Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотетико-дедуктивный метод





Гипотетико-дедуктивный методметод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах [3, с. 347]. Для того чтобы понять смысл данного определения, рассмотрим, что собой представляет гипотеза.

Гипотеза – это предположение, призванное объяснить некоторую совокупность явлений [6, с. 170]. Ученый, сталкиваясь с интересующими его, но неизученными фактами, выдвигает гипотезу (предположение), объясняющую данные факты. Из данной гипотезы он выводит ряд следствий (гипотез) более частного характера, из них – еще более частного. И так до тех пор, пока цепь логического вывода не приведет его к фактам (уже установленным наукой либо только предсказываемым автором). После чего опытным путем ученый устанавливает соответствие или несоответствие исходной гипотезы наблюдаемым фактам. Эмпирическая действительность, таким образом, служит здесь средством проверки гипотез, и теории в целом.

Пример: Вплоть до XVIII века в химии существовала гипотеза флогистона, объясняющая процессы горения. Согласно ей, горение происходит благодаря особой горючей субстанции – флогистону, содержащемуся в различных пропорциях в телах, из-за чего те и обладают способностью горения. Эта гипотеза была выдвинута на основе наблюдений за процессом горения. Было замечено, что тела сгорают неодинаково: одни быстрее, другие – медленнее, третьи не горят вовсе. Ученые предположили, что если тело горит, значит, в нем есть особая горючая субстанция – флогистон – и чем больше ее в теле, тем легче оно горит. Вернее, горит не тело, а флогистон, который высвобождается под действием огня и смешивается с воздухом. Исходя из этой гипотезы, химики предположили, что при горении вес вещества должен уменьшаться на вес высвобожденного флогистона. Тем не менее, опыты по сжиганию различных элементов показали, что вес золы превышает первоначальный вес элементов. Эти факты позволили французскому химику А. Лавуазье опровергнуть гипотезу флогистона и предположить, что при горении происходит реакция окисления веществ, из-за чего их масса увеличивается.

 

Несмотря на то, что гипотетико-дедуктивный метод весьма эффективен при открытии нового знания, его заключения носят вероятностный характер, поскольку выводятся из гипотез и посылок, истинное значение которых не установлено. В связи с этим в некоторых случаях сформулированная на его основе теория может оказаться заблуждением. До Лавуазье увеличение массы вещества при сгорании объясняли отрицательной массой флогистона.

 

Гипотетико-дедуктивный метод применяется, по преимуществу, в естествознании, хотя может практиковаться и в социо-гуманитарных науках, в том числе – при исследовании массовой информации. Если в вашей курсовой или дипломной работе практическое исследование выполнено с выдвижением гипотезы (гипотез), истинность которых проверяется в ходе исследования, значит, вы применили гипотетико-дедуктивный метод. О технологии проведения исследования мы поговорим позже – в следующей главе данного пособия.

Таким образом, при изучении массовой информации широко используются различные группы общенаучных методов – логические методы, эмпирические методы, теоретические методы исследования. При этом в теоретической главе курсовой или выпускной квалификационной работы данные методы используются в качестве самостоятельных, в то время как в аналитической и/или практической главах они применяются в качестве исследовательских процедур в составе основных методов, таких как контент-анализ или фокус-группа, к примеру. Грамотное владение данными методами повышает научно-исследовательскую культуру студента, расширяет возможности его научной деятельности и способствует написанию качественных научно-исследовательских работ.

 

Вопросы и задания к материалу главы:

1. Определите, какие общенаучные методы исследования были использованы вами при написании последней курсовой работы.

2. Проанализировав иллюстративный материал к последней курсовой работе, выявите основные ошибки, допущенные вами при составлении иллюстраций.

3. В чем различие и в чем сходство логических и общенаучных теоретических методов исследования?

4. Какие общенаучные методы используются чаще всего при написании теоретической главы курсового исследования? Обоснуйте свой ответ.

5. Какие явления журналистики, рекламы или связей с общественностью можно рассмотреть в качестве систем? Проиллюстрируйте возможности системного анализа в изучении данных явлений.

6. Приведите пример индуктивного и дедуктивного рассуждения на материале исследования журналистики, рекламы или связей с общественностью.

7. Сравните между собой два текста (журналистских, рекламных или текстов публичных выступлений политиков). Для этого:

- сформулируйте тему, цель и задачи сравнительного исследования;

- разработайте и обоснуйте критерии сравнительного анализа;

- постарайтесь наряду с качественными найти и количественные (квантитативные) критерии для сравнения текстов;

- определите оптимальные способы сравнения текстов;

- на основе проведенного исследования дайте сравнительную характеристику текстов, исходя из декларированных целей и задач исследования.

8. Разработайте шкалу для оценки текста (рекламного или журналистского сообщения, публичного выступления политика) по значимым с точки зрения исследования критериям. Для этого:

- определитесь с теми свойствами текста, которые будут оцениваться при помощи данной шкалы;

- сформулируйте название для своей шкалы;

- выберите тип шкалы, который будет вами использоваться;

- определите качественные состояния текста, соответствующие тому или иному делению шкалы;

- разработайте инструментарий для определения качества и степени выраженности того или иного свойства текста и его соответствия определенному делению шкалы.

9. Измерьте значимые для исследования характеристики текста (рекламного или журналистского сообщения, публичного выступления политика). Для этого:

- определите, какие именно свойства текста должны быть измерены;

- определите измеряемые величины и оптимальные единицы их измерения;

- найдите наиболее эффективные способы измерения исследуемых признаков текста;

- разработайте систему обработки и анализа полученных данных.

10. Создайте иллюстративный материал к полученным результатам исследования характеристик текста (журналистского или рекламного сообщения, публичной речи политика). Для этого:

- продумайте, какие типы иллюстраций (графики, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки) лучше подходят для представления полученных результатов;

- сформулируйте название для разрабатываемого описательно-иллюстративного материала;

- выберите наиболее целесообразную группировку данных;

- проанализируйте, какие поясняющие подписи необходимы для полного отражения полученных результатов (исследуемые объекты и величины, их количественные характеристики, единицы измерения и пр.);

- проверьте точность изложенных данных;

- обеспечьте необходимое качество иллюстраций (приемлемую цветность, четкость, читаемость).

Список использованной литературы:

 

1. Багиров Б.Б. Журналистика и политика / Б.Б. Багиров, М.М. Ковалева // Социологические исследования. - 2001. - №8. – С. 68 - 69.

2. Ивин А.А. Логика: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Ивин. – М.: Знание, 1998. – 240 с.

3. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – 7-е изд., испр. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 603 с.

4. Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. / Б. Рассел. - 2-е изд., испр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1999. – 815 с.

5. Степин В.С. Наука и лженаука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/SCILOG/STEPIN1.HTM

6. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 528 с.

7. Философия: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/622/ЛОГИКА

8. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 360 с.

9. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. – 480 с.

 


Date: 2015-07-02; view: 1890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию