Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные разработки. Исследования Аша по вопросам оформирования впечатления продолжа­ют и в наши дни оказывать существенное влияние на работу в области; социальной и когнитивной





Исследования Аша по вопросам оформирования впечатления продолжа­ют и в наши дни оказывать существенное влияние на работу в области; социальной и когнитивной психологии. В период с 1997 по середину 2000 года более 75 опубликованных работ содержали ссылки на статью, написанную Ашем в 1946 году. Процесс сформирования впечатления изу­чался в широком диапазоне ситуаций и связей. В одной из работ было продолжено рассмотрение вопросов, которыми занимался Аш (и позднее Келли). Психологи изучали связь между проявлениями теплоты, как бы исходящей от профессоров колледжа, и оценкой их качеств в письмен-. ных работах студентов (Best & Addison, 2000). При этом преподаватели демонстрировали различные виды поведения, которые Аш идентифи­цировал как сигналы теплоты или холодности. Как и ожидалось, в тех случаях, когда профессора вовлекались в ситуации и типы поведения,] характеризуемые теплотой, студенты оценивали их значительно выше по эмоциональным показателям (симпатия). Однако вариации «теп­лый — холодный» не оказывали влияния на общие оценки эффективно­сти, выставленные студентами преподавателям. Это показывает, что (по крайней мере, в некоторых случаях) студенты сами знают: их личная симпатия к определенным профессорам не подразумевает автоматичес­ки, что эти преподаватели обязательно являются лучшими учителями.

В другом исследовании, основанном на работе Аша, представлена весьма правдоподобная картина того, как вы формируете впечатления о людях, которых рассматриваете своим потенциальным другом; хотели бы пригласить на свидание; совместно работать или нанять на службу (Shaw & Steers, 1996). В этой работе 60 мужчин и 60 женщин просмат­ривали информацию о внешности человека, типичном поведении, основ­ных чертах характера и демографических данных (возраст, заработок и т. п.), опираясь на которую они надеялись сделать правильный выбор в каждой из названных выше четырех категорий. Как и ожидалось, испы­туемые обращали наибольшее внимание на личностные черты и менее всего на внешность, за исключением категории «приглашенный на сви­дание». К тому же, «мужчины стремились найти больше информации о внешности, чем женщины (особенно при поисках партнера для свида­ния), а женщин больше, чем мужчин, интересовали черты характера* (с. 209). Вы удивлены? И я тоже нет.

Наконец, имеются современные доказательства того, что работа Аша никогда не устареет. Исследование Мак-Кенна и Еарг (McKenna & Bargh, 2000) рассматривает на основе модели Аша формирование впечатления применительно к отношениям, которые создаются через Internet. Авто­ры считают, что психологи должны проводить «полный анализ того, чем социальная идентичность, социальное взаимодействие и информация о взаимоотношениях в Internet могут отличаться от реальной жизни ученые указывают на четыре особых отличия в кибер-езагтоотношени-0л которые меняют известные нам правила формирования впечатлений:

(а) люди дольше способны поддерживать анонимность после того,
как они узнали друг о друге;

(б) влияние физических параметров внешности на возникновение и
развитие тесной связи существенно уменьшается;

(в) эо^фекты разделяющего людей расстояния в формировании от-
ношений значительно меньше;

(г) скорость развития новых взаимоотношений зависит от индиви-
дуального контроля каждого человека во много большей степени, чем
при отношениях «лицом к лицу».

Авторы мудро утверждают: не дожидаясь того, что Internet будет ули­чен в усилении депрессии, одиночества и изоляции, этот новый гряду­щий посредник человеческих контактов должен быть исследован и по­нят много лучше, чем это имеет место сейчас.

 

Литература

Besi,J., & Addison, W. (2000). A preliminary study of perceived warmth of professor and student evaluations. Teaching of Psychology, 27(1), 60-62. Fiske, S. Т.. & Taylor, S. (1984), Social cognition. Reading, MA: Addison-Wesley. ReliyR (1950). The warm-cold variable in first impressions of persons, journal qj fyrsonality, 18, 431-439.

McKenna, K., & Bargh, J. (2000). Plan 9 from cyberspace: The implications of the Internet for personality and social psychology. Personality and Social Psychology Review, 4(1), 57-75.

Shaw, J„ & Steers, W. (1996). Effects of perceiver sex, search goal, and target person attributes on information search and impression formation.Ушетгд/о/ SocialBehavior Personality, 11(5), 209-227.

 

 

Карты в вашей голове

Tolrnan Е. С. (1948). Cognitive maps in rats and men. Psychological tbvieze), 55, 189-208.

Многие исследовательские работы включены в настоящий сборник по­тому

что лежащие в их основе теоретические положения и обсуждае­

мые открытия противоречили общепринятым в то время представленц ям. Исследование Уотсоном маленького Альберта, создание концепц сновидений Хобсоном и Мак-Карли, теория Харлоу о формирован; привязанностей в младенчестве, открытие Бошардом генетических вли­яний на личность и наблюдения Ла-Пьером взаимосвязей между уста­новками и поведением — все эти работы бросили вызов существовавшему в их время статус-кво психологического мышления и, таким образом, иод. готовили почву для новых и часто революционных интерпретаций поведения человека. Именно такой вклад внесли в психологию и иссле­дования, проведенные Эдвардом Толменом (Edward С. Tolman), в том числе — его теоретические положения в области научения и познания. В то время когда в психологии признавалось научение только по типу «стимул — ответная реакция», и при этом упускалась недоступная для наблюдения психическая активность, психолог Толмен из Калифорнийс­кого Университета в Беркли провел эксперименты, которые продемонст­рировали существование сложной внутренней когнитивной активности даже у крыс. И эти мыслительные процессы можно было изучать, не прибегая к прямому наблюдению за ними. Работа Толмена настолько значительна, что его считают основателем школы, которую в наши дни называют когнитивным бихевиоризмом.

Чтобы понять точку зрения Толмена, представьте на минуту, что вы хотите пройти от того места, где находитесь, до ближайшей почты или видеомагазина. Наверняка у вас в уме уже сложилось изображение мес­та, где расположен нужный вам объект. А теперь подумайте, каким пу- ] тем вы туда доберетесь. Вы знаете, по каким определенным улицам вы пойдете или как поедете на метро, в каком месте обязательно повернете и, наконец, войдете в здание. Эта картинка в вашем уме, на которой за­печатлено ваше местонахождение относительно почты или видеомага­зина, а также путь следования к этому месту, называется мысленный об­разом. Толмен назвал такие образы когнитивными картами. Он утверж­дал, что не только люди, но и лашотные, включая крыс, пользуются когнитивными картами, то есть думают о своем мире образами, подоб­ными когнитивным картам. Но разве кого-нибудь интересует, как дума­ет крыса? И все же, если бы вы были ученым-теоретиком, изучающим процесс научения в 1930-е и 40-е годы, то использовали бы как главный исследовательский метод - анализ поведения крыс в лабиринтах.

 

Теоретические вопросы

В первой половине XX века теоретики процессов обучения были на пе­редовых рубежах психологии. Пытаясь объяснить механизмы, вовлечен­ные в обучение, они демонстрировали респектабельность психологии как подлинной науки. С тех пор как психология выделилась из философии

р самостоятельную научную дисциплину, прошло только несколько де­ сятилетий. Многие исследователи считали лучшим способом доказа­тельства научного потенциала психологии ее построение по типу точ­ных наук, таких как физика Эта идея привела психологов-теоретиков к выводу» что, как и в физике, объектом изучения должны быть наглядные И доступные измерению события. Действительно, как определенный, имеющий отношение к организму, стимул, так и ответная поведенчес­кая реакция могут быть измерены. То, что происходит внутри организ­ма между двумя этими событиями, невозможно непосредственно наблю­дать и измерять. По этой причине внутренние процессы считались не важ­ными и вообще не подлежащими изучению. Итак, согласно излагаемой точке зрения, процесс обучения крысы, пробегающей лабиринт все быс­ трее и быстрее и с меньшим количеством ошибок, строится по принци­пу: стимулы — успешные ответные реакции — поощрение (пища в конце лабиринта). Ограничение объяснения поведения связью «стимул — от­ветная реакция» определило суть бихевиоризма и доминировало в тече­ние первых 50-ти лет короткой истории психологии.

Однако в 1930-40-е годы сформировалась небольшая группа ученых во главе с Э, Толменом, которая придерживалась другого мнения: наи­более важные процессы происходят внутри обучающегося организма. Фактически Толмен предлагал два существенных изменения в толкова­нии сути проблемы. Одно из них заключалось в том, что реальная при­ рода и сложность процесса обучения не может быть полностью понята без выяснения внутренних мыслительных процессов, сопровождающих непосредственно наблюдаемую связь «стимул — реакция». В своей из­вестной статье 1948 года Толмен констатировал, что это и является пред­метом его дискуссионных положений:

 

«Мы полагаем, что во время процесса обучения в мозге кры­сы создается нечто подобное топографической карте мест­ности. Мы согласны с коллегами другой школы («стимул — реакция») в том, что на крысу, бегающую по лабиринту, воз­действует стимул, результатом которого, в конце концов, обя­зательно является реакция на него. Но мы считаем, что внут­ренние процессы в мозге более сложны, более организова­ны и часто... более автономны, чем представляют психологи, которые ограничиваются рассмотрением только стимула и ответной реакции» (с. 192).

 

Второе предложение Толмена состоит в следующем: несмотря на не­возможность напрямую наблюдать внутренние когнитивные процессы, Можно делать о них объективные и научно обоснованные заключения Из доступного для наблюдения поведения.

Date: 2015-07-02; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию