Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие общения и речи на первом году жизни





 

Возраст в месяцах Развитие коммуникации со взрослым на первом году жизни Голосовые реакции
  Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общении Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и уд­линенным выдохом
  Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослым Крик интонационно вы­разительный; начальное гуление (гукание)
  Активное бодрствование; комплекс оживле­ния при общении Крик с отчетливыми ин­тонациями; певучее гуле­ние
  Ориентировочная реакция на общение пе­ред комплексом оживления Певучее гуление и смех
  Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха Певучее гуление с цепоч­ками звуков, смех, хны­канье
  Четкая ориентировочная реакция; при виде матери беспокоится или оживляется; рассматривает окружающие предметы и людей Короткие лепетные звуки
  Внимательно рассматривает взрослых, пре­жде чем вступить в контакт; реакция стра­ха сменяется познавательным интересом; дифференцирует «своих» и «чужих» Активный лепет
  Игровой контакт со взрослыми; лепет и жест как средство коммуникации; четко дифференцирует «своих» и «чужих» Активный интонационно-выразительный лепет
  Игровой контакт со взрослыми; различные эмоциональные реакции при контакте с матерью В лепете разнообразные звуковые сочетания; интонационно-мелоди­ческая имитация фразы
  Реакция неудовольствия на различные си­туации; голосом сигнализирует о биологи­ческих нуждах; игровой контакт со взрос­лым; подражает жестам Подражание звукам и слогам; разнообразие зву­ковых сочетаний; лепет
  Реакция торможения при слове «нельзя»; выполняет некоторые просьбы; избиратель­ное отношение к окружающему; понимает названия отдельных предметов Подражает слогам и зву­кам; говорит лепетные слова «мама», «да-да», «тятя»
  Избирательное отношение к окружающим; общается со взрослыми при помощи звуко­сочетаний; подчиняется некоторым инст­рукциям; обращает внимание на лицо го­ворящего Говорит пять-шесть ле-петных слов, выражена интонация просьбы; соот­несение лепетных звуков с лицами и предметами

 

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6—8 месяцев) — различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого че­тырехмесячный ребенок настораживается, внимательно всматрива­ется в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движе­ния, иногда у него возникает реакция страха. В 7—10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой кон­такт (игры в «ку-ку» и в «бросание игрушки»). В ситуациях обще­ния ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, пока­зывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его).

 

В наблюдениях Ж. Пиаже его восьмимесячная дочь Жаклин наблюдает, как ее мать плавно размахивает матерчатой оборкой. Когда это зрелище заканчивается, Жаклин, вместо того чтобы подражать увиденному движению (это она будет делать немного позже), начинает искать руку матери, кладет ее на оборку и подталкивает, чтобы заставить, мать повторить действие.

 

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчеза­ет. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрос­лым избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в со­трудничестве, соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия [174]. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт.

Становление предпосылок речи. Период от рождения до одного года — доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интони­рование, речевое подражание. Можно выделить развитие понима­ния чужой речи и развитие произносительной стороны речи.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция ново-рожденного — крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем oн вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекра­щение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывает-ся его мать.


В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования — гукание. От 4 до6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) — это истинное, или певучее, гуление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподража­ние, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6—7 месяцев появляется лепет — повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рам­ках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их появление «уроками звукоподражания». Взрослый, ласково, эмоционально-насыщенно обращаясь к ребенку, предлагает ему в качестве образца звуки, начиная с тех, которые уже имеются в спонтанном репертуаре младенца; при этом малыш должен видеть лицо, рот, движения губ.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, вос­произведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний.

Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь. Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-вырази­тельные и по смыслу равные предложению, понять значение которых можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Малыш произносит: «Дай! Дай!», и, учитывая его мимику, взгляд, направление ручек, мать «прочитывает» требование ребенка. Это может быть: «Хочу скорее получить мою любимую кружку с со­ком» или же «Возьми меня на ручки». Достижения в самостоя­тельном произношении к концу первого года — от 5—6 до 10—30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи — пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоциональцого состояния, то во втором полугодии складываются условия для си­туационного понимания обращенной к нему речи. В 9 месяцев ре­бенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхва­тывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы-инструкции) — первоначальная форма понимания речи. К концу года ребенок понимает и выполняет пять — десять обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».

На начальных этапах, чтобы слово было понято ребенком, стало для него обозначением предмета или действия, взрослые стараются создать условия наиболее ясного отнесения слова к предмету. Обычно это ситуация показа новой игрушки. Новизна привлекает ребенка. Необходимо назвать предмет отчетливо, выделить слово паузой, интонацией.

Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребе­нок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении — суть кризиса конца первого года жизни ребенка.







Date: 2015-07-01; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию