Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка педагогов в области гражданского образования⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
«Демократическое устройство общества весьма несовершенно, но это лучшее из того, что у нас есть...» у черчиль Поступок следует за мыслью, но горе нам, если он ее обгоняет. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Вступая в новое тысячелетие, мы наблюдаем очередной быстро раскручивающийся виток социальных изменений во всех странах мира. Продолжающаяся научно-техническая революция запустила глобальный процесс становления информационного общества1. Растет миграция активной рабочей силы. Границы, которые еще недавно сдерживали ее, рушатся. Интенсивно перемешиваются культуры и языки. Возникающие при этом конфликты заставляют задумываться о средствах создания предсказуемой социальной обстановки, без чего невозможно решение неотложных глобальных экологических и экономических задач, встающих перед всеми странами взаимозависимого мира. Сегодня люди как никогда раньше озабочены поисками путей «устойчивого развития» для всего человечества2. В этих условиях все чаще обращают внимание на общеобразовательную школу как главный инструмент устойчивых и управляемых социальных изменений, созданный современным обществом за последние два века в ходе индустриальной революции. Именно в школе общество может целенаправленно готовить своих будущих членов для цивилизованного решения стратегических задач социального развития. 1 Информационное общество приходит на смену < индустриальному обще ству> подобно тому, как индустриальное в свое время сменило < аграрное обще ство> Главное различие - в интенсивности процессов. Для становления тради ционного аграрного общества потребовались тысячелетия (немало людей в мире и сегодня живут по его законам). Становление индустриального общества заняло всего несколько столетий (во многих странах процесс индустриализа ции продолжается). Информационное общество зарождается на наших глазах поразительными темпами и в глобальном масштабе. Подробнее о процессах информатизации образования и об их развертывании в России смотри [3]. 2 Вспомним резолюции, принятые руководителями всех стран на Всемирных экологических саммитах в Рио де Жанейро, Токио, Берлине. Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ Гражданское образование сегодня Гражданское образование, подготовка к жизни в современном обществе, изучение общественного устройства (обществоведение) традиционно рассматриваются как непременная часть общего образования. Тем не менее связанные с этим вопросы попеременно то оказываются в центре внимания общества, то отодвигаются на периферию. В 90-х годах XIX века революционер-экстремист, а затем крупнейший политолог своего времени Л.А.Тихомиров писал: «Под влиянием разочарований революционного века в Европе и Америке сильно распространяется отрицательное отношение к политике. Были времена, когда лучшие люди считали политическое искусство всесильным и были вполне уверены в возможности организовывать рассчитанным искусством сильные и счастливые государства. В передовых странах Запада эта вера ныне исчезла до такой степени, что лучшие люди с идеалами и убеждениями все более устраняются теперь от политики, которая все более захватывается исключительно «профессиональными» политиками»1. Однако спустя всего несколько десятилетий в активную политику втягиваются миллионы. В России свершается революция, провозгласившая своей целью построение справедливого общественного устройства на основе достижений политической и экономической науки. Перед школой выдвигается задача «подготовки активных и сознательных строителей коммунистического общества». Российская общеобразовательная школа становится одним из основных общественных институтов, призванных «формировать нового человека». Попытка реализации коммунистической идеи не увенчалась успехом. Перед российской школой, которая 70 лет выстраивалась под выполнение определенного социального заказа, вновь встала задача переосмыслить содержание гражданского образования. Немедленно появились учебники и пособия, где коммунистическая идеология объявлена ошибочной, а рыночная экономика и государство, построенное на принципах представительской демократии, провозглашаются единственным достойным примером для всех времен и народов. Для давно привыкшего распознавать политическую трескотню и пропаганди- 1 Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. - М.: Трим, 1993- - с. 28. __7 стскую ложь российского обывателя это означает одно - мало что изменилось. Учебные материалы и методические статьи по основам демократии в современной России нередко пишут философы и обществоведы, которые еще недавно издавали труды по научному коммунизму, а стиль и скрытое содержание1 новых учебников и методических пособий по обществоведению во многом совпадают со стилем и скрытым содержанием учебников по научному коммунизму: - обучение преимущественно ориентируется на передачу фактической информации; - ценностные утверждения предлагаются в декларативной форме; -учебный процесс не ориентирован на получение школьниками опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества. По своей методической основе новые курсы гражданского образования очень схожи со старыми курсами по изучению государственного устройства и права. Главное отличие в том, что факты оцениваются по-иному: раньше учили, что справедлива диктатура пролетариата; теперь учат, что справедлива многопартийная система2. А качественное изменение воспитательной системы, ее переориентация на формирование сознательных носителей идей и практик современной демократии идет крайне медленно. Одна из проблем в том, что гражданское образование на практике часто отождествляют с подготовкой к функционированию в существующем обществе, ограничивая такую подготовку простой индоктринацией. Ученики узнают о законах и правилах поведения, принятых в современном обществе, слышат моральные наставления. Им повествуют о демократии, не требуя активного действия, решения постоянно возникающих проблем. Так выстраиваются привычные всем курсы обществоведения. Они включают в себя получение сведений об основных 1 Подробнее о скрытом содержании образования смотри ниже. 2 За недолгую, но бурную историю советской школы учителя и учащиеся нео днократно сталкивались с подобной ситуацией. Это хорошо описано в повес ти Э В Брагинского и Э А.Рязанова «Убийство в библиотеке», где Иван Грозный расправляется с автором школьного учебника, президентом <Академии школь ных наук», который дважды менял свою оценку роли опричнины в русской истории. 8______________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ политических процедурах, в которых может и должен участвовать член данного общества, а также знакомство с утверждениями о безусловном превосходстве общественного устройства своей страны. Методы изучения таких курсов берут свое начало в формальном религиозном образовании, имеют вековые традиции и опираются на хорошо известные штампы. С точки зрения этих методов, природа рассматриваемого общества не очень существенна. Именно поэтому даже в период холодной войны методические подходы к изучению обществоведения в СССР и США имели много общего. Занятным эпизодом иллюстрирует это обстоятельство ИДФрумин: «В качестве примера некритического формирования образа «отца-основателя» я привел известную историю о том, как маленький Володя Ульянов, будучи в деревне Кукушкино, разбил графин и, не желая обманывать, сознался в этом родителям. В ответ американские коллеги, смеясь, рассказали мне историю из американского учебника о том, как маленький Жора Вашингтон сломал вишневое дерево и, не желая обманывать, тоже повинился перед родителями»1. Не удивительно, что приобретаемые таким образом знания часто оказываются формальными, а молодые граждане не всегда в состоянии ответственно участвовать в решении сложнейших проблем современной развивающейся демократии. Педагоги давно осознали эту проблему. Джон Дьюи еще в начале века призывал превратить школы в «лаборатории демократии». Он предложил философию образования (эксперимента-лизм), которой педагоги восхищаются (но редко пользуются) и поныне. Посетив Россию в 2 0-е годы, Джон Дьюи оценил эксперименты советских педагогов как зримый прообраз школы будущего2. Работа Джона Дьюи о демократизации школы стала классикой педагогической философии3, однако в течение десятилетий мало что отвечало этим идеям в повседневной практике работы реальной образовательной системы. Образовался разрыв между тем, что теоретики образования считали желательными целями образования, и тем, что действительно делала массовая школа. 'ИДФрумин Введение в теорию и практику гражданского образования. Крас ноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998. 2 Dewey J. Impressions of Soviet Russia and the Revolutionary World. New York, NY: New Republic Inc., 1929. 3 Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York, NY the Macmillan Company, 1957. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ 9У Общественные изменения можно сравнить со снежной лавиной. Чтобы лавина сошла, недостаточно одного снегопада. Снег накапливается слой за слоем, и, когда все условия складываются благоприятно (температура, вес накопившихся слоев, обледенение поверхности), лавина обрушивается вниз. Общественные системы достаточно инерционны и устойчивы, а любые изменения возможны лишь в те моменты, когда система относительно нестабильна. Сегодня такая нестабильность налицо1. Ситуация изменилась, пора существенных сдвигов в образовательной системе наступила. На пороге информационного века сложились все условия, которые необходимы для радикального изменения в подготовке будущих граждан. «Третья волна» Тоффлера нас уже захлестнула. Человечество погружается в «информационный век», начинает новый виток своей эволюции. Говоря об информационном веке, мы имеем в виду не только и не столько распространение новых информационных технологий. Изменения гораздо значительнее, и они касаются самих способов нашей жизни и работы, растущего понимания вза-имозависимости в окружающем мире. Известный философ В.С.Библер пишет по этому поводу: «Современная научно-техническая революция... означает, что основная форма человеческой деятельности (даже в сфере непосредственного производства) должна протекать как деятельность самоустремленная, деятельность свободного времени, в малых динамических группах сосредоточенная... Делом человека оказывается коренное культурное изменение самих изначальных форм деятельности и мышления. Индивиды осуществляют здесь (даже в сфере материального производства) свое общение не как «частицы-винтики» единого «совокупного» работника, а как отдельные одинокие люди, замкнутые на свой строй мышления, в контексте всеобщей индивидуальной деятельности и информации»2. Педагоги уже давно слышат о «третьей волне». Но многие полагают, что информатизация образования - это еще одна ре- 1 Макроконтекст происходящих изменений достаточно полно описан в рабо тах футурологов, которые стали весьма популярны в последней трети ХХ века (см, например, Toffler, A. The Third Wave. New York, NY Harper and Row, 1978). Хорошее изложение этих идей дано в статье Пинского А.А. Мотыга, Конвейер, Компьютер. // «Первое сентября», от 25 12 99г. 2 В С Библер (ред) Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово «Алеф» Гуманитарный Центр, 1992. И)_____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ форма, каких немало переживала школа. Мы свыклись с мыслями о «вечных ценностях» образования, о том, что школа - самый стабильный общественный институт. Вспомним, однако, что современная школа появилась как результат общественных изменений, вызванных к жизни (пользуясь метафорой Тоффле-ра) «второй волной». Легкомысленно полагать, что новая волна не будет иметь таких же драматических последствий для системы образования, как и две предыдущие. И эти изменения не количественные, а качественные. Речь не просто о том, что электронный мультимедийный учебник1 или Интернет заменят существующие учебники. Традиционный учебник, породивший современную массовую школу, обещает исчезнуть также, как он когда-то появился, а сама школа может принципиально измениться. В этой связи стоит вспомнить, что современная демократия также является детищем «второй волны» и качественно отлична от древних демократий. У нас есть все основания полагать, что современное демократическое устройство общества тоже ожидают изменения (например, прямая демократия, возможно, придет на смену современной представительской демократии). Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в мире «третьей волны», устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к жизни в демократическом обществе, элементы которого нам трудно вообразить. Понимание неизбежности перемен пришло уже не только к футурологам, философам и политикам. Оно осознается и в среде педагогов многих стран, которые ищут пути решения стоящих перед ними задач. Эти проблемы, например, обсуждались на представительной международной конференции в Красноярске летом 1998 года2. Доклады педагогов из Франции, Германии, России, США и других стран отражали широкий спектр проектов по обновлению гражданского образования. И хотя представленные проекты различались по своей направленности, все участники конференции сошлись на том, что пришла пора качественно об- 1 Недавно на рынке появился новый продукт - «Электронная книга» (Birkerts, S. Portable Musings'// Atlantic Monthly, September 10, 1998). Это прототип элек тронных учебных мультимедиа материалов будущего. Вне зависимости от того, нравится он нам или нет, учителям придется его освоить, как они уже осваива ют компьютер и Интернет. 2 Гражданское образование в информационный век. сборник материалов меж дународной конференции. Красноярск Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998. новить содержание гражданского образования, перейти от «передачи знаний» о современной демократии к «обучению жизни» в демократическом обществе. Как писал Марк Керзон, «...демократия - это прямой эфир, а не демонстрация записи заранее подготовленной передачи. Мы должны учить демократии так, чтобы ученики могли попробовать ее сами. Подобно тому, как при изучении физики нельзя обойтись без занятий в лаборатории, нельзя изучать демократию, только рассказывая о ней. Чтобы учиться демократии, ученики должны участвовать в демократической жизни»1. Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, демократия, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. У нас есть: - элементы формального содержания, которые должны быть заново прочитаны; - элементы содержания, которые требуют «конструктивистского» освоения (которые нуждаются в переинтерпретации); - активное гражданское действие (в условиях реального окружения), которое, собственно, и делает демократию живой. Потребность в демократии растет. Замечательно, что это ответ не столько на пожелания педагогов, сколько на глобализацию экономики, повышение требований к личности и усложнение жизни, вызванные становлением информационного общества. Эта потребность ясна, безошибочна и срочна. Чтобы адекватно ответить на этот вызов, школе как никогда нужны педагоги, способные практически решать непростые задачи современного гражданского образования. Проект по разработке учебных материалов для подготовки педагогов Весной 1999 года объединенный авторский коллектив, включающий в себя специалистов в области психологии и педагогики из Красноярска и Москвы, при поддержке Британского Совета приступил к разработке пакета учебных материалов для подго- 1 Gerzon, M. Teaching Democracy by Doing It // Educational Leadership, Vol. 54, No 5, February, 1997. 12 _____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ товки педагогов-тренеров в области гражданского образования. Цель проекта - методически оформить результаты поисков и разработок авторов, накопленные ими за прошедшие годы, опыт многочисленных мастерских по повышению квалификации учителей. Этот опыт показал, что сравнительно просто передать учителям (и администраторам) набор соответствующих знаний о государственном устройстве, экономике, праве и т.п. Много труднее - помочь формированию сознательной активной позиции учителя, оснастить его инструментами для проектирования собственной деятельности развития гражданской компетентности самих педагогов и администраторов образования. Курсы гражданского образования сегодня уже преподаются во многих школах. Формальное содержание этих курсов, как правило, не встречает трудностей у учителей, а для его освоения достаточно краткосрочного семинара. Ввести новый небольшой по размеру учебный предмет в школьное расписание - тоже достаточно обычная задача для школьной администрации. В результате у руководителей образования появляется соблазн ввести в школах соответствующие курсы и немедленно провозгласить, что подготовка «активного строителя демократического общества» успешно началась. Благое намерение побыстрее решить сложнейшую социальную задачу, как всегда, устилает дорогу в другую сторону. Введенные таким образом курсы, как правило, не достигают намеченной цели, а лишь создают в обществе иллюзию, что школа взялась за решение поставленной задачи1. Сегодня все понимают, что жить в гражданском обществе -нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права, - признавать и учитывать права других. Видя существенные отличия образа жизни других людей, - принимать их. Здесь требуется и понимать язык другого, и уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения общих целей. Все эти способности не появляются у человека «естественным образом». Их приобретение дается нелегко 1 Гражданское образование - это далеко не просто отдельная учебная дисцип лина, что хорошо понимали еще работники отделов пропаганды и агитации правящей коммунистической партии, которые ставили перед школой задачу формирования нового человека) Попытки ограничить область гражданско го образования <граждановедением> - либо показатель педагогического неве жества, либо сознательное вредительство, попытка решать свои частные за дачи, прикрываясь заботой об общественном благе. даже в тех обществах, которые имеют долгую историю демократического устройства. Тем более непростым делом является воспитание этих способностей в России, где тоталитаризм -сравнительно недавнее прошлое. Наивно думать, что все это можно «сформировать» в рамках отдельно взятого учебного курса. Для того чтобы ценности гражданского общества были приняты каждым человеком и стали его личными ценностями, необходим такой социальный контекст образования, где ребенок ежедневно, ежечасно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей. Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель как профессионал, владеющий соответствующими педагогическими техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Поэтому в школах необходимы не столько специальные учебные курсы «граждановедения», сколько создание соответствующих условий, которые способствуют постижению и принятию ценностей гражданского общества, способов совместного существования людей разного возраста, разного пола, разных национальностей и верований, разных характеров. Для этого каждому учителю независимо оттого, что она или он преподает, важно быть гражданином, умелым в повседневном гражданском поведении. Причем эта умелость должна быть достаточно очевидной нашим ученикам. Всякий раз, когда мы рассказываем и показываем им новые способы решения различных задач (в том числе и учебных), всякий раз, когда мы берем на себя смелость и ответственность ставить оценку за то, как наши ученики справляются с нашими заданиями, нам следует помнить, что они тоже граждане и вправе ставить нам свои оценки за нашу умелость. Подготовить педагогов к такой работе - непростая задача. Ее решение требует фактически смены жизненной позиции, естественной для целого поколения учителей. Это хорошо понимали и понимают участники проекта. Но начинать эту работу надо. Практика переподготовки работающих педагогов показала, что участники тренингов и семинаров, как правило, с благодарностью принимают соответствующую позицию, сетуют, что традиционное педагогическое образование не включает в себя освоения необходимых для этого компетенций. 14 _ Пакет учебных материалов по гражданскому образованию Действительно, подготовка студентов - будущих педагогов к реализации программ гражданского образования в вузах серьезно отстает от развернувшихся в последнее время программ переподготовки педагогов в этой области. Имеющиеся материалы устарели и в лучшем случае ориентированы на одну узкопредметную модель гражданского образования. Сюда можно отнести распространившиеся в последние годы новые курсы по политологии и праву для высших учебных заведений. Отсутствуют учебные курсы, ориентированные на реализацию межпредметного и институционального подхода к гражданскому образованию, на развитие гражданской компетентности будущих педагогов. Все это происходит на фоне того, что высшее педагогическое образование в целом испытывает острый дефицит нового поколения учебных материалов. Особенно это касается таких областей, как воспитание, новые методы преподавания гуманитарных дисциплин, современная педагогическая техника. Редкими в программах подготовки педагогов остаются практикумы и тренинги таких социальных умений, как понимающая коммуникация, разрешение конфликтов и др. Содержание курсов методики во многих педагогических вузах и сегодня не многим отличается от аналогичных курсов двадцатилетней давности. Современные виды техники работы учителя (педагогические технологии) и разработки в области методики изучения гуманитарных дисциплин, которые интенсивно ведутся в последнее десятилетие и в России, и на Западе, практически не используются при подготовке будущих педагогов. В результате выпускники педагогических университетов приходят в школу не подготовленными к решению задач ее демократического обновления. Ясно, что без трансформации высшего педагогического образования соответствующая трансформация практики работы школы невозможна. Разработка и распространение учебных курсов, помогающих готовить будущих педагогов в области демократизации школы и гражданского образования, - одна из наиболее актуальных сегодня задач. Вкладом в решение этой задачи и должен стать пакет учебно-методических материалов, подготовленных в рамках нашего проекта. Авторы хорошо понимают, что для эффективной подготовки учителей, которые захотели бы стать носителями полноценного гражданского образования, сегодня надо сделать очень много. И это вряд ли можно сделать в рамках одного двухлетнего проекта. Скорее, это похоже на многолетний проект, разрабатывать который предстоит всему педагогическому сообществу. Как же это сделать практически? Возможное решение - подготовка пакета вариативных учебных материалов, каждый из которых вполне особенен, в существенной степени самодостаточен, но скреплен общей гражданской позицией автора с другими материалами пакета. Мы предполагали, что общность гражданской позиции задаст общее и в содержании отдельных учебных курсов, и - а это, с нашей точки зрения, главное - в методах учебной работы со студентами. Содержание курсов лишь отчасти фиксировано в учебных текстах. Важнейшая часть содержания «нарисована» на методах учебной работы, зафиксирована в педагогической технологии, в том, как, собственно, проводятся занятия со студентами. Пакет курсов - это не только теоретический, но и хороший практический аргумент в пользу возможности существенных сдвигов в деле гражданского образования в нашей стране уже сегодня. Как бы ни хотелось инициаторам и участникам настоящего проекта исчерпывающе решить задачу создания нового содержания для обучения будущих педагогов, они хорошо понимают, что разработка исчерпывающего набора учебных курсов, охватывающих все аспекты подготовки студентов в области гражданского образования, - задача слишком амбициозная. Более того, такой набор может существовать лишь потенциально. Актуально он всегда неполон. Что именно должно входить в него в каждый конкретный момент, могут решить только сами педагоги, ведущие соответствующие занятия, коллективы соответствующих кафедр, взявшие на себя ответственность за профессиональную подготовку будущих учителей. Все, что могут сделать здесь участники настоящего проекта - поделиться своим опытом, методическими наработками, учебными текстами и методическими разработками. 16 _ Состав пакета Состав пакета материалов, подготовленных в ходе двухлетнего проекта, определился двумя обстоятельствами: - желанием авторов «покрыть» основные области профессиональной подготовки учителей в сфере гражданского образования, как мы его понимаем; - опытом и интересами авторского коллектива проекта. В результате нам в той или иной мере удалось охватить три аспекта этой проблемы: общепедагогический, инструментальный и методический. Общепедагогический аспект сравнительно полно рассмотрен в курсах: - Демократическое образование: теория и практика (И.Д.Фру-мин); - Поликультурное образование (ААСыродеева); - Скрытые реальности школьной жизни (И.Д.Фрумин); - Правовое пространство школы (А.Н.Тубельский). Инструментальный аспект представлен четырьмя курсами: - Разрешение конфликтов и ведение переговоров (Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов); - Кооперация в учении (А.Ю.Уваров); - Критическое мышление (ЕАХодос); - Педагогическая поддержка ребенка (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин). Методический аспект представлен тремя курсами: - Методика преподавания курсов «человековедения» в школе (Б.И.Хасан, А.В.Дорохова); - Проблемно-рефлексивный подход к построению курсов об-ществознания в школе (В.В.Башев, И.Д.Фрумин); - Социологические исследования в образовании (Н.В.Никитина). Перечень этих курсов мог бы быть существенно шире, однако их подготовка требует весьма много времени и достаточно изощренной методической проработки. Будем надеяться, что в будущем этот перечень заметно расширится. Мы сознательно не включили в предлагаемый пакет курсы, связанные со специальной предметной подготовкой учителей: экономика, политика, право, обществоведение и т.п. С одной стороны, таких курсов подготовлено уже достаточно много и их создание не связано с преодолением существенных педагогических трудностей. С другой стороны, мы стремились сконцентрироваться на собственно педагогических аспектах подготовки будущих учителей в области гражданского образования. Эти аспекты сегодня наименее проработаны и сравнительно слабо представлены в учебно-методической литературе. Каждый из курсов по-своему уникален. Вместе с тем все они отвечают некоторым общим принципам, выработанным в авторском коллективе: - Каждый курс имеет интерактивный характер и предполагает, что в ходе его изложения широко используются дискуссии, проектные разработки, самостоятельные исследования студентов. - Общее предметно-тематическое содержание курсов составлено как комплекс взаимодополняющих областей (дисциплин), что обеспечивает условия для достижения общей гражданской компетентности учащихся. - При разработке содержания курса и методов учебной работы авторы следовали деятельностному подходу. Существенная часть содержания курсов представлена не в виде «знаний о...», а в виде способов действия. - Материал каждого из разработанных учебно-методических пособий является общим и для преподавателя (учителя), и для студента (ученика). Учебный материал, методическая составляющая и «хрестоматийная» часть (материалы для чтения, упражнений, самостоятельной работы и т.п.) собираются вместе под одной обложкой создаваемого учебного пособия. Тем самым демонстрируется принципиальное равенство позиций участников учебного процесса, неприемлемость манипуляций всех видов. - Излагаемые в пособиях методические рекомендации ценны не в деталях, а как каркас, с помощью которого авторы пытались намекнуть на некоторый инвариант. Авторы не ожидают, что следующие за ними преподаватели будут воспроизводить детали. Они будут воспроизводить инвариант, интерпретируя его в соответствии со своей культурой, пониманием и применительно к своей конкретной ситуации. 18_ Для нас важен именно каркас (инвариант), в то время как наполнение, конкретные ситуации в ходе изучения курса могут постоянно изменяться. - В современном образовании естественно выделяются два контекста: - традиционный (который уже стал нормой). И здесь не надо рефлексировать. Каждый раз, когда мы встречаемся с ситуацией, не выходящей за рамки традиционного контекста, надо и действовать традиционно с заданным уровнем успешности; - нетрадиционный. Мы понимаем, что действия в этом контексте существуют (и существовали) всегда и всегда направлены на изменение существующей парадигмы (традиционной ментальности педагогов). В результате соответствующие действия всегда конфликтны. Наша задача: каждый раз, когда мы встречаемся с этой ситуацией (а она в наших курсах типична), делать этот конфликт культурным, переводить его в продуктивное русло. Педагогика - одна из авторских версий прочитывания жизни. То, что изучает педагогика - это всегда прецедент. Поэтому, при развертывании методики изучения предлагаемых курсов авторы стремились, как правило, воспроизводить следующую схему: - демонстрировать студентам их собственный стереотип сознания; - сталкивать эти стереотипы с реальной ситуацией; - выделять ситуации из жизни школы и предлагать учащимся строить свою собственную деятельность. Коль скоро наша задача - сменить парадигму педагогического сознания, предлагаемые учебные пособия нельзя просто дать прочитать студентам (или преподавателям). Их надо «проиграть» в реальной жизни учебной группы. Отсюда ясно, почему авторы считают принципиально важным использование активных методов обучения - дискуссий, игровых процедур, проведение исследований. Соответствующая учебная работа должна постоянно опираться на личный опыт студентов: собственный опыт ученичества, опыт первых педагогических проб. Как пользоваться материалами пакета. В идеале эти учебные курсы должны использоваться как единый пакет, на основе которого может быть выстроена специализация по гражданскому образованию. Но возможно и частичное использование предполагаемых учебных материалов в качестве отдельных специальных курсов. Включение учебных курсов по гражданскому образованию в учебный план наиболее целесообразно на том этапе, когда, с одной стороны, уже изучены основные теоретические курсы в области педагогики и социальных наук, с другой стороны, студенты уже проходили педагогическую практику и имеют некоторый опыт педагогической деятельности. Важной особенностью каждого курса является то, что он не только оснащает будущего педагога необходимыми средствами профессиональной деятельности, способствуя становлению у него гражданских ценностей, но и дает ему возможность проводить соответствующие занятия с детьми и создавать необходимые условия в классе и школе для становления таких ценностей и опыта у детей. Педагогические вузы могут по-разному использовать данный пакет. Возможно включить его целиком в учебный план, объем часов позволяет сделать его основой новой специализации -педагог гражданского образования или специальной магистратуры - магистр гражданского образования. Возможно использовать каждый материал отдельно как спецкурс для студентов различных факультетов или объединить 2-3 спецкурса. В таком случае наиболее целесообразным авторы считают взять по одному курсу из каждой вышеназванной группы. Любой вариант использования предлагаемого пакета, по мнению авторского коллектива, послужит позитивным преобразованиям как высшего педагогического, так и общего среднего образования. 20_____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ А.Ю. Уваров, Б.И.Хасан ПРЕДИСЛОВИЕ Человек победит! Человека? СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ 57 лет назад британским специалистом по организационной психологии Маргарет Фоллет была предпринята попытка коренным образом изменить отношение исследователей к конфликту. Она предложила посмотреть на конфликт как на явление, в котором есть и положительные функции [1]. Тем самым было обозначено приближение конца конфликтофобической эпохи. Буквально до начала девяностых годов эта традиция тем не менее была господствующей. Страх перед конфликтом, как и любой другой страх - плохой советчик. И если опираться на него как на главное основание практики конфликтования, то понятно, почему мы получили то, что получили. За много веков так называемого культурного бытия мы по-прежнему имеем в качестве самого убедительного аргумента в любом споре демонстрацию или применение силы. Все искусство конфликтования по-прежнему сводится кумению победить противника. В этой связи Р.Акофф и Ф Эмери замечают < Любопытной чертой нашей цивилизацииявляетсято, что повышению нашей эффективности в конфликтах посвящено значительно больше исследований, чем сотрудничеству. Способность к эффективному поведению в конфликтах не подразумевает способности эффективно осуществлять сотрудничество. Такая неравномерность в распределении научных усилий и ресурсов порождает наше умение более успешно вести войну, чем вершить мирные дела» [2]. Понимание и обсуждение природы конфликтофобии - отдельная задача, решая которую, мы можем открыть много полезных и нелицеприятных фактов. Однако уже сейчас необходимо признать, что она имеет экзистенциальные корни и старательно поддерживаетсятрадициейиусловиямижизни современного человека. Тот факт, что всякая победа над другим человеком оборачивается не разрешением противоречия, а воспроизводством конфликта, тоже не является новостью [см, например 3,4]. Без со- мнения, идея Маргарет Фоллет состояла в том, чтобы продвинуть исследователей и практикующих психологов к новому взгляду на проблему конфликта не как феномена, а того, что в нем воплощается. Однако поворот произошел несколько в другую сторону. Начала активно оформляться так называемая конфликтология как самостоятельная, преимущественно техническая дисциплина [см., например: 5; 6; 7]. Не имея ничего против такой синтетической области знания (тем более что достаточно давно мы сами указывали на то, что понимание конфликта требует полипредметного подхода [8]), заметим, что движение пошло по пути технологизации самого процесса конфликтования. Большую популярность получили работы по переговорам и медиации [9]. Терапия конфликтных переживаний разделила пальму первенства с организационными формами взаимодействия конфликтующих сторон. Еще немного и практическая психология теснейшим образом свяжется с процессуальным правом. И это было бы замечательно, если бы при этом четко удерживался путь технологического обеспечения содержательных преобразований. Но у нас есть опасения, что так же, как право по большей части занято самообслуживанием, а не разрешением противоречий в правовой форме, и конфликтологии уготована та же участь. Конфликт - всего лишь форма, в которой мы можем явить себе противоречие для того, чтобы попробовать его разрешить. При этом важно, конечно, не забывать, что форма должна быть специально организована, чтобы должным образом сработать. Мыже до сих пор принимаем форму за саму сущность и при этом надо заметить, до сих пор не научились с ней (формой) обращаться, т.е. как раз организовывать и соответственно интерпретировать. Но, по-видимому, потому и не научились, что не различаем, где форма, а где то, что в ней представлено. Отсюда множество иллюзий. Самой распространенной из них является представление о возможности победы одного человека над другим. С этой иллюзией тесно связано самое стойкое заблуждение человека о том, что совершенствование орудийной оснащенности - синоним человеческого могущества. Или иными словами - силен тот, кто вооружен. Поэтому отношение к конфликтам со времен М.Фоллет развивалось как преодоление страха перед 22 _ конфликтом через овладение техникой и завоевание ресурсов. Предполагалось, что оснащенность психотехническими приемами поведения в межличностных (межгрупповых и т.п.) конфликтах и есть путь овладения конфликтом, но не тем, что в нем представлено. На наш взгляд, это был необходимый период на пути преодоления конфликтобоязни. Действительно, важно попробовать всерьез заняться, буквально увлечься конфликтами вместо того, чтобы их избегать Если не имеешь карты, остается сесть в лодку и посмотреть, куда течет река. Однако нам кажется, что этого увлечения уже с избытком. Весь мир самозабвенно на протяжении веков «играет» в войну с непроходящей надеждой на выигрыш. Нет, мы имеем в виду другое увлечение. Важно было попробовать положить конфликт на предметный столик, чтобы разглядеть не только его собственное устройство, но и то, что через него, как через особый инструмент, нам явлено. Надо сказать, что не так-то просто ухватить именно эту функцию конфликта - формально-инструментальную. Противоречие очень тщательно спрятано в упаковке конфликта. А упаковка, в свою очередь, выглядит либо весьма страшно, либо весьма привлекательно, а чаще всего - сочетая в себе оба эти качества. Как это ни парадоксально, но никого уже не удивляет любопытство человека к жестокостям, катастрофам и ко всему, что заставляет ужаснуться. В этой связи, как бы критически не относиться к психоанализу, но именно З.Фрейд и его последователи предприняли самые плодотворные попытки понимания этого человеческого парадокса. Но разве в самых убедительных своих рассуждениях психоанализ указывает нам приемлемый путь? (См. письмо З.Фрейда А.Эйнштейну «Почемувойна?» [10].) Итема эта далеко не исчерпана. Мы имеем дело с достаточно очевидной теперь амбивалентностью, которая, будучи доведена до крайности, представляет прелюбопытнейший диапазон: от конфликтофобии до конф-ликтофилии, от панического страха перед конфликтом, приводящего к избеганию, до самозабвенного увлечения конфликтом же (см., например, все виды спортивных единоборств, игры в войну, детективный жанр, триллеры и т.п.). Между этими крайностями лежит (как всегда - истина посередине) уже многими замеченная, но пока еще не достаточно отрефлектированная, относительно новая стратегия, которая заключается в использовании конфликтной формы для удерживания противоречия в разрешаемом виде. Т.е. обеспечивающая поиск и апробацию адекватных для данного противоречия средств его (именно его, а не представляющей его конфликтной формы) разрешения. Поэтому, например, переговоры только тогда плодотворны, когда они являются не замаскированной под временное согласие формой борьбы, а позволяют вскрыть с помощью их участников те подлинные противоречия, которые привели к столкновению. Мы нисколько не хотим умалить необходимости ведения переговоров по известным правилам, необходимости разработки технологий и техник посредничества и арбитража. На наш взгляд, самое важное в том, что мы теперь называем конфликтной компетентностью - это умение разобраться, насколько точно в оформляемом в переговорном процессе конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены. С этой точки зрения, всякий эффективный переговорный процесс - это совместная исследовательская работа его участников. Причем эта работа может иметь и, мы думаем, должна иметь свои образовательные результаты, которые связаны с открытиями для участников действительных противоречий их жизни. Вопросы для размышления: 1. Какие тезисы из вышеизложенного текста Вы считаете ключевыми для рассмотрения конфликтной проблематики? 2. Какие положения вызывают у Вас желание присоединиться, а какие, наоборот, Вы бы не разделили? Источники: 1. Follet М. Dynamic Administration. - London, 1942. 2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Советское радио, 1974. - с. 199- 3. Filley A. Resolution of conflict: Ethics good loser //Conflict and human interaction. - USA Congeal/Hunt publishing company, 1976. (Перевод на русский язык см.: Бюллетень клуба конфликтологов, 1991. Вып. № 2). 4. Хасан Б.И. Парадоксы конфликтофобии. Философская и социологическая мысль. - Киев, 1990. № 6. 24_ 5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: «Юнити», 1999. 6. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: «Гардарики», 2000. 7. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. - СПб., 1999- 8. К разработке прикладной психологии конфликта // Методологические проблемы оснований науки. - Киев: Наукова думка, 1986. 9. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации //Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сб. трудов АН СССР ИНИОН. - М., 1991. 10. З.Фрейд. Почему война? // В кн. Психоанализ. Религия. Культура. Ренесанс. - М., 1992. Источники: 1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - Рига-М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. 3. ЛукашенокО.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 4. Фрумин И.Д. Тайны школы. - Красноярск, 1998.
Date: 2015-07-01; view: 344; Нарушение авторских прав |