Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отклонения в характере и поведении детей
продолжение таблицы 63
Признаки, по которым можно определить степень тяжести отклонения в развитии ребенка: -стабильность проявления во времени; -тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях); -социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди). Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения. В российской Федерации права детей с проблемами развития признаются рядом документов: -Конституцией Российской Федерации; -Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; -Законом Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»; -Семейным кодексом Российской Федерации; -целевой программой «Дети — инвалиды». 3. Виды классов для детей с трудностями в обучении. Система коррекционно-развивающего обучения — это форма дифференциации обучения, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов коррекционно-развивающего обучения, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами физического и нервно-психического развития. В таких классах возможно взаимодействие: диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направления работы с детьми. Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов — классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки, классы адаптации, классы здоровья и др. Коррекционно-развивающее обучение строится на основных положениях «Концепции коррекционно-развивающего обучения», разработанной Институтом коррекционной педагогики. Классы выравнивания создаются на начальной ступени обучения для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость. Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель — создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска. Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом развитии. Укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль. Необходимыми являются динамические наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка. Результаты наблюдений обсуждаются один раз в четверть на малых педсоветах или консилиумах. При изучении обучающихся учитываются: 1. Физическое состояние и развитие ребенка: особенности слуха, зрения, координация движений, работоспособность. 2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления, речи, воображения, познавательные интересы. 3. Особенности усвоения знаний, умений и опыта (компетенций), предусмотренных программой, сформированности навыков чтения, письма, счета. 4. Отношение к учебной деятельности: мотивация, интерес к изучаемым дисциплинам. 5. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, волевые качества, настроение, самооценка. 6. Особенности поведения: в школе и дома, вредные привычки, отношения со сверстниками и взрослыми. По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в обычные классы, или продолжают посещать коррекционные. Перевод в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения подсвета школы, в которой работает класс выравнивания. 4.Задачи коррекционно-развивающего обучения: 1.Введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала. 2.Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами. 3.Создание условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся. 3.Обеспечение решения задач общего развития, коррекции познавательной деятельности, речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития. Главная цель коррекционно-развивающего обучения — создание в общеобразовательной школе среды, которая исключала бы возможность негативного влияния на ребенка, а учебная деятельность детей становилась бы деятельностью лечебной. Утверждается новое понятие терапия педагогической среды. 5.Принципы коррекционно-развивающего обучения. Выделяются следующие принципы коррекционно-развивающего обучения: -принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей группы риска: обеспечение для детей группы риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками; -принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка: учет особенностей детей группы риска, создание санитарно-гигиенических, психологических, дидактических условий, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий; -принцип равноправного партнерства с семьей предполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную работу; -принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей группы риска утверждает признание уникальности, неповторимости каждого ребенка, необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития ребенка с опорой на его сильные стороны, склонности и способности; -принцип успешности учения и преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуального подхода и дифференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из особенностей развития ребенка, уверенности его в своих силах и радости достигаемых результатов; -принцип педагогического оптимизма акцентирует внимание на решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности ребенка; -принцип интегративного характера общеобразовательного процесса утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных, воспитательных, диагностических, оздоровительных, коррекционно-развивающих технологий. Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии детей, может быть, охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный: -оценка состояния ребенка должна учитывать данные специалистов, характеризующие разные стороны его психического и физического состояния; -оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого, т. е. коррекционно-воспитательное воздействие не должно быть стандартизированным; -использование внеурочной деятельности в системе коррекционно-развивающей работы с детьми; -использование коррекционного потенциала физкультурно-оздоровительной, трудовой, художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности. Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы: 1.Что понимается под коррекционной педагогикой? 2.В чем специфика понимания предмета коррекционной педагогики как процессов обучения, воспитания и развития? 3. Какие задачи решает коррекционная педагогика? 4.Охарактеризуйте причины, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии. 5.Какие вы знаете отклонения в характере и поведении детей? Дайте им характеристику. 6.Какие вы можете выделить признаки, по которым можно определить степень тяжести отклонения в развитии ребенка? 7.В каких документах признаются права детей с проблемами в развитии? 8.Для чего педагогу образовательного учреждения надо знать основы коррекционной педагогики? 9.Охарактеризуйте виды классов для детей с трудностями в обучении. 10.Каковы особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения? 11.Выделите задачи коррекционно-развивающего обучения. 12.Покажите взаимосвязь всех принципов коррекционно-развивающего обучения. 13.Расскажите о комплексном и личностно-ориентированном подходе как современном подходе к коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. 14.Дайте характеристику различных видов физкультурно-спортивной деятельности с точки зрения коррекции эмоционального состояния детей и подростков.
Практическая работа: Практическая работа № 80. «Становление и развитие коррекционной педагогики по эпохам и направлениям». Составление таблицы. Практическая работа № 81. «Составление логико-смысловой модели: «Виды нарушений развития, их классификация». Практическая работа № 82. «Реализация на практике положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию обучающихся в духе любви к Родине». Как и насколько, по-вашему, реализуется на практике это положение закона в современной России?
Практическая работа № 83. «Политика государства в области социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России».
Анализ статьи 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов и статьи 19. Образование инвалидов Федеральной программы «Дети России».
Практическая работа № 84. «Принципы коррекционно-развивающего обучения и содержание педагогических требований к ним».
Раскройте содержание педагогических требований к таким принципам коррекционно-развивающего обучения как: -принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; -принцип деятельностного подхода; -принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Покажите значение этих принципов в коррекционной педагогике.
Практическая работа № 85. «Особенности использования средств физической культуры и спорта в коррекционно-педагогической деятельности».
Практическая работа № 86. «Составление программы проведения «Дня здоровья» в коррекционной образовательной школе».
На основе программы проведения «Дня здоровья» Л.М. Негреева, учителя физической культуры Коррекционного образовательного учреждения школы-интерната I, II вида г. Тихорецка Краснодарского края, составьте программу проведения физкультурного мероприятия для детей коррекционной школы. Цели: -формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни; -развитие двигательных и творческих способностей обучающихся; -приобщение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом; -воспитание коллективизма. В программу Дня здоровья входит: 1.Выставка плакатов и рисунков на тему: «Мы за здоровый образ жизни». 2.Уроки здоровья. 3.Утренняя зарядка. 4.Линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья. 5.Спортивные мероприятия. 6.Выпуск листков здоровья. 7.Экскурсии по экологическим тропам. 8.Участие в городских акциях: «Пешком на работу!»; «Стоп, гипертония!»; «Сбрось лишнее!»; «Внимание! Дети!». Оформление: В рекреации вывешены работы учащихся 5–10 классов, принявших участие в конкурсе рисунков и плакатов на тему: «Мы за здоровый образ жизни». Ход мероприятия: В этот день во всех классах на первом уроке проводятся Уроки здоровья. Затем — линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья. Спортивный праздник проходит на школьном стадионе и начинается с проведения для всех классов утренней зарядки. Потом классные руководители с учителем физической культуры, судьями проходят полосу препятствий. После этого начинается спортивный праздник для обучающихся. Преодолев полосу препятствий, классы участвуют в городских акциях. Заканчивается день выпуском листков здоровья и экскурсиями по экологическим тропам. Определение победителей: Победители определяются на основании протоколов, подписанных судьями, представителем оргкомитета. Награждение: Команды классов, занявшие первые 3 места в каждой группе, награждаются исходя из возможностей школьного наградного фонда. Администрация школы и оргкомитет могут по итогам дня здоровья отметить индивидуально отличившихся участников. Достигнутые результаты: -рост мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся с ограниченными возможностями; -позитивная динамика «качества знаний» по дисциплине «Физическая культура»; -возросшая активность детей-инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми.
Date: 2015-06-11; view: 2754; Нарушение авторских прав |