Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физическое развитие детей
Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. Физическое развитие детей и подростков отражает реализацию генотипа и зависит от сложного взаимодействия наследственности и среды. Уровень физического развития определяют социальные условия, питание, заболеваемость и другие факторы. Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические(антропометрические), физиометрические(функциональные) показатели. При соматоскопии оценивается степень развития жирового, мышечного и костного компонентов, форма грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей. Из соматоскопических показателей чаще всего используются три основных - длина, масса тела и обхват грудной клетки. У детей раннего возраста важное значение придается показателям окружности головы, отмечается также число зубов, размеры родничков. Измерения толщины кожных складок, прежде всего над трицепсом, бицепсом, под лопаткой, над подвздошной костью, могут быть полезны в оценке количества жира в организме. Для этого используются специальные таблицы и номограммы, позволяющие по сумме толщины кожных складок достаточно точно рассчитать общее содержание жира и активную(обезжиренную) массу тела. При физиометрической оценке обычно ограничиваются определением жизненной емкости легких и динамометрией. При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность(тургор) мягких тканей, мышечный тонус. Нормальные показатели вышеперечисленных параметров в сочетании с нормальным нервно-психическим развитием, нормальным функционированием всех органов позволяют оценить физическое развитие как нормотрофическое(эйтрофия). Оценка физического развития должна производиться на основании анализа всех полученных признаков не только на момент осмотра,но также очень важно знание о возрастной динамике антропометрических показателей. В последние десятилетия во всех развитых странах отмечены явления акселерации, т.е. ускорения роста и развития детей начиная с внутриутробного периода. Акселерация выражается в ускорении процесса роста, больших показателях физического развития, более раннем зарастании родничка, прорезывании первых молочных зубов и более ранней смене молочных зубов на постоянные. В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселерация проявляется в ускорении процессов оссификации скелета, более ранним половом созреванием. Этот процесс считается результатом сложного взаимодействия экзои эндогенных факторов, как наследственных, так и внешнесредовых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие. Существуют 3 способа оценки антропометрических показателей: - по формулам; - параметрический способ(метод "стандартов"); - непараметрический способ(по центильным таблицам). Средняя длина тела новорожденного равна 50-52 см. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост. В первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно или на 9 см за квартал, во II квартале – на 2,5 см, т.е. на 7,5 за квартал, в III квартале на 1,5 см в месяц, в IV квартале - на см в месяц, т.е. на 3 см.за квартал. Общая прибавка длины тела за первый год- 25 см. После года скорость роста начинает замедляться. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12-13 и 7-8 см. Дальше рост становится относительно равномерным. С лет до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле: возраст(годы) х 6 + 77 см. К 4 годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам - утраивается. В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз. В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого с 11-12 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек начинается новое ускорение роста с достижением максимума роста в возрасте от 13,5 до 15,5 лет у мальчиков(в среднем по 8-10 см и более в год) и в возрасте 10-11,5 лет у девочек, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18-19 лет, у девушек в 16-17 лет. У ребенка имеет место неравномерность скорости роста отдельных частей тела. Чем дальше от головы расположена часть тела, тем быстрее она растет. Так, длина нижних конечностей увеличивается примерно в 5 раз, верхних в 4 раза, туловища в 3 раза, а длина головы в 2 раза. Длина головы у новорожденного составляет примерно 1/4 общей длины тела, а у взрослого человека - 1/8. Длина туловища у новорожденного занимает около 45% длины тела, а в пубертатном периоде - 38%. Конечности растут у детей быстрее туловища, но чем моложе ребенок, тем короче у него ноги в общей пропорции с длиной тела. Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом "в ширину". Так называемый период I-ой полноты наступает в возрасте 3-4 лет. Период I-го вытягивания от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Период второй полноты (преимущественный рост в ширину)- 8-10 лет. Период II-го вытягивания -11-12 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек. Кроме неравномерности роста, сопряженной, в частности, с половой специфичностью роста, имеется определенная "сезонность". Так, в зимнее время (первые 4 месяца года) обычно равномерно увеличиваются и длина и масса тела, в мае-августе более интенсивен рост в длину, осенью ребенок растет преимущественно в "ширину". Важное значение имеют не только колебания абсолютных размеров тела, но и его пропорции. Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания можно получить, используя индексы. Индексы Л.И.Чулицкой. а) 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20-25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка. б) длина ноги - длина туловища; У новорожденных нормальные значения - 2-4 см, в возрасте 1 года - 6 см. Характеризует относительную длину нижних конечностей. Индекс Эрисмана. Обхват груди - полурост. Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. У новорожденных равен 8-9 см, в возрасте 1 года -12 см, в 5 лет - 0. Определение роста сидя и стоя. (Рост сидя, см / Рост стоя, см)*100 Нормальные значения: у новорожденных - 70%, 3 года - 57%,в 12 лет у девочек и около 15 лет у мальчиков - 52%. Значения этого индекса увеличиваются при врожденных нарушениях роста костей(гипохондроплазия) и уменьшаются у подростков с некоторыми формами гипогонадизма. Массо-ростовой индекс Вервека. Длина тела, см / 2х масса тела в кг. + обхват грудной клетки, см Этот показатель у здоровых детей с возрастом не меняется, составляя 0.85 -1.25. Величины индекса свыше,35 свидетельствуют о выраженномвытягивании - высоком росте(долихоморфии). Величины, лежащие в интервале 1,35-1,25 характеризуют преобладание роста в длину. Величины 0,75-0,85 говорят об умеренном отставании в росте, а значения лежащие ниже 0,75 - о выраженной брахиморфии. Индекс Вервека приемлем для характеристики нормальных вариантов физического развития, но не может быть использован в случаях патологически низкого или высокого роста. Широко используемый терапевтами индекс Кеттле: Этот индекс в детском возрасте не может быть применен, т.к. в периоды "вытягивания" или "полноты" величины индекса изменяются и сильно зависят от возраста. Возрастные нормативы этого индекса отсутствуют. Физическое развитие, антропометрические показатели также можно оценивать по таблицам. Метод перцентилей в последние годы находит широкое применение для оценки физического развития детей и подростков. Оценка осуществляется по таблицам центильного типа. Если величина массы тела или обхвата грудной клетки не соот ветствует данной длине тела, необходимо учитывать, за счет какого компонента(жирового, мышечного, костного) изменены эти показатели. Для решения этого вопроса используется калиперометрия, соматоскопическая оценка. В этой связи большое значение для оценки развития ребенка имеет определение типа его соматической конституции. Дополнительную информацию об особенностях строения тела дают методы сферосоматометрии(объемные характеристики туловища), кифосколиозометрии(определение контура позвоночника), у девочек пубертатного возраста - измерение размеров малого таза. Плоскостопие выявляется методом плантографии(получение отпечатков стоп Date: 2015-07-02; view: 639; Нарушение авторских прав |