Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В протоколе делается пометка, для кого был раскрашен домик, и что делал его хозяин
Результаты анализируются следующим образом: 1. наличие или отсутствие инверсий при выполнении первого задания (раскрашивание дорожки); 2. наличие или отсутствие тревожности (на основе самого процесса закрашивания и выбора цвета); 3. наиболее значимое пространство для ребенка в детском саду; 4. способность символически выразить свои переживания и ценностные ориентации. Подробное описание методики, в том числе, вариант для детей 4-5-ти лет, см. в книге: Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. С-Пб., 2002.
Методика «Интервью родителей» и построение на его основе индекса реакций и шкалы влияния событий Индекс реакций при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) – это шкала особенностей переживаний и поведения, которые проявляются у взрослого (ребенка) в той или иной мере или же они отсутствуют. (Один из вариантов такой шкалы можно найти в книге «Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков», Нью-Йорк, 1997, с.17). Индекс реакций при ПТСР: отмечается присутствие или отсутствие симптомов: 1. Событие воспринимается как сильный стрессогенный фактор 2. Расстраивается при мыслях о событии 3. Боится повторения события (мальчик из Беслана говорит маме, спустя год после трагедии: «Давай пойдем в школу 2-го сентября») 4. Пугается, когда думает о событии 5. Избегает того, что напоминает о событии 6. Возбужденный /нервный/ легко пугается 7. Хочет избежать чувств 8. Навязчивые мысли 9. Плохие сны 10. Нарушения сна 11. Навязчивые образы и звуки 12. Потеря интереса к ранее значимой деятельности 13. Трудности концентрации внимания 14. Отстраненность 15. Мысли о событии вмешиваются в учебу (?) 16. Чувство вины 7-9 баллов – свидетельствует о мягкой форме посттравматического стресса, 10-11 – о средней, 12 и более – о тяжелой форме. Шкала влияния события: измеряется по тому, как часто пациент вспоминал о травматическом событии за последние семь дней (совсем не вспоминал, редко, иногда или часто). 1. Я невольно думал (а) об этом событии 2. Я старался (ась) не расстраиваться, когда думал (а) об этом событии, или что-то мне о нем напоминало 3. Я старался (ась) выкинуть это событие из памяти 4. У меня были трудности с засыпанием и со сном 5. На меня накатывались волны сильных чувств, связанных с событием 6. Оно мне снилось. 7. Я избегал (а) того, что напоминает о событии 8. Мне казалось, что этого события не было или оно было нереальным 9. Я старался (ась) об этом не говорить 10. Картины события врывались в мои мысли 11. Другие вещи заставляли меня думать о нем 12. Я осознавал (а), что у меня еще много чувств, связанных с этим событием, но я от них ухожу 13. Я старался (ась) не думать об этом 14. Все, что напоминало о событии, возвращало меня к чувствам, с ним связанным 15. Мои чувства, связанные с событием, напоминали оцепенение Пункты: 1,4,6,10,11 и 14 выявляют навязчивые мысли, а пункты: 2,3,7,8,9, 12, 13 и 15 – симптомы избегания
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Специфика данной проблемы состоит в том, что проявление ребенком аффективного поведения в той или иной форме требует незамедлительных коррекционных воздействий, в частности, применения техник, направленных на купирование аффекта (особые игрушки, игра с водой, переключение внимания и пр.). В случаях трудной адаптации ребенка к ДОУ, коррекционно-профилактическая работа может осуществляться как реализация поэтапной и специально разработанной программы «Адаптация без стресса». Основная задача здесь – создать у матери и других членов семьи установку на необходимость профилактически адекватного поведения, повысить уверенность матери в своих воспитательных возможностях, смягчить стрессовый и для матери момент разлуки с ребенком, выделить возможные факты риска для каждой семьи. Основной результат такой коррекционной программы – активное вовлечение семьи в содержательную работу с ДОУ (преодоление традиционной закрытости детского учреждения для семьи и предложение конкретных содержательных форм взаимодействия, например, игры и хороводы с опорой на фольклор, игры с водой и песком и др.). В наиболее трудных случаях необходима психотерапия материнского отношения, системная терапия со всей семьей. Особое место должно быть уделено работе педагога-психолога с подгруппами детей и эмоциональной окрашенности осваиваемых ребенком режимных моментов (хороводы, коллективные игры, прогулки на свежем воздухе и пр.) В более сложных случаях, характеризующихся адаптационным стрессом коррекционная работабудет строиться на основе длительной системной семейной терапии или же краткосрочной терапии с последующими рекомендациями. При необходимости – коррекция материнского отношения (отдельных этапов материнства, ценностных ориентаций матери, упроченных родительских сценариев). Особое место в коррекционной работе займет применение техник, направленных на улучшение «работы» отдельных уровней системы эмоциональной регуляции поведения ребенка (в частности, уровня энергетического обеспечения),отдельных техник гуманистического и когнитивно-бихевиорального направлений. Существенной составной частью коррекционной работы может служить привлечение к ней других членов семьи (из горизонтальной и вертикальной структур): тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д. В большинстве случаев коррекционнаяработаподчинена закономерностям, что описывались выше, однако с акцентом на реорганизацию ситуации депривации развития, то есть, на устранение депривирующих факторов внутри семьи. Это, как правило, требует: - устранения или ослабления депривирующего фактора в условиях семьи (на основе консультирования матери и системной терапии всей семьи); – формирования альтернативной привязанности ребенка к воспитательнице, психологу или детям; – психологической поддержки матерей, пребывающих в состоянии депрессии или растерянности; – включения элементов регрессивной терапии (восстановление контакта взрослого с ребенком, начиная с самых ранних, базальных, форм тактильного, зрительного и голосового контактов); – организации и активизации межличностных контактов ребенка со сверстниками; – вовлечения депривированного ребенка в разные формы познавательно-исследовательской активности. – активного использования игровой терапии с ребенком. В случаях обнаружения травматического стресса коррекционная работа проводится согласно «Руководству по лечению психологической травмы у детей и подростков», которое предусматривает последовательное проведение 3-х стадий: - Первая стадия: начало работы с травмой (фокусирование внимания на произошедшем, рисование на тему травмы и, по возможности, сочинение рассказа о событии или его описание); – Вторая стадия: продолжение работы с травмой (оживление переживания, обсуждение произошедшего при поддержке ребенка, описание-воспроизведение травматического события и его особых деталей, фокусирование текущих и будущих проблем); – Третья стадия: завершение обсуждения (принятие и поддержка чувств ребенка, в том числе чувства страха, прогнозирование других вариантов ситуаций и поведения в них, повышение самооценки ребенка). С родителями и детьми – структурированные терапевтические сессии на основе когнитивно-бихевиоральной терапии. Игровые формы групповой терапии. В ряде случаев, особенно в ситуации испытываемого ребенком горя допустимо применение техник на установление телесного контакта. Благодаря этим техникам («Качалка», «Путешествие вслепую», «Театр прикосновений» и др.), ребенок должен не только понять, но и ощутить, что новая ситуация общения строится на принципе безусловного уважения к свободе его выбора. «В каждом ребенке существует органическая тенденция к продолжению развития и самосохранения, которая проявит себя в ситуации, подразумевающей четкий выбор типа поведения – либо направленного вперед, либо регрессивного» (К. Роджерс). Чувство безопасности, несмотря на возможное сопротивление ребенка к контакту, является наиболее значимым условием начала процесса терапии. Восстановление нарушенных отношений ребенка с миром невозможно без ощущения им своей целостности, органичности, понимания особенностей своего тела, умения осознавать и управлять его проявлениями. Установление телесного контакта между ребенком и взрослым (в начале терапии), возможность этого контакта с другими детьми (в процессе групповых занятий) является основой для установления доверительных поддерживающих отношений. Учитывая то, как болезненно реагируют дети, перенесшие травмирующие переживания, на любые прикосновения, путь к телу ребенка следует начинать издалека, используя опосредованные прикосновения (например, взяться за руки через колечко), идя постепенно к социально привычным формам контакта (обнять за плечи, погладить по голове, применить ту или иную форму массажа) и обучая ребенка приемам релаксации, глубокого дыхания и визуализации, выразительного движения под музыку и др. Date: 2015-06-11; view: 851; Нарушение авторских прав |