Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии





Информация - это некоторая объективно заданная знаковая система, то знание - отражение челове­ком той реальности, о которой эта информация что-то сообщает, субъективный смысл для него данного сообщения. Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту нужно совершить в своем сознании двойной переход - от знака (информации) к мысли, а от нее к действию и поступку. Только в этом случае информация становится осмысленным знанием. Чтобы получить статус профессионального знания, информация с самого начала должна усваиваться студентом в контексте его собственного прак­тического действия и поступка приближенного к предметно-технологическим и социокультурным си­туациям предстоящей профессиональной деятельности. Эти учебные ситуации должны быть проблем­ными. Контекст - это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, ко­торая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам., внутренним контекстом являются ин­дивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним - предметные, социо-культурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действу-ет. Понимание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов будущей профес­сиональной деятельности студента на процесс и результаты его учебной деятельности стало одним из оснований разработки теории и технологий контекстного обучения (А.А.Вербицкий), другим - теорети­ческое обобщение многообразного опыта использования форм и методов так называемого активного обучения, и главным - деятельностная теория учения, развития в отечественной психологии. Цель сту­дента состоит не в усвоении ЗУН,а в овладении целостной профессиональной деятельностью специа­листа. Общая психологическая структура деятельности (учебной, профессиональной или любой другой) схема. (1). Знания составляют ориентировочную основу деятельности, представленную в каждом блоке ее структуры, все звенья деятельности взаимосвязаны; изменение, скажем цели приведет к определен­ным изменениям и во всех других звеньях, к системному эффекту. Это позволяет преподавателю по­средством прямых или косвенных воздействий на эти блоки, создания соответствующих психолого-педагогических условий помогать обучающемуся в овладении целостной профессиональной деятельно­стью, трансформации уч в проф деятельн, сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступ­ков), средств, предмета и результатов, последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст). Содержание контекстного обучения отбирается в двух логиках: 1) логике учебного предмета в 2) логике будущей профессиональ­ной деятельности, представленной в виде дифференциальной модели специалиста (менеджер, эксплуа­тационник, технолог, конструктор и т.п.), в которой дано описание системы его основных профессио­нальных функций, проблем и задач. Это напоминает его познавательную деятельность личностным смыслом, создает возможности для собственных целеобразования и целеосуществления. В КО теорети­ческое знание становится для студента осмысленным, превращаясь из "культурных консервов", при­годных лишь для сдачи экзаменов, в основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется "здесь и теперь" Тем самым студент действует в целостном пространственно-временном контексте "прошлое-настоящее-будущее". Он понимает, что было ("ставшие" образцы теории и практи­ки), что есть (выполняемая им познавательная деятельность) и что будет (моделируемые ситуации про­фессиональной деятельности). Все это мотивирует его учебную деятельность. Основной единицей со­держания - проблемная ситуация позволяет превратить статичное содержание образования в динамич­ное, студент развивается и как специалист, и как член общества.. Предметное содержание деятельности - система учебных проблемных ситуаций постепенно приближающихся к профессиональным, задан­ным в модели деятельности специалиста. Социальное содержание "втягивается" в учебный процесс че­рез формы совместной деятельности студентов, предполагающие учет личностных особенностей каж­дого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профес­сионального коллектива, общества. Педагогические технологии КО обеспечивают личностное включе­ние студента в освоение профессиональной деятельности и обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста.


18. Психологический тренинг: цели, технологии проведения.

История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно свя­зана с именем К. Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, К. Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обу­чения, и основными задачами групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основ­ным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней суще­ствуют те же, что и в жизни проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная лабо­ратория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимен­та. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

Занятие в группе предполагает психологическую безо­пасность. Чем ближе задачи тренинговой группы к реше­нию вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменя­ются неавторитарными, тем больше Т-группа (особенно ее сензитивный тип) приближается к группе встреч. И все же между Т-группой и группой встреч существует разница. Прежде всего Т-группа учит, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообуче­ния, они в большей мере полагаются на руководителя. Та­ким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руко­водителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя от­дельные этапы: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование. Конечная цель тренинговой группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Хороший руководитель — тот, кто верит в групповую мудрость и способность участников самостоятельно выбраться из трудных ситуаций, которые они сами себе создают. Роль руководителя состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом неза­метно устраниться от директивного руководства. Общая ошибка всех руководителей тренинговых групп заключает­ся в стремлении активно включиться в групповой процесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В действитель­ности такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности. Однако устраниться от руководства — не значит утратить контроль над ситуаци­ей. Опытный руководитель, избегая очевидного руковод­ства группой, всегда тем не менее остается центральной фигурой, тонко, ненавязчиво направляя процесс в нужное русло.

В тех случаях, когда работа в тренинговой группе огра­ничена во времени, меняется и роль наставника. Руководи­тель такой краткосрочной группы должен быть более акти­вен, чаще вступать в конфронтацию с участниками, обес­печивая обратную связь. Группа с укороченным сроком действия чаще всего бывает структурированной: руководи­тель задает тон занятия, дает конкретные задания, форми­рует ситуации, а группа вырабатывает свой вариант реше­ния. Запланированность действий хорошо зарекомендовала себя при решении различного рода конфликтных ситуаций.


Противоположностью структурированной группе может служить так называемая Тэвистокская группа. Она была пред­ложена У. Байеном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокской клиники и Тэвистокского института чело­веческих отношений в Лондоне, где У. Байен занимался ис­следованием так называемых малых учебных групп.

Основное внимание в этих группах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждой лич­ности. В Тэвистокской группе в качестве допущения прини­мается, что высказывания Одного участника, его поведе­ние, отраженное в групповом зеркале, разделяется другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязан­ная система, в которой целое оказывается чем-то боль­шим, нежели сумма его частей. Руководителю в такой груп­пе отводится пассивная роль, в то время как члены груп­пы исследуют особенности собственного поведения — руководитель группы остается в тени.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основ­ные цели: 1. Самосовершенствование личности. 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического выздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более воспри­имчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, по­могают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укре­пить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на:

n группы развития коммуникативных на­выков и умений (подготовка руководителей, деловых лю­дей);

n группы межличностных отношений (проблемысемьи, брака);

n группы сензитивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование линности).

Родоначальники Т-групп в основе своего (как они счи­тали) обучающего метода выделили следующие позитив­ные начала: применение психологических знаний в практи­ческой жизни, ориентация на демократические (в противо­вес авторитарным) методы обучения, способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и вза­имопомощи, готовность вникнуть в проблему другого чле­на группы.

Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обу­чения правильному поведению в различных ситуациях меж­личностного общения. В них обсуждаются проблемы, с ко­торыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основная задача, которую решают Т-группы, — обуче­ние деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации совместной деятельности.

Иногда Т-группы применяются для изменения инди­видуальной психологии клиентов. Особое значение при­дается непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Конкретные цели этой группы, направленность ее дея­тельности в основном определяются самими участниками групп.

В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересо­ванное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людь­ми. Особая роль отводится сотрудничеству и этому специ­ально обучают участников таких групп. Работа Т-групп на­правлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участни­ков смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними до­верительных отношений. Развитие процессов в Т-группах идет поэтапно.

 







Date: 2015-07-01; view: 551; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию