Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие исследования и современные приложения





В течение десятш1етий после выхода в свет работы Толмена множество исследований подтвердили его теорию когнитивного научения. Возмож­но, самым значительным результатом развития идей и аргументов Тол­мена является становление когнитивной психологии, которая в настоя­щее время превратилась в одну из наиболее активных и влиятельных отраслей наук о поведении. Главной задачей этого раздела психологии является изучение внутренних, недоступных наблюдению когнитивных процессов. А ведь всего несколько десятилетий тому назад цельная кон­цепция «разума» была отвергнута как объект научного исследования. Психологам за этот промежуток времени удалось совершить полный переворот во взглядах. В настоящее время общепризнано, что такое по­ложение вещей, когда стимул «обрабатывается» через восприятие, внимание, размышление, ожидание, запоминание и анализ, является в конечном счете таким же, если не более важным в определении поведен­ческой реакции, как и стимул сам по себе.

Теория когнитивных карт Толмена повлияла и на другую область психологии, известную как психология среды (environmentalpsychology). Она занимается изучением взаимоотношений между поведением чело­века и средой, в которой они проявляются. Основная область исследо­ваний в психологии среды связана с изучением таких объектов, как ваш город, ваш район, ваш школьный городок, здание, в котором вы работае­те. Исследование вашей концептуализации таких мест называют позна­нием среды, а вашему точному мысленному представлению о них соответ­ствует предложенный Толменом термин — когнитивные карты. Исполь­зуя базовые идеи Толмена, сторонники психологии среды акцентируют внимание на том, как люди воспринимают свою среду, и на том, как каж­дая среда должна быть сконструирована или адаптирована, чтобы опти­мально соответствовать процессам создания когнитивных карт. Одним из ведущих психологов среды, использующим идеи Толмена, является Линч (Lynch, 1960).

Линч предложил пять категорий характерных признаков среды, ко­торые могут использоваться нами при создании когнитивных карт. (1) Пути — это воспринимаемые нами магистрали, по которым проис­ходит движение, например автомобильные, пешеходные, велосипедные дороги или каналы для лодок. (2) Хребты являются границами, которы­ми мы пользуемся в когнитивных картах, для того чтобы отделить одну область от другой. Они не выполняют функций пути, это может быть каньон, стена или берег озера. (3) Узловые пункты — это центральные точки, такие как городской парк, кольцевая развязка или фонтан, где пути или хребты встречаются, (4) Районы — большие пространства в наших мысленных образах, объединяемые общими характеристиками: театральный район или улица ресторанов. И наконец, (5) ориентиры — заметные издалека объекты, которые вы используете как отправные точ­ки на ваших картах. Например, башня с часами, высокое или необычной архитектуры строение.

Прошло 50 лет со времени публикации ранней статьи Толмена, в ко­торой он четко сформулировал свою теорию создания когнитивных карт, и на протяжении всего этого времени ученые, занимающиеся исследо­ваниями в широком диапазоне областей психологии, последовательно и часто ссылались на нее. В качестве примера можно привести современ­ную исследовательскую работу, использующую как основу модель ког­нитивных карт Толмена Она посвящена способам обучения студентов правильной ориентировке в сложностях современных мультимедийных университетских библиотек, и разработке более эффективных путей помощи студентам в их поисках (Ногап, 1999), Другая работа, цитирую­щая идеи Толмена, посвящена туризму В ней изучаются пути, исполь­зуемые так называемыми туристпоми-натуралистпами в путешествиях по нетронутым цивилизацией землям, что позволяет развивать знания о таких территориях (Young, 1999). Автор обнаружил, что на качество мысленных карт субъектов влияют несколько факторов, включая такие: каким способом добирались до места назначения, посещали ли этот ре­гион ранее, сколько дней провели в этой местности, откуда прибыли ту­ристы, а также их возраст и пол.

В настоящее время большинство путешествующих вообще не нуж­даются в прибытии куда-либо в конкретное место назначения. Так же как работа Аша нашла приложение в сфере, связанной с Интернетом, концепция Толмена о когнитивных картах нашла свое место в исследо­ваниях психологами World Wide Web. Давайте подумаем, чем вы зани­маетесь в Интернете. Вы изучаете, вы путешествуете. Реально вы нику­да не ходите, но те из вас, кто более опытен в этом деле, часто считают, что это похоже на путешествие. Вполне возможно, что вы сможете снова попасть в то же место, используя тот же путь. Итак, если вы задумаетесь, то создадите мысленную карту малой части виртуального пространства. Исследовательская работа в журнале, посвященном изучению взаимо­отношений человек—компьютер, описывает поведение и стратегии лю­дей, использующих Интернет для путешествий (Hodkinson, Kiel & McColl-Kennedy, 2000). Исследователи смогли перевести поведение при Web-поиске в графическую срорму, идентифтдаровать индивидуальный поиск в Интернете и предложить возможные методы повышения его эффективности.


Наконец, показательным тестом на стойкость теории во времени яв­ляется ее способность генерировать споры и дебаты. Теории Толмена, предложенные в его статье 1948года, прошли этот тест с высокими оцен­ками. Это еще раз доказано в статье Беннета (Bennett, 1996). Ее автор на страницах биологического журнала весьма резко заявил:

 

«...ни для одного животного не было убедительно показано, что у него есть когнитивная карта... потому что во всех случа­ях получения новых важных результатов возможны более про­стые объяснения...Я считаю, что когнитивная карта — это не более чем подходящая гипотеза для обсуждения простран­ственного поведения животных и что сам этот термин должен быть изъят из обращения» (с. 219).

 

Итак, согласно Беннету, вся пятидесятилетняя история влияния Тол­мена на когнитивную психологию и психологию среды должна быть от­брошена. Конечно, нет.

 

Литература

Bennett, А. (1996). Do animals have cognitive maps? Journal of Experimental Biology, 799(1), 219-224.

Hodkinson, C, Kiel, G., & McColl-Kennedy, J. (2000). Consumer web search beha­vior: Diagrammatic illustration ofwayfinding on the web. International Journal of Human-Computer Studies, 52(5), 805-830.

Horan, M. (1999). What students see: Sketch maps as tools for assessing knowledge

of libraries./owma/ of Academic Librariansllip, 25C$)> 187-201.

Lynch, K. (1960). The image of the city, Cambridge, MA: MIT Press.

Young, M. (1999). Cognitive maps of nature-based tourists. Annals of Iburism Re

search, 26(4), 817-839.

Спасибо за воспоминания!

Базовые материалы: Loftus Ј. Е (1975). Leading questions and the eyewitness report. Cognitive Psychology* 7, 560-572.

 

ПЕРРИ МЕЙСОН: Гамильтон, я думаю, моя клиентка говорит правду, когда рассказывает, что не находилась вблизи от места преступления. ГАМИЛЬТОН БЁДЖЕР; Перри, почему Вы не хотите предоставить присяжным самим прини­мает* решение?

ПЕРРИ МЕЙСОН: Потому что я нс думаю, что* будет судебное разбирательство. Вы ведь не имеете фактов. Все, что у вас есть, это косвенные улики.

ГАМИЛЬТОН БЁДЖЕР: Ну что ж, хорошо, Перри, Полагаю, самое время вам кое-что сказать. У нас есть человек, который видел все, Перри. Мы имеем свидетеля!

 

И словно под воздействием таинственного музыкального крещендо, мы знаем, что Перри Мейсону предстоит еще одно трудное дело. И хогя мы не без оснований уверены, что в конце концов Мейсон будет торжество­вать, все же наличие даже единственного свидетеля преступления пре­вращает слабое в фактическом отношении дело в почти неопровержи­мое для окружного прокурора. Почему показания свидетеля являются настолько сильным доказательством в криминальных делах? Причина состоит в том, что прокуроры, судьи, присяжные и обычная публика ве­рят, что на самом деле человек вспоминает событие именно так, как оно реально происходило. Другими словами, считается, что память восста­навливает процесс события. Обычно мы уверены в достоверности чело­веческих воспоминаний. Психологи же, которые изучают память (ког­нитивные психологи), ставят это под сомнение.


Одна из ведущих исследователей в области памяти — Элизабет Л оф-тус (Elizabeth Loftus) из Вашингтонского университета — установила, что событие, воскрешаемое в памяти, восстанавливается неточно. В са­мом деле, то, что называется памятью, есть реконструкция реального события. Исследования Лофтус продемонстрировали, что при воспро­изведении память использует новую и уже существовавшую информа­цию для заполнения пробелов в ваших воспоминаниях. Автор утверж­дала, что воспоминания не столь стабильны, как мы обычно полагаем, а Неустойчивы и могут изменяться со временем. И когда вы рассказывае­те кому-нибудь о своем отпуске пятилетней давности, думая, что вос­станавливаете в памяти события так, как они происходили, в действи­тельности все было не совсем так. Вместо реального прошлого вы ре­конструируете воспоминания, используя информацию из многих источ­ников, таких как ваши предыдущие многократные воспоминания об этом отпуске, другие случаи из того же или более поздних отпусков или из фильма, который вы смотрели в прошлом году (и который снимался в том же месте, где вы отдыхали), и так далее. Вы уверены, что все это правда, тем более если рассказывали этот случай в присутствии кого-то другого, кто был вместе с вами в то время. Просто удивительно, как силь­но ваши истории могут расходиться с реальным событием, свидетелями которого были вы оба (в одно и то же время)!

Обычно такие изменения воспоминаний безобидны. Однако в судо­производстве, где решение судьбы подсудимого может опираться на по­казания свидетелей, реконструкция воспоминаний может быть решаю­щей. По этой причине большинство исследований Лофтус в области па­мяти связаны с судебными показаниями свидетелей. В своей ранней работеона обнаружила очень коварное влияние той словесной формы, в которую облечены задаваемые вопросы, на изменение воспоминаний людей. Например, если свидетеля автомобильной катастрофы спраши­вают: «Вы видели разбитую переднюю фару?» или «Вы видели, что эта передняя фара были разбита?», то вопрос, содержащий определенное указание именно на эту фару, вызывает намного больше положитель­ных ответов, чем неопределенный вопрос, даже если передняя qbapa во­обще не была разбита. Придание определенности вопросу создало впе­чатление наличия разбитой фары, а это, в свою очередь, заставило сви­детеля добавить новые черты к своим воспоминаниям о событии.


Обсуждаемая статья Э. Лсфтус является одной из наиболее часто ци­тируемых, поскольку в ней сообщается о четырех взаимосвязанных ис­следованиях, благодаря которым был сделан очень существенный шаг вперед. В этих работах автор продемонстрировала, как словесная форму­лировка задаваемых свидетелям вопросов может изменять их воспомина­ния о событиях, когда им задают другие вопросы о тех же событиях неко­торое время спустя. Обратите внимание, что эти исследования повлияли и на теорию конструирования воспоминаний, и на криминальное право.

 

Теоретические вопросы

Это исследование демонстрирует силу содержащихся в самом вопросе исходных посылок в деле изменения воспоминаний человека о событии. Лофтус определяет исходную посылку как условие, которое должно со­ответствовать истине, для того чтобы вопрос имел смысл. Например, предположим, вы стали свидетелем автомобильной катастрофы, и я спра­шиваю вас: «Сколько людей было в ехавшей машине?». Вопрос предпо­лагает, что машина ехала. А что если на самом деле машина не двига­лась? Хорошо, на этот вопрос вы можете ответить как угодно» поскольку 0н не касался скорости движения машины. Однако Лофтус утверждает, что словесная формулировка вопроса может добавить в ваши воспоми­нания информацию о движении машины. В результате, если позднее вам будут задавать другие вопросы, скорее всего вы упомянете, что машина ехала Лофтус выдвинула гипотезу: если очевидцам происшествия зада­ют вопросы, содержащие ложную исходную посылку о происшествии, эта новая ошибочная информация может появиться впоследствии в бо­лее поздних ответах очевидцев. Поскольку три из четырех включенных в эту статью исследования содержали задание вспомнить событие через неделю после его возникновения, Лофтус с уверенностью утверждала, что реконструированные воспоминания с ошибочной инсрормацией бу­дут упорно существовать какое-то время.

 







Date: 2015-07-02; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию