Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В протоколе делается пометка, для кого был раскрашен домик, и что делал его хозяин





Результаты анализируются следующим образом: 1. наличие или отсутствие инверсий при выполнении первого задания (раскрашивание дорожки); 2. наличие или отсутствие тревожности (на основе самого процесса закрашивания и выбора цвета); 3. наиболее значимое пространство для ребенка в детском саду; 4. способность символически выразить свои переживания и ценностные ориентации.

Подробное описание методики, в том числе, вариант для детей 4-5-ти лет, см. в книге: Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. С-Пб., 2002.

 

Методика «Интервью родителей» и построение на его основе индекса реакций и шкалы влияния событий

Индекс реакций при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) – это шкала особенностей переживаний и поведения, которые проявляются у взрослого (ребенка) в той или иной мере или же они отсутствуют. (Один из вариантов такой шкалы можно найти в книге «Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков», Нью-Йорк, 1997, с.17).

Индекс реакций при ПТСР: отмечается присутствие или отсутствие симптомов:

1. Событие воспринимается как сильный стрессогенный фактор

2. Расстраивается при мыслях о событии

3. Боится повторения события (мальчик из Беслана говорит маме, спустя год после трагедии: «Давай пойдем в школу 2-го сентября»)

4. Пугается, когда думает о событии

5. Избегает того, что напоминает о событии

6. Возбужденный /нервный/ легко пугается

7. Хочет избежать чувств

8. Навязчивые мысли

9. Плохие сны

10. Нарушения сна

11. Навязчивые образы и звуки

12. Потеря интереса к ранее значимой деятельности

13. Трудности концентрации внимания

14. Отстраненность

15. Мысли о событии вмешиваются в учебу (?)

16. Чувство вины

7-9 баллов – свидетельствует о мягкой форме посттравматического стресса, 10-11 – о средней, 12 и более – о тяжелой форме.

Шкала влияния события: измеряется по тому, как часто пациент вспоминал о травматическом событии за последние семь дней (совсем не вспоминал, редко, иногда или часто).

1. Я невольно думал (а) об этом событии

2. Я старался (ась) не расстраиваться, когда думал (а) об этом событии, или что-то мне о нем напоминало

3. Я старался (ась) выкинуть это событие из памяти

4. У меня были трудности с засыпанием и со сном

5. На меня накатывались волны сильных чувств, связанных с событием

6. Оно мне снилось.

7. Я избегал (а) того, что напоминает о событии

8. Мне казалось, что этого события не было или оно было нереальным

9. Я старался (ась) об этом не говорить

10. Картины события врывались в мои мысли

11. Другие вещи заставляли меня думать о нем

12. Я осознавал (а), что у меня еще много чувств, связанных с этим событием, но я от них ухожу

13. Я старался (ась) не думать об этом

14. Все, что напоминало о событии, возвращало меня к чувствам, с ним связанным

15. Мои чувства, связанные с событием, напоминали оцепенение

Пункты: 1,4,6,10,11 и 14 выявляют навязчивые мысли, а пункты: 2,3,7,8,9, 12, 13 и 15 – симптомы избегания

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

 

Специфика данной проблемы состоит в том, что проявление ребенком аффективного поведения в той или иной форме требует незамедлительных коррекционных воздействий, в частности, применения техник, направленных на купирование аффекта (особые игрушки, игра с водой, переключение внимания и пр.).

В случаях трудной адаптации ребенка к ДОУ, коррекционно-профилактическая работа может осуществляться как реализация поэтапной и специально разработанной программы «Адаптация без стресса».

Основная задача здесь – создать у матери и других членов семьи установку на необходимость профилактически адекватного поведения, повысить уверенность матери в своих воспитательных возможностях, смягчить стрессовый и для матери момент разлуки с ребенком, выделить возможные факты риска для каждой семьи. Основной результат такой коррекционной программы – активное вовлечение семьи в содержательную работу с ДОУ (преодоление традиционной закрытости детского учреждения для семьи и предложение конкретных содержательных форм взаимодействия, например, игры и хороводы с опорой на фольклор, игры с водой и песком и др.). В наиболее трудных случаях необходима психотерапия материнского отношения, системная терапия со всей семьей.

Особое место должно быть уделено работе педагога-психолога с подгруппами детей и эмоциональной окрашенности осваиваемых ребенком режимных моментов (хороводы, коллективные игры, прогулки на свежем воздухе и пр.)


В более сложных случаях, характеризующихся адаптационным стрессом коррекционная работабудет строиться на основе длительной системной семейной терапии или же краткосрочной терапии с последующими рекомендациями. При необходимости – коррекция материнского отношения (отдельных этапов материнства, ценностных ориентаций матери, упроченных родительских сценариев). Особое место в коррекционной работе займет применение техник, направленных на улучшение «работы» отдельных уровней системы эмоциональной регуляции поведения ребенка (в частности, уровня энергетического обеспечения),отдельных техник гуманистического и когнитивно-бихевиорального направлений. Существенной составной частью коррекционной работы может служить привлечение к ней других членов семьи (из горизонтальной и вертикальной структур): тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.

В большинстве случаев коррекционнаяработаподчинена закономерностям, что описывались выше, однако с акцентом на реорганизацию ситуации депривации развития, то есть, на устранение депривирующих факторов внутри семьи. Это, как правило, требует:

- устранения или ослабления депривирующего фактора в условиях семьи (на основе консультирования матери и системной терапии всей семьи);

– формирования альтернативной привязанности ребенка к воспитательнице, психологу или детям;

– психологической поддержки матерей, пребывающих в состоянии депрессии или растерянности;

– включения элементов регрессивной терапии (восстановление контакта взрослого с ребенком, начиная с самых ранних, базальных, форм тактильного, зрительного и голосового контактов);

– организации и активизации межличностных контактов ребенка со сверстниками;

– вовлечения депривированного ребенка в разные формы познавательно-исследовательской активности.

– активного использования игровой терапии с ребенком.

В случаях обнаружения травматического стресса коррекционная работа проводится согласно «Руководству по лечению психологической травмы у детей и подростков», которое предусматривает последовательное проведение 3-х стадий:

- Первая стадия: начало работы с травмой (фокусирование внимания на произошедшем, рисование на тему травмы и, по возможности, сочинение рассказа о событии или его описание);

– Вторая стадия: продолжение работы с травмой (оживление переживания, обсуждение произошедшего при поддержке ребенка, описание-воспроизведение травматического события и его особых деталей, фокусирование текущих и будущих проблем);

– Третья стадия: завершение обсуждения (принятие и поддержка чувств ребенка, в том числе чувства страха, прогнозирование других вариантов ситуаций и поведения в них, повышение самооценки ребенка).

С родителями и детьми – структурированные терапевтические сессии на основе когнитивно-бихевиоральной терапии. Игровые формы групповой терапии.

В ряде случаев, особенно в ситуации испытываемого ребенком горя допустимо применение техник на установление телесного контакта. Благодаря этим техникам («Качалка», «Путешествие вслепую», «Театр прикосновений» и др.), ребенок должен не только понять, но и ощутить, что новая ситуация общения строится на принципе безусловного уважения к свободе его выбора. «В каждом ребенке существует органическая тенденция к продолжению развития и самосохранения, которая проявит себя в ситуации, подразумевающей четкий выбор типа поведения – либо направленного вперед, либо регрессивного» (К. Роджерс). Чувство безопасности, несмотря на возможное сопротивление ребенка к контакту, является наиболее значимым условием начала процесса терапии.

Восстановление нарушенных отношений ребенка с миром невозможно без ощущения им своей целостности, органичности, понимания особенностей своего тела, умения осознавать и управлять его проявлениями. Установление телесного контакта между ребенком и взрослым (в начале терапии), возможность этого контакта с другими детьми (в процессе групповых занятий) является основой для установления доверительных поддерживающих отношений. Учитывая то, как болезненно реагируют дети, перенесшие травмирующие переживания, на любые прикосновения, путь к телу ребенка следует начинать издалека, используя опосредованные прикосновения (например, взяться за руки через колечко), идя постепенно к социально привычным формам контакта (обнять за плечи, погладить по голове, применить ту или иную форму массажа) и обучая ребенка приемам релаксации, глубокого дыхания и визуализации, выразительного движения под музыку и др.







Date: 2015-06-11; view: 851; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию