Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восприятия и их патология 4 page
Некоторые авторы (М. Jarosz, 1975; L. Korzeniowski, S. Puzinski, 1978) выделяют насильственные (компульсивные) мысли и влечения, возникающие внезапно, противоположные установкам личности и нереализуемые. Например, при виде ножа возникает мысль ударить им кого-то, при виде движущегося транспорта — броситься под него, находясь па высоте — спрыгнуть вниз. Нелепость подобных мыслей и влечений осознается. Навязчивые мысли, представления и воспоминания могут наблюдаться у здоровых людей после неприятностей, конфликтов и в случаях неопределенности исхода трудной ситуации, однако они кратковремен-ны, переживаются как естественное явление и после разрешения конфликта исчезают. Сверхценные идеи (С. Wernicke, 1892) — это убеждения Параноические, паранойяльные, параноидные и п а р а ф р е н н ы е идеи относятся к разряду бредовых идей (бреда), то есть ложных умозаключений и суждений, не соответствующих реальной действительности, возникающих на болезненной основе и недоступных критике и коррекции. К клиническим критериям бреда относятся также несоответствие его содержания действительности, непоколебимая уверенность в жизненной истинности бредовой продукции, использование для доказательств ложных аргументов и доводов с отрицанием или извращенным толкованием реальных фактов. По клинической сущности бредовые идеи напоминают галлюцинаторные расстройства, но в идеаторной, мыслительной сфере. Понятия параноических и паранойяльных идей большинство авторов не дифференцируют. Паранойяльный бред систематизированный, чаще монотематический, возникающий как патологическая интерпретация реальных фактов и событий. При этом не обнаруживается признаков ннтеллектуалыю-мнестичсского снижения. Образованию паранойяльного бреда часто предшествует стадия свсрхценных идей, что затрудняет их разграничение. А. Н. Молохов (1940) считал, что параноические реакции — это характерогенные реакции, в основе которых лежит сверхценная идея, и они обычно возникают у психопатов-параноиков. К. Leonhard (1981) отмечает склонность акцентуированных застревающих (параноических) личностей к образованию параноических реакций, однако не относит их к бредовым феноменам, а рассматривает в рамках ситуационных личностных реакций. На основании результатов собственных клинических наблюдений мы считаем целесообразным выделять параноические идеи либо как ранний этап развития паранойяльных идей, либо как менее выраженную степень бредоподобной, аффективно насыщенной установки, оценки и интерпретации фактов, непосредственно затрагивающих интересы больного. По мнению К. Leonhard и по нашим данным, к параноическим реакциям (ревности, мести, сутяжничества и др.) особенно склонны личности фанатичные, эгоистичные, мстительные, злопамятные, с выраженной недоверчивостью и подозрительностью, ригидностью аффектов, застревающие на обидах, обманувшиеся в притязаниях. Бредообразованию способствуют длительная конфликтная ситуация, невозможность реализации устремлений, психогенная и соматогенная астенизация. Параноические идеи могут быть направлены на окружающих или на состояние своего здоровья, иметь активно- или пассивно-оборонительный характер. От сверхценных идей отличаются большей оторванностью от реальных фактов и аффективной насыщенностью утверждений. Они конкретны и относительно быстро поддаются терапевтическому воздействию либо даже самопроизвольно исчезают в случае разрешения ситуации. Паранойяльные идеи обычно весьма устойчивы к терапии, могут продолжаться годами, касаться внутрисемейных отношений (паранойяльный бред ревности), отношений с родственниками, соседями и в производственном коллективе, других сторон жизни. Проявляются в бредовой реформаторской и изобретательской деятельности, кверу-лянтской активности, в «паранойе борьбы» в виде мести и преследования предполагаемых врагов («преследуемые преследователи»). Аффективная заряженность, правдоподобие утверждений, способность к временному приспособлению к людям и обстоятельствам, а также сохранность профессиональных навыков нередко на какое-то время создают у некоторых людей впечатление правдивости рассказов больного о преследовании его, однако со временем нелепость притязаний и болезненность всего поведения становятся очевидными. В клинической практике психиатрам в подобных случаях вначале нередко приходится встречаться с многочисленными защитниками «интересов обиженного», 3 8-2360
обвинениями в необоснованности госпитализации «психически здорового». Параноидные идеи можно подразделить на две группы: 1) идеи, направленные на окружающий мир, и 2) идеи, направленные на себя. К первой группе, то есть к бредовым идеям с экстрапроекнией, можно отнести бред: 1) толкования, или интерпретативный бред, когда реальные факты и события больные понимают и истолковывают в бредовом плане; 2) отношения и особого значения (реально происходящее интерпретируется как имеющее особое отношение к больному); 3) преследования; 4) физического, гипнотического, телепатического и другого воздействия; 5) инсценировки (окружающее больные понимают как подстроенное, инсценированное); 6) интерметаморфозы — перевоплощения окружающих людей и обстановки; 7) отрицательного двойника (бредовое убеждение, что родственники и знакомые—неизвестные лица) и положительного двойника (утверждение, что незнакомые лица — это родственники, и т. п.)—синдром Капгра; 8) гибели (утверждение, что родные, имущество и даже весь мир погибли) и нигилистический бред (все исчезло, погибло); 9) любовный, или эротический (бредовое убеждение во влюбленности особы противоположного пола); 10) ревности; 11) отравления; 12) ущерба (обкрадывания, нанесения материального и морального ущерба со стороны окружающих лиц). Ко второй группе параноидных идей, то есть относящихся к собственной личности и организму, относят бред: 1) величия (богатства, знатного происхождения, знакомства с великими людьми, особой власти, физической силы); 2) изобретательства (открытия чего-то необычного— новой системы языка, вечного двигателя); 3) реформаторства (преобразования общества, законов); 4) дисморфоманический (воображаемого физического недостатка и внешности, недержания газов); 5) метаморфозы (превращения себя в животное) и одержимости (вселения в тело животного, живого существа, якобы управляющего мыслями, желаниями и поступками); 6) микроманический (уменьшения своего тела или его частей); 7) ипохондрический (наличия тяжелой болезни, гниения внутренностей, размягчения мозга — нигилистический бред), страшных страданий (громадности, бред Котара); 8) самоуничижения (неполноценности и ничтожности своей личности), самообвинения, или греховности. Сочетания галлюцинаций и бреда дают различные варианты галлюцинаторно-параноидного синдрома. По механизму возникновения выделяют бред: 1) первичный, обусловленный нарушениями мышления в виде бредового осознания, чувства, представления, восприятия, убеждения, бредовой интуиции, «озарения», бредовой интерпретации воспоминаний и наблюдений окружающей действительности; 2) вторичный, чувственный, возникающий на основе галлюцинаторных, аффективных и других переживаний; 3) голотимный (вариант вторичного бреда), появляющийся при эмоциональных расстройствах (например, депрессивный бред — самоуничи- жения, самообвинения); 4) кататимный и сенситивный, вытекающий из волнующих эмоциональных переживаний у повышенно чувствительных и психопатических личностей (бред отношения, преследования); 5) катестетический, возникающий на основе ощущений от внутренних органов; 6) индуцированный — наведенный, внушенный другим лицом и 7) бред тугоухих. Все последние варианты относятся к вторичному бреду. По степени связности и систематизации бредовых высказываний выделяют бредовые синдромы: паранойяльный (систематизированный), параноидный (несистематизированный, обычно в сочетании с галлюцинациями и другими психическими нарушениями) и парафренный (систематизированный бред фантастического содержания в сочетании с галлюцинациями и психическими автоматизмами). По Е. Kraepeltn (1913), парафренный синдром может иметь форму систематической, экспансивной, конфабуляторной и фантастической парафрении. Для него характерны бредовые идеи величия и фантастичность бредовых переживаний (А. М. Халецкий, 1973). Описаны также ипохондрический и меланхолический варианты парафренного синдрома. Бред классифицируют также по стадиям развития: 1) бредовое настроение—бредовая убежденность в изменении окружающего, в неизбежности надвигающейся беды; 2) бредовое восприятие — бредовое истолкование значения отдельных явлений окружающей действительности в связи с нарастающей тревогой; 3) бредовое толкование — бредовое объяснение значения воспринятых явлений; 4) кристаллизация бреда — определенная стройность бредовых идей, их законченность и «логическая» последовательность; 5) стадия затухания бреда с появле-нием критического отношения; 6) резидуальный (остаточный) бред. Нейрофизиологические механизмы расстройств мышления чрезвычайно сложны. Изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга (Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, 1976; Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1977; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981) позволило установить, что усвоение кодов языка и речевая деятельность обеспечиваются совместной активностью различных систем головного мозга, его трех функциональных блоков (А. Р. Лурия, 1974), однако специфическую роль в этом играет левое полушарие у правшей и наоборот. Если поражается левое полушарие у правшей, страдает смысловая сторона мышления и речи, наблюдается неспособность понимать чужую речь, говорить, писать и считать при сохранении эмоциональной окраски речи, а также нарушается способность выполнять интеллектуальные операции, связанные с использованием языка. По данным Л. Я. Балонова и В. Л. Деглина (1976), после электросудорожного припадка при наложении электродов на доминантное полушарие (на левое у правшей) отмечаются угнетение сознания, афа-тическне расстройства и нарушение осмысливания речевого материала, а при наложении электродов на правое полушарие — страдает чув-ственная, эмоциональная сторона мышления и речи, речь лишается
66 интонационной выразительности, образности и чувственной окраски, становится монотонной и тусклой, больные утрачивают способность понимать значение речевых интонаций, отличать мужской голос от женского, узнавать звуки природы и знакомые мелодии. И. П. Павлов (1951) считал, что в основе стереотипии, итерации и персеверации лежат изолированный очаг инертного возбуждения и нарушение взаимодействия сигнальных систем. По А. Г. Иванову-Смоленскому (1974), образный (эйдетический) бред свидетельствует о патологическом состоянии преимущественно первой сигнальной системы (инертное возбуждение, парадоксальная или ультрапарадоксальная фазы, отрицательная индукция), а вербальный бред—второй сигнальной системы. В результате этого действительность отражается сознанием и интерпретируется в искаженном виде, в содержании сознания абсолютное значение приобретает искаженная, бредовая трактовка окружающей действительности, запамятованных неизжитых опасений, неосуществленных желаний и конфликтов. Л. А. Орбели (1949) указывал на участие в механизмах бредообразования нарушений взаимодействия сенсорных систем (анализаторов). Данные наших исследований (Н. Е. Бачериков, Ю. А. Елизаров, 1978) подтвердили это предположение: при бреде изменения адаптационных функций (зрительного, слухового и двигательного анализаторов) оказались более выраженными, чем при депрессии. Нарушения памяти и мышления в виде их недоразвития или вызванного поражением мозга дефекта служат основной характеристикой патологии интеллекта, клиническими формами которой являются олигофрения и деменция. При олигофрении речь идет о задержке интеллектуального развития с раннего детского возраста, о недоразвитии интеллекта и соответственно об отсутствии адекватного формирования трудовых и социальных навыков, то есть дефект касается непременно всех сторон личности. Деменция — снижение или грубое нарушение интеллекта вследствие органического поражения головного мозга; она может быть лакунарной (с сохранением «ядра личности» — морально-этических свойств) в тотальной, прогредиентной (нарастающей) и регредиентной, то есть с некоторым восстановлением пострадавших психических функций, например после лечения прогрессивного паралича, постинсультного состояния. В клинической практике известны случаи преходящей псевдоорганической деменции (В. А. Гиляровский, 1946), картина которой вызывается функциональными нарушениями (затяжная форма оглушенности), и псевдодеменции (острая истерическая реакция). Кроме олигофрении и деменции, к нарушениям интеллекта относят психический инфантилизм и психоорганический синдром, при которых не наблюдается грубых мнестических расстройств, но суждения и умозаключения, как и поведение в целом, незрелы и наивны либо прямолинейны и не сопровождаются критической оценкой. Понятие «интеллект» не имеет однозначного определения. В учеб-
68 Патология влечений (потребностей) и эффекторно-волевой сферы Всякая нужда в условиях, необходимых для жизни, выражается в потребностях организма. Потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, при каких обстоятельствах и каким способом она удовлетворяется. Потребность представляет собой форму отражения действительности, возникает под влиянием окружающих условий, вызывает деятельность организма лишь при воздействии на него соответствующих факторов. Предмет потребности — побудитель деятельности. Потребность обладает способностью возникать вновь и воспроизводиться в зависимости от изменений в организме и среде. Развитие потребности происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения. Низшими, инстинктивными потребностями являются пищевые, самосохранения и продолжения рода, или половые. В то же время в процессе труда люди сами производят предметы, способные удовлетворять их потребности. Наряду с социализацией форм удовлетворения потребностей возникают новые, высшие, духовные потребности — интеллектуальные, этические и эстетические. Потребности человек субъективно переживает в виде влечений и желаний. У человека с его высшими формами отражения действительности объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме образа или представления, мысли или понятия, идеи или нравственного идеала. То, что побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом этой деятельности. Различают мотивы и цели действия. Мотив — это то, ради чего цель достигается, цель — это то, что достигается действием. В марксистско-ленинской философии потребности рассматриваются как мотивы (мотивация) психической активности личности, ее поведения. Они опосредованы процессом воспитания, приобщением к культуре. Естественные и духовные потребности и интересы определяются общественно-историческими условиями жизни. Сторонники идеалистического направления в философии, социологии, психологии и психиатрии игнорируют социальный характер формирования потребностей в онтогенезе, инстинктивным потребностям и влечениям приписывают решающую роль в индивидуальной, общественной жизни, а также в этиологии психических расстройств. В психиатрии это направление наиболее полно отражено в учении Фрейда и его последователей о бессознательном. Психопатологические феномены они объясняют задержкой психического развития на оральной, анальной и уретральной стадиях психосексуального развития, социальным подавлением детских сексуальных влечений (эдипова, кастрационного и других комплексов), вытесненных в бессознательное, символическим выражением личного бессознательного в виде сновидений, «ляпсусов» (оговорок), агрессивности, чувства вины, депрессии, галлюцинаций, бреда и других психопатологических симптомов (G. Bally, 1965; P. Daco, 1965; L. Kolb, 1968; Н. Е. Richter, 1969; Е. A. Bennet, 1973; S. Freud, 1974; Т. Lemperiere, A. Feline, 1977). Неофрейдисты Е. Fromm (1965), К. Ногnеу (1978) видят причину психической патологии в подавлении бессознательных влечений к самосохранению и самовыражению воспитанием и социальными требованиями, а экзистенциалисты— в подавлении бессознательной «сущности» («экзистенции») социальной средой. Представители антипсихиатрии рассматривают психические заболевания как протест личности против социальных норм и требований (A. Thorn, 1979). Исходя из марксистско-ленинских диалектико-материалистических позиций и учения Павлова о высшей нервной деятельности, следует обратить внимание на следующие положения: 1) инстинкты (пищевой, самосохранения и половой), являясь наиболее древними механизмами обеспечения целостноcти организма и 2) у нормально развитой личности влечения и связанные с ними 3) при психической патологии происходит не простое обнажение 4) в детском возрасте вследствие недостаточной кортикализации Эффекторно-волевая сфера включает два основных компонента: эффекторный, двигательный (простые и сложные движения, действия и поступки) и волевой (способность к сознательному и целенаправленному регулированию деятельности и поступков). К эффекторным проявлениям относятся инстинктивные двигательные акты, произвольные (волевые) простые и сложные действия и поступки, а также автоматизированные действия. Определяя свободу воли человека, то есть свободу выбора действия, Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал, что свобода человека есть «не что иное, как способность принимать решения со знанием дела»'. Высшую ступень развития воли людей представляет собой деятельность, руководящаяся сознанием общественного долга, общественной необходимости, предполагающая подчинение человеком своих действий требованиям общества, удовлетворению его нужд и потребностей. Расстройства влечений, а также эффекторно-волевой сферы в виде патологического усиления, ослабления или извращения отдельных ее компонентов (двигательных и волевых) могут проявляться не только нарушениями отдельных составных частей этих сфер и связанных с ними двигательных функций, но и сложными поведенческими реакциями, основанными на инстинктивных и высших влечениях. Классификация расстройств влечений и эффекторно-волевой сферы I. Расстройства влечений (инстинктов): 1. Расстройства пищевых влечений: а) усиление (булимия, полифагия); б) ослабление (анорексия); в) извращение (копрофагия). 2. Расстройства инстинкта самосохранения: а) усиление — активно- 3. Расстройства половых влечений: а) усиление (гиперсексуаль II. Расстройства эффекторно-волевой сферы: 1. Волевые расстройства (гипер-, гипо-, пара- и абулия). 2. Расстройства двигательной активности: а) болезненное усиление Болезненное повышение инстинктивных потребностей и влечений может наблюдаться при органическом поражении или раздражение подкорково-стволовых структур мозга, угнетении регулирующей функ- 'Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20.— С. 116. ции коры большого мозга, а также при остро или постепенно наступающих эндокринных расстройствах, Полифагия (прожорливость), расторможение пищевого влечения при отсутствии повышенного аппетита (ситомании) бывают при" Умственном недоразвитии, дсменции и некоторых органических поражениях головного мозга. Болезненное усиление полового влечения (сатириазис — у мужчин, нимфомания — у женщин) может привести к сексуальным эксцессам и сексуальным правонарушениям, особенно при алкогольном опьянении. Болезненное усиление инстинкта самосохранения нередко сопровождается агрессивностью с разрушительными и насильственными действиями или паническими реакциями, приводящими к смерти больного. Ослабление влечений может иметь органическое, функциональное и психогенное происхождение. Ослабление пищевого инстинкта проявляется в снижении аппетита, вплоть до анорексии с упорным отказом от приема пищи. Наблюдается особенно часто при депрессивных состояниях. При шизофрении отказ от пищи может быть отражением бредовых идей или негативизма. При неврозах, особенно в юношеском возрасте, нередко наблюдается психогенная анорексия. Ослабление полового инстинкта отмечается при депрессивных и астенических состояниях, а также при психогениях (так называемая второсигналь-ная психогенная импотенция). Ослабление инстинкта самосохранения проявляется в суицидальных тенденциях и поступках, часто возникает в результате психогении. Извращение пищевого инстинкта (поедание несъедобных веществ) и инстинкта самосохранения (самоистязания) наблюдаются сравнительно редко. Напротив, извращения полового влечения многообразны и встречаются довольно часто, особенно при неврозах и психопатиях. К извращенным формам реализации полового влечения могут предрасполагать нервно-психическая неустойчивость, неблагоприятные условия воспитания, преждевременное или замедленное половое созревание, недостаточность гормональных функций, климактерические и другие изменения гормональной сферы. Среди сексуальных извращений (перверсий) выделяют онанизм (мастурбацию), фетишизм, садизм, мазохизм, гомосексуализм (педерастию и лесбиянство, или сапфизм), трансвестизм, педо-, геронто-, некро- и зоофилию (скотоложство), эксгибиционизм, нарциссизм, флагелляцию, подкалывание, петтинг, минет. Во всех случаях речь идет о сложных формах личностного поведения, а не о изолированном сексуальном извращении. Нарушения волевого компонента поведения проявляются в гипо-булии (понижении волевой активности) и абулии (безволии, отсутствии желаний, стремлений и побуждений к деятельности). У психически больных они устойчивы и лишают их возможности производительной деятельности. Гипербулия («повышение» волевой активности) придает поведению больного неадекватный характер. Обычно сочетается со сверхценнымн и паранойяльными идеями. Парабулия (извращение волевой активности) способствует возникновению неадекватных окружаю- щему и импульсивных поступков, негативизма. Увеличение или снижение тонуса нервной системы проявляется в ускорении (тахикинезии) или замедлении (брадикинезии) темпа движений, в крайних случаях — в хаотической суетливости или обездвиженности (акинезии). Усиление двигательной активности при гипоманиакальном состоянии сопровождается ускорением речи (тахифразией, или тахилалией). В таких случаях целенаправленный характер активности при нарастании психомоторного возбуждения расстраивается. Частные проявления двигательных расстройств: тасикинезия (двигательное беспокойство в конечностях) и акатизия (двигательное беспокойство с невозможностью усидеть на одном месте)—отмечаются при передозировке некоторых нейролептиков. Снижение двигательной активности (брадикинезия - и акинезия) часто является признаком депрессии. Ему могут сопутствовать брадифрения, или брадипсихизм (замедление психической активности) и брадифазия (замедление речи). При выраженных астенических состояниях возникает адинамия (обездвиженность, пассивность)., Различные виды психомоторного возбуждения нередко связаны с изменениями сознания и эмоциональной сферы. В клинической практике наиболее часто наблюдаются приступы ситуационно обусловленной аффективной расторможенности (аффективное сужение сознания, аффективное мышление, возбуждение, агрессивное или аутоагрессивное поведение, непоследовательность высказываний); маниакальное возбуждение (повышенная двигательная активность на фоне эйфории с ускорением мышления и отвлекаемостью); гебефреническое возбуждение (нелепое поведение с дурашливостью, вычурными поступками, гримасничаньем, разорванностью мышления); кататоническое возбуждение (импульсивное, со стереотипиями, эхопраксиями и негативизмом); возбуждение в виде сложных автоматических и инстинктивных движений (при трансе, сомнамбулизме и других видах сумеречного состояния сознания), действий и поступков, определяемых галлюцинаторными и бредовыми переживаниями (при делириозных состояниях), хаотического подкоркового возбуждения при глубоком помрачении сознания; ажитированная депрессия (сочетание возбуждения с депрессивным аффектом). Заторможенность двигательной сферы — это ступорозное состояние (ступор). Выделяют следующие виды ступора: 1) кататонический — полную или частичную обездвиженность с невыполнением инструкций (пассивный негативизм), действиями, противоположными инструкции (активный негативизм), отсутствием ответов на вопросы (мутизм), с сохранением приданной позы (восковая гибкость, каталепсия), длительным удерживанием головы над подушкой (симптом «воздушной подушки»). Кататонический ступор входит в структуру кататоническо-го синдрома, чаще встречается при шизофрении; 2) депрессивный ступор— состояние обездвиженности, сопровождающееся замедлением речи, чувством тоски, иногда тревоги и страха, застывшей страдальческой мимикой, идеями самоуничижения и самообвинения (входит в структуру депрессивного синдрома); 3) апатический ступор, наблюдающийся при органических заболеваниях головного мозга, поражениях лобных долей, при некоторых формах шизофрении; 4) психогенный ступор, возникающий при сильных внезапных психических травмах (авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и т. п.). Потеря способности к автоматическому выполнению привычных действий — дезавтоматизация произвольной деятельности может иметь функциональный (при волнении, растерянности) и органический (при церебральном атеросклерозе и других органических поражениях мозга) характер. В частности, в конфликтных ситуациях у повышенно чувствительных лиц могут наблюдаться кратковременная потеря способности говорить (апситирия) или заикание, нарушение способности к выполнению необходимых действий. Большое диагностическое значение имеют: апраксия — потеря способности выполнять привычные действия; моторная апраксия — нарушение способности выполнять двигательные акты вследствие утраты памяти движений; конструктивная апраксия — невозможность составить целое из отдельных частей; иде-аторная апраксия — отсутствие способности действовать вследствие нарушения плана последовательных действий; атаксия — нарушение координации движений и сохранения равновесия; астазия — неспособность стоять при отсутствии парезов; астазия-абазия — неспособность стоять, ходить и сидеть при сохранности движений в положении лежа (может быть при истерии и опухолях лобной доли). Date: 2015-07-02; view: 351; Нарушение авторских прав |