Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание и интерпретация результатов эмпирического исследования





 

Исследование уверенности в себе сотрудников показала следующее (см. приложения 1, табл. 1).

На рисунке 1 представлены графические результаты по тесту уверенности/неуверенности в себе.

 

Рис. 1. Результаты исследования уверенности/неуверенности в себе

 

Из представленных данных видно, что более чем для половины испытуемых (46,7%) характерен средний уровень уверенности в себе. Низкий уровень уверенности, а точнее неуверенность в себе показали 5 испытуемых (16,7%). Для 36,6% испытуемых характерен высокий уровень уверенности в себе. самореализация личность психологический уверенность

Следовательно, можно сделать вывод, что испытуемые по уровню уверенности в себе разделились на три группы. Для того, чтобы доказать, что разница в результатах уверенности в себе между данными группами испытуемых достоверны, была проведена обработка с использованием U-критерия Манна-Уитни. Обработка проводилась при помощи программы «SSPS for Windows» и результаты приведены в приложении 1.

При сравнении результатов групп с высоким и средним уровнями уверенности была получена Uэмп = 0. Критические значения:

 

Uкр (p≤0.01) = 34

Uкр (p≤0.05) = 46 (рис. 2).

 

Рис. 2. Ось значимости между результатами групп с высоким и средним уровнями уверенности в себе

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости. Следовательно, группа с высоким уровнем уверенности отличается от группы со средним уровнем уверенности и полученные результаты можно считать значимыми и достоверными.

Расчет критерия между результатами группы с высоким уровнем и низким уровнем уверенности в себе показал, что Uэмп = 0. Критические значения:


 

Uкр (p≤0.01) = 7

Uкр (p≤0.05) = 12 (рис. 3).

 

Рис. 3. Ось значимости между результатами групп с высоким и низким уровнями уверенности в себе

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости. Следовательно, группа с высоким уровнем уверенности отличается от группы с низким уровнем уверенности и полученные результаты можно считать значимыми и достоверными.

Расчет критерия между результатами группы со средним уровнем и низким уровнем уверенности в себе показал, что Uэмп = 0. Критические значения:

 

Uкр (p≤0.01) = 10

Uкр (p≤0.05) = 16 (рис. 4).

 

Рис. 4. Ось значимости между результатами групп со средним и низким уровнями уверенности в себе

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости. Следовательно, группа со средним уровнем уверенности отличается от группы с низким уровнем уверенности и полученные результаты можно считать значимыми и достоверными.

Таким образом, расчет при помощи U-критерия Манна-Уитни показал, что в процессе исследования уверенности в себе испытуемые разделились на три группы: с высоким, средним и низким уровнями. Различия между ними являются значимыми и достоверными.

Рассмотрим результаты по каждой шкале.

На рисунке 5 представлены результаты по шкале «ориентация во времени».

 

Рис. 5. Результаты диагностики по шкале «ориентация во времени»

 

Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Результаты по шкале «ориентация во времени» свидетельствуют о больших различиях между испытуемыми различных групп. Низкие значения, зафиксированные в первой группе (низкий уровень уверенности в себе), соответствуют людям, невротически погруженным в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе. Высокие значения шкалы, отмеченные у испытуемых третьей группы (высокий уровень уверенности в себе) характерны для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.

Результаты по шкале «ценности».

 

Рис. 6. Результаты диагностики по шкале «ценности»

 

Высокий балл по этой шкале, полученный испытуемыми третьей группы, свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых Абрахам Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. Низкие результаты по данной шкале зафиксированы у испытуемых первой группы с низким уровнем уверенности в себе.


Рассмотрим результаты по шкале «взгляд на природу человека» (рис. 7)

Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка), который зафиксирован у испытуемых третьей группы (с высоким уровнем уверенности в себе) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей.

Рис. 7. Результаты диагностики по шкале «взгляд на природу человека»

 

Высокий показатель испытуемых третьей группы может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

На рисунке 8 приведены результаты по шкале «потребность в познании».

 

Рис. 8. Результаты диагностики по шкале «потребность в познании»

 

Высокая потребность в познании, отмеченная у испытуемых третьей группы, характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это. На рисунке 9 представлены результаты по шкале «потребность в познании».

 

Рис. 9. Результаты диагностики по шкале «креативность»

 

На рисунке 10 приведены результаты по шкале «автономность».

 

Рис. 10. Результаты диагностики по шкале «автономность»

Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. Таким образом, высокий показатель стремления к творчеству отмечен у испытуемых третьей группы и очень низкий – у испытуемых первой группы с низким уровнем уверенности в себе.

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф. Перлза, направляемость изнутри у Д. Рисмена, зрелость у К. Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от». Таким образом, высокий уровень автономности зафиксирован у испытуемых третьей группы с высоким уровнем уверенности и низкий уровень автономности – у испытуемых первой группы.

На рисунке 11 представлены результаты диагностики по шкале «спонтанность».

 

Рис. 11. Результаты диагностики по шкале «спонтанность»

 

Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности, отмеченный у испытуемых третьей группы, свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.


На рисунке 12 приведены результаты по шкале «самопонимание».

 

Рис. 12. Результаты диагностики по шкале «самопонимание»

 

Высокий показатель по этой шкале, отмеченный у испытуемых третьей группы, свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания, зафиксированный у испытуемых первой группы, свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д. Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

На рисунке 13 представлены результаты диагностики по шкале «аутосимпатии».

 

Рис. 13. Результаты диагностики по шкале «аутосимпатии»

 

Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели, отмеченные у испытуемых первой группы, имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

На рисунке 14 представлены результаты диагностики по шкале «контактности».

Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

Рис. 14. Результаты диагностики по шкале «контактность»

 

Таким образом, высокие показатели контактности зафиксированы у испытуемых третьей группы и низкий – у испытуемых первой группы.

Результаты диагностики по шкале «гибкость в общении» приведены на рисунке 15.

 

Рис. 15. Результаты диагностики по шкале «гибкость в общении»

 

Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели, зафиксированные у испытуемых третьей группы, свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением.


Низкие показатели, отмеченные у испытуемых первой группы, характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Для того, чтоб доказать выдвинутую гипотезу, была проведена математико-статистическая обработка результатов, полученных по тесту неуверенности в себе и диагностики самоактуализации личности при помощи коэффициента корреляции Спирмена в программе «SPSS for Windows». Расчеты представлены в приложении 2.

В таблице 1 представлены коэффициенты корреляции между уверенностью в себе и самореализацией сотрудников Компания ЗАО «ЭР-Телеком» Холдинга.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между уверенностью в себе и самореализацией сотрудников Компания ЗАО «ЭР-Телеком» Холдинга

Шкалы Уверенность в себе Уровень значимости Принимаемая гипотеза
Ориентация во времени -0,778 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Ценности -0,892 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Взгляд на природу человека -0,759 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Потребность в познании -0,742 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Креативность -0,855 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Автономность -0,818 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Спонтанность -0,887 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Самопонимание -0,869 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Аутосимпатия -0,857 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Контактность -0,849 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима
Гибкость в общении -0,824 0,01 Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима

 

Коэффициент Спирмена при сравнении показателей уровня уверенности в себе и шкалами самореализации равен от -0,742 до -0,869 при критических значениях 0,36 (р0,05) и 0,47 (р0,01). Так как полученный коэффициент больше критических значений, принимается гипотеза о том, что самореализация личности зависит от уровня уверенности в себе.

Результаты исследования самореализации личности на основе «Диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина)» представлены в таблице 2.

Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутые гипотезы о том, что:

1. Существует тесная связь между уверенностью в себе и самореализацией личности.

2. Уверенностью в себе является основой самореализации личности: чем выше уровень уверенности, тем выше самореализация личности.







Date: 2015-07-01; view: 12792; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию