Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других. В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина[151]. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность», одно-временно схватывающее две стороны развития — его объект и ис-точник. В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет co-бой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии: I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером чело-века становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общест-венных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство бще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как со-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов»[152]. В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития[153]. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия[154]. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов. Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования»[155]. Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития[156] Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодиза-ционному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий [157] Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Раскройте идею Л.С. Выготского об «исторически детском». 2. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина об историческом происхожде-нии и природе детства. 3. Какие исторические тенденции в развитии феномена детства вы можете обозначить? 4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека? 5. Определите понятие «психологический возраст». 6. Какие принципы, по мнению Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития? 7. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст? 8. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным? 9. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека. Дополнительная литература: Абульханова-Славская К.А., Березина Т.А. Время личности и время жизни. СПб., 2001. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М., 1981. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000. № 1. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976. Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в, онтогенезе. М., 2000. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. Life-span developmental psychology research and theory. Ed. by Goublet L.R., Bakes P.B. N.Y., 1970. Santrock J.W. Life-span development. Madison (Wis.); Dubuque (Iowa): Brown & Benchmark, 1995.
Date: 2015-07-01; view: 633; Нарушение авторских прав |