Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопроводительное письмо Б.Берута В.М.Молотову к принятой секретариатом ЦК ПОРП резолюции о работе польских органов государственной безопасности





г. Москва

27 февраля 1949 г.
СЕКРЕТНО

Многоуважаемый и Дорогой Вячеслав Михайлович!

Позволяю себе переслать Вам текст резолюции, принятой Секретариатом по вопросам работы наших органов безопасности1,

 

имея в виду замечания высказываемые на эту тему и заботу, проявляемую тов. Сталиным. Прошу извинить меня, что я не успел до своего выезда перевести ее на русский язык2.

Примите сердечный привет.
Берут

27.II.1949

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1296. Л. 24. Подлинник. Рукописный текст на русском яз.

___________________
1 Переведенный на русский язык текст резолюции В.Молотов 2 марта 1949 г. направил И.В.Сталину с сопроводительным письмом:

Перевод с польского
СОВ. СЕКРЕТНО

1. Органы безопасности, несомненно, имеют большие достижения. Самоотверженный и проникнутый партийным духом аппарат МОБ (Министерства общественной безопасности) сумел отбить атаки врага в 1945— 1946 гг., а в 1947—1948 гг. — разгромить подполье ВИН и НСЗ, содействовать разоблачению и разгрому миколайчиковского ПСЛ и стать острым инструментом народной власти в борьбе против классового врага и проникновения иностранных разведок. Однако следует констатировать, что руководящий актив МОБ не сумел извлечь всех уроков из обостряющейся в новых формах классовой борьбы, из смены методов, применяемых врагом, не сумел до сих пор, несмотря на некоторые попытки, решительно и последовательно перестроить свою работу для более успешной борьбы против деятельности врага.

В течение последних месяцев можно было заметить признаки самоуспокоенности, недооценки способности организационной сети врага к возрождению, недостаточную бдительность по отношению к деятельности врага, склонность к механическому применению старых методов борьбы. явно не отвечающих новой обстановке. Это отсутствие политической остроты понимания нынешних задач органов безопасности стало источником серьезных недостатков и упущений в работе МОБ. Это положение вещей иллюстрируют, между прочим, следующие яркие факты: бегство Баньчика и Вуйцика, о котором министерство узнало лишь две недели спустя, недопустимое ослабление участка охраны правительства (дело бойлеров, слабость кадров охраны, часто рутинный характер применения чисто механических методов охраны и т.п.), недостаточная действенность применявшихся до сих пор методов борьбы с бандитизмом (большое число операций со слабыми результатами), сравнительно незначительное, по сравнению с количеством проведенных операций, число ликвидированных банд, недостаток информации о намерениях врага, запоздавшие информации о планах высшего клира и т.д. и т.п. Кроме того, в работе МОБ чувствовались последствия все еще непреодоленных недостатков в организационной структуре МОБ и стиле работы руководящих звеньев сверху донизу.

2. Основной ошибкой в методах работы является фактически все еще существующая, вопреки формальным заверениям, недооценка решающей роли агентуры. Во всех центрах врага (иностранная разведка, организации ВИН, НСЗ и другие банды, клир, ВРНовская среда и исключенные из партий) агентура незначительна в количественном и малоценна в качественном отношении, а в деревне в кулацкой среде, которая представляет

 

наиболее массовую базу врага, агентура отсутствует совершенно; работу по обслуживанию агентуры спихивают почти исключительно на референтов. Вместо активизации органов безопасности ошибочная практика привела к демобилизации аппарата на участке агентуры. Основной ошибкой, однако, было то, что, теоретически признавая, что недоразвитость агентуры является слабостью, руководство МОБ мирилось с этим положением вещей, вследствие чего центр тяжести автоматически перемещался на следовательскую работу, которая действительно достигла некоторых результатов; вместе с тем не вели упорной и ежедневной борьбы за расширение агентуры и за систематическую работу с агентурой. Это положение не может быть оправдано отсутствием квалифицированных кадров, так как, во-первых, следовало сконцентрировать имеющиеся силы на наиболее опасных участках и, во-вторых, следовало обучать кадры в этом направлении, чего как следует не делали.

3. Организационная структура МОБ в некоторых звеньях уже устарела, недостаточно четка в разделении задач на соприкасающихся участках работы и, самое главное, не разрешает жгучей проблемы ежедневной координации работы всех оперативных департаментов и отделов, что затрудняет мобилизацию всех взаимно дополняющих друг друга материалов.

Недостаточной координации и недостаточно ясному разграничению функций сопутствует отсутствие контроля за исполнением изданных приказов и поручений, отсутствие системы действенного контроля, которая позволила бы выявлять невыполнение распоряжений и инструкций, остро бороться против тенденций к замазыванию или скрытию совершенных нарушений. Несмотря на большую самоотверженность и вложенные усилия, на аппарате отрицательно сказывается все еще низкий уровень служебной и воинской дисциплины. В этих условиях возникает опасность ослабления чувства ответственности за доверенный участок и острой бдительности к действиям врага.


Отсутствие критического и самокритического отношения к ошибкам, недостаткам и проявлениям недостаточной работы на отдельных участках аппарата Безопасности, недостаточная увязка партийной работы с борьбой за реализацию ежедневных задач Безопасности, — все это затрудняло успешную борьбу с этими недостатками и упущениями.

4. В целях ликвидации вышеуказанных недочетов и упущений в работе органов Безопасности следует:

а) Добиться перелома в работе всех звеньев МОБ в области вербовки высокоценной агентуры в наиболее важных жизненных центрах врага. Дополнением к этой агентурной сети должна быть широко разветвленная информационная сеть. На работу с агентурной сетью передать наиболее ответственных работников, которые должны постоянно находиться под контролем и руководством вышестоящих органов.

б) Разрешить проблему координации всей оперативной работы МОБ. Выработать и представить в 3-недельный срок предложения об изменениях в структуре аппарата министерства, обеспечивающих налаженную работу, четкое разделение функций и разграничение задач аппарата. Усиленная дисциплина и контроль за исполнением поручаемых заданий в соединении с точным инструктажем и инспекцией местных органов должны стать основным фактором улучшения деятельности аппарата. Покончить с рутиной в кадровой политике, поднять уровень профессионального обучения, обеспечить себя кадрами с высшим образованием.

в) Сконцентрировать внимание на работе с англо-американской разведкой, которая является главным центром, вдохновляющим враждебную шпионскую, террористическую, диверсионную, хозяйственно-саботажническую и оппозиционную деятельность в стране. Включить в эту борьбу

 

все департаменты. Закрыть наглухо границы республики, особенно морскую и западную, затруднить проникновение через нее агентов и связистов иностранных разведок и реакционных центров.

г) Усовершенствовать методы борьбы с бандами, прежде всего путем развертывания агентуры в деревне и улучшения разведки. Развертывание широкой агентуры в деревне позволит сорвать враждебную работу против производственной кооперации.

д) Развернуть сеть пунктов охраны («Рефератов охраны») с целью более действенного обеспечения наиболее важных экономических объектов; там же укрепить агентурно-информационную сеть и работу с нею.

е) Реорганизовать как систему, так и методы охраны правительства, подобрать наиболее проверенных людей, укрепить руководство этим участком работы, проверять его деятельность, рассматривая его как участок наибольшей важности.

ж) Разработать наиболее активные элементы клира с целью успешного применения целой системы самых разнообразных мер: от средств принуждения в отношении одних до нейтрализации в отношении других.


з) В профилактических целях разработать среду исключенных из партий, ВРНовских и АКовских элементов.

и) Поднять на высшую ступень работу партийных организаций в органах безопасности, укрепить авторитет партийных комитетов и партийных бюро путем выдвижения на посты секретарей парторганизаций ответственных работников аппарата органов безопасности, более тесно увязать партийную работу с борьбой за реализацию ежедневных задач безопасности, пропитать работу партийных организаций органов безопасности жизнью всей партии и укрепить руководство и контроль со стороны соответствующих территориальных партийных инстанций за деятельностью партийных организаций аппарата Безопасности.

к) В целях общеполитического укрепления партийного руководства аппаратом Безопасности создать комиссию Политбюро по делам безопасности в составе т.т. Томаша (председатель) (партийный псевдоним Б.Берута. — Ред.), Бермана, Радкевича, Метковского, Ромковского, Светлика и секретаря партийного комитета министерства.

Установить, что секретарь партийного комитета в МОБ назначается и отзывается ЦК ПЗПР.

5. Только тогда, когда партийный актив Безопасности осознает имевшиеся до сих пор недостатки в работе, будет безжалостно бороться против плохих навыков в работе, значительно поднимет политический уровень всех партийцев в органах Безопасности, научится эластично изменять методы своей работы, своевременно расшифровывать намерения врага и, все более изолируя его, поочередно разбивать все его звенья, — только тогда МОБ сумеет с честью выполнить стоящие перед ним огромные задачи, связанные с обостряющимися формами борьбы в международном масштабе, с усиленным проникновением в Польшу англо-американских разведок, огромные задачи, связанные с вытеснением классового врага в городе и деревне в период реализации 6-летнего плана и строительства основ социализма в Польше // Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 гг. Т. II. П. 1949—1953 гг. Москва—Новосибирск, 1998. С. 25-28.
2 Письмо В.Молотову было написано перед отъездом Б.Берута из Москвы в Варшаву. Накануне 26 февраля 1949 г., поздно вечером Б.Берута принял И.В.Сталин. Беседа продолжалась с 18 час. 15 мин. до 22 час. 30 мин. (Посетители кремлевского кабинета И.В.Сталина. 1947—1949 // Исторический архив. 1996. № 5—6. С. 49).

 

 

№ 11

Сопроводительное письмо посла СССР в Болгарии М.Ф.Бодрова В.А.Зорину с приложением справки о перестройке государственного, административного и хозяйственного аппарата в соответствии с новой Конституцией НРБ

г. София

7 марта 1949 г.
СЕКРЕТНО







Date: 2015-06-11; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию