Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема самореализации в психологии





 

Анализ литературных источников показал, что изначально проблема самореализации личности являлась междисциплинарной, имеющей философские корни. Понятие самореализации (чаще самоактуализации) используется в работах зарубежных психологов гуманистического направления. К. Роджерс отстаивает тезис о положительной природе человека и возможности его самоактуализации [17, С. 213]. По мнению Э. Фромма, самореализация имеет социально детерминированный характер, присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. А. Маслоу отмечает, что человек обладает врожденными потребностями, способностями. Некоторые из них индивидуально уникальны. А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. В зарубежных психологических теориях самореализация (самоактуализация) понимается как врожденное свойство человека.

В отечественной психолого-педагогической литературе встречаются упоминания термина «самореализация», базирующегося на философских подходах, в статьях Б.Д. Парыгина, посвященных научно-техническому прогрессу и самореализации личности, а также в работах других авторов. Представление о самореализации как реализации человеком своего потенциала хотя непосредственно не рассматривалось, но подспудно существовало в психологической литературе достаточно давно.

Таким образом, исторически обусловлено рассмотрение понятия самореализации как врождённого свойства человека, способствующего реализации его потенциала. В рамках социальной обусловленности проблема самореализации становится все более актуальной благодаря возрастающей потребности человека в реализации себя и росту психологических барьеров на этом пути.

Самоактуализация и самореализация – это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации [17, с. 82].

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, необходимо помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с:



-обретением подростком понятийного уровня мышления;

-наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения;

-накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем;

-наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере.

В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы [4, с. 127].

Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) – это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) – имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus – поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, внутреннюю работу личности. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность [3, с. 19].

Во многих психологических теориях особое место уделяется раскрытию форм проявления самости человека: самопознание, самопонимание, саморегуляция, самоосуществление, самоутверждение, самоопределение, самоидентификация, самовоспитание, самооценка, самоактуализация, самореализация. Все эти явления появляются в личностном пространстве не одновременно, а строго последовательно и подчиняются возрастным законам развития.

По всей видимости, изучая самореализацию, мы должны принять во внимание два ключевых понятия – «развитие» и «формирование». Это предполагает поиск и формирование того, что подготавливает личность к будущей самореализации в ходе естественного процесса ее развития. Проблему самореализации личности необходимо рассматривать с позиции возрастного подхода.



Рассматривая путь личности к самореализации, необходимо проследить те новые потребности и потенциальные возможности возраста, которые сами реализуются в различных видах деятельности и тем самым подготавливают личностный потенциал для перехода к другому возрастному периоду и для возникновения следующих потребностей и их реализации.

Особое место в развитии личности, становления субъектности занимает подростковый возраст, для которого актуальными являются процессы самоутверждения и самовыражения. Здесь особо следует отметить важное значение поиска новых форм социально значимой деятельности, которая создала бы условия для самоутверждения подростков. Юношеский возраст – это период самоопределения и саморазвития. Главные новообразования – это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности.

Следует отметить, что в любом возрасте самое опасное и губительное для будущей самореализации ребенка – когда взрослые не хотят замечать тенденцию к самостоятельности и творчеству, сдерживая проявления взрослости, предпочитая привычные, зачастую авторитарные методы воспитания.






Date: 2015-07-01; view: 199; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию