Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Элъконина





 

Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ре­бенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей[145]. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» (а никак не «ре­бенок и общество»), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». «Общест­венный взрослый» выступает носителем «общественно выработан­ных способов действия» с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосаб­ливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект дея­тельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования.

Развернутая периодизация психического раз­вития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькони-ным и представлена в статье «К проблеме периодизации психиче­ского развития в детском возрасте» (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значени­ем на общей кривой детского развития»[146]. Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и ха­рактер деятельности в них. С жизнью ребёнка в определенной соци­альной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного воз­раста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов[147]. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Веду­щая деятельность проходит длительный путь становления, разви­тия (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая за­нимает, у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

— в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее диф­ференцируются другие, новые тины деятельности (так, в игре и дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

— в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы ак­тивного воображения ребенка);

— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный пе­риод развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваи­вает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сто­рону формирования личности).

Эльконин представил последовательность психологических воз­растов в детстве следующим образом:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

— кризис одного года;

— ранний возраст (1-3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3—7 лет) — ролевая игра;

— кризис семи лет;

— младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятель­ность;

— кризис 11 —12 лет;

— подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное об­щение со сверстниками;

— кризис 15 лет.

Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей дея­тельности другой (когда, например, игровая деятельность дошколь­ного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кри -зис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений 3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередо-вании в онтогенезе двух типов деятельности.

Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирова-ния предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов[148]. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах пред-метов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмо-ции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании про-извольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о про-хождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развер-нутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности[149]. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие.


Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, но и составляет основное содержание функционального развития психики.

В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: - в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно -мотивационная сторона некоторой деятельно-сти; складывается ориентация ребенка в системе отношений, моти-вов, смыслов человеческих действий;

— в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятель-ности[150].

Таблица 15







Date: 2015-07-01; view: 479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию