Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И при патологии
Совокупность психических качеств человека (характеристика личности) — это результат взаимодействия эволюционно обусловленных структурно-функциональных особенностей головного мозга и организма в целом с социальными и другими факторами окружающей среды.Таким образом, психические расстройства могут возникать лишь вследствие нарушения этого взаимодействия — как результат неполноценности морфологической организации или функциональной недостаточности мозга, неблагоприятных внешних воздействий, повреждающих головной мозг или превышающих уровень его функциональной устойчивости. Любое психическое расстройство предстает как расстройство личности, обусловленное внутренними и внешними причинами. Психическая патология — это результат патогенного неблагополучия взаимоотношений человека (организма и личности) с окружающей природной и социальной средой. Она является специфически человеческой патологией, весьма широко распространенной среди населения: до 10—15 % населения нашей планеты нуждается в психиатрической помощи (Б. Д. Петраков, 1972). В последнее время интерес к проблемам психиатрии возрос как среди психологов и психиатров, так и среди философов, социологов, генетиков, физиологов, представителей других медицинских специальностей. Это можно объяснить рядом факторов: 1) тенденцией к росту распространенности и разнообразием психических расстройств и заболеваний, особенно пограничных; 2) зависимостью возникновения психической патологии от изменяющихся социально-экономических, гигиенических, природных, производственных, бытовых и других условий; 3) несовершенством знаний причин, условий и факторов формирования особенностей личности, обусловливающих те или иные формы социальногоповедения человека в норме и при способствующих психопатологических состояниях; 4) недостаточностью знаний этиологии и патогенеза ряда психических заболеваний, а также трудностью их дифференциальной диагностики; 5) большим медицинским и социальным значением психической патологии; 6) попытками использования психиатрии как орудия идеологического и политического шантажа со стороны реакционных кругов Запада. Во многих странах мира активно изучают причины и последствия психической патологии, основное внимание уделяют взаимодействию
предрасположенности человека к психопатологическим реакциям и влияния окружающей среды. Однако при этом нередко наблюдаются пессимистические взгляды на влияние научно-технического прогресса на психическое здоровье людей; переоценка биологического или социального фактора в возникновении психических и психосоматических заболеваний (биологический и социологический редукционизм); трактовка сущности психических расстройств с позиций фрейдизма и неофрейдизма, экзистенциализма, единого психоза, континуума «норма — патология» и антипсихиатрии; попытки дискредитации марксистско-ленинского диалектического подхода к решению проблем формирования личности и возникновения психических заболеваний. В то же время только методологически правильная, научно обоснованная теория может обеспечить в лечебно-диагностическом процессе правильную оценку роли наследственности, приобретенных биологических свойств организма, конституционально-психологических и социально-психологических особенностей личности больного, воздействий инфекционных, психотравмирующих и других факторов, социально-экономических условий в возникновении этих заболеваний. В зависимости от методологических и теоретических установок сформировались различные диагностические направления: нозо- и син-дромологическое, психодинамическое. Они по-своему решают диагностическую проблему, но в каждом из них отмечаются одни и те же крайности — тенденции или к признанию преимущественно биологических основ и причин психических заболеваний, или к преувеличению роли социальных и семейных факторов (например, антипсихиатрия). Справедливо заметил Н. Szewczyk (1979), что к данному вопросу необходимо подходить с позиций марксистско-ленинской диалектики — системно и при изучении психопатологии учитывать: 1) единство биолого-соматического и психосоциального факторов; 2) динамику развития личности; 3) индивидуальную значимость жизненной ситуации и конкретных социальных факторов; 4) возможность активного самовыражения личности в норме и при патологических состояниях. Наиболее существенным, по-видимому, является представление о том, в какой мере биологическое, соматическое и нервно-психическое наследование оказывает влияние на психологические и социально-психологические характеристики личности, на особенности их развития и угасания, сложные формы социального поведения человека и возникновение психических расстройств. Так, определенная степень конституциональных особенностей, задатков способностей, тип высшей нервной деятельности, предрасположенность к некоторым соматическим, нервным и психическим заболеваниям обусловливают огромную зависимость их реализации от социальных условий. Вопрос о соотношении биологического и социального в структуре личности и психических расстройств, по существу, является отраже-
нием основного философского вопроса о соотношении материи и сознания. В трудах основоположников марксизма-ленинизма вопрос о соотношении материи и сознания, биологического и социального нашел подлинно научное, материалистическое разрешение, а это в свою очередь оказало влияние на развитие учения о психических болезнях (В. М. Морозов, 1961; Г. И. Царегородцев, 1966; Ю. П. Лисицин, 1968; М. Г. Ярошевский, 1976; К. К. Платонов, 1977, и др.). К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе»' четко указал на материалистические истоки чувственной деятельности человека, на действительность, силу и посюсторонность его мышления, созидающий характер и тесную связь с окружающей социальной средой. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» писал, что «мышление и сознание — это продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней»2. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин показал, что «существование материи не зависит от ощущения. Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образоморганизованной материи»3. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал: «Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию»4. Таким образом, диалектический и исторический материализм стал научной основой для понимания закономерностей развития человека, роли социальных факторов в формировании личности, биологических и социальных факторов в возникновении психической патологии. Однако и в последнее время ведется борьба между материалистическими и идеалистическими тенденциями в понимании причин и механизмов развития психических функций и их расстройств. Это можно объяснить сложностьюпредмета исследования и неизбежностью классового подхода к решению возникающих проблем. Известно, что лишь в XIX в. окончательно сформировалось убеждение о том, что психическое расстройство возникает вследствие нарушения функций головного мозга, а не конфликтов в сфере совести, религиозной морали и т. д. Однако сущность этих функций, механизмы их развития, формирования и декомпенсации рассматриваются с различных методологических позиций, в результате чего создаются теории, иногда не имеющие ничего общего с наукой. Наиболее сложным является вопрос о соотношении биологических и социальных факторов. Еще недостаточно изучен механизм возникновения идеального (психического) из материального (головного мозга), взаимосвязи сомати- См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 3.— С. 1—4. 'Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20.— С. 34. 'Ленин В. И. Поли. собр. соч.—Т. 18.—С. 50. «Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20,— С. 490. ческого и психического, сознательного и бессознательного. Это порождает идеализм и мистику в области как психологии и социологии, так и психиатрии. Известны теория Кречмера (Е. Kretschmer, 192I) о связи характера и психических заболеваний с телосложением, теории наследственной обусловленности психической патологии, в том числе теория дегенерации, психоаналитические концепции и др. Они отражают потребность в выработке единой типологии личности, стремление понять психологию повседневной жизни и психопатологию с точки зрения взаимодействия биологического и социального, эндогенного и экзогенного. Однако одностороннее представление о роли этих факторов в становлении личности и возникновении патологии приводит к научной несостоятельности подобных теоретических подходов. Для научного понимания причин и механизмов развития психической патологии имеет значение исходная концепция личности. Так, А. В. Петровский (1977) определяет личность как существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития. Для него характерны относительное постоянство, индивидуальность и неповторимость психического склада, сочетания психических свойств: характера, темперамента, особенностей протекания психических процессов, совокупности чувств и мотивов деятельности, способностей. В структуру личности включают все известные сознательные и бессознательные психические процессы: ощущения и восприятия, память, мышление, эмоционально-волевую сферу с системой мотивации и удовлетворения биологических и социальных потребностей, сознание как регулятор их адекватного осуществления и целенаправленной активности. Личностный уровень (личность) рассматривают как подсистему, вышележащую по отношению к индивидуально-психологическому и организменному уровням (В. В. Столин, 1983). Это, по А. Н. Леонтьеву (1975), продукт онтогенетического общественно-исторического развития, то есть взаимодействия индивидуальных биологических предпосылок и индивидуальных условий социального бытия. Каждый человек представляет собой единство трех подсистем — личность, индивид и организм,— в котором личностная характеристика одновременно отражает его социальную сущность и направленность, индивидуальный эффект воспитания и обучения, психологические задатки, врожденные и приобретенные анатомические и физиологические свойства головного мозга и организма в целом (Н. Е. Бачериков и соавт., 1985). Нарушение адекватного взаимодействия подсистем между собой, с природной средой и социальным окружением создает предпосылки возникновения психической патологии. К. К. Платонов (1969) выделил четыре подструктуры, которые определяют характер психологических и психопатологических реакций: 1) исключительно социально обусловленную подструктуру (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки, умения и привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; 4) биологически обусловленную (темперамент и органические патологические особенности). Н. П. Дубинин (1977) подчеркивал, что в качестве биологических следует рассматривать лишь такие свойства, как особенности строения организма и его частей, структурную организацию функциональных систем, природные механизмы адаптации к окружающей среде, поведение, одаренность, эмоциональность и т. д., которые закреплены в наследственности. При этом биологические особенности определяют степень интенсивности тех или иных черт личности, но не качественное содержание сознания, имеющего социальную природу. Известный генетик Д. К. Беляев (1987) подчеркивал, что различные поведенческие свойства человека, его индивидуальные и личностные качества одновременно генетически и социально детерминированы. В биосоциальной структуре личности, наряду с наследственностью и результатами воздействия среды, в том числе и социальной, важную роль играет и третий элемент — собственное Я с индивидуальным миром чувств, мыслей, решений и т. д., непосредственно связанный по происхождению и тесно взаимодействующий с двумя первыми элементами. Таким образом, этапы развития и структуру личности следует рассматривать с учетом биологического предрасположения и постоянного, начиная с рождения, стимулирующего и формирующего воздействия совокупности природных, социально-экономических и социалыю-психологических факторов. На протяжении онтогенетического развития у человека формируется целостный образ своего Я и окружающего мира, в котором человек одновременно воспринимает себя как самостоятельную и активную личность, органически связанную со средой часть, принадлежащую ей, принимаемую или отвергаемую этой средой. Эффективность усвоения детьми предметного восприятия, мышления и речи, как бы «спонтанное развертывание» способностей А. А. Меграбян объясняет тем, что человек с момента рождения является носителем человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза. Лишаясь в процессе эволюции ряда врожденных инстинктивных приспособлений, свойственных животным, он приобретает существенное преимущество в виде возможности формирования высших, специфических человеческих форм социального взаимодействия. При рождении человек получает определенный генетически и врожденно обусловленный набор биологических свойств, являющихся предпосылкой последующего его развития под влиянием стимулирующих, особенно социальных, воздействий. При этом инстинктивные органические потребности не подавляются и не вытесняются в бессознательное, а социализируются, то есть включаются в систему усвоенных сложных форм ценностной ориентации и сознательно направленной активности.
Формирование личности — длительный динамичный процесс приобретения социального опыта, поэтому нельзя возлагать всю ответственность за возникновение определенных черт (положительных или отрицательных) только на условия воспитания в ранние детские годы. Корректировка характера, моральных и других установок происходит особенно интенсивно в детском, подростковом и юношеском возрасте, но не прекращается и у взрослых людей. Процесс формирования личности, усвоения и присвоения образа восприятия себя и окружающего мира, образа мышления и речи, эмоциональных и моральных установок происходит при участии психофизиологических механизмов интериоризацни (преобразования внешней информации в достояние собственного Я, в органическую составную часть его, в собственные убеждения) и экстериоризации (реализации интериоризованных убеждений в социальной активности), на что указывали многие отечественные и зарубежные авторы (А. А. Меграбян, 1978; A. KepinsM, 1978, и др.). Интенсивность и эффективность процесса интериоризации обратно пропорциональны возрасту, поэтому не случайно большую роль в формировании определенных черт личности, асоциальных и аномальных форм поведения и предрасположенности к психопатологическому реагированию отводят условиям раннего детского воспитания в семье и в детских дошкольных и школьных коллективах. Можно считать доказанным, что некоторые основные черты личности, в том числе и такие, как доброта и эгоистичность, честность и лживость, смелость и трусливость, злобность, мстительность и др., могут зафиксироваться в возрасте до 3—5 лет вследствие соответствующего влияния эмоционально значимых лиц (матери и др.), психологической атмосферы в семье, что некоторые тягостные впечатления детства могут оказаться существенно значимыми в основных эмоциональных установках, в образе последующих защитных психологических механизмов личности, оставаясь неосознаваемыми. Соответственно при построении типологии личности применительно к психиатрической практике, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие взаимосвязанные компоненты личности: 1) особенности социальных форм удовлетворения биологических (инстинктивных) потребностей, степень выраженности индивидуалистической направленности жизненных установок (особенности удовлетворения потребности в пище, самосохранения в биологическом и социальном смысле, сексуального самовыражения, материнского и отцовского чувства и др.); 2) особенности социально-психологических характеристик, то есть обще 3) врожденные и социально приобретенные индивидуально-психологи устрйчивость мотивации и целей поведения, степень зависимости их от биологических потребностей, сила и напряженность мотивации, способность переключения мотивов поведения в зависимости от ситуации, степень зависимости от эмоционального состояния, эгоистичность или альтруистичность ценностной ориентации, отношение к состоянию здоровья, экстра: и интравертированность общей направленности, степень конформности и др.; способности и интеллект — качества перцепции, полнота и устойчивость накопленных знаний и навыков, их соответствие природному и социальному окружению, качество и направленность ума, способность к самосовершенствованию и самоконтролю. Различные сочетания перечисленных физиологических и психологических свойств дают возможность предложить следующую классификацию типологии личности по нозоцентрической предрасположенности (по С. Б. Семичову, 1987) к психофизиологическим и психопатологическим реакциям различного генеза. Классификация типов личности (применительно к психиатрической практике) I. Инстинктивно-акцентуированные личности (с преобладанием эгоистических установок, экстра- и интравертированные варианты): 1. Алиментарно-акцентуированные — с повышенным вниманием или 2. Самозащитно-акцентуированные — с повышенным вниманием к 3. Сексуально-акцентуированные — с заостренным вниманием к сво 4. Семейно-акцентуированные — с подчеркнутым вниманием к детям, II. Социально-акцентуированные личности (с преобладанием обще 1. С повышенной самооценкой общественной и производственной 1. Фанатичные в социальных установках, повышенно-требовательные 2. С пониженной самооценкой своей социальной значимости. 3. Щепетильные, скрупулезные, непримиримые к отступлениям от III. Аффективно- и интеллектуально-акцентуированные личности: 1. Аффективно-акцентуированные (экстра- и интравертированные
варианты): а) аффективно-неустойчивые (циклотимные); 6) аффективно-возбудимые; в) демонстративные; г) экзальтированные; д) аффективно-сенситивные; е) тревожные и тревожно-мнительные; ж) аффективно-ригидные (застревающие) по эпилептоидному или параноическому типу. 2. Интеллектуально-акцентуированные (экстра- и интравертирован-ные варианты): а) интеллектуально ограниченные; б) интеллектуально ригидные; в) ситуационно-зависимые (внушаемые); г) с практической направленностью ума; д) со склонностью к теоретизированию (резонеры); е) аутистичные; ж) со склонностью к мистицизму и фантазированию; з) аморфно-мыслящие. Разнообразные, особенно дисгармоничные, сочетания свойств из перечисленных трех групп и их вариантов, являющиеся признаком психически здоровой личности, могут служить в случае возникновения психического заболевания (исключая тяжелые органические поражения мозга) исходным материалом для формирования индивидуального образа психопатологического реагирования. Для объяснения этиологии и патогенеза психических заболеваний используют и другие теории личности, в частности учение Кречмера о конституции (телосложении) и характере человека, склонности к определенным видам психической патологии. К настоящему времени оно претерпело существенные изменения. В современном понимании конституция — это совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма, обусловленных наследственностью (генотипом) и влиянием окружающей среды. Эти свойства могут определять особенности реактивности организма (В. К. Кулагин и соавт., 1979). Интерес к связи между соматическими и психическими характеристиками человека существует с давних времен, так как было замечено, что они входят в совокупность самовосприятия и определенных форм поведения в окружающем мире. Соматическое функционирование и психические переживания можно рассматривать как разные проявления одной и той же жизненной активности, внутренней взаимосвязи структуры и функции (P. Nuttin, 1971). Е. Kretschmer эти характеристики попытался изучить в плане общей, соматопсихической типологии относительно нормы и некоторых психических заболеваний. Он выделил три основных типа телосложения с соответствующими психическими особенностями и предрасположенностью к определенным психическим болезням: лептосомный (астенический), пикнический и атлетический; кроме того — диспластический и смешанный типы. Е. Kretschmer показал, что наиболее часто наблюдаются сочетания лептосомного телосложения с шизотимным темпераментом, шизоидной психопатией и шизофренией, а пикнического — с циклотимным темпераментом, циклоидной психопатией и маниакально-депрессивным психозом. Было сделано предположение, что психопатические признаки являются препсихотическими состояниями. Это вызвало возражения других психиатров. В книге «Гениальные люди», изданной в 1948 г., Е. Kretschmer пытался подтвердить свою гипотезу биографическими материалами, фотографиями, внешностью, телосложением, наклонностями, поведением известных личностей. Американский исследователь W. Sheldon (1940) выделял эндо-, экто- и мезоморфный типы, более или менее соответствующие пикническому, лептосомному и атлетическому типам (по Е. Kretschraer). Он обнаружил предпочтительность наличия у каждого из них не только определенного телосложения и темперамента, но и предрасположенности к некоторым соматическим и психическим заболеваниям. В этих двух теориях наблюдается ряд существенных совпадений. Так, пикническому телосложению (по Е. Kretschmer) соответствует циклотимический темперамент с вариантами гипоманиакальным, синтон-ным и «мрачным», а эндоморфному телосложению (по W. Sheldon) — висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, экстравертиро-ванностью, колебаниями настроения; лептосомному — шизотимический темперамент с вариантами гиперестетическим, анестетическим и средним, а эктоморфному — церебрастенический темперамент со сдержанностью, скрытностью, тенденцией к интравертированности, с непредвиденностью поведения и чувств, сверхосторожностью и т. д.; атлетическому — икзотимический («прилипчивый») темперамент с флегматичностью или взрывчатостью, а мезоморфному — соматотонический темперамент с любовью к доминированию, с прямолинейностью, дерзостью, агрессивностью, отсутствием жалости и деликатности, склонностью к активному действию при волнении. Существует и ряд других классификаций конституции человека по телосложению (М. В. Черноруцкого, В. В. Бунака и др.), однако частое несовпадение определенного типа с характерологическими чертами, особенно с социально-психологической направленностью личности, ставят под сомнение правомерность прямого использования основных положений теорий Кречмера и Шелдона в психологии и психиатрии. В последнее время вновь оживился интерес к данной проблеме. Имеются попытки доказать наличие связи между телосложением, возникновением и типом течения определенного психического заболевания уже на новом, современном уровне, но они пока недостаточно убедительны. Значительным вкладом в проблему типологии человека является учение Павлова о типах высшей нервной деятельности. Прямо не соотнося с телосложением, И. П. Павлов выделил четыре общих и три человеческих ее типа, использовав для этого сочетания основных характеристик возбудительного и тормозного процессов (силу, уравновешенность и подвижность), а также взаимодействие первой и второй сигнальных систем. В результате этого под известные гиппократовские темпераменты удалось подвести физиологическую основу: 1) сангвиник— сильный, уравновешенный, подвижный; 2) флегматик — сильный, уравновешенный, инертный; 3) холерик — сильный, безудержный; 4) меланхолик — со слабыми нервными процессами. Выделение мысли-
тельного, художественного и среднего человеческих типов, с учетом четырех общих, позволило более глубоко понять физиологические механизмы основной эмоциональной направленности поведения и предрасположенности к возникновению отдельных видов неврозов, невротических реакций и психопатий. И. П. Павлов допускал, что под влиянием внешних воздействий основной биологический тип может измениться и в дальнейшем бывает трудно его определить. Подтверждением того, что биологический (врожденный) тип высшей нервной деятельности И. П. Павлов не рассматривал как фактор неизменный и фатально определяющий высшие формы социального поведения человека, могут служить его высказывания о роли социальных воздействий на формирование второй сигнальной системы — системы слова (мысли) в определении внешних и внутренних реакций. Он указывал, что психические свойства и все формы социального поведения человека обусловлены особенностями трех инстанций соотношения человеческого организма с окружающей средой (инстинкты, первая сигнальная система — восприятие и образное мышление, вторая сигнальная система — абстрактное мышление и речь), что в их основе лежит сложный комплекс безусловных и преимущественно условиых рефлексов, обеспечивающий и абстрактное мышление, возникающее в процессе длительного формирования индивидуума под влиянием социальных условий и свойственное только человеку. И. П. Павлов писал, что слово (речь) для человека служит таким же реальным условным раздражителем, как и все остальные, общие у него с животными, что слово, представляющее собой обобщенное отвлечение от действительности, является орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Таким образом, И. П. Павлов (1951) естественно-научным (физиологическим) путем подтвердил теорию основоположников марксизма-ленинизма о социально-биологической сущности человека и внес большой вклад в учение о физиологических механизмах психической деятельности. В отличие от S. Freud (1940), считавшего сексуальный инстинкт и задержки его проявления основным источником всех сложных проявлений психики, социального поведения и различных видов психической патологии, И. П. Павлов инстинкты рассматривал как врожденные механизмы, обеспечивающие первичное приспособление организма к натуральным раздражителям, как основу дальнейшего развития условно-рефлекторной деятельности, то есть более тонкой и сложной системы адаптации и взаимодействия организма с окружающей средой. Кроме того, в подкорково-стволовых образованиях, как морфо-функциональной структуре инстинктивных проявлений, И. П. Павлов видел и энергетический источник оптимального уровня тонуса корковой деятельности. Следовательно, не отрицая значения инстинктов (пищевого, полового и самосохранения), И. П. Павлов в сложном социальном поведении человека отводил им подчиненную роль в силу происходящих в процессе индивидуального развития кортиколизации, социализации их проявлений. Современная научная психиатрия в своем развитии многим обязана учению Павлова о высшей нервной деятельности, в частности использованию в нем принципов детерминизма, анализа и синтеза, структурности и системности (образования динамического стереотипа). И. П. Павлов и его последователи показали, что сложная рефлекторная деятельность головного мозга и ее нарушения строго детерминированы воздействиями внутренней и внешней среды, что она служит физиологическим механизмом приспособления человека к окружающей среде и обеспечения адекватного и целенаправленного поведения, основана на тонком анализе и синтезе различных раздражителей, на образовании сложных динамических функциональных комплексов (динамических стереотипов), связанных с определенными морфологическими структурами головного мозга. Однако существенным недостатком дальнейшего развития учения Павлова было отрицание некоторыми его представителями существования психологии как науки, отождествление высшей нервной деятельности (физиологической основы) с психической деятельностью. Известной является классификация типов личности Н. Eysenck (1963), использованная автором в изучении проблемы неврозов, психопатий и ряда других видов психической и психосоматической патологии (Н. Eysenck, S. Rachmann, 1972). В ней учтено подразделение по четырем типам темперамента (меланхолик, холерик, флегматик и сангвиник), по установленной И. П. Павловым уравновешенности (устойчивости) и подвижности основных нервных процессов (устойчивые— флегматик и сангвиник, неустойчивые — меланхолик и холерик; подвижные — холерик и сангвиник, инертные — флегматик и меланхолик) и по описанному С. Jung (1909) преобладанию ориентации вовне или внутрь (эстра- или интраверсии) четырех наиболее существенных психических функций (мыслей, чувств, интуиции и восприятий). В схеме типологии личности Н. Eysenck наметил возможные варианты психического и психопатологического реагирования, связанные с врожденными и приобретенными особенностями темперамента и характера. За рубежом распространены концепции, трактующие типологию личности и механизмы возникновения психической патологии с позиций противопоставления врожденных тенденций организма (инстинктивных влечений, бессознательного) и социальных условий воспитания, обучения, требований морали и т. п. Биологическое и социальное рассматривают в плане их конфронтации, постоянной бессознательной борьбы между собой, а саму личность со всеми ее биологическими и социальными, психофизиологическими и психопатологическими проявлениями — как арену и результат этой борьбы. К учению такого идеалистического направления в психологии и психиатрии с полным основанием можно отнести психоанализ (фрей диз м, нео фрейдиз м, психодинамику
и психоаналитически ориентированную психосоматическую медицину), экзистенциализм и антипсихиатрию. Создателем психоанализа считают 3. Фрейда. Однако философской основой ему послужил в определенной степени волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (В. М. Морозов, 1961; А. В. Михайлов, 1967; В. Асмус, 1970). Волюнтаризм и фрейдизм объединяет общность позиций в оценке наиболее кардинальных проявлений сущности человеческой личности: признание примата бессознательной воли и инстинктов над интеллектом и сознанием. Основой психоанализа 3. Фрейд считает теорию сексуальности, фазы ее развития, динамического бессознательного, сопротивления, вытеснения, регрессии и символики. Сама идея создания психоанализа как метода исследования и психотерапевтического воздействия была прогрессивной и необходимой в связи с потребностью изучения структуры личности, взаимоотношений сознательного, подсознательного и бессознательного, инстинктивного и социального. Однако теоретическое обобщение некоторых клинических и бытовых фактов, а именно: противопоставление биологического и социального на основе утверждения сексуального инстинкта как основы, движущей силы психической деятельности, поведения отдельного человека и даже сложных общественных явлений — поставило теорию Фрейда в разряд идеалистических теорий. Разработка основных идей 3. Фрейда в области психиатрии нашла свое отражение в работах Q. Bally (1965), J. Laplanche, J. В. Ponta-lis (1967), S. Nacht (1971), T. Lemperiere, A. Feline (1977), причем современные психоаналитики стали придавать большое значение не только сексуальному инстинкту, но и инстинкту агрессии, смерти и т. д. Например, P. Daco (1965) писал, что нервная депрессия и переутомление — это результат инстинктивного страха, бессознательного чувства виновности и неполноценности, вытесненной агрессивности, что провоцирует появление болезни (невротических реакций и т. п.). Дальнейшее развитие психоаналитических концепций привело к возникновению неофрейдизма и психосоматической медицины. Представители неофрейдизма С. Jung (1913), A. Adler (1925), К. Ноrnеу (1939), Е. Fromm (1965) причиной нервных и психических расстройств считали конфликт между бессознательной основой личности и противоборствующей с ней социальной средой («культурой»). Они не сводили бессознательное только к сексуальному инстинкту, в возникновении психической патологии как будто бы отводили существенную роль социальным факторам (угнетающему личность влиянию морали буржуазного общества), но при этом решающей считали биологическую природу человека. Так, К. Ноrnеу (1978) основное внимание в развитии человека и возникновении неврозов уделяла внутренним факторам, обеспечивающим якобы такой индивидуальный способ реагирования на внешние условия, который дает возможность рекомпенсировать несоответствие между идеальным и реальным Я.
В США и ряде других стран распространен в психиатрии так называемый психодинамический («психобиологический») подход, основоположником которого считают A. Meyer (1866—1950). В основе этого подхода лежит концепция, согласно которой рост и формирование личности определяются биологическими, психологическими и социальными силами, особенно ранним родительским влиянием. Центральной детер-минантой поведения в норме и при патологии являются потребности в влечения, создаваемые биологической наследственностью, хотя они усложняются и модифицируются другими потребностями и противоположными стремлениями, приобретаемыми в процессе обучения в семье и социального взаимодействия. Многие симптомы психических расстройств расценивают как проявления незрелости или возврат (регрессия) к инфантильным формам поведения, фиксированным в прошлом опыте. Психодинамическая психиатрия в понимании личности в психических расстройств опирается на психоаналитические представления. Зарубежные психиатры, кроме психоанализа, также широко используют концепции бихевиоризма и экзистенциализма. Основоположник бихевиоризма D. Wotson (1980) считал, что психология — это чисто объективная отрасль естественной науки и для нее интроспекция не представляет научной ценности. По его мнению, в психологии учет сознания должен быть отброшен, чтобы не вводить себя в заблуждение, а психическое состояние можно сделать объектом наблюдения. D. Wotson полагал, что предметом психологии должно быть изучение поведения человека и взаимодействия стимула и реакции, что нецелесообразно использовать психологические термины (ощущение, воображение, воля, сознание и др.), так как бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности, а мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях. Автор писал, что не существует наследственных способностей (музыкальных, художественных и т. п.), при наличии немногочисленных врожденных реакций и овладении внешней и внутренней средой они формируются у любого ребенка по строго определенному пути. Бихевиоризм способствовал созданию ряда новых методик объективного, физиологического исследования поведения животных и человека, но широкого признания в психиатрии не нашел даже в США, хотя J. Wolpe (1974) и писал, что бихевиористские методы могут успешно использоваться в терапии неврозов и даже некоторых психозов. Экзистенциальный анализ был попыткой использовать философский экзистенциализм М. Heidegger (1962) для объяснения сущности человека, психических заболеваний и для их"" лечения, применить заведомо идеалистическое учение в целях решения практических задач психиатрии (В. М. Морозов, 1961). Наиболее известным представителем экзистенциализма в психиатрии является L. Binswanger (1953), который, исходя из субъективно-идеалистических позиций, пытался дать феноменологическое истолкование различных психопатологических симптомов как самостоятельного проявления внутренней сущности, идеального самосознания человека. Психическое заболевание он рассматривал как результат подавления этой сущности окружающим миром. Польский психиатр A. Kepinski (1977) пытался рассмотреть типологию личности и психические заболевания с позиций философской антропологии — субъективной системы ценностей (иерархии) и ее нарушений (аксиологии). Это дало основание A. Jakubik (1980) назвать его творцом аксиологической психиатрии. По мнению A. Kfpinski; основными формами (уровнями, слоями) существования человека яв- ляются биологическая, социальная и субъективная (личностная), а психопатологические феномены — это следствие недостаточности или расстройства в структуре этого существования. A. Kfpinski полагает, что люди различаются по степени развития и взаимосвязи биологического, индивидуально-психологического и социально-культурального слоев субъективной системы ценностей. При этом болезненные нарушения, в том числе психические, являются результатом их недостаточного развития или расстройства под влиянием страха (биологического и социального). Вспышку психоза автор трактует как внезапное обнажение правды — того, что было скрыто и вытеснено из сознания, то есть как выявление внутренней сущности личности. Подобное истолкование личности и природы психического заболевания представляет собой психологизацию с использованием психоана- литического и экзистенциалистского бессознательного. С психоаналитическим пониманием личности и ее реакций непосредственно связано представление о защитных психологических механизмах и процессах, которые упоминают многие зарубежные и некоторые отечественные авторы. Отношение к ним противоречивое. Например, L. Kolb (1968), М. Jarosz (1975), L. Korzeniowski, S. PuZynskl (1978) их признают, a G. Claus и соавторы (1976) отрицают их как психоаналитические конструкции. Предлагается и материалистическое понимание этих вопросов (Е. Т. Соколова, 1980). В зависимости от теоретической концепции защитные психологические механизмы определяются как способы разрешения конфликта между бессознательным и сознанием, направления энергии либидо в социально приемлемые формы деятельности (S. Freud, 1914), как способы защиты от внешних и внутренних конфликтов (A. Freud, 1936), компромисса между конфликтными импульсами, снятия внутреннего напряжения, контроля и бессознательного выбора действия (L. Kolb, 1968) или как привычные формы поведения, которым человек научился с детства, но процесс их усвоения и реализации остается неосознаваемым (М. Jarosz, 1975). К ним относятся следующие варианты внесознательных (по механизму реализации) психических реакций: вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация, замещение, проекция, символизация, регрессия, дис- социация, сублимация, конверсия, фантазирование и др. Некоторые авторы к защитным механизмам личности относят сновидения, реакции агрессии, аутоагрессию, агрессию со смещением (в качестве объекта агрессии служит случайно попавшийся на глаза и не могущий дать отпора человек или же какой-либо объект), резиньяцию (отказ от борьбы, примирение с неизбежностью случившегося) и т. д. (приложение 1). Советские психологи и философы признают существование неосознаваемых, внесознательных психических процессов, входящих в структуру целостной психической деятельности (Ф. В. Бассин, 1968; Д. И. Дубровский, 1971), в том числе и внесознательных (бессознательных) защитных психологических механизмов личности (Е. Т. Соколова, 1980). Эти психические механизмы, не являясь ведущими, в отличие от сознательных, позволяют сохранить и использовать неосознаваемый филогенетический (инстинктивный) и онтогенетический аффективно-поведенческий опыт в адаптации к окружающей среде, в сложных межличностных отношениях. С материалистических позиций бессознательные процессы психической деятельности, по-видимому, следует рассматривать как модифицированные воспитанием инстинктивные и приобретенные с раннего возраста автоматизированные двигательные и психоэмоциональные реакции. Они дополняют сознательную целенаправленную психическую и физическую активность, повышают ее адаптационную надежность и эффективность, так как базируются на уже приобретенном опыте психоэмоционального реагирования и восполняют возможный дефицит необходимой осознаваемой, рациональной информации. Таким образом, для теории и практики клинической психиатрии психическую патологию следует рассматривать с учетом конкретных биологических и социальных факторов и условий формирования личности. При определении нозологической принадлежности, этиологии и патогенеза психического заболевания необходимо опираться на особенности соматического (анатомо-физнологического), индивидуально-психологического и социально-психологического уровней организации человека, их реактивности и взаимодействия между собой (как подсистем), с природной и социальной средой. При оценке генеза психопатологической симптоматики учитывают особенности структуры личности, в том числе взаимодействие сознательных и бессознательных (неосознаваемых) процессов.
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ И ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ В психиатрии прослеживается борьба трех основных тенденций в объяснении причин и механизмов возникновения психических заболеваний с точки зрения их обусловленности: 1) биологической (генетической, врожденной и приобретенной); 2) индивидуально-психологической (личностно-типологической); 3) социально-психологической. В прошлом столетии французские психиатры В. Morel и V. Mag-nan создали учение о дегенерации, оказавшее влияние на развитие представлений о наследственной обусловленности психических аномалий и расстройств. В. Morel под дегенерацией (вырождением) понимал передаваемое по наследству и прогрессирующее от поколения к поколению отклонение от первоначального нормального типа физического и психического развития, что, в конечном счете, обрекает человека на вырождение. К физическим признакам («стигматам») дегенерации были отнесены: асимметрия лица и черепа, неправильная форма ушных раковин, косоглазие, заячья губа, неправильность формы и расположения зубов, остроугольное или плоское небо, сросшиеся пальцы; к психическим признакам в 1-м поколении — нервный темперамент, нравственная несостоятельность, излишества; во 2-м — апоплексии и тяжелые неврозы, алкоголизм; в 3-м — душевные заболевания, самоубийства, жизненная несостоятельность; в 4-м поколении — умственная отсталость, идиотия, уродства, неспособность к деторождению. Теория о дегенерации была построена на фактических наблюдениях. В. Morel установил, что как нищета и хроническое голодание бедных слоев населения, так и излишества, паразитический образ жизни, кровно-родственные браки в аристократических семьях ведут к накоплению в поколениях признаков физического и психического недоразвития и вырождения. Учение о дегенерации было положительно оценено психиатрами различных стран, однако иногда с реакционным его истолкованием и приложением. Так, Н. Moudsley (1875), С. Lomb-roso (1892), К. Nordau (1902) пытались с позиций В. Morel объяснить предрасположенность не только к психическим заболеваниям, но и к таким социальным явлениям, как преступность и даже возникновение литературных течений и направлений в искусстве и т. п. Отечественные психиатры, уделяя большое внимание наследственному предрасположению в генезе психических заболеваний, относились критически к концепции дегенерации в трактовке наследственной, фатальной неизбежности «психического вырождения» и антисоциального поведения. И. М. Балинский (1858) среди предрасполагающих факторов психопатологии выделял общие (образ жизни, пол, возраст, влияние времен года и т. д.) и индивидуальные (наследственность, телосложение, соматические заболевания, особенности воспитания) факторы, то есть рассматривал индивидуальные биологические и социальные особенности человека в совокупности с условиями жизни, не придавая наследственности решающего значения. С. С. Корсаков (1893) не отводил «дегенерации» заметного места. Основное внимание он уделял конституции и внешним факторам, действующим на человека на протяжении жизни. В. Сербский (1906) принципиально критиковал теорию Ломброзо о врожденном преступнике-дегенерате, не отрицая необходимости всестороннего изучения наследственного фактора. Современный уровень развития генетики позволяет по-новому рассматривать роль наследственных особенностей в происхождении психической патологии. В этом большая заслуга принадлежит достижениям общегенетических исследований. Н. П. Бочков (1978) указывал на большой полиморфизм наследственных признаков, уникальную степень гетерозиготности индивида в человеческой популяции, на значение этих явлений для характера индивидуального течения болезни, происхождения хронических заболеваний, в том числе с наследственным предрасположением, для особой чувствительности некоторых лиц к фармакологическим веществам. Отмечая, что факторы эволюции, в частности и болезни, формировали свойства организма и его патологические ответные реакции, Н. П. Бочков полагал, что в условиях научно-технического прогресса генетические исследования позволят понять особенности адаптационных реакций генотипов на меняющиеся условия окружающей среды, взаимодействие конкретных факторов среды с разными, индивидуальными генотипами и это будет иметь большое значение в профилактике и терапии заболеваний. Для решения генетических задач используют следующие методы: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитогене-тический, генетики соматических клеток и моделирования. Однако Н. П. Бочков отмечал, что в оценке «менделирующих признаков» (наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются в соответствии с правилами Менделя по моногенному типу) следует быть осторожным, так как наблюдается ряд ситуаций, симулирующих моногибридное наследование, причем в части случаев имеется наследственная природа, а часть полностью зависит от среды. Он выделял пять основных случаев: 1) болезни мультифакториального наследственного происхождения; 2) хромосомные аномалии (транслокации, инверсии, трисомии могут симулировать монофакториальность); 3) некоторые болезненные состояния у детей, определяемые генотипом матери, хотя она сама здорова и ребенок не унаследовал мутантного аллеля (рождение ребенка с олигофренией от матери с повышенной концентрацией фенил-аланина в крови во время беременности, несовместимость матери и плода по резус-фактору); 4) врожденные инфекции (токсоплазмоз, краснуха, листериоз, сифилис и др.); б) фенокопии, вызываемые внешними факторами химической и физической природы. Мутационный процесс (изменение наследственных структур) может быть спонтанным
и индуцированным (под воздействием химических веществ, пищевых добавок, некоторых лекарств—аминазина, тиопроперазина и др.). И. В. Давыдовский (1969), Н. П. Бочков (1978) в качестве одной из важнейших причин разнообразия болезненных состояний считали отсутствие естественного отбора в человеческой популяции (элиминации слабых и больных). От генетической конституции зависят форма болезни, ее исход и процессы выздоровления. Во взаимодействии с факторами внешней среды один и тот же внутренний фактор, в зависимости от конкретной ситуации, может выступать в этиологической или патогенетической роли. К наследственным Н. П. Бочков относил болезни, этиологическим фактором которых является мутация, к болезням с наследственным предрасположением — заболевания, при которых генетические факторы оказывают влияние на их патогенез, а в качестве этиологических выступают внешние факторы (психологические конфликты, инфекции и др.). Большинство психических заболеваний, даже таких, которые традиционно относят к эндогенным (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и др.), имеет, по мнению генетиков, рецессивную генетическую обусловленность (А. Г. Галачьян, 1967; В. П. Эфро-имсон, М. Г. Блюмина, 1978; P. Zvolsky, 1977). Генетики, отдавая должное значению генетического наследования предрасположенности к психическим заболеваниям, уделяют большое внимание роли внешних вредных воздействий в изменении генофонда человека, в реализации унаследованной и мутагенной неполноценности функциональных систем, лежащей в основе психопатологического процесса, и в этиологии наследственной и ненаследственной психической патологии. В связи с этим пристальное внимание исследователей привлекло значение экологических, производственных, бытовых и социально-психологических последствий научно-технического прогресса в этиологии и патогенезе психических аномалий и заболеваний. Доказано, что неблагоприятно воздействуют на генофонд человека такие факторы, как ионизирующая радиация (П. Д. Горизонтов, 1973, и др.); острые и хронические интоксикации химическими веществами промышленного, сельскохозяйственного, бытового и другого назначения (С. Н. Голиков, 1973; И. Т. Фролов, 1975); интоксикации лекарственными препаратами при самолечении (Я. Б. Максимович, 1971; Г. Я. Авруцкий, А. А. Недува, 1980; В. Петков, 1974); интоксикации алкоголем, наркотическими веществами, курение (А. А. Портнов, И. Н. Пятницкая, 1971); травматические, инфекционные и другие повреждения головного мозга во внутриутробный период и в детстве (Г. К. Ушаков, 1974; Э. Эггерс и соавт., 1974; М. Masiak, 1980); отсутствие адаптации к климато-географическим условиям (Н. Н. Миклашевская, В. С. Соловьева, 1976); несовпадение активности с цир-кадными и другими биоритмами (Л. И. Куприянович, 1976); бытовая и производственная гипокинезия (Е. А. Коваленко, Н. Н. Туровский, 1080); нерациональное и неполноценное питание; различные неблаго- приятные факторы урбанизации (Е. Апостолов и X. Мичков, 1977). Указанные факторы можно отнести преимущественно к биосоциальным и предрасполагающим. Однако они могут выполнять роль факторов, провоцирующих и непосредственно вызывающих психическое заболевание. Например, синдром минимальной мозговой недостаточности, формирующийся при взаимодействии эндо- и экзогенных факторов, может стать основой для развития олигофрении, психопатии, алкоголизма, неврозов и психозов. В связи с этим целесообразно остановиться на соотношениях эндо- и экзогенных факторов в генезе психозов. Эндогенными считают внутренне обусловленные (унаследованные и приобретенные) характеристики иммунобиологического, физиологического, психофизиологического и психического реагирования, а экзогенными — реакции организма и личности на внешние воздействия, то есть фактически также эндогенно опосредованные. И. В. Давыдовский (1962) по этому поводу писал: «Подразделение причин болезней на внешние и внутренние, по сути, лишено смысла. Внутренних причин болезней в абсолютном смысле этого слова вообще не существует. В частности, и все наследственные заболевания в конечном итоге имели какие-то внешние факторы, создавшие ту или иную наследственную предрасположенность, в дальнейшем закрепившуюся в потомстве». Заключение И. В. Давыдовского предупреждает о недопустимости одностороннего подхода в оценке этиологических факторов, разрыва между причинными факторами и патогенетическими механизмами болезни, нацеливает на такие принципы терапии, которые учитывают эндо- и экзогенные условия возникновения болезни. Ряд авторов (Н. D. Rosier и соавт., 1979; Н. Schroder, H. Peter-mann, 1979; Н. Szewczyk, 1979; A. Thorn, 1979; К. Weise, 1979) отмечает односторонность медико-натуралистической (естественнонаучной) концепции в психиатрии, которая интерпретирует психопатологические симптомы изнутри — как проявления внутриорганизменного и внутри-церебрального патологического процесса. При этом игнорируются или недостаточно учитываются история жизни и условия социального формирования личности пациента, его индивидуально-психологические реакции на внутренние и внешние воздействия, активная личностная переработка переживаний, способность личности к самооценке и самовоспитанию. В данном случае из-за незнания причины болезни в качестве основы принимают эндогенность. Н. D. Rosier и соавторы (1979) считают необходимым изучать не только биологические, но и личностно-психологические и социально-психологические причины психических и психосоматических заболеваний, так как наблюдается явная тенденция к увеличению числа указанных видов патологии и врачи все чаше встречаются с их психосоциальной обусловленностью. С другой стороны, К. Weise (1979) указывает, что психологические и социогенети-ческие концепции также страдают односторонностью, когда психическое заболевание понимают как результат психологической дезадаптации
и внутриличностных конфликтов, то есть в отрыве от социальной среды. Крайним вариантом этого направления является антипсихиатрия, отрицающая психические заболевания как таковые. Выход из создавшегося положения авторы видят в интеграции, понимании болезни как результата взаимодействия соматоцеребральных (органических и функциональных), личностно-психологических и социальных факторов. По данным А. В. Снежневского (1972), В. В. Ковалева (1979), Н. Е. Бачерикова (1980), Н. Е. Бачерикова и соавторов (1985), А. Е. Личко (1985) и др., преобладающими стали концепции комплексного подхода к оценке этиологии и патогенеза психических заболеваний. В частности, показано, что психологическая и социологическая концепции в отрыве друг от друга и от естественно-научного (медико-натуралистического) подхода не дают удовлетворительного объяснения природы психического расстройства. При исследовании биологических источников психических заболеваний получены весьма скромные результаты. Не удалось установить решающей роли отдельных и четко очерченных социальных факторов или личностных характеристик в возникновении различных психических нарушений. Однако установлено, что как в развитии личности, так и в формировании психопатологической симптоматики имеют значение особенности процессов социальной коммуникации, индивидуальной реактивности организма и личностных реакций. Таким образом, психическое заболевание всегда оказывается результатом биосоциальных явлений с преобладанием организменных, индивидуально-психологических и социально-психологических процессов. Вопрос о значении социальных факторов в определении психопатологического процесса можно ставить в нескольких плоскостях; непосредственного или опосредованного (чаще) этиологического действия; образования личностно-специфических психопатологических реакций как составной части патогенеза; возникновения психического напряжения в связи с социальной оценкой и самооценкой; значения социальных условий в диагностике, лечении и реабилитации больных. Односторонний подход к оценке роли предрасполагающих, провоцирующих и детерминирующих факторов психической патологии так или иначе ограничивает возможности теоретического истолкования сущности отдельных психических заболеваний, их диагностики, лечения, социально-трудовой реабилитации и профилактики. Например, А. Н. Корнетов и соавторы (1984) пытаются увязать особенности клинической симптоматики и течения шизофрении со строением черепа и телосложением, А. Е. Личко (1985) пубертатный возраст рассматривает как этиологический фактор подростковой психической патологии. Подчеркивание достижений в области «биологической психиатрии» создает ситуацию противопоставления ее «социальной психиатрии» и наоборот. В связи с этим оба понятия представляются нам методологически необоснованными, так как акцентируют внимание лишь на одном (биологическом или социальном) аспекте этиологии и патогенеза болезни. В качестве общей патогенетической концепции представляет инте- рее предложенная В. М. Дильманом (1987) четырехкомпонентная мо-дель этиопатогенеза основных неинфекционных болезней, в том числе психических, которая включает модели следующих механизмов: экологическую — вследствие влияния на организм патогенны» факторов внешней среды; генетическую — вследствие эндогенных и экзогенных мутаций генов; аккумуляционную — вследствие аккумуляции, накопле-ния экзогенных и эндогенных повреждений различных структур* и процессов в организме; онтогенетическую — вследствие индивидуально-возрастного отклонения гомеостаза под влиянием биологических и социальных факторов. ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ. Date: 2015-07-02; view: 367; Нарушение авторских прав |