Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тест «Сказка» Л. Дюсс // Шелби Б. Тесты для детей. – Тюмень, 1999
Тест «Сказка» Луизы Дюсспозволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4-10 лет. Тест ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Тест может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы детей не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признаки волнения (понижает или повышает голос, краснеет или бледнеет, покрывается потом, выполняет невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопросы, настойчиво опережает события, – все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам. Сказка «Птенец» Цель – выявить степень зависимости ребенка от родителей. В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу? Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его». Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается улететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.); «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п. Сказка «Страх» Цель – выявить наличие и содержание страхов. Один мальчик говорит себе: «Как страшно!». Чего он боится? Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-нибудь животного»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.п. Типичные патологические ответы: (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Боится, что умрет мама (папа)»; «Боится черта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что он останется один» и т.п. Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и самобичевание. Сказка «Новость» Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания. Один мальчик возвращается с прогулки (садика, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна тебе сообщить одну новость» Какую новость хочет сообщить ему мама? Типичные нормальные ответы: «К обеду приедет гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он принял ванну» и т.п. Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама сердится, потому что мальчик что-то сделал не так, как она велела»; «Мама хочет наказать или запретить мальчику что-то сделать» и т.п. Сказка «Дурной сон» Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими. Однажды утром мальчик резко проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик? Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т.п. Типичные патологические ответы: «Ему приснилось, что папа или мама умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотят бросить под машину» и т.п. После того как ребенок немного осознал новость о разводе важно продолжать общение с ребенком, необходимо дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах. Если это сделать самостоятельно ребенку сложно, то можно задать ему вопросы: 1. Чего он боится больше всего на свете? 2. Что сделала мама правильно, а что неправильно? 3. Что сделал папа неправильно? 4. Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так? 5. Хочет ли он встречаться с отцом? 6. Как бы он предпочел провести праздник (пойти с папой в зоопарк, провести праздник дома и др.?) 7. Есть ли у него заветное желание? 8. Хочет ли встретиться с родственниками мужа (бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры)? 9. Снятся ли ему плохие сны? Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком на проблемы, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которому можно все рассказать. 2. Рисуночная методика «Разноцветные домики» (Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» // Психологическая диагностика. 2005. № 2. с. 57-64). Данная методика проводится с целью экспресс-диагностики выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах со взрослыми и детьми. Методика предназначена для детей в возрасте 4-9 лет. Проводится индивидуально. Включает выполнение ребенком рисуночного задания и пояснений к ним в виде ответов на вопросы психолога. Необходимые материалы: - специальный бланк с силуэтами девяти домиков, расположенных на пространстве листа. - набор карандашей и фломастеров (не менее трех цветов). Процедура проведения Предварительно в бланк протокола заносятся данные, касающиеся состава семьи ребенка. Затем перед ребенком выкладывается бланк с нарисованными силуэтами домиков и сообщается инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь? (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я»). Кого из своих родственников, друзей, знакомых ты поселишь в этих домиках? Покажи, кого в какой домик ты поселишь». В зависимости от конкретного состава семьи следует по очереди спрашивать ребенка: «В какой из домиков ты поселишь маму…папу…бабушку…дедушку…сестренку…(братишку)…воспитательницу (учительницу) или любое лицо, характер отношений с которым следует выяснить?». Рядом с домиками можно делать небольшие пометки с обозначением персонажей. После заселения всех домиков можно спросить: «Есть кто-то еще, кого бы ты хотел поселить на полянке с домиками?». Если ребенок высказал такое пожелание, предложить ему нарисовать домик, ориентируясь на центральный домик, домики ближнего окружения или домики внешнего круга. Может случиться так, что кого-то из членов семьи ребенок откажется поселить на полянке, предложите нарисовать для него отдельный домик на другой полянке, например, на обороте бланка. После этого перед ребенком выкладывается набор из девяти разноцветных карандашей или фломастеров (не менее трех цветов). Предлагается инструкция: «Какого цвета карандаш (фломастер) нравится тебе больше других? Раскрась им первое окошко таблички (после того как ребенок закрасит первый слева прямоугольник таблицы, карандаш убирается). Какой карандаш больше из всех оставшихся? Закрась им следующее окошко». После этого карандаш также убирается, и процедура продолжается, пока не останется карандашей. В таблице на бланке должны быть представлены все имеющиеся цветные карандаши в соответствии с выбором ребенка. Затем внимание ребенка вновь привлекается к бланку с домиками. Выкладывается весь набор карандашей (фломастеров), которые уже не убираются до конца проведения данной методики, и сообщается следующая инструкция: «Раскрась свой домик, любым карандашом. Какого цвета домик будет у мамы? А у папы? И т.д. Раскрась все домики!» После того, как ребенок раскрасит все домики (он может дорисовывать и раскрашивать в них любые детали и дополнения), предлагается следующая инструкция: «Ты любишь ходить в гости? А любишь, когда гости приходят к тебе? Нарисуй дорожки между домиками. Покажи, кто будет ходить к тебе в гости? А ты к кому в гости будешь ходить?» Можно обозначит направления контактов стрелочками, и тогда дорожки будут «оперенные» либо с одного конца, либо с другого, либо с обоих. Обработка и интерпретация полученных результатов. Пространственное расположение домиков оценивается следующим образом: выбор центрального и самого большого по размеру домика – 3 балла; домики на ближнем к центру окружности – 2 балла; самые дальние домики от центра листа – 1 балл. По данной шкале оценивается выбор для каждого персонажа из списка. Цветовой набор оценивается также по трехбальной шкале: раскраска домика первыми тремя цветами из индивидуальной таблицы цветовых предпочтений – 3 балла, следующие три цвета – 2 балла, последние три цвета – 1 балл. Каждому персонажу начисляется балл предпочтений по цвету. Интенсивность и активность общения оценивается по количеству дорожек между домиками. Кроме того, двухсторонние контакты оцениваются в 3 балла, односторонние контакты по инициативе ребенка – 2 балла, односторонние, пассивные контакты («принятие гостей») – 1 балл. В результате каждый персонаж из списка оценивается: - по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1-3 балла); - по предпочтениям в цветовом оформлении домика (1 балл – неограниченное количество баллов); - по количеству и направленности контактов (1 балл – неограниченное количество баллов). На основании этих показателей можно судить об отношении ребенка к персонажу, выраженности потребности в общении с ним и установлении разных форм контактов. В ситуации, когда ребенок замыкается и не идет на разговор, можно предложить ребенку нарисовать свою семью, свои сны и желания, праздники и т.п. Анализ этих рисунков может дать большую информацию о состоянии ребенка. Тест «Плохой муж или хороший отец?» (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001) Часто обиженные матери говорят о том, что дети не привязаны к отцу и не любят их. Но исследования психологов, говорят об обратном. Просто ребенок зачастую скрывает от матери свои чувства к отцу. Он, как правило, боится, что мама на него рассердится. Иногда женщина сама не может признаться, что ее бывший муж был хорошим отцом для ребенка. Для уточнения этого вопроса можно порекомендовать данный тест. Инструкция: «Посмотрите на два перечня вопросов, которые мы предлагаем вам и вашему ребенку. Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем на вопросы ответит ваш ребенок. Вопросы ребенку следует задавать мягким спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой последовательно задаются вопросы ребенку. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет»
Обработка результатов Просуммируйте положительные ответы – отдельно мамы и отдельно ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница не превышает 5 баллов, значит, у мамы и ребенка, нет противоречивых отношений к отцу, и мама хорошо чувствует настроение ребенка. Если результаты ребенка ниже на 5 или более баллов – отец для ребенка значит мало; развод будет переживаться ребенком не очень сильно. Если результаты ребенка выше на 5 или более баллов – значит, мама недооценивает привязанности ребенка к отцу, и следует прислушаться ребенка. Результаты этого теста помогут маме осознать потребности ребенка в общении с отцом и не препятствовать их встречам. Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Date: 2015-06-11; view: 8007; Нарушение авторских прав |