.МАРКОВ, который не проявил желания перестроиться и перестроить партийно-политическую работу и направить все усилия коммунистов на решение поставленной перед пограничными войсками ответственной задачи. Более того, С.МАРКОВ не изучал службу по охране границы и тем самым довел до оторванности партийно-политической работы от жизни и деятельности войск.

13. Контроль и руководство за работой политотдела и партийных органов пограничных войск со стороны ЦК до сих пор регулярно не обеспечивались.

14. Необходимо внести полную ясность в задачи пограничных войск на случай войны и выработать отчетливую, полную и ясную линию взаимодействия между народной армией и войсками МВД.

Нужно будет также урегулировать с MHO все вопросы, связанные с мобилизационными формированиями пограничных и внутренних войск.

15. Пограничные и внутренние войска, представляющие собой авангардные силы НРБ, на которые партия и правительство возложили исполнение исключительно важных задач по охране и обороне государственных границ, по обеспечению государственной безопасности и политического порядка в стране, все еще находятся не на высоте требований обстановки и решаемых ими задач.

Для того, чтобы быстро и решительно улучшить состояние войск МВД и повысить качество службы по охране государственной границы и внутреннего порядка, политбюро Центрального комитета Болгарской коммунистической партии ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Пограничные и внутренние войска МВД НРБ должны строиться, обучаться и воспитываться, как строились и строятся, обучались и обучаются, воспитывались и воспитываются пограничные и внутренние войска Советского Союза.

Под руководством и контролем Центрального комитета Болгарской коммунистической партии министр внутренних дел, командир пограничных войск, командир внутренних войск должны обеспечить самое широкое и всестороннее использование опыта советских пограничников-чекистов в организации, обучении и воспитании пограничных и внутренних войск как самой надежной вооруженной опоры партии и народно-демократической власти у нас.

Весь личный состав войск должен изучать на деле сложное искусство по охране государственных границ и внутреннего порядка, созданное советскими чекистами в жестокой борьбе по охране завоеваний Октябрьской социалистической революции.

 

2. Министру внутренних дел разработать план необходимых мероприятий и быстро довести до конца намеченное в начале 1950 года переустройство в работе руководства сверху донизу и прийти к коренному улучшению качества служебно-боевой деятельности войск, решительно улучшить охрану и оборону государственных границ и внутреннего порядка и в будущем не допускать безнаказанных нарушений государственной границы.

3. Командиру пограничных войск, командиру внутренних войск и начальнику политотдела УПВ принять все меры к коренному улучшению и повышению качества партийно-политической работы в войсках МВД и превратить ее в основной рычаг для обеспечения политической, боевой, оперативной и служебно-тактической подготовки всего личного состава войск, в главный, основной рычаг для обеспечения исполнения исключительно ответственных задач, возложенных на войска.

4. Для осуществления непосредственного руководства политотдела и постоянного контроля за партийно-политической работой в войсках МВД, политотдел УПВ включить в аппарат ЦК БКП с правом сектора при последнем по партийно-политической работе в войсках МВД.

5. Комиссии в составе председателя — секретаря ЦК тов. Георги ЦАНКОВА и членов: инспектора ЦК — тов. Страшимира КАМЕНОВА, представителя политического управления Народной армии — полковника ХАНЫМОВА и из управления пограничных войск — подполковника РАДОЕВСКОГО и старшего лейтенанта РИДЖАЛЬСКОГО до конца настоящего 1950 года провести обследование партийно-политической работы в пограничных и внутренних войсках и внести в политбюро предложения по ее улучшению.

6. Политбюро ЦК обязывает министра внутренних дел, командира пограничных войск, командира внутренних войск и всех коммунистов в войсках МВД повести решительную борьбу против бездушного и чуждого отношения к живому человеку со стороны командного состава и заботу о личном составе считать как одну из самых важных предпосылок для обеспечения высокого боевого духа и политико-морального состояния войск.

Во всех случаях избиения подчиненных виновные будут увольняться и отдаваться под суд.

7. Министру внутренних дел до 1 февраля 1951 года провести тщательную проверку всего офицерского состава пограничных и внутренних войск и уволить со службы всех политически неблагонадежных и неработоспособных офицеров.

8. Министру внутренних дел пересмотреть штат и организацию войск МВД и еще в 1951 году окончить их основную реорганизацию и укомплектовать офицерским составом, причем, прежде всего заполнить штатные должности органов управления.

При укомплектовании войск МВД офицерским составом проводить такую кадровую политику, чтобы хорошо и отлично работающие офицеры, сержанты и солдаты, независимо от их звания и

 

срока службы в войсках, систематически выдвигались и назначались на вышестоящие должности.

Те офицеры, которые проявляют недисциплинированность и не справляются со своей работой, должны сниматься с занимаемых ими должностей. Плохо работающих офицеров назначать на работу с понижением на одну—две должности, а если необходимо, то понижать в звании или увольнять.

Министру внутренних дел пересмотреть организацию управления пограничных войск и управлений пограничных секторов и произвести расстановку кадров таким образом, чтобы последние стали действительно полноценными органами по руководству и контролю.

В штат на 1951 год включить следующее:

а) С целью повысить оперативность руководства определить должности зам. командира пограничных войск и зам. начальника штаба.

б) Предусмотреть и создать 5 новых пограничных секторов, 5 пограничных участков и 15 застав.

в) Увеличить численность личного состава на заставах по греческой и турецкой границе с 32 до 45 человек, а по черноморской и дунайской границе с 15 до 20 человек.

г) Общую численность личного состава пограничных войск в 1951 г. довести до 17.000 чел., в 1952 г. до 19.100 чел.

д) Существующие 10 стрелковых батальонов и один артиллерийский дивизион внутренних войск переформировать в специальную дивизию, численность личного состава которой в 1951 г. довести до 7500 чел., в 1952 г. до полного штата — 10.000 чел.

До 1 ноября 1950 года тов. ХРИСТОЗОВУ представить в Совет министров на утверждение список штатных должностей дивизии и в рамках отпущенных кредитов по бюджету на 1950 год приступить немедленно к формированию управления дивизии и полков, а до конца 1951 года окончательно закончить ее организацию и укомплектование.

9. Возлагается на отдел «Партийные органы» и отдел кадров при ЦК партии до 1 февраля 1951 года подобрать, предложить на утверждение политбюро и передать войскам МВД 30 политработников, подходящих для работы в политотделе пограничных войск и пограничных секторах, в управлении дивизии и полках внутренних войск. Кроме них, в этот же срок подобрать, предложить на утверждение и передать 110 подходящих членов партии для укомплектования низовых должностей по штату дивизии внутренних войск политическими, партийными и молодежными работниками-офицерами.

Министру народной обороны для создания основ особой дивизии (внутренних войск) откомандировать в нее до конца 1950 года безусловно верных партии офицеров-специалистов, как-то: артиллеристов — 23, танкистов — 15, инженеров — 10, связистов — 14, химиков — 1, оружейников — 10 и политических офицеров — 20, а в будущем 1951 году передать в войска МВД специалистов-офи-

 

церов: артиллеристов — 64, связистов — 40, инженеров — 15, моряков — 13, танкистов — 20, фельдшеров — 10, химиков — 7, интендантов — 20, оружейников — 20, техников-шоферов — 10 и из НШЗО (Народная школа офицеров запаса) — 100 пехотинцев.

Министру народной обороны представить места в нормальных3 военных и военно-политических училищах Народной армии для войск МВД:

а) На 1951—52 учебный год для политических офицеров — 50, артиллеристов — 40, моряков — 7, танкистов — 5, инженеров — 15, связистов — 7, химиков — 2 и оружейников — 30.

б) На 1952—53 учебный год дня политических офицеров — 30, артиллеристов — 10, моряков — 7, танкистов — 5, инженеров — 18, связистов — 7, химиков — 2 и оружейников — 18.

в) На 1953—54 учебный год для политических офицеров — 30, артиллеристов — 5, моряков — 7, танкистов — 5, инженеров — 8, связистов — 7, химиков — 2 и оружейников — 8.

10. Министру внутренних дел организовать на широкой основе переподготовку руководящего офицерского состава, политработников и др., используя свое пограничное училище, пограничные военные заведения Советского Союза и представленные для войск МВД места в военно-учебных заведениях нашей Народной армии.

11. Министру народной обороны предусмотреть места для переподготовки офицеров войск МВД за счет этого же министерства:

а) На 1951 г. в ВАК — 4 места, Военный академии — 15, Военно-политической академии — 3, курсах при НВУ «В.Левский» — 25, курсах при артиллерийском училище — 7 и при военно-морском училище — 3.

б) На 1952 г. в ВАК — 4, Военной академии — 10, Военно-политической академии — 5, на курсах при НВУ «В.Левский» — 30, на курсах при артучилище — 10, при танковом училище — 5 и при военно-морском училище — 10.

12. Министру внутренних дел внести предложение о следующих изменениях в законе о военнослужащих:

а) В статью 52 включить новый пункт следующего содержания: «Присвоение очередного звания офицерам и сержантам погранвойск сверхсрочной службы, которые служат на пограничных заставах и участках, производить так же, как и в Народной армии, причем год службы в одном и том же звании считать за полтора года».

б) Статью 77 отредактировать следующим образом: «Настоящий закон и изданные по статье 75 этого же закона уставы, наставления, распоряжения и инструкции министром народной обороны распространяются и на войска Министерства внутренних дел, причем, в этом случае права, которые имеет министр народной обороны, даются и министру внутренних дел.

Все свои распоряжения, касающиеся прав и обязанностей, перевода на службу и во всех случаях значительных, групповых присвоений очередного звания военнослужащим войск МВД, ми-

 

нистр внутренних дел согласовывает вопросы с министром народной обороны»4.

13. Для обеспечения соблюдения революционной законности и для более эффективного воздействия и воспитания личного состава войск МВД, государственной безопасности и милиции, создать в настоящем году при Министерстве внутренних дел военный суд и военную прокуратуру, в связи с чем тов. ХРИСТОЗОВУ внести предложение в Совет министров.

14. Собрать данные о наличии оружия по всей стране и в течение месяца т.т. ПАНЧЕВСКОМУ И ХРИСТОЗОВУ внести предложение в политбюро о его распределении и использовании.

15. Т.т. Райко ДАМЯНОВУ, Руси ХРИСТОЗОВУ и Карло ЛУКАНОВУ в течение 15 дней внести предложение по доставке войскам МВД необходимого количества моторных, транспортных средств, проволоки для сигнальных телефонных линий и колючей проволоки для инженерно-технического оборудования границы.

16. Изменить пункт о пограничном морском дивизионе в постановлении политбюро о состоянии военно-морских сил от 29 июня 1950 г. следующим образом:

а) министерству народной обороны взять на специальное морское снабжение и обеспечивать ремонт в доке катеров пограничного морского дивизиона, причем последний во всех отношениях подчиняется пограничным войскам. Военно-морские силы должны оказывать всестороннюю помощь в военно-морской и технической подготовке личного состава дивизиона;

б) пограндивизион морских катеров до окончания строительства своей базы оставить в Бургасе;

в) министрам народной обороны и внутренних дел с помощью необходимых специалистов в течение месяца определить место построения базы дивизиона и представить смету на необходимые для этого средства и материалы;

г) министру внутренних дел создать группу из компетентных офицеров, которая должна изучить основательно условия по охране наших морских границ и в течение месяца представить доклад с предложениями о ее всестороннем усилении.

17. Т.т. ПАНЧЕВСКОМУ, ХРИСТОЗОВУ и Ангелу ЦАНЕВУ изучить вопрос о возможности достройки неоконченной дороги между селом Петрово Санданской околии и селом Гайтаниново Гоце Делчевской околии с тем, чтобы последняя была закончена до конца лета 1951 года.

18. Министрам народной обороны и внутренних дел установить систему набора в войска МВД только верных партии и народной власти молодых солдат.

19. Министру внутренних дел внести в таблицу обмундирования пункт о выдаче на пограничных заставах в горных районах: теплые шапки, полушубки, телогрейки (комплект), теплую обувь и портянки.

 

На 1951 год предусмотреть и выдать: теплых шапок — 6000 штук, полушубков — 200 штук, телогреек (комплект) — 6000 штук.

Личному составу внутренних войск, несущему службу на границе, и личному составу, несущему службу по охране особо важных объектов, вместо ботинок выдавать сапоги. Предусмотреть и выдавать на заставы необходимое количество белых маскировочных халатов для нарядов, которые несут службу по охране границы в зимнее время.

На 1951 г. предусмотреть и выдать: 3000 пар сапог и 2000 штук белых маскировочных халатов.

20. Управлению пограничных войск усилить работу по инженерно-техническому оборудованию границы, используя для этого все наличные подручные материалы.

Министерству лесного хозяйства и его органам на местах не препятствовать пограничным частям и подразделениям при проделывании просек и при других работах в запрещенной и переданной в полное распоряжение пограничных войск полосе, а также и при использовании добытого при этом древесного материала, необходимого для инженерно-технического оборудования государственной границы (просеки, засеки, завалы, плетни и пр.), а также и при строительстве оборонительных сооружений (блокгаузов, ДЗОТов, окопов и др.). Древесный материал, добытый в больших количествах, чем необходимо по плану для этой цели, пограничные войска должны передавать органам министерства лесов.

21. Продолжить очистку пограничных районов от вражеских и эмиграционно настроенных элементов, в том числе от всех помаков и турок, проживающих в двухкилометровой пограничной полосе.

Министру внутренних дел до 1.2.1951 г. представить в политбюро список населенных мест и лиц, которые должны быть выселены из пограничной зоны и двухкилометровой пограничной полосы весной 1951 года.

22. Т.т. Райко ДАМЯНОВУ, Димитру ДИМОВУ и Пело ПЕЛОВСКОМУ разработать и в течение месяца представить на одобрение в политбюро план мероприятий по улучшению культурно-бытовых условий жителей пограничной зоны (политико-разъяснительная работа, своевременное снабжение товарами первой необходимости и пр.).

23. Увеличить лимит капиталовложений МВД с тем, чтобы в 1951 г. построить: казарму в Софии для сержантской пограничной школы (на 1000 человек) и казарму для артиллерийских, танковых и других частей дивизии внутренних войск (на 1200 человек).

Привилегии, которыми пользуются при снабжении квартирами военнослужащие Народной армии, распространить и на военнослужащих войск МВД.

В соответствии с указом № 463 от 7 сентября 1950 г. образовать при МВД жилищный фонд. Тов. ХРИСТОЗОВУ изготовить предложение для соответствующего дополнения к этому указу.

 

24. Постановление Совета министров от 19 августа с.г. об урегулировании зарплаты труда военнослужащих распространить и на военнослужащих в войсках МВД, причем последним выдавать специальную надбавку к основной зарплате: военнослужащим на пограничных заставах и участках и военнослужащим подразделений внутренних войск, которые несут службу по охране политбюро и правительства, — по 15%, а остальным военнослужащим пограничных и внутренних войск — по 10%.

25. Всему личному составу подразделений и частей пограничных войск, который несет службу на высоте более 1000 метров над уровнем моря, и личному составу внутренних войск, который несет службу по охране политбюро и правительства, установить дополнительный паек к основному пайку в сутки: мяса — 75 гр, жиров — 20 гр, молочных продуктов — 20 гр и сахарных изделий, как, например, халва и др. — 20 грамм.

Остальной личный состав внутренних войск снабжать по норме № 2.

26. С целью обеспечения снабжения офицеров, сержантов сверхсрочной службы и их семей товарами первой необходимости Министерству внутренней торговли организовать и открыть специальные магазины в местах расположения пограничных секторов.

27. С целью улучшения культурно-бытовых условий и политико-воспитательной работы среди личного состава создать на каждой пограничной заставе и в участках Димитровские комнаты.

На каждой заставе построить бани и сушилки для личного состава, используя для этого преимущественно местные средства.

В 1951 году запланировать и построить 150 таких бань и сушилок.

28. Окружным и околийским комитетам партии и политическому аппарату пограничных войск в тесном взаимодействии организовать и проводить систематически постоянную политическую работу среди местного населения, укреплять связи между населением и пограничными войсками, проводить работу по укреплению и соблюдению установленного пограничного режима и привлекать население к содействию по охране государственной границы.

29. Министру внутренних дел разработать статут о поощрении и награждении пограничников, личного состава внутренних войск и лиц из местного населения за особые проявления по охране государственной границы и внутреннего порядка.

30. Министрам народной обороны и внутренних дел в течение месяца пересмотреть инструкцию о взаимодействии между Народной армией и пограничными войсками и внести полную ясность и точность во взаимодействие, особенно при начале и в первые дни возможных военных действий.

31. Министру внутренних дел в течение месяца основательно и подробно разработать вопрос о мобилизационных формированиях пограничных и внутренних войск, об их задачах на случай войны, а также и вопрос о подготовке мобилизационных запасов и внести предложение для специального постановления политбюро.

 

32. Министру внутренних дел и командиру пограничных войск улучшить агентурно-оперативную работу на границе, повысить качество службы, боевой и политической подготовки и партийно-политической работы в пограничных войсках так, чтобы обеспечить надежность охраны государственной границы нашей социалистической Родины и сделать ее неприступной для врагов болгарского народа.

Настоящее постановление разослать всем министрам и командованию войск МВД, а выдержки из него — окружным, околийским и городским комитетам партии.

Это постановление прочитать и обсудить на закрытых собраниях в первичных партийных организациях войск МВД и наметить конкретные мероприятия по обеспечению его выполнения во всех частях и подразделениях.

Министру внутренних дел и заместителю министра по войскам МВД доложить по истечении шести месяцев в политбюро ЦК об исполнении постановления.

СЕКРЕТАРЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА
БОЛГАРСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
(В.Червенков)

София, 16 ноября 1950 г.

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1135. Л. 63, 65-81. Копия.

___________________
1 Разослано Г.Маленкову, В.Молотову, Л.Берии, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Булганину, Н.Хрущеву. Копия постановления была направлена 20 ноября 1950 г. секретарем ЦК БКП Г.Чанковым в ЦК ВКП(б) «для сведения» (РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1135. Л. 64).
2 Так в тексте.
3 Так в тексте. Видимо, речь идет об училищах открытого типа.
4 Так в тексте.

 

 

№ 148

Из дневника Б.С.Сотина. Запись беседы с заместителем
председателя Генерального совета Общества дружбы Албании
и СССР Н.Ходжа о возможности отправки в СССР делегации

членов Общества, получения учебников русского языка
для албанских школ, отправки подарков И.В.Сталину и др.
1

г. Тирана

6 декабря 1950 г.
СЕКРЕТНО

Сегодня при встрече в Центральном доме Общества Неджмие Ходжа поставила передо мной следующие вопросы:

1. Неджмие Ходжа сообщила о желании руководства Общества, разделяемом руководством АПТ, направить в Советский Союз свою делегацию. Эту делегацию, по ее словам, им хотелось бы составить из 15 человек, однако они не уверены в приемлемости такой цифры. Неджмие Ходжа просила меня поэтому выяснить

 

возможность приема делегации и ее численный состав. В дополнение Неджмие Ходжа сказала, что по получении нашего ответа она представит мне соображения Общества относительно персонального состава делегации, согласованные с руководством АПТ.

2. Неджмие Ходжа рассказала мне о том, что сейчас совершенно катастрофически обстоит дело в Албании с учебником русского языка. Дело в том, что по полученным албанцами сведениям заказ албанского правительства на печатанье в Советском Союзе 50 тыс. экземпляров учебника Н.Потаповой не был принят из-за того, что автор учебника не дала своего согласия на его переиздание в прежнем виде, имея в виду необходимость предварительной переработки и обновления книги. В настоящее время Министерство просвещения Албании и Общество дружбы не располагают никакими сведениями о том, будет ли переработан интересующий их учебник, когда закончится переработка и когда будет практически выполнен их заказ. В настоящее время, чтобы не сорвать учебного плана в школах, Общество размножает отдельные главы учебника на ротаторе, но это может служить только временной мерой, а не решением вопроса. Отсутствие ясности в этом деле вызывает у албанцев беспокойство относительно обеспечения школ и курсов этим учебником и в будущем учебном году. Поэтому Неджмие Ходжа поставила передо мной вопрос о возможности напечатанья хотя бы 10 тыс. экз. старого учебника с тем, чтобы удовлетворить первоочередные нужды албанцев в этой книге до ее выхода в свет в переработанном виде2.

3. Неджмие Ходжа сказала, что по разным причинам Обществом еще не посланы в Союз подарки тов. Сталину, собранные в прошлом году. Окончательно они будут подготовлены к отправке 10 декабря. В связи с этим Неджмие Ходжа спросила, как лучше послать в Москву эти подарки: через миссию или обычным путем при содействии торгпредства?

4. Неджмие Ходжа сообщила также, что закончен проводимый в Албании сбор подписей под посланием тов. Сталину3. Всего по стране собрано около 600.000 подписей, которые будут заключены в 12—14 книг большого формата. По словам Неджмие Ходжа, албанцы испытывают сейчас затруднение, каким образом тов. Сталину передать эти книги: то ли переслать их в Союз вместе с делегацией Общества дружбы, то ли сделать это через посредство находящейся сейчас в Москве делегации, возглавляемой членом политбюро АПТ Спиру Колека.

Для решения поставленных Неджмией Ходжа вопросов я обещал информировать о них руководителя советской миссии в Албании тов. ЧУВАХИНА.

II-й СЕКРЕТАРЬ МИССИИ СССР
В АЛБАНИИ (Б.Сотин)

ГА РФ. Ф. 5283. Оп. 22. Д. 233. Л. 22-23. Копия.

___________________
1 Разослана А.Лаврентьеву, в ОБС МИД СССР, ВОКС, в дело. На экземпляре, полученном в БОКС, имеется следующая резолюция: «тов.

 

Кузьменко. Используйте эту информацию для написания писем об учебнике Потаповой. 9.12. Яковлев».
2 13 декабря 1950 г. из ВОКС было направлено следующее письмо:

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНАЯ КНИГА»
тов. ЛЕОНИДОВУ М.И,

Копия: ЦК ВКП(б)

тов. ГРИГОРЬЯНУ ВТ.

В миссию СССР в Албании обратилась заместитель председателя правления Общества дружбы Албании с СССР, член ЦК Албанской партии труда Неджмие Ходжа (супруга председателя Совета министров, генерала армии Энвера Ходжа), которая заявила о весьма серьезной нехватке в стране учебников русского языка, составленных Н.Потаповой.

Неджмие Ходжа сообщила, что заказ, направленный летом текущего года «Международной книге» на печатание 50 тыс. экз. этого учебника, не был принят, так как Н.Потапова не дала согласия на переиздание ее учебника без предварительной его переработки. Однако в настоящее время в Албании ничего не известно, когда будет переработан этот учебник и смогут ли Министерство просвещения Албании и Общество дружбы Албании с СССР рассчитывать на получение учебников хотя бы к будущему учебному году.

Неджмие Ходжа обратилась к миссии СССР в Албании с просьбой выяснить вопрос о возможности переиздания в Москве не 50 тыс. экз., а пока только 10 тыс. экз. имеющегося учебника Н.Потаповой, чтобы удовлетворить частично первоочередные нужды албанских школ и не сорвать в них преподавание русского языка.

Информируя Вас о вышеуказанном, правление ВОКС просит сообщить ВОКСу о возможности удовлетворения упомянутой просьбы для передачи об этом албанским друзьям через миссию СССР в Албании.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ВОКС (А.Денисов)
(ГА РФ. Ф. 5283. Оп. 22. Д. 233. Л. 125).

3 Сбор подписей проходил в стране с 22 октября по 29 ноября 1950 г. Он был приурочен к открытию 22 октября II конгресса Общества дружбы Албании и СССР. 14 сентября 1950 г., т.е. до начала акции, руководитель отдела пропаганды Общества Р.Адем сообщил атташе миссии СССР в Албании Г.Чибурданидзе о том, как руководство Общества планировало провести эту кампанию. Из дневника Г.Чибурданидзе: «Для этой цели по линии Общества и по линии всех массовых организаций будет развернута широкая агитационная работа. Адем заявил, что послание самому лучшему другу албанского народа товарищу Сталину поднимет весь албанский народ. По мнению Адема, послание подпишут около 800 тысяч человек. Албанские пионеры и школьники, со своей стороны, также подпишут письмо товарищу Сталину.

Мои собеседники Адем Рада и Турхан сообщили мне, что Общество намерено передать это послание адресату через специальную делегацию» (ГА РФ. ф. 5283. Оп. 22. Д. 227. Л. 109).

 

 

№ 149

Сводка В.И.Овчарова об изменениях численного
и социального состава ПОРП
1

г. Бухарест

7 декабря 1950 г.
СЕКРЕТНО

1. Численный состав партии

На 1 декабря 1950 г. в ПОРП состояло 1.295.211 членов и кандидатов партии. Из них членов ПОРП — 1.084.717 человек; кандидатов в члены ПОРП — 210.494 чел.

Социальный состав ПОРП (число членов и кандидатов).

В Польской объединенной рабочей партии состоит:

Рабочих — 707.907 человек (54,7 проц.)
(в т.ч. сельскохозяйственных рабочих — 52.576 чел.)

Крестьян — 182.879 чел. (14,1 проц.)
(в т.ч. крестьян, имеющих до 3 га земли — 54.178 чел.
" " от 3 до 7 га земли — 67.945 чел.
" " от 7 до 15 га земли — 42.747 чел.
" " от 15 и более га земли — 949 чел.)
В производственных сельскохозяйственных кооперативах состоит 16.871 членов и кандидатов партии.

Интеллигенции — 373.874 чел. (28,9 проц.)
(в т.ч. 200 тыс. членов и кандидатов — выходцы из рабочих и крестьян).
В числе интеллигенции на июнь м-ц 1950 г. состояло — 19.882 члена и кандидата партии, учителей, работников просвещения; 16.891 инженерно-технических работников.
Ремесленников — 7.213 чел. (0,6 проц.)
Домашних хозяек — 22.876 чел. (1,7 проц.)
Прочих — 462 чел.

Date: 2015-06-11; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию