Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Элъконина
Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей[145]. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» (а никак не «ребенок и общество»), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». «Общественный взрослый» выступает носителем «общественно выработанных способов действия» с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькони-ным и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития»[146]. Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования. Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребёнка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов[147]. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает, у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития: — в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые тины деятельности (так, в игре и дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения); — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка); — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности). Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом: — кризис новорожденности; — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым; — кризис одного года; — ранний возраст (1-3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность; — кризис трех лет; — дошкольный возраст (3—7 лет) — ролевая игра; — кризис семи лет; — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность; — кризис 11 —12 лет; — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками; — кризис 15 лет. Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кри -зис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений 3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередо-вании в онтогенезе двух типов деятельности. Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирова-ния предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов[148]. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах пред-метов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмо-ции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании про-извольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о про-хождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развер-нутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности[149]. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие. Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, но и составляет основное содержание функционального развития психики. В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: - в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно -мотивационная сторона некоторой деятельно-сти; складывается ориентация ребенка в системе отношений, моти-вов, смыслов человеческих действий; — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятель-ности[150]. Таблица 15 Date: 2015-07-01; view: 479; Нарушение авторских прав |