Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тов. Зорину В. А. В августе 1948 Г. , во время своего пребывания в Москве, албанская торговая делегация представила МВТ СССР заявку на 120 советских специалистов





В августе 1948 г., во время своего пребывания в Москве, албанская торговая делегация представила МВТ СССР заявку на 120 советских специалистов.

Постановлением Совета министров СССР № 3129-1268с от 16-го августа 1948 г. эта заявка была передана на рассмотрение в МИД СССР. Во время переговоров с албанцами Вами было указано главе делегации Тук Якова, что одновременный подбор такого большого числа советских специалистов весьма затруднителен и что их появление в Албании могло бы вызвать различные кривотолки за границей. Ввиду этого Тук Якова представил заявку только на 29 специалистов, необходимых Албании в первую очередь, на основании которой Совет министров СССР 29 сентября 1948 г. принял решение о командировании в Албанию 28 советских специалистов. Представляя заявку на 29 специалистов, Тук Якова оговорил, что список остальных специалистов, необходимых Албании, будет представлен позднее.

В настоящее время албанцы в нотах, полученных миссией СССР в Тиране 3 и 22 января с.г., снова передали заявку на 120 специалистов. Еще до представления этой официальной заявки тов. Чувахин Д.С. обратил внимание заместителя министра иностранных дел Албании Мануш Мюфтиу на то, что содержание такого большого числа специалистов может оказаться тяжелым бременем для албанского бюджета, и дал ему понять, что лучше было бы сократить число испрашиваемых специалистов. Однако албанцы остались при своем мнении, заявив в своей ноте от 22 января,

 

что «наши просьбы о советских специалистах и техниках являются особо срочными и строго соответствуют нашей потребности».

В число указанных выше 120 специалистов входят 18 специалистов для строительства текстильной фабрики и сахарного завода, 27 гражданских специалистов для албанской армии, а также 11 специалистов (преподавателей), решение о командировании которых в Албанию уже имеется, но которые к моменту представления заявки еще не прибыли в Албанию. Таким образом, за вычетом этих 11 специалистов, албанская заявка сократится до 109 человек.

В связи с тем, что албанская правительственная делегация, по-видимому, поставит вопрос о командировании в Албанию советских специалистов, считал бы целесообразным отложить рассмотрение этого вопроса до приезда делегации в Москву, тем более, что заявка албанцев на советских специалистов, по нашему мнению, завышена1.

Прошу Ваших указаний.

К.Левычкин

АВП РФ. Ф. 021. Оп. 36. П. 22. Д. 21. Л. 14-15. Подлинник.

___________________
1 Численность и сферы деятельности советских специалистов согласовывались в ходе последующих рабочих встреч на официальном уровне (см., например: АВП РФ. Ф. 023. Оп. 1. П. 1. Д. 8. Л. 1—2). Вопрос о помощи специалистами был поднят также и во время беседы Э.Ходжи с И.Сталиным 23 марта 1949 г. (см. док. № 16). В апреле 1949 г. между правительствами СССР и Албании была достигнута договоренность по программе командирования 37 советских специалистов в Албанию, выполненная к концу года // Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953 гг. Т. 2. 1949-1953 гг. С. 271.

 

 

№ 13

Из дневника В.А.Зорина. Прием Г.Владеску-Ракоаса
по вопросу о согласовании позиций СССР и Румынии
в международных делах, целесообразности участия
румынских представителей в международных конгрессах,
конкурсах, выставках и пр.
1

г. Москва

11 марта 1949 г.
СЕКРЕТНО

Сегодня в 15 час. принял румынского посла Владеску-Ракоаса по его просьбе.

Ракоаса поставил следующие вопросы:

1. В связи с получением приглашения принять участие в открывающейся 21 апреля с.г. в Женеве дипломатической конференции, на которой будет обсуждаться вопрос о защите гражданского населения в период войны, румынское правительство поручило послу выяснить мнение Правительства СССР по поводу того, сле-

 

дует ли ему выступить с протестом против приглашения на эту конференцию франкистской Испании (такие протесты заявлялись рядом стран в связи с приглашением Испании на конференцию, состоявшуюся в Стокгольме в августе прошлого года), а также по поводу своевременности созыва конференции, принимая во внимание нынешнюю международную обстановку.

Я ответил, что вопрос об участии СССР в Женевской конференции пока находится на рассмотрении. Как известно, мы не участвовали в Стокгольмской конференции Красного Креста. В Женеве же будет правительственная конференция, в которой примут участие представители правительств многих стран. Поэтому этот вопрос требует специального изучения и сейчас обсуждается.


Что касается заявления протеста относительно приглашения на конференцию Испании, то, насколько я помню, такие протесты заявлялись некоторыми странами без предварительной консультации с нами. Сейчас этот вопрос тесно связан с вопросом об участии в этой конференции вообще.

2. Румынское правительство поручило также послу узнать мнение Советского правительства по вопросу о дальнейшем участии Румынии и других стран народной демократии в Международной организации здравоохранения. Если Советское правительство, сказал посол, полагает, что Румыния должна выйти из организации, то румынское правительство сделает соответствующее заявление.

Я сказал, что мы опубликовали свое заявление о выходе из Международной организации здравоохранения СССР, УССР и БССР, изложив мотивы, по которым мы считали нецелесообразным дальнейшее участие в ней. На мой взгляд, каждое правительство может само решить, насколько целесообразно дальнейшее пребывание его страны в организации. Этот вопрос не требует общей консультации. В связи с замечанием посла, что его правительство все же желало бы знать официальное мнение Советского правительства, так как этот вопрос является политическим и может вызвать какие-либо осложнения, если выход стран народной демократии из организации примет характер демонстрации, я обещал доложить министру о запросе румынского правительства.

3. Посол поинтересовался, сможет ли румынская финансовая делегация приступить к работе на следующей неделе, когда закончится сессия Верховного Совета СССР.

Ответив утвердительно, я пояснил послу, что весь аппарат министерства финансов был занят подготовкой к сессии, так как сессия обсуждает вопрос о бюджете. Поэтому министерство финансов не могло рассмотреть предложения румынской финансовой делегации. На этих днях румынские предложения будут рассмотрены.

В то же время я обратил внимание посла на то, что из представленной делегацией записки по вопросу об экономических отношениях между Румынией и Швейцарией не ясно, какой вопрос нам следует обсудить и по какому вопросу румынское правительство хочет получить консультацию. Поэтому я просил посла уточ-

 

нить, какой вопрос требует нашей консультации и какие предложения выдвигает само правительство Румынии в этом отношении. Посол сказал, что он немедленно запросит через финансовую делегацию уточнения по представленной записке.

4. Посол спросил меня затем, как отнесется Советское правительство к назначению нынешнего финского посланника в Москве Сундстрема посланником в Бухаресте. С момента окончания войны в Румынии не было финского посланника. Когда Ракоаса ездил в Хельсинки, ему говорили в неофициальной беседе в МИДе о намерении финского правительства назначить на пост посланника в Бухаресте финского посланника в Венгрии или финского посланника в Чехословакии. Поскольку, по сведениям румынского МИДа, оба эти человека крайне реакционны, румынское правительство в осторожной форме намекнуло финскому правительству о своем желании видеть финским представителем в Бухаресте какое-либо другое лицо. Теперь, сказал посол, финны, по-видимому, официально сообщили румынскому правительству о своем решении назначить на этот пост Сундстрема.

Я заметил, что, как мне лично кажется, вряд ли всякий новый человек, назначенный теперешним финским правительством, будет лучше, чем Сундстрем, так как он был назначен еще в тот период, когда правительство Финляндии хотело поддерживать дружественные отношения с Советским Союзом.


5. Ракоаса справился, приняло ли Правительство СССР решение относительно участия в конгрессе инженеров, который должен состояться в Каире.

Я ответил, что мы не будем участвовать в работах этого конгресса.

6. Ракоаса спросил, рассмотрело ли наше Правительство вопрос о расширении почтовой связи между Румынией и Советской зоной оккупации в Германии. Румынское правительство придает большое значение положительному разрешению этого вопроса, поскольку в настоящий момент установились нормальные отношения между рядом стран и Советской зоной оккупации.

Я обещал проверить причины задержки решения этого вопроса.

7. Ракоаса спросил, намерено ли Советское правительство принять участие в конгрессе ветеринаров, который состоится в августе в Лондоне.

Я сказал, что' я не в курсе этого вопроса, и обещал навести справки.

8. Ракоаса задал тот же вопрос по поводу конгресса по вопросам лесного хозяйства, намеченного на июль месяц в Хельсинки.

Я ответил, что вопрос о нашем участии в работах этого Конгресса сейчас обсуждается, но еще не решен.

9. Ракоаса поинтересовался, как решился вопрос об установлении телеграфной связи между Софией и Берлином через Бухарест. Посольство направило ноту по этому вопросу 3 января с.г., но пока не получило ответа МИД.

 

Я обещал проверить, почему задерживается ответ.

10. Ракоаса спросил, приняли ли мы приглашение участвовать в международной выставке филателии, которая откроется 1 июля с.г. в Бельгии.

Я ответил, что мне не известно, получили ли мы такое приглашение, и обещал проверить это.

11. Тот же вопрос посол задал в отношении нашего участия в молочном конгрессе в Стокгольме.

Я ответил, что некоторые наши организации заинтересованы в этом конгрессе, но этот вопрос пока не решен.

12. Ракоаса сказал, что в августе текущего года в Стокгольме состоится спортивный фестиваль, на который Румыния получила приглашение. Он хотел бы знать, получили ли мы такое приглашение и думаем ли принять его.

Я ответил, что знаю об этом фестивале — это будет большой спортивный праздник, посвященный столетию развития шведской гимнастики. Мы, возможно, пошлем свою делегацию в Швецию на этот праздник. Вопрос этот, однако, будет решен несколько позднее.

13. Ракоаса спросил, будем ли мы участвовать в работах сессии международного конгресса метеорологов.

Я ответил, что должен навести справки.

14. Ракоаса поставил тот же вопрос в отношении созываемого по инициативе англичан в сентябре с.г. в Чехословакии международного конгресса юристов по правам человека.

Я заметил, что этот конгресс не является правительственным конгрессом. Отношение наших юристов к созываемому конгрессу отрицательное. По-видимому, лондонский комитет созывает конгресс с единственной целью — противопоставить свою позицию той позиции, которая занята международным конгрессом юристов-демократов, состоявшимся в 1948 г. Я добавил, что нам еще не ясно, почему этот конгресс собирается именно в Праге, при каких условиях англичане договорились с чехами. Этот вопрос требует выяснения.


15. Ракоаса спросил, примет ли Советский Союз участие в международной ярмарке, которая откроется в августе с.г. в Стокгольме.

Я ответил, что по этому вопросу нужно посоветоваться с министерством внешней торговли.

16. Ракоаса задал аналогичный вопрос по поводу конгресса криминологии, намеченного на 1950 год в Париже.

Я сказал, что мы не участвуем в международной организации, занимающейся вопросами криминалогии, центр которой находится в Париже, и я сомневаюсь, чтобы мы приняли участие в этом конгрессе.

17. Ракоаса спросил, приняли ли мы приглашение участвовать в конкурсе музыкантов, который начнется 21 августа с.г. в Бельгии.

Я сказал, что требуется навести справки по этому поводу.

 

В конце беседы посол попросил меня рассказать новости, относящиеся к международной обстановке.

Я сказал, что пока особенных новостей нет, и на дополнительный вопрос посла остановился кратко на общественном движении за мир и за созыв Всемирного конгресса в защиту мира.

На вопрос посла, как сейчас обстоят дела в Китае, я, сославшись на то, что Сунь-Фо подал в отставку, сказал, что это свидетельствует об обострении борьбы в Гоминдане, что облегчает борьбу демократических сил в Китае.

Посол поблагодарил меня за информацию.

Беседа продолжалась 1 час 15 минут.
Переводила О.Чумакова.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
В.Зорин

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 22. П. 25. Д. 9. Л. 52-56. Подлинник.

___________________
1 Разослано А.Вышинскому, А.Громыко, Ф.Гусеву, С.Кавтарадзе, в Отдел Балканских стран (ОБС) МИД СССР, в дело. На документе имеется подпись ознакомившегося с ним А.Вышинского.

 

 

№ 14

Из дневника третьего секретаря посольства СССР
в Чехословакии М.Д.Фролова. Запись беседы
с представителем ЦК КПЧ по вопросам религиозных культов
д-ром Гавелкой о переговорах между правительством
и руководством католической церкви
1

г. Прага

22 марта 1949 г.
СЕКРЕТНО

В беседе Гавелка на мой вопрос сообщил, что в настоящее время кампания Ватикана против республики внешне несколько ослаблена в связи с происходящими переговорами между правительством и католической церковью. После восьмимесячного перерыва переговоров между правительством и католиками Чехословакии в комиссии Центрального комитета действия Национального фронта (ЦКД НФ) 2 19 января с.г. католическая иерархия обратилась к президенту Готвальду с меморандумом, в котором предлагает прекратить взаимные нападки и прийти к соглашению по всем интересующим обе стороны вопросам. Перемена тактики католической иерархии несомненно объясняется общей установкой Ватикана, о которой католический епископат был информирован Ватиканом в конце 1948 года. В меморандуме также изложены требования католической церкви правительству (см. приложение) 3.

 

Гавелка далее сказал, что 17 февраля с.г. состоялось первое заседание комиссии при ЦКД НФ. На заседании присутствовали: от правительства — заместитель премьер-министра Широкий, министры Чепичка (председатель), Шевчик, Копецкий, Петр и Шлехта. Католическая церковь была представлена епископом Трохта, епископом Чарским, администратором Лазик, викарием Побожным, секретарем архиепископа Берана д-ром Боукалом, секретарем архиепископа Матохи д-ром Дворжак, канцлером Дирнер и проф. Чулик. Переговоры велись на основе меморандума, поданного католической иерархией президенту республики. Католики были поражены участием в совещании шести министров.

В процессе обсуждения меморандума, — сказал Гавелка, — представители правительства заявили католикам, что правительство согласно вести переговоры на основе меморандума при условии, если будут выполнены следующие предварительные требования:

1. Публичное выражение лояльности церкви к государству.

2. Прекращение преследования прогрессивных священников, принимавших активное участие в общественной жизни республики.

3. Отмена распоряжения епископата об отлучении министра Плойгара (бывшего священника) от церкви.

4. Публичное осуждение всех священников, которые проводили антигосударственную деятельность.

Присутствовавшие представители католиков обещали обо всем доложить очередному собранию епископата. По сведениям Гавелки, 18 февраля архиепископ Матоха на самолете улетел в Ватикан и вернулся лишь 17 марта с.г. Через несколько дней ожидается очередное собрание епископата, на котором, очевидно, будет выработан ответ католиков на предварительные требования правительства.

Затем Гавелка сказал, что в конце 1948 года при посещении папы Беран как глава католической церкви Чехословакии получил указание не обострять до крайности отношения с правительством, но и не уступать ему. Дальнейшие отношения с правительством должны прийти в такое состояние, чтобы нажим был со стороны правительства, но ни в коем случае не по вине духовенства.

Далее Гавелка сказал, что папа заявил Берану, что в ближайшее время войны между Западом и Востоком ожидать нельзя, но что весной следует ожидать большого дипломатического нажима на СССР, и вполне возможно, что СССР уступит без войны. Если это случится, то Польша, Чехословакия и Венгрия попытаются освободиться от СССР. Папа заверил чешских католиков, что их испытания окончатся в 1949 году, поэтому католикам нужно идти на сближение с правительством, чтобы избежать нежелательных конфликтов. Правительство, — сказал Гавелка, — предполагает пойти навстречу католикам в соответствии с меморандумом в случае, если будут приняты предварительные условия правительства.

 

Гавелка познакомил меня с меморандумом католической церкви президенту Готвальду и кратким изложением программы переговоров правительства с католической церковью.

3-й СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА СССР
В ЧЕХОСЛОВАКИИ
(М.Фролов)

АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 30. П. 160. Д. 7. Л. 62-64. Копия.

___________________
1 Разослана С.Кирсанову, в дело.
2 ЦКД НФ — Центральный комитет действия Национального фронта — руководящий орган Фронта, образованный после февральского переворота 1948 г.
3 Не публикуется. В меморандуме были сформулированы требования епископата к руководству страны. В частности, правительству предлагалось прекратить публичные нападки на церковь и ее представителей, выполнить подписанное 11 июня 1948 г. соглашение о церковных школах, изъять из школьных программ антирелигиозные и антицерковные положения, обеспечить право граждан на объединение в религиозные союзы, прекратить кампанию против папы как главы католической церкви, покончить с профессиональной дискредитацией священников, монахов и монахинь, отказаться от попыток внести раскол в отношения между духовными лицами и верующими и пр. (Kaplan К. Stat a církev v Československu. 1948-1953. Brno, 1993. S. 58).

 

 

№ 15

Из дневника А.Я.Вышинского. Прием Э.Ходжи по вопросу
об албано-югославских отношениях и др.
1

г. Москва

22 марта 1949 г.
СЕКРЕТНО

Сегодня в 16.30 м. принял председателя Совета министров Албании Энвера Ходжа, который пришел в сопровождении председателя Госплана Албании Спиро Колека и албанского посланника в Москве Прифти.

Ходжа в начале беседы просил передать свою благодарность Советскому правительству, которое дало возможность ему и сопровождающим его лицам приехать в Москву для переговоров относительно укрепления советско-албанских экономических отношений и удовлетворения нужд Албании. Ходжа добавил, что экономика Албании не может идти вперед и развиваться без помощи со стороны Советского Союза...2

Ходжа сказал, что вокруг Албании имеется в настоящее время много врагов. После заявления Коминформа о клике Тито албано-югославские отношения ухудшаются все больше и больше. Имеется целый ряд пограничных инцидентов, спровоцированных югославскими властями. Агенты Тито стремятся вести подрывную работу также и внутри Албании путем саботажа, диверсий, враждеб-

 

ной пропаганды и т.д. Агенты Тито усиленно стремятся вызвать эмиграцию из Албании и, нужно сказать, что они добились некоторых успехов в этом отношении, — из района, прилегающего к северной границе, эмигрировало на югославскую территорию около 600 чел. мужчин и женщин. Югославские агенты пытаются связаться с немногочисленными вооруженными бандами, имеющимися еще в горах Албании, и стремятся взять руководство этими бандами в свои руки. Акты саботажа, проводимые югославскими агентами на албанской территории, показывают, что югославское правительство ставит совершенно конкретные задачи подрывного характера и организует соответствующие элементы для такой деятельности. Радио Белграда все время ведет политическую кампанию против Албании. Кроме того, на территорию Албании забрасываются листовки, брошюры и другие печатные материалы, направленные к тому, чтобы активизировать реакционные элементы в Албании. Ходжа сказал, что албанский народ дает отпор этой деятельности клики Тито, и государственные органы успешно борются с этой подрывной деятельностью.

Со стороны реакционно-монархической Греции также продолжаются провокации на греко-албанской границе. Имеют место полеты греческих самолетов над албанской территорией, афинское радио все время ведет враждебную Албании пропаганду, заявляя о необходимости раздела Албании и т.п. В Янине создана специальная организация для вывоза греческого населения из Албании.

Со стороны Италии в настоящее время отмечаются попытки организовать албанские реакционные элементы. На территории Италии создаются специальные организации из албанской реакционной эмиграции. В Албанию засылаются диверсанты. Можно с уверенностью сказать, что с территории Италии и при помощи итальянских властей против Албании действуют в первую очередь американские разведывательные органы. На территории Греции почти параллельно албанской территории американцы создали целый ряд аэродромов, которые предназначаются, видимо, для действий против Албании.

В беседе Ходжа коснулся вопроса о положении в Греции и сказал, что моральное состояние греческой монархической армии по сравнению с прошлым годом значительно ухудшилось, несмотря на то, что американские поставки дали возможность лучше вооружить монархические войска и снабдить их транспортными средствами, которые помогают быстро осуществлять переброски этих войск. Моральное состояние демократической армии в Греции высокое, и она успешно ведет боевые операции. Афинское правительство и американцы стараются угонять население из тех районов, где действует демократическая армия, поэтому руководство демократической армии вынуждено переправлять часть населения на албанскую территорию. В настоящее время руководство демократической армии перешло от системы добровольного принципа набора в армию к обязательной мобилизации.

 

В конце беседы Ходжа сказал, что он хочет задать мне вопрос в отношении установления дипломатических отношений между Албанией и Италией. Он сказал, что у Албании имеется целый ряд нерешенных вопросов с Италией, таких, например, как репарации, реституции и др. В связи с этим встает вопрос, своевременно ли в настоящее время установление дипломатических отношений Албании с Италией. В результате установления таких дипломатических отношений итальянская реакция будет пытаться, конечно, проводить в Албании работу среди реакционного католического духовенства, используя для этого Ватикан, а также будет искать поддержки среди реакционных элементов в Албании, связанных в прошлом с итальянским фашистским режимом. Но, с другой стороны, установление дипломатических отношений даст возможность албанскому правительству получить более точные данные относительно той враждебной деятельности, которая проводится на территории Италии против Албании, ознакомиться с положением албанских реакционных эмигрантских организаций и с положением албанской эмиграции в Италии вообще. В настоящее время у албанского правительства по этим вопросам имеется очень неполная информация. Ходжа хотел бы получить от меня совет по этому вопросу.

Я ответил, что сейчас не берусь что-либо посоветовать по этому вопросу, ввиду его сложности, но, видимо, за период пребывания Ходжи в Москве будет возможность еще раз вернуться к этому вопросу.

Беседа продолжалась 1 ч. 10 мин. Присутствовали т.т. Чувахин, Левычкин, Ратиани.

А.Вышинский

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 22. П. 24. Д. 4. Л. 71, 74-77. Подлинник.

___________________
1 Разослана И.Сталину, В.Молотову, Л.Берии, Г.Маленкову, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Булганину, А.Косыгину, А.Громыко, В.Зорину, Ф.Гусеву в ОБС, 1 ЕО МИД СССР, в дело.
2 Опущены сюжеты об экономическом положении Албании.

 

 

№ 16







Date: 2015-06-11; view: 551; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию