Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В протоколе делается пометка, для кого был раскрашен домик, и что делал его хозяин





Результаты анализируются следующим образом: 1. наличие или отсутствие инверсий при выполнении первого задания (раскрашивание дорожки); 2. наличие или отсутствие тревожности (на основе самого процесса закрашивания и выбора цвета); 3. наиболее значимое пространство для ребенка в детском саду; 4. способность символически выразить свои переживания и ценностные ориентации.

Подробное описание методики, в том числе, вариант для детей 4-5-ти лет, см. в книге: Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. С-Пб., 2002.

 

Методика «Интервью родителей»и построение на его основе индекса реакций и шкалы влияния событий

Индекс реакций при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) – это шкала особенностей переживаний и поведения, которые проявляются у взрослого (ребенка) в той или иной мере или же они отсутствуют. (Один из вариантов такой шкалы можно найти в книге «Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков», Нью-Йорк, 1997, с.17).

Индекс реакций при ПТСР: отмечается присутствие или отсутствие симптомов:

1. Событие воспринимается как сильный стрессогенный фактор

2. Расстраивается при мыслях о событии

3. Боится повторения события (мальчик из Беслана говорит маме, спустя год после трагедии: «Давай пойдем в школу 2-го сентября»)

4. Пугается, когда думает о событии

5. Избегает того, что напоминает о событии

6. Возбужденный /нервный/ легко пугается

7. Хочет избежать чувств

8. Навязчивые мысли

9. Плохие сны

10. Нарушения сна

11. Навязчивые образы и звуки

12. Потеря интереса к ранее значимой деятельности

13. Трудности концентрации внимания

14. Отстраненность

15. Мысли о событии вмешиваются в учебу (?)

16. Чувство вины

7-9 баллов – свидетельствует о мягкой форме посттравматического стресса, 10-11 – о средней, 12 и более – о тяжелой форме.

Шкала влияния события: измеряется по тому, как часто пациент вспоминал о травматическом событии за последние семь дней (совсем не вспоминал, редко, иногда или часто).

1. Я невольно думал (а) об этом событии



2. Я старался (ась) не расстраиваться, когда думал (а) об этом событии, или что-то мне о нем напоминало

3. Я старался (ась) выкинуть это событие из памяти

4. У меня были трудности с засыпанием и со сном

5. На меня накатывались волны сильных чувств, связанных с событием

6. Оно мне снилось.

7. Я избегал (а) того, что напоминает о событии

8. Мне казалось, что этого события не было или оно было нереальным

9. Я старался (ась) об этом не говорить

10. Картины события врывались в мои мысли

11. Другие вещи заставляли меня думать о нем

12. Я осознавал (а), что у меня еще много чувств, связанных с этим событием, но я от них ухожу

13. Я старался (ась) не думать об этом

14. Все, что напоминало о событии, возвращало меня к чувствам, с ним связанным

15. Мои чувства, связанные с событием, напоминали оцепенение

Пункты: 1,4,6,10,11 и 14 выявляют навязчивые мысли, а пункты: 2,3,7,8,9, 12, 13 и 15 – симптомы избегания

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

 

Специфика данной проблемы состоит в том, что проявление ребенком аффективного поведения в той или иной форме требует незамедлительных коррекционных воздействий, в частности, применения техник, направленных на купирование аффекта (особые игрушки, игра с водой, переключение внимания и пр.).

В случаях трудной адаптации ребенка к ДОУ, коррекционно-профилактическая работа может осуществляться как реализация поэтапной и специально разработанной программы «Адаптация без стресса».

Основная задача здесь – создать у матери и других членов семьи установку на необходимость профилактически адекватного поведения, повысить уверенность матери в своих воспитательных возможностях, смягчить стрессовый и для матери момент разлуки с ребенком, выделить возможные факты риска для каждой семьи. Основной результат такой коррекционной программы – активное вовлечение семьи в содержательную работу с ДОУ (преодоление традиционной закрытости детского учреждения для семьи и предложение конкретных содержательных форм взаимодействия, например, игры и хороводы с опорой на фольклор, игры с водой и песком и др.). В наиболее трудных случаях необходима психотерапия материнского отношения, системная терапия со всей семьей.

Особое место должно быть уделено работе педагога-психолога с подгруппами детей и эмоциональной окрашенности осваиваемых ребенком режимных моментов (хороводы, коллективные игры, прогулки на свежем воздухе и пр.)

В более сложных случаях, характеризующихся адаптационным стрессом коррекционная работабудет строиться на основе длительной системной семейной терапии или же краткосрочной терапии с последующими рекомендациями. При необходимости – коррекция материнского отношения (отдельных этапов материнства, ценностных ориентаций матери, упроченных родительских сценариев). Особое место в коррекционной работе займет применение техник, направленных на улучшение «работы» отдельных уровней системы эмоциональной регуляции поведения ребенка (в частности,уровня энергетического обеспечения),отдельных техник гуманистического и когнитивно-бихевиорального направлений. Существенной составной частью коррекционной работы может служить привлечение к ней других членов семьи (из горизонтальной и вертикальной структур): тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.



В большинстве случаев коррекционнаяработаподчинена закономерностям, что описывались выше, однако с акцентом на реорганизацию ситуации депривации развития, то есть, на устранение депривирующих факторов внутри семьи. Это, как правило, требует:

-устранения или ослабления депривирующего фактора в условиях семьи (на основе консультирования матери и системной терапии всей семьи);

– формирования альтернативной привязанности ребенка к воспитательнице, психологу или детям;

– психологической поддержки матерей, пребывающих в состоянии депрессии или растерянности;

– включения элементов регрессивной терапии (восстановление контакта взрослого с ребенком, начиная с самых ранних, базальных, форм тактильного, зрительного и голосового контактов);

– организации и активизации межличностных контактов ребенка со сверстниками;

– вовлечения депривированного ребенка в разные формы познавательно-исследовательской активности.

– активного использования игровой терапии с ребенком.

В случаях обнаружения травматического стресса коррекционная работа проводится согласно «Руководству по лечению психологической травмы у детей и подростков», которое предусматривает последовательное проведение 3-х стадий:

-Первая стадия: начало работы с травмой (фокусирование внимания на произошедшем, рисование на тему травмы и, по возможности, сочинение рассказа о событии или его описание);

– Вторая стадия: продолжение работы с травмой (оживление переживания, обсуждение произошедшего при поддержке ребенка, описание-воспроизведение травматического события и его особых деталей, фокусирование текущих и будущих проблем);

– Третья стадия: завершение обсуждения (принятие и поддержка чувств ребенка, в том числе чувства страха, прогнозирование других вариантов ситуаций и поведения в них, повышение самооценки ребенка).

С родителями и детьми – структурированные терапевтические сессии на основе когнитивно-бихевиоральной терапии. Игровые формы групповой терапии.

В ряде случаев, особенно в ситуации испытываемого ребенком горя допустимо применение техник на установление телесного контакта. Благодаря этим техникам («Качалка», «Путешествие вслепую», «Театр прикосновений» и др.), ребенок должен не только понять, но и ощутить, что новая ситуация общения строится на принципе безусловного уважения к свободе его выбора. «В каждом ребенке существует органическая тенденция к продолжению развития и самосохранения, которая проявит себя в ситуации, подразумевающей четкий выбор типа поведения – либо направленного вперед, либо регрессивного» (К. Роджерс). Чувство безопасности, несмотря на возможное сопротивление ребенка к контакту, является наиболее значимым условием начала процесса терапии.

Восстановление нарушенных отношений ребенка с миром невозможно без ощущения им своей целостности, органичности, понимания особенностей своего тела, умения осознавать и управлять его проявлениями. Установление телесного контакта между ребенком и взрослым (в начале терапии), возможность этого контакта с другими детьми (в процессе групповых занятий) является основой для установления доверительных поддерживающих отношений. Учитывая то, как болезненно реагируют дети, перенесшие травмирующие переживания, на любые прикосновения, путь к телу ребенка следует начинать издалека, используя опосредованные прикосновения (например, взяться за руки через колечко), идя постепенно к социально привычным формам контакта (обнять за плечи, погладить по голове, применить ту или иную форму массажа) и обучая ребенка приемам релаксации, глубокого дыхания и визуализации, выразительного движения под музыку и др.








Date: 2015-06-11; view: 244; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию