Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отклонения в характере и поведении детей





 

Отклонения в характере и поведении детей Анализ отклонений в характере и поведении детей
Расторможенность, гиперактивность Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом.
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность) Аффективное поведение — склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоции, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка.
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов Они могут быть выражены в разной степени и в разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач.
Аутичное поведение Погружение в себя, отчужденность от окружения. Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются.
Чрезмерная импульсивность Проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у ребенка, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия.
Повышенная внушаемость Некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.

продолжение таблицы 63

 

Негативизм Проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Существует две формы негативизма — пассивный, выражающийся в отказе выполнять требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами личности.
Жестокость, деспотизм, агрессивность Выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.
Бесцельная ложь Ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее с каким-то умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться.
Бесцельное воровство Зачаточная форма явления, которое специалисты называют клептоманией.
Страсть к бродяжничеству Может быть патологическим влечением психопатических или истерических детей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения. Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привычкой.
Лень Состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Основными признаками проявления патологии являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает соматогенная астения, т. е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием.

 

Признаки, по которым можно определить степень тяжести отклонения в развитии ребенка:

-стабильность проявления во времени;

-тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях);

-социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди).

Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения.

В российской Федерации права детей с проблемами развития признаются рядом документов:

-Конституцией Российской Федерации;

-Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

-Законом Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;

-Семейным кодексом Российской Федерации;

-целевой программой «Дети — инвалиды».

3. Виды классов для детей с трудностями в обучении.

Система коррекционно-развивающего обучения — это форма дифференциации обучения, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.


Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов коррекционно-развивающего обучения, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами физического и нервно-психического развития. В таких классах возможно взаимодействие: диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направления работы с детьми.

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов — классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки, классы адаптации, классы здоровья и др.

Коррекционно-развивающее обучение строится на основных положениях «Концепции коррекционно-развивающего обучения», разработанной Институтом коррекционной педагогики.

Классы выравнивания создаются на начальной ступени обучения для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель — создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.

Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом развитии. Укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль. Необходимыми являются динамические наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка. Результаты наблюдений обсуждаются один раз в четверть на малых педсоветах или консилиумах.

При изучении обучающихся учитываются:

1. Физическое состояние и развитие ребенка: особенности слуха, зрения, координация движений, работоспособность.

2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления, речи, воображения, познавательные интересы.

3. Особенности усвоения знаний, умений и опыта (компетенций), предусмотренных программой, сформированности навыков чтения, письма, счета.

4. Отношение к учебной деятельности: мотивация, интерес к изучаемым дисциплинам.

5. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, волевые качества, настроение, самооценка.

6. Особенности поведения: в школе и дома, вредные привычки, отношения со сверстниками и взрослыми.

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в обычные классы, или продолжают посещать коррекционные. Перевод в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения подсвета школы, в которой работает класс выравнивания.


4.Задачи коррекционно-развивающего обучения:

1.Введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.

2.Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

3.Создание условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся.

3.Обеспечение решения задач общего развития, коррекции познавательной деятельности, речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Главная цель коррекционно-развивающего обучения — создание в общеобразовательной школе среды, которая исключала бы возможность негативного влияния на ребенка, а учебная деятельность детей становилась бы деятельностью лечебной. Утверждается новое понятие терапия педагогической среды.

5.Принципы коррекционно-развивающего обучения.

Выделяются следующие принципы коррекционно-развивающего обучения:

-принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей группы риска: обеспечение для детей группы риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками;

-принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка: учет особенностей детей группы риска, создание санитарно-гигиенических, психологических, дидактических условий, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий;

-принцип равноправного партнерства с семьей предполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную работу;

-принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей группы риска утверждает признание уникальности, неповторимости каждого ребенка, необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития ребенка с опорой на его сильные стороны, склонности и способности;

-принцип успешности учения и преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуального подхода и дифференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из особенностей развития ребенка, уверенности его в своих силах и радости достигаемых результатов;

-принцип педагогического оптимизма акцентирует внимание на решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности ребенка;

-принцип интегративного характера общеобразовательного процесса утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных, воспитательных, диагностических, оздоровительных, коррекционно-развивающих технологий.

Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии детей, может быть, охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный:

-оценка состояния ребенка должна учитывать данные специалистов, характеризующие разные стороны его психического и физического состояния;


-оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого, т. е. коррекционно-воспитательное воздействие не должно быть стандартизированным;

-использование внеурочной деятельности в системе коррекционно-развивающей работы с детьми;

-использование коррекционного потенциала физкультурно-оздоровительной, трудовой, художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности.

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.Что понимается под коррекционной педагогикой?

2.В чем специфика понимания предмета коррекционной педагогики как процессов обучения, воспитания и развития?

3. Какие задачи решает коррекционная педагогика?

4.Охарактеризуйте причины, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

5.Какие вы знаете отклонения в характере и поведении детей? Дайте им характеристику.

6.Какие вы можете выделить признаки, по которым можно определить степень тяжести отклонения в развитии ребенка?

7.В каких документах признаются права детей с проблемами в развитии?

8.Для чего педагогу образовательного учреждения надо знать основы коррекционной педагогики?

9.Охарактеризуйте виды классов для детей с трудностями в обучении.

10.Каковы особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения?

11.Выделите задачи коррекционно-развивающего обучения.

12.Покажите взаимосвязь всех принципов коррекционно-развивающего обучения.

13.Расскажите о комплексном и личностно-ориентированном подходе как современном подходе к коррекции и компенсации отклонений в развитии детей.

14.Дайте характеристику различных видов физкультурно-спортивной деятельности с точки зрения коррекции эмоционального состояния детей и подростков.

 

Практическая работа:

Практическая работа № 80. «Становление и развитие коррекционной педагогики по эпохам и направлениям». Составление таблицы.

Практическая работа № 81. «Составление логико-смысловой модели: «Виды нарушений развития, их классификация».

Практическая работа № 82. «Реализация на практике положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию обучающихся в духе любви к Родине».

Как и насколько, по-вашему, реализуется на практике это положение закона в современной России?

 

Практическая работа № 83. «Политика государства в области социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России».

 

Анализ статьи 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов и статьи 19. Образование инвалидов Федеральной программы «Дети России».

 

Практическая работа № 84. «Принципы коррекционно-развивающего обучения и содержание педагогических требований к ним».

 

Раскройте содержание педагогических требований к таким принципам коррекционно-развивающего обучения как:

-принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;

-принцип деятельностного подхода;

-принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Покажите значение этих принципов в коррекционной педагогике.

 

Практическая работа № 85. «Особенности использования средств физической культуры и спорта в коррекционно-педагогической деятельности».

 

Практическая работа № 86. «Составление программы проведения «Дня здоровья» в коррекционной образовательной школе».

 

На основе программы проведения «Дня здоровья» Л.М. Негреева, учителя физической культуры Коррекционного образовательного учреждения школы-интерната I, II вида г. Тихорецка Краснодарского края, составьте программу проведения физкультурного мероприятия для детей коррекционной школы.

Цели:

-формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

-развитие двигательных и творческих способностей обучающихся;

-приобщение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом;

-воспитание коллективизма.

В программу Дня здоровья входит:

1.Выставка плакатов и рисунков на тему: «Мы за здоровый образ жизни».

2.Уроки здоровья.

3.Утренняя зарядка.

4.Линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья.

5.Спортивные мероприятия.

6.Выпуск листков здоровья.

7.Экскурсии по экологическим тропам.

8.Участие в городских акциях: «Пешком на работу!»; «Стоп, гипертония!»; «Сбрось лишнее!»; «Внимание! Дети!».

Оформление: В рекреации вывешены работы учащихся 5–10 классов, принявших участие в конкурсе рисунков и плакатов на тему: «Мы за здоровый образ жизни».

Ход мероприятия:

В этот день во всех классах на первом уроке проводятся Уроки здоровья. Затем — линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья. Спортивный праздник проходит на школьном стадионе и начинается с проведения для всех классов утренней зарядки.

Потом классные руководители с учителем физической культуры, судьями проходят полосу препятствий. После этого начинается спортивный праздник для обучающихся. Преодолев полосу препятствий, классы участвуют в городских акциях.

Заканчивается день выпуском листков здоровья и экскурсиями по экологическим тропам.

Определение победителей: Победители определяются на основании протоколов, подписанных судьями, представителем оргкомитета.

Награждение: Команды классов, занявшие первые 3 места в каждой группе, награждаются исходя из возможностей школьного наградного фонда. Администрация школы и оргкомитет могут по итогам дня здоровья отметить индивидуально отличившихся участников.

Достигнутые результаты:

-рост мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся с ограниченными возможностями;

-позитивная динамика «качества знаний» по дисциплине «Физическая культура»;

-возросшая активность детей-инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми.

 







Date: 2015-06-11; view: 2754; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию