Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В изучении ментальной репрезентации психологических терминов 1
Контент-анализ графических текстов был предпринят в диссертационном исследовании О.И. Кильченко «Ментальная репрезентация психологических терминов». Цель данного исследования – описание феноменологии (содержания) ментальной репрезентации психологических терминов, эксплицирующейся в виде словарей вербальных (лексических) и невербальных (образно-графических) единиц, запрашиваемых субъектами для описания (отображения) явлений психики. В качестве участников выступили психологи и не психологи. Одной из гипотез исследования являлось предположение о существовании различий в содержании ментальной репрезентации психологических терминов у психологов и не психологов. Специфика графического текста определяется единством плана изображаемого и плана изображения, первый из которых может быть чрезвычайно субъективным (образное, символическое содержание рисунка). Поэтому представленные в психологической литературе контент-аналитические исследования рисунков имеют в своей основе разнообразные категориальные схемы, что обусловлено, во-первых, спецификой внетекстовой реальности, отображающейся в рисунках, во-вторых, – гипотезами и задачами исследования. Одни авторы ограничиваются анализом лишь содержательных компонентов визуального текста (например, Левченко Е.В., Бузакова С.В., 1989; Холодная М.А., 1983), другие рассматривают как содержательные, так графические (например, композиционные особенности, форма изображенных объектов и т.д.) особенности рисунка (Аксенова Ю.А., 2000; Батов В.И., 1997; Потемкина О.Ф., 1993; Фоломеева Т.В., Бартенева О.М., 2000; Херсонский А.Г., 2000). Вместе с тем эти схемы анализа в своем «чистом виде» не являются релевантными по отношению к выполняемому нами исследованию, имеющему целью изучение образной семантики психологических терминов (т.е. их визуальных значений), получение перечня (словаря) графических единиц, используемых в качестве средств описания психических феноменов. Мы попытались разработать собственную схему контент-анализа пиктографических изображений, взяв за основу классификацию образных структур, приведенную в исследовании М.А. Холодной (Холодная М.А., 1983, с. 78), а также схему анализа предметно-тематического состава рисунков, используемую в исследовании Ю.А. Аксеновой (Аксенова Ю.А., 2000, с. 72-76). В целом разработка категориальной схемы контент-анализа (определение типов пиктограмм) предваряла этап анализа пиктографической продукции, однако окончательно эта схема оформилась уже на этапе обработки эмпирических данных (категории и подкатегории анализа получили дальнейшую содержательную развертку и детализацию). Таким образом, в контексте нашего исследования контент-анализ является методом: а) дедуктивно-индуктивным и б) вспомогательным (поскольку применяется на этапе обработки рисунков, полученных посредством использования метода пиктограмм). Предмет исследования: содержание образной ментальной репрезентации психологических терминов (т.е. их наглядно-образной семантики), эксплицирующейся в виде словарей невербальных (образно-графических) единиц. Участники исследования: лица, обладающие профессиональными психологическими знаниями (психологи) и лица, такими знаниями не обладающие (не психологи). Метод исследования: метод пиктограмм (в модификации Е.В. Левченко, С.В. Бузаковой, 1989). Инструкция: «Зарисуйте, пожалуйста, образ, возникающий в ответ на каждое из предъявленных слов. Ваше умение или неумение рисовать не имеет значения. Рисунки могут быть любого характера. Пояснять свои рисунки словами не требуется». Список психологических терминов-стимулов: психика, сознание, деятельность, общение, личность, темперамент, характер, способности, направленность, ощущение, восприятие, представление, мышление, память, внимание, речь, воображение, эмоции, чувства, воля.
Категориальная схема анализа пиктограмм, полученных при предъявлении психологических терминов
А – пиктограммы, содержание которых представлено предметно-ориентированными образами А1 – Человек (фигура, лицо, отдельные части тела, внутренние органы, условное изображение человека) А2– Растения (деревья, кусты, трава, цветы, грибы) А3 – Животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, звери, птицы) А4 – Космос – объекты космического масштаба (глобус, космическое пространство, Солнце, луна, звезды, планеты, Земной шар, орбиты планет) А5– Земля – объекты в масштабе Земли (небо, облака, тучи, радуга, снег, дождь, почва, острова, горы, вода, огонь, время суток) А6 – Быт – предметы из ближайшего окружения человека (дома, транспортные средства, мебель, посуда, оружие, картины, книги, письменные и рисовальные принадлежности, одежда, бытовая техника, еда, игрушки) А7 – Ситуации, связанные с взаимодействием людей (ситуации общения, совместной деятельности) А8 – Действия (физические, интеллектуальные) и движения человека А9 – Символы (общепринятые), характеризующиеся подключением формализованного социального опыта (пронзенное стрелой сердце и др.), а также исторические символы (исторические объекты, личности) А10 – Сверхъестественное (Бог, ангелы, черти, метафорически изображенные внутренние органы человека)
Б – пиктограммы, содержание которых представлено образами-схемами Б1 – круг Б2 – квадрат Б3 – треугольник Б4– прямоугольник Б5 – параллелограмм Б6 – трапеция Б7– спираль Б8– пирамида Б9 – цилиндр Б10 – параллелепипед Б11 – шар Б12–горизонтальная линия Б13 – вертикальная линия Б14 – наклонная линия Б15– волнистая линия Б16 – вектор Б17– точка В – пиктограммы, содержание которых репрезентировано условными знаками В1– буквенные символы В2– вопросительный знак В3 – восклицательный знак В4 – многоточие В5 – числовые символы + элементы алгебраической символики Д – промежуточный тип изображений Д1 – предметно-ориентированные образы + образы-схемы Д2– предметно-ориентированные образы + условные знаки Д3 – образы-схемы + условные знаки Д4 – предметно-ориентированные образы + образы-схемы + условные знаки Кодировочная инструкция Выборка: пиктографические изображения (графические тексты), полученные при предъявлении двадцати психологических терминов. Качественные категории: типы образных структур, выделенные по степени обобщенности образного «продукта». А – Пиктограммы, содержание которых представлено предметно-ориентированными образами (конкретно-предметный образ – воспроизведение объекта в виде самостоятельного образа; конкретно-символический образ – обобщенная, опосредованная фиксация на примере предметного образа какого-либо аспекта объекта): А1 – Человек А2– Растения А3 – Животные А4– Космос А5 – Земля А6 – Быт А7 – Ситуации А8– Действия и движения человека А9 – Символы А10– Сверхъестественное
Б – Пиктограммы, представляющие собой образы-схемы (передача содержания визуализированного значения за счет комбинаций высокообобщенных элементов: геометрических форм, векторов, точек, линий и др.): Б1 – круг Б2 – квадрат Б3 – треугольник Б4– прямоугольник Б5 –параллелограмм Б6 – трапеция Б7– спираль Б8– пирамида Б9 – цилиндр Б10 – параллелепипед Б11 – шар Б12–горизонтальная линия Б13 – вертикальная линия Б14 – наклонная линия Б15– волнистая линия Б16 – вектор Б17– точка
В – Пиктограммы, содержание которых репрезентировано условными знаками (максимально обобщенные свернутые образы, представленные в виде знаковых символов, элементов алгебраической символики): В1– буквенные символы В2– вопросительный знак В3 – восклицательный знак В4 – многоточие В5 – числовые символы + элементы алгебраической символики
Д – Промежуточный тип изображений, представляющий собой сочетание в пределах одной пиктограммы элементов, относящихся к различным типам: Д1 – предметно-ориентированные образы + образы-схемы Д2– предметно-ориентированные образы + условные знаки Д3 – образы-схемы + условные знаки Д4 – предметно-ориентированные образы + образы-схемы + условные знаки
Единицы контекста: серия пиктографических изображений (в количестве 20), полученных от одного испытуемого, рассматриваемая как единое «сочинение». Упоминание: элемент(ы) содержания рисунка, графически репрезентирующий(ие) тот или иной образ. Частота упоминания: сегментарная, тематическая (так, если в совокупности пиктограмм, приведенных испытуемым, подкатегория 1а – «человек» встречается несколько раз, то следует зарегистрировать только одно упоминание данной подкатегории в приведенной серии рисунков). Объем материала: 3200 пиктографических изображений.
Принципы организации и анализа полученных данных: -составление матрицы первичных данных (частотной матрицы), в клетках которой посредством знаков «+» и «-» указывается на наличие или отсутствие какого-либо элемента анализа в пиктографической продукции каждого отдельного испытуемого; -сведение в единый список графических единиц, полученных от всех испытуемых (психологов и не психологов) (с указанием процентной доли) – составление исходного словаря графических единиц, используемых всеми испытуемыми; -составление списков единиц, используемых отдельно психологами и не психологами (с указанием процентной доли) – составление актуальных словарей графических единиц, востребуемых психологами и не психологами из исходного словаря; -анализ различий между выборками психологов и не психологов в частоте использования разных типов пиктограмм и различных графических единиц – с применением критерия φ* – угловое преобразование Фишера. Ниже представлены возможные варианты оформления таблиц вторичных данных и интерпретации полученных результатов.
Таблица 13. Частота встречаемости различных типов пиктограмм в группах психологов и не психологов (в %)
Примечание: в таблице не представлены значения φ*. Как видно из таблицы, наиболее частотными типами пиктограмм, используемых испытуемыми каждой выборки, являются пиктограммы, содержание которых репрезентируется предметно-ориентированными образами. На втором месте по частоте встречаемости находятся рисунки, содержательно представленные образами-схемами. Третью позицию в совокупности пиктограмм, приведенных испытуемыми обеих выборок, занимает промежуточный тип пиктограмм, представляющих собой сочетание предметно-ориентированных образов и образов-схем. Процентные данные, приведенные в столбцах, не составляют в сумме 100%, т.к. при визуализации значений психологических терминов испытуемые использовали одновременно пиктограммы нескольких типов. Сопоставление выборок по частоте встречаемости различных типов пиктограмм с применением критерия φ* – угловое преобразование Фишера показывает наличие следующего значимого различия – частота встречаемости промежуточного типа пиктограмм, представляющего собой сочетание образов-схем и условных знаков, в выборке психологов значимо превышает частоту встречаемости этого же типа пиктограмм в рисуночной продукции не психологов (φ=1,91; p≤0,05); таким образом, психологи значимо чаще используют при визуализации индивидуальных значений психологических терминов (и, соответственно, субъективных представлений о психике) тип пиктограмм, не обнаруживающий прямой предметной соотнесенности (т.е. лишенный конкретного вещно-оформленного содержания). Таблица 14. Частота встречаемости образов-схем в пиктограммах психологов и не психологов (в %)
Примечание: в таблице не представлены значения φ*. В соответствии с данными, представленными в таблице, в диапазон наиболее востребуемых (на уровне 50% испытуемых и выше) графических единиц, используемых психологами и не психологами, входят: круг, треугольник, прямоугольник, параллелограмм, горизонтальная, вертикальная, наклонная, волнистая линии, вектор, точка, при этом изображения круга и волнистой линии встречаются в пиктограммах каждого из испытуемых. Обнаруженные различия в частоте использования испытуемыми сравниваемых выборок различных образов-схем свидетельствуют о следующем: -психологи чаще, чем не психологи, включают в пиктограммы изображения трапеции (φ=2,34; p≤0,01) и спирали (φ=2,00; p≤0,05); -не психологи чаще, чем психологи, используют изображение круга (φ=-2,28; p≤0,01); таким образом, психологи в большей степени наделяют отображаемую психическую реальность такими свойствами, как движение, развитие и непостоянство; в свою очередь, не психологи склонны акцентировать целостность и пространственную ограниченность этой реальности.
Список использованных источников Аксенова, Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю.А. Аксенова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 397 с. Батов, В.И. Психологический анализ детского рисунка на тему Чернобыльской трагедии / В.И. Батов // Вопр. психол. – 1997. – № 1. – С. 26 – 33. Кильченко, О.И. Ментальная репрезентация психологических терминов: дис. … канд. психол. наук / О.И. Кильченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – 240 с. Левченко, Е.В., Бузакова, С.В. Восприятие психологических понятий / Е.В. Левченко, С.В. Бузакова // Человек: перспективы исследования: Тез. докл. – Пермь, 1989. – С. Потемкина, О.Ф. Методы диагностики образного и вербального развития / О.Ф. Потемкина // Методы психологической диагностики. Вып. 1. – М., 1993. – С. Фоломеева, Т.В., Бартенева, О.М. Опыт применения проективной методики «Психологический рисунок» в исследовании восприятия социальных объектов / Т.В. Фоломеева, О.М. Бартенева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2000. – № 2. – С. 27 – 39. Херсонский, Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике / Б.Г. Херсонский – СПб.: 2000 – с. Холодная, М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. – Томск: 1983 – с. Date: 2015-07-02; view: 396; Нарушение авторских прав |