Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Эволюционное введение в психологию





Возникновение и развитие психики в филогенезе

Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Порождение психики в деятельности субъекта и ее функции в ней (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). Анализ ситуаций, где психика не нужна и где она необходима. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Понятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности, биологического смысла. Психика как ориентировочная «часть» (функция) деятельности субъекта. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук).

Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Роль психики в эволюции животного мира (А.Н.Северцов). Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).

Возникновение, историческое развитие и структура сознания.

Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Социокультурная обусловленность потребностей и мотивов человека. Понятие «производство потребностей». Цели и мотивы человеческой деятельности: различия и возможные соотношения. Целенаправленное человеческое действие как «биологически бессмысленный» акт, имеющий социальный (разумный) смысл. Сдвиг мотива на цель. Проблема осознания мотива и превращение его в мотив-цель. Особенности человеческих операций и их роль в процессе присвоения человеком общественно-исторического опыта человечества. Психика человека и сознание человека: соотношение между ними. Неосознаваемые процессы в психике человека.



Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Биологические предпосылки трудовой деятельности. Особенности общения у животных и у человека. Качественное отличие «средств» у животных и «орудий» у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизведения. Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка.

Проблема ведущей деятельности в школе А.Н.Леонтьева. Ее признаки. Общее представление о концепции периодизации психического развития в онтогенезе (Д.Б.Эльконин). Психологический и педагогический смысл данной периодизации. Виды ведущих деятельностей на разных этапах онтогенетического развития ребенка.

Психофизиологическая проблема

Постановка психофизической проблемы Р.Декартом. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела (Р.Декарт). Психофизический (психофизиологический) параллелизм, его психологический смысл (на примере гештальтпсихологии).

Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы (И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия). Психофизиологические функции как необходимая составляющая структуры деятельности (А,Н.Леонтьев). Проблема мозговой локализации психических функций. Краткая история решения этой проблемы в физиологии и нейропсихологии. Узкий локализационизм и антилокализационизм, их критика в работах А.Р.Лурии. Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (А.Р.Лурия). Конкретные примеры использования данной концепции при изучении и коррекции распада высших психический функций.

Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Критика Бернштейном классической физиологии. Понятия «рефлекторного кольца», двигательной задачи, сенсорных коррекций, «степеней свободы» движений, «модели потребного будущего». Схема рефлекторного кольца и его основные составляющие (блоки). Проблема целевой детерминации в концепции Н.А.Бернштейна.

Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Конкретные примеры. Исследование П.Я.Гальперина и Т.О.Гиневской как психологическая иллюстрация к физиологической концепции Н.А.Бернштейна. Значение идей Н.А.Бернштейна для психологии.

 








Date: 2015-06-11; view: 677; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию