Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение и применение результатов





* По данным таблицы 4, с. 226.

** 1,00 означает, что в паре разлученных близнецов (МЗР) по данной харак­теристике обнаружена точно такая же степень сходства, как и в паре воспитан­ных вместе (МЗВ).

 

Полученные данные свидетельствуют, что генетические факторы (или «геном») отвечают за изменчивость многих особенностей человека. Это было продемонстрировано двумя способами. Во-первых, оказалось, что генетически идентичные люди (монозиготные близнецы), которые рос­ли по отдельности в совершенно разных условиях, превращались во взрослых людей, удивительно похожих не только внешне, но и по мно­гим психологическим чертам. Во-вторых, о преобладающем влиянии генома говорит тот факт, что влияние условий окружающей среды на однояйцевых близнецов, выросших вместе, оказалось таким незначи­тельным. Вот точка зрения Бошарда и Ликкена на эти открытия:

 

«Почти для каждой изученной к настоящему времени особен­ности поведения, от скорости реакции до религиозности, зна­чительная доля ее изменчивости у разных людей обусловлена влиянием генов. Этот факт больше не должен подвергаться сомнению; скорее, пришло время подумать о том, как его при­менить».

 

Конечно, есть люди, которые не согласны с утверждением Бошарда и Ликкена о том, что время дискутировать по данному вопросу прошло. Некоторые другие точки зрения будут рассмотрены нами в следующем разделе. Однако обсуждение возможностей применения результатов ис­следований этих авторов, безусловно, оправданно. Каким образом полу­ченные данные меняют наши представления о человеческой природе? Как уже упоминалось выше, в последние 50 лет психология и вся западная культура находятся под влиянием представлений о преобладающей роли окружающей среды в сформировании личности. Наши взгляды на воспи­тание, образование, преступность и наказание, психотерапию, навыки и возможности, интересы, профессиональные цели и социальное поведение сложились на основе уверенности, что человека формирует опыт, а не гены Очень нем ногие из нас, глядя на чье-то поведение, думают: «Этот человек такой от рождения^. Нам хочется верить, что люди учатся поведению, потому что это позволяет нам с некоторой долей уверенности считать, что все зависит от воспитания, что положительный жизненный опыт может возобладать над отрицательным и человек, ведущий себя неблаговидно, может перевоспитаться. Сознание того, что наша личность дана нам при рождении, вводит в искушение сказать: «Зачем стараться?». Зачем ста­раться изо всех сил быть xopoi ними родителями? Зачем стараться помочь опустившимся или выбитым из колеи людям? Зачем стараться дать хо^ю-шее образование? И так далее. Но Бошард и Ликкен первые не соглаша­ются с такой интерпретацией их открытия. В статье они предлагают три собственных вывода из своих «провокационных» данных:

1. Ясно, что интеллект преимущественно определяется генетически-факторами (70% различий интеллектуальных способностей опреде­лено генетически.) Однако, как ясно утверждают авторы:

«Эти результаты не означают, что такие показатели, как IQ, не могут быть улучшены... Исследования, проведенные в 14 стра­нах, показали, что средняя величина показателя интеллекта IQ в последние годы возрастает. Наши результаты, таким об­разом, не дают однозначных определений или ограничений того, что может быть достигнуто в оптимальных для этого ус­ловиях» {с. 227)

 

В общем, это означает, что 70% различий в IQ определяется генетичес­кими различиями, а 30% может быть увеличено или уменьшено за счет влияния окружающей среды.

Это влияние включает в себя многие хорошо известные факторы, та­кие как образование, семейные обстоятельства, токсические вещества и социально-экономический статус.

2. В основе исследований Бошарда и Л иккена лежит допущение, что
качества человека определяются совместным влиянием генетических и
внешних факторов. То есть когда окружающая среда оказывает меньшее
воздействие, различия в большей степени определяются генетически.
И наоборот, когда внешняя среда оказывает более сильное влияние на
определенные качества человека, влияние генетических факторов ме-
нее значимо. Например, большинство детей в США имеют возможность
кататься на велосипеде. Это означает, что внешние условия в этом смыс-
ле для всех детей одинаковы, поэтому разница в качестве езды на вело-
сипеде определяется генетическими факторами. С другой стороны, раз-
личия в пищевых предпочтениях в Соединенных Штатах, скорее всего,
объясняются внешними факторами, поскольку питание в детстве и в
течение всей жизни может быть очень разным, и влияние генетических
факторов менее заметно. Здесь мы приходим к интересной части рас-
суждений авторов; они считают, что личность больше выражается ездой
на велосипеде, чем предпочтениями в еде.

В сущности, авторы утверждают, что семья оказывает меньшее воз­действие на то, кем будет ребенок, когда вырастет, чем его наследствен­ность. Понятно, что большинство родителей не хотят этого слышать и верить в это. Они стараются быть хорошими родителями и вырастить своих детей счастливыми людьми и хорошими гражданами своей стра­ны. Единственные родители, которые будут рады это слышать, это те, кто в восторге от своих бесконтрольных или непослушных отпрысков. Они смогут снять с себя часть ответственности! Но Бошард и Ликкен тут же подчеркивают, что гены не всегда определяют судьбу, и преданные роди­тели могут положительно влиять на своих детей, даже если они могут сделать только небольшую часть из возможных изменений.

3. Наиболее интригующий вывод Бошарда и Ликкена состоит в том,
что не среда влияет на людей, а наоборот. То есть генетические тенден-
ции людей в конце концов изменяют их окружающую среду! Вот при­мер, иллюстрирующий эту теорию. То, что некоторые люди более любя­щие и нежные, чем другие, обычно объясняется тем, что их родители были более нежными с ними, когда те были детьми. То есть любящие дети вырастают в атмосфере любви.

Когда это утверждение проверяли, оно оказывалось правильным. Лю­бящие люди действительно получали больше любви от своих родителей. Бошард и Ликкен предполагают, однако, что различия в «любвеобильно­сти» могут быть на самом деле генетически обусловлены, то есть некото­рые дети рождаются более любвеобильными, чем другие. Врожденное стремление к нежности заставляет этих детей отвечать на любовь роди­телей именно тем образом, который стимулирует любящее поведение ро­дителей больше, чем это получается у не обладающих такой генетикой детей. Именно обусловленное генетикой поведение детей и вызывает любовь родителей, а не наоборот. Исследователи утверждают, что гены действуют подобным образом в отношении многих или даже большин­ства человеческих качеств. Они формулируют это следующим образом:

 

«Ближайшей (непосредственной) причиной большинства пси­хологических различий является обучение через опыт, как всегда считали радикальные сторонники такой теории. Но настоящий опыт, однако, приобретается по сознательному выбору, а выбор этот делается под постоянным давлением генов» (с. 228).

 

Date: 2015-07-02; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию