Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторы: А.Д. Кошелева, О.А. Шаграева, Т.В. Корнеева, О.В. Лобза, Т.А. Павленко, Е.М. Листик, Е.А. Курганова, Н.Ю. Сухобокова





ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА: диагностика и коррекция

Под редакцией О.А. Шаграевой, А.М. Сергеева

Москва

Авторы: А.Д. Кошелева, О.А. Шаграева, Т.В. Корнеева, О.В. Лобза, Т.А. Павленко, Е.М. Листик, Е.А. Курганова, Н.Ю. Сухобокова

По мнению Г. Фигдор, дневник психического развития ребенка во время послеразводного кризиса перелистывается в обратную сторону. Реакция ребенка на развод может быть различной. Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс (О.А.Карабанова):

1. Экспрессивный тип – ребенок проявляет сильные чувства, он может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться. Это поведение связано с тем, что ребенок не может сдерживать своих действий.

2. Контролирующий тип – ребенок «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить впечатление более спокойного ребенка, чем в обычном состоянии, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным, на первый взгляд, необъяснимым болезням.

3. Шоковый тип – ребенок совсем подавлен, оглушен, трудно понять, что произошло с ребенком, не зная событий, которые произошли в семье. Он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в «другом мире» человека.

Признаки посттравматического шока разнообразны и могут менять друг друга. Так для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце: его вещи, его любимый запах одеколона, его любимое блюдо, любимая песня и т.п. Однако возможна и противоположная реакция. Ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом – избегает смотреть фотографии отца, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т.п.

Очень часто в ситуации развода и после развода ребенок начинает регрессировать. Например, в 5-ти летнем возрасте ребенок вдруг начинает сосать палец, мочиться в постель, просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали, как младенца и т.п. В этом случае регрессия выступает в качестве психологической защиты ребенка. Но если регрессивные потребности не получают удовлетворения, то регрессия, с точки зрения Г. Фигдор, усиливает страх ребенка. Отсюда у таких детей и возрастание агрессивного потенциала. «Агрессивность – это обратная сторона робости и точно также является способом выражения страха. Агрессивность может питаться, с одной стороны, гневом и чувством собственной вины по отношению к матери, которая может быть в силу недостатка времени или своего собственного тяжелого душевного состояния не в состоянии удовлетворять регрессивные желания ребенка. Другой источник агрессивности заключается в выпадении отца и его освобождающей функции в тройственной системе отношений. С точки зрения психоанализа, именно чувство вины приводит родителей к тому, что они недооценивают значения развода для детей и отдаются иллюзии, будто он не так уж и страшен для них. По этой причине они часто не замечают душевных реакций ребенка и всячески мешают их проявлению…»(Д. Видра, 2000, с.74).



Некоторые дети, по мнению психоаналитиков, непосредственно после развода вдруг освобождаются от своих уже выработанных симптомов, чему способствует тот факт, что страхи ребенка внезапно видоизменяются из бессознательных – в сознательные страхи. Ребенок перестал мочиться в постель, а стал мастурбировать и стал еще более агрессивным. Затем ребенок стал депрессивным и пугливым. Он вытеснил свои агрессивные побуждения, внушавшие ему самому такой страх, обратил их внутрь себя. Родители пугаются таких изменений и не умеют правильно на них реагировать. В результате дети становятся более невротичными, чем были раньше.

Срыв привычного стереотипа поведения ребенка (смена обстановки и круга общения после развода) способствует яркому проявлению отрицательных эмоциональные реакций у детей. Они могут проявляться в виде чувства вины, напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек, например, кусания ногтей, сосания пальцев, а также в стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках (Ю.А. Макаренко) .

Если не считать особо тяжелых патологических случаев, Г. Фигдор выделяет две группы детей разводов:

а) дети, которые внешне проявляют свое психическое состояние, т.е. состояние замешательства, тревоги, отчаяния и показывают свои страдания;

б) дети, которые тоже страдают, но не показывают этого.

При этом в большинстве случаев болезненные проявления ребенка после развода – это еще далеко не невротические симптомы в узком смысле слова. Это скорее, здоровые реакции на вдруг пошатнувшийся мир. Эти невротические симптомы называются реакциями переживания. И это, отмечает Г. Фигдор, не простые реакции, а совершенно необходимые акции со стороны ребенка, имеющие целью восстановление его психического равновесия. Именно в этот период родители должны оказать психологическую помощь ребенку, облегчить его страдание и боль, помочь ребенку открыто выразить свои чувства, освободиться от чувства вины и взять на себя ответственность за страдания ребенка. Как это не парадоксально, но ребенок дошкольного возраста начинает винить себя и считать, что это именно он стал причиной развода. «Я себя плохо вел и поэтому папа ушел», – часто думает ребенок. Если же родители не оказывают «первой помощи» ребенку, дети остаются один на один со своими страхами, которые со временем будут только усиливаться. Ребенку необходимо дать возможность пережить свою печаль, а для этого необходимо разрешить ему печалиться, а также печалиться с ним вместе.



Один самих больших страхов, который ребенок пытается скрыть – это любовь к покинувшему родителю. Если бы не было этой любви, то не было бы столь сильных переживаний. Ребенка раздирает конфликт между противоположными устремлениями, между любовью и ненавистью к покинувшему родителю, между агрессивностью и потребностью в чувстве защищенности и т.д. И там, где эти конфликты невыносимы, вытеснение вступает в свои права.

Следует отметить, что дети могут винить родителей за развод независимо от того, кто был истиной причиной развода. Например, в семье, в которой двое детей 7-ми и 5-ти лет разразилась настоящая «война». Пятилетняя Даша, обожающая своего отца, обрушилась на мать с обвинениями: «Это ты прогнала папу, папа самый хороший, он любит меня!». Девочка стала очень агрессивной по отношению к матери и сестре. Семилетняя Маша, наоборот, близка с матерью, но перестала разговаривать с отцом, когда он приходил их навещать. Она во всем винит отца, который ушел в другую семью. Дети постоянно ссорятся между собой. При этом агрессию и гнев, которые они чувствуют девочки направляют то на мать, то на отца. В детском саду отмечают, что Маша перестала интересоваться играми и занятиями, постоянно находится в печальном состоянии, отказывается есть, плохо спит. Даша, наоборот, стала более активной, но ее активность стала сочетаться с агрессией по отношению к другим детям. Врач детского сада отметила, что у Даши обострился нейродермит (кожа девочки покрылась красной коркой), а у Маши появились признаки гастрита.

Исследования показывают, существуют также различия в реагировании на развод в зависимости от пола ребенка. Девочки чаще носят переживания в «себе», и внешне их поведение может почти не меняться. Однако могут появиться другие признаки: утомляемость, слезливость, отказ от игр и общения, раздражительность. У ребенка может заболеть голова, живот и т.п. Мальчики, как правило, начинают вести себя более агрессивно, выражая тем самым протест на развод родителей.

По мнению А.И. Захарова, мальчики находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. Матери мальчиков после развода находятся в более высокой степени невротизации, и поэтому они чаще конфликтуют с сыновьями. Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве, и ребенок похож на мужа. Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств.

В психологической практике можно встретить ситуации, когда родители не понимают психологического состояния ребенка после развода и приветствуют явные невротические изменения личности ребенка. Например, «мать считала свою депрессивную дочь «серьезным и вдумчивым» ребенком, который не интересуется «разными там глупостями». Отец другого, явно обделенного фантазиями и невротического мальчика, был чрезвычайно горд, что его шестилетний сын, вместо того, чтобы играть со сверстниками в футбол, погружался в чтение энциклопедий и занимался систематизацией почтовых марок. Стеснительность семилетней девочки приветствуется как «женская застенчивость» (Д. Видра, 2004, с. 121).

Особенности психологических реакций у детей на развод зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее проявляются признаки пола и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом – заболеть. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения – все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей дошкольного возраста.

Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций(Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб – 2005.)

Инструкция: «Отметьте, пожалуйста, те особенности, которые присущи вашему ребенку».

Анкета

1. Грызет ногти?

2. Сосет палец?

3. Отсутствует аппетит?

4. Ребенок разборчив в еде?

5. Засыпает медленно и с трудом?

6. Спит спокойно?

7. Встает бодро и охотно?

8. Жалуется на головные боли?

9. Жалуется на боли в животе?

10. Бывает часто рвота?

11. Часто бывает головокружение?

12. Заикается?

13. Чрезмерно потеет?

14. Краснеет, бледнеет?

15. Легко пугается?

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения?

17. Часто плачет?

18. Часто моргает?

19. Дергает рукой, плечом и т.п. ?

20. Недержание мочи (днем, ночью)?

21. Недержание стула (днем, ночью)?

22. Бывают припадки злости?

23. Играет с какой-либо частью тела?

24. Боится за свое здоровье?

25. Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать?

26. Бывает, замечается, и мысли его где-то далеко?

27. Не умеет сосредоточиться – на чем?

28. Имеются у него заботы? Какие?

29. Очень тревожен?

30. Старается всегда быть тихим?

31. Боится темноты?

32. Часто видит фантастические предметы?

33. Боится одиночества?

34. Боится животных? Каких?

35. Боится чужих людей?

36. Боится шума?

37. Боится неудачи? В чем?

38. Бывает чувство стыда, позора или вины?

39. Испытывает ли чувство неполноценности?

 

Ориентация на определенные показатели облегчает решение диагностических задач:

· Эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;

· Неустойчивость (устойчивость) эмоциональных реакций личности, которая проявляется в быстрой смене настроения, переживания;

· Тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;

· Направленность действий, поступков при фрустрации (на себя, на других, на предметы или ситуации);

· Глубина переживаний.

 






Date: 2015-06-11; view: 519; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию