Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продолжение исследований и современные разработки





Представленная работа Розенцвейга, Беннетта и Даймонд послужила толчком для продолжения исследований в данной области. В течение 25 лет с момента опубликования статьи эти ученые и многие другие про­должали подтверждать, уточнять и дополнять полученные данные.

Например, было обнаружено, что обучению способствует обогащен­ная окружающая среда и опыт и что даже мозг взрослых животных, вы­ращенных в обедненных условиях, может улучшить свою работу, если этих особей поместить в обогащенную окружающую среду (подробный обзор см.: Bennett, 1976).

Существуют также данные, свидетельствующие в пользу того, что опыт действительно влияет на развитие мозга человека. Тщательное изучение мозга людей, умерших естественной смертью, показало, что у человека, обладающего большими знаниями и умениями, мозг имеет больший вес и более сложную структуру Другие данные были получены в результате изучения мозга людей, лишенных определенного опыта. Например, у сле­пого человека область коры головного мозга, контролирующая зрение, тоньше и имеет меньше извилин, чем у человека с нормальным зрением.

Мариан Даймонд, одна из авторов оригинальной статьи, применила результаты своей работы к процессу интеллектуального развития человека в течение жизни. Она говорит «Теперь мы можем более оптимистично смотреть на старение мозгавтечение жизни человека... Главный орактор это стимуляция. Нервные клетки созданы для стимуляции. И я думаю, что ключевую роль играет' любопытство. Если человек с возрастом сохраняет интерес к жизни, это будет стимулировать нервную ткань, и кора мозга будет реагировать на это... Я искала людей, которые были чрезвычайно активны после 88 лет. И я обнаружила, что люди, которые используют свой разум, не теряют его. Это так просто» (Hopson, 1984, с. 70).

И наконец, теория Розенцвейга о влиянии окружающей среды на раз­витие мозга была использована в двух исследованиях умственных рас­стройств у людей (Post et al., 1996; Schore, 1996). Исследование Шор (Schore) показало, что ранние эмоциональные реакции ребенка на перво­го воспитателя могут влиять на выработку в мозге определенных веществ, играющих важную роль в физическом развитии коры, то есть части моз­га, отвечающей за самые сложные его функции, такие как мышление, восприятие и эмоции. Когда общение с воспитателем вызывает у ребен­ка стресс и неудовлетворение, в его нервной системе вырабатываются гормоны, которые обусловливают ненормальное развитие специфичес­ких структур и эмоциональной области коры. По мнению Шор, такое ненормальное развитие мозга, вызванное негативными факторами ок­

ружаюшей среды в раннем возрасте, создает повышенную предрасполо­женность к психическим расстройствам в дальнейшей жизни (с. 59). Пост (Post) подтверждает данные Шор и делает следующий шаг, пред­полагая, что стресс и ранние проявления психических нарушений, де­прессия или истерия могут оставлять «биохимический... след в централь­ной нервной системе (ЦНС), который впоследствии влияет на течение, тяжесть и повторяемость психических заболеваний» (с. 273).

Другими словами, Пост и его коллеги утверждают, что наследственная предрасположенность к психическим заболеваниям может иметь ранние психические проявления, которые, в свою очередь, вызывают физические изменения нервной системы, ведущие к развитию психического заболева­ния в последующей жизни. Исходя из этого, Пост предполагает, что для предотвращения развития психического заболевания в зрелом возрасте раннее вмешательство может быть важнее, чем это признавалось доныне.

 

Литература

Bennett, Е. L (1976). Cerebral effects of differential experience and training. In M. R. Rosenzweig & E, L. Bennett (Eds.), Neural mechanisms of learning and memory. Cambridge, MA; MIT Press.

Hopson, J. (1984). A love affair with the brain: A PT conversation with Marian Diamond. Psychology Today, 11, 62-75. (1992). Environmental enrichment: The influences of restricted daily exposure and subsequent exposure to uncontrollable stress. Physiology and Behavior, 51, 309-318.

Post, R., Weiss, S., Leverich, G., George, M.( Frye, M., & Ketter, T. (1996). Develop­mental psychobiology of cyclic affective illness: Implications for early therapeutic intervention. Development and Psyckopathology, 8(1), 273-305. Schore, A. (19%). The experience-dependent maturation of a regulatory system in the orbital prefrontal cortex and the origin of developmental psychopathology. Development and Psychopathology, 8(1), 59 87.


 

Вы таков, какой вы есть «от природы»?

Базовые материалы:

Bouchard Т., Lykken D,T McGue Мм Segal N. & Tellegen A. (1990). Sources of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250, 223-229.

Эта работа отражает' относительно недавно возникшее и все продол­жающееся изменение представлений психологов о человеческом поведе­нии в самом широком смысле этого слова. Для того чтобы понять, как вы вноситесь к этим переменам, вы должны на минуту задуматься и задать *2

себе вопрос: «Кто вы?». Этот вопрос может показаться большим и слож­ным, но вам не нужно углубляться в философские и метафизические деб­ри. Просто подумайте немного о своих индивидуальных особенностях: ваших чертах характера. Вы спокойны или взвинчены? Вы застенчивы или общительны? Вы ищете приключений или стремитесь к комфорту и безопасности? С вами легко ладить или вы неприветливы? Вы склонны оптимистически или пессимистически оценивать грядущие события?

Вы уверены в себе или нерешительны? Вы работящи или ленивы? Подумайте о себе, задаваясь этими или другими подобными вопросами. Не спешите... Закончили? Тогда ответьте еще на один, более важный сей­час вопрос: «Почему вы тот, кто вы есть?». Другими словами, какие фак­торы повлияли на формирование вашей личности?

Если вы рассуждаете как большинство людей, вы сошлетесь на воспи­тание, которое дали вам родители, на ценности, цели и приоритеты, кото­рые они вам внушили. Вы также можете вспомнить влияние братьев, сес­тер, бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и друзей, которые играли ключевые роли в формировании вашего характера. Некоторые сошлются на учителей и других преподавателей, которые научили вас чему-то и при­вили вам желание и решимость следовать определенным жизненным пу­тем. Другие сосредоточат внимание на поворотных моментах судьбы, та­ких как болезнь, потеря любимого человека, решение поступить в опреде­ленный колледж и выбор учебного курса, которые привели к тому, что вы такой, какой вы есть. Конечно, это далеко не полный список факторов, о которых вы можете подумать, если попытаетесь проанализировать силы, которые сформировали вашу личность. Но все они имеют одну общую особенность: это все — явления окружающей среды. Вряд ли найдется человек, который ответит на вопрос «Почему ты тот, кто ты есть?» следу­ющим образом: «Я такой от рождения, это все мои гены».

Все согласятся с тем, что физические признаки, такие как рост, цвет волос и глаз, тип сложения, передаются по наследству. Все больше и боль­ше людей понимают, что склонность ко многим заболеваниям, таким как рак, сердечно-сосудистые болезни, гипертония, также генетически обу­словлена. Но почти никто не думает о том, что гены — это главная сила, формирующая нашу психологию. Это, возможно, несколько неожидан­но, но в действительности существуют вполне понятные причины нашей избыточной сосредоточенности на средовых факторах.

Прежде всего, в период второй половины XX века в психологии до­минировала теория бихевиоризма. Согласно этой теории, поведение че­ловека полностью контролируется факторами окружающей среды. Клас­сические бихевиористы считают, что внутреннюю, психическую работу человеческого разума не только невозможно изучить научными метода­ми, но такое изучение не требуется для объяснения человеческого пове­дения. Не столь важно, насколько анормальная теория бихевиоризма была воспринята и понята массовой культурой. Более важно то, что под ее влиянием сформировались популярные представления о том, что опыт — это главный архитектор человеческой природы.


Другая понятная причина объяснения поведения факторами окружа­ющей среды состоит в том, что генетические и биологические 4>акторы не дают очевидного свидетельства своего влияния. Очень просто сказать: «Я стал писателем потому что меня вдохновил мой учитель по литературе в 7 классе». Вы помните влияния такого рода, вы видите их; они являются частью вашего прошлого и настоящего сознательного опыта.

Вам будет труднее признать влияние биологических факторов и ска­зать: «Я стал писателем, потому что моя ДНК содержит ген, который проявляется во мне как талант литератора». Вы не можете увидеть, ощу­тить и запомнить влияние ваших генов, и вы даже не знаете, в какой обла­сти вашего тела они могут быть расположены!

И наконец, многим людям неприятно думать, что они являются про­дуктом активности генов и не выбирают свою судьбу сами. Такие идеи отдают детерминизмом и непризнанием «свободы воли». Большинство людей очень не любят теории, которые каким-то образом ограничивают их возможность сознательно выбирать свою судьбу. Поэтому генетичес­кие причины, влияющие на поведение и характер человека, старательно игнорируются или отрицаются. На самом же деле при формировании личности происходит взаимодействие генетических факторов и факто­ров окружающей среды, и вопрос только в том, какие из них доминиру­ют. Обычно этот вопрос задается в более простой формулировке: «Что важнее: воспитание или характер?».

Статья Томаса Бошарда (Thomas Bouchard), Давида Ликкена (David Lykken) и их коллег из университета штата Миннесота в Миннеаполисе представляет собой обзор исследований, начатых в 1979 году с целью выяснения степени влияния генов на индивидуальные психологические особенности человека. Основной задачей исследования была разработка научного метода разделения влияния генов (природных задатков) и фак­торов окружающей среды (воспитания) на поведение человека и фор­мирование его личности. Это не такая простая задача, если учесть, что все мы (если не были приемными детьми) росли и развивались под не­посредственным воздействием наших генетических доноров (наших ро­дителей). У вас может быть такое же чувство юмора, как у вашего отца, потому что вы его унаследовали (природные задатки) или потому, что научились у него (воспитание). Получается, что невозможно разделить влияние этих двух факторов, не так ли?

Но Бошард и Ликкен с этим не согласились. Они нашли способ опре­делить с достаточной степенью достоверности, какие психологические характеристики определяются преимущественно генетическими факто­рами, а какие — факторами окружающей среды.







Date: 2015-07-02; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию