Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы формирования иноязычных навыков и умений





В психологии доказано, что любая деятельность человека основывается на соответствующих знаниях, навыках и умениях.

Под знаниями обычно понимается система понятий, которые усвоены человеком. Знания характеризуются целым рядом признаков: широтой, глубиной, систематичностью, устойчивостью, гибкостью. В обучении иностранному языку различают два вида знаний:

- знания языкового материала (фонетического, грамматического, лексического), которые выполняют функцию средства обучения;

- знания правил о языковом строе изучаемого языка, которые представляют собой средство осознания закономерностей языкового общения.

В психологической литературе понятия “навык” и “умение” трактуются по-разному. По самой распространенной точке зрения навык является автоматизированным компонентом сознательного действия и образуется путем упражнений и тренировок.

В методике различают произносительные, интонационные, грамматические, лексические навыки, технические навыки чтения и письма. В соответствии с имеющейся в психологической литературе схемой основных этапов формирования навыка и учитывая их специфику как автоматизированного приема выполнения действия, можно выделить следующие три этапа формирования языкового навыка:

1 Ориентировочно-подготовительный этап. На этом этапе учащиеся знакомятся с языковыми явлениями (фонетическими, грамматическими, лексическими), учатся отличать новые явления от уже известных и выполняют действия с этими языковыми явлениями по инструкции, правилу или образцу. Это первичное, часто неумелое выполнение действия называется первичным или элементарным умением (УМ1).

Таким образом, создается ориентировочная основа для последующего формирования навыка.

Если от учащихся требуется только имитация действий учителя, ориентировка имеет имитативно-практический характер (детский сад, начальная школа). Если же вместе с языковым образцом сообщается правило, проводится сопоставление с аналогичными явлениями в родном языке, ориентировка имеет осознанно–теоретический характер (старший этап обучения).

Нахождение (дифференцировка) нового языкового явления начинается с выбора. Выбор происходит на основе аналогии или противопоставления новой языковой единицы с уже изученными и известными учащимся.

Суть всех упражнений, тренирующих выбор по аналогии, состоит в том, что учитель сообщает ученикам отличительные признаки нового языкового явления (например: -s, -ing, - er), демонстрирует конкретный речевой образец, а учащиеся на основе признаков и образца находят в тексте или в звучащей речи все аналогичные формы.

Выбор по противопоставлению позволяет различать явления. Противопоставление может производиться по одному или нескольким признакам одновременно. (Смешиваемые звуки сначала в минимальных оппозициях “pen - pan”, а затем в речевом потоке).

Следующая после дифференцировки операция, подлежащая формированию – это воспроизведение нового языкового явления или его имитация, ее рекомендуется сопровождать различными средствами зрительной и слуховой наглядности. Имитация также может проводиться по аналогии и противопоставлению.

Завершение первого, ориентировочно-подготовительного, этапа предусматривает контроль. Проверяется умение учащихся различать изучаемое явление в тексте и правильно воспроизводить его. Для этого используются задания на списывание, выписывание, подчеркивание, выбор, определение на слух, индивидуальное / хоровое повторение, заучивание наизусть.

2 Второй этап формирования языкового навыка носит название стереотипизирующе-ситуативный. На этом этапе начинается автоматизация механизмов использования изучаемого явления в аналогичных ситуациях, в которых это явление остается постоянным, повторяющимся без существенных изменений. Этот этап необходим, чтобы закрепить языковые и речевые действия и добиться автоматизированного и правильного их выполнения. Автоматизация языковых и речевых действий достигается за счет многократного их выполнения учащимися и систематической коррекции результатов выполнения со стороны учителя.

Основные задачи этого этапа решаются наиболее удачно в процессе выполнения так называемых подстановочных упражнений, которые формируют устойчивость и стабильность навыка. Операции подстановки следует проводить вначале на коротких речевых образцах, систематически увеличивая их объем в ходе тренировки (слово, словосочетание, предложение, сверхфразовое единство, микро- и макротекст). Выполнение подстановочных упражнений рекомендуется сопровождать использованием наглядности. По мере освоения операций необходимость в экстралингвистической опоре постепенно уменьшается.


Контроль за уровнем владения навыками сочетания языковых явления в условных и речевых учебных ситуациях осуществляется с помощью подстановочных упражнений.

Устойчивость и стабильность являются признаком сформированности навыка. Не менее существенным в навыке является его гибкость, то есть способность к переносу. Эта задача решается на третьем этапе.

3 Варьирующее – ситуативный этап. Цель данного этапа – формирование пластических свойств навыка, то есть его гибкости, путем выполнения действий в изменяющихся ситуациях. Эти ситуации должны отличаться друг от друга некоторыми второстепенными деталями при сохранении их общих элементов с целью избежать “косности”, жесткости или фиксированности навыка. Пластические свойства навыка формируются с помощью трансформационных упражнений.

Чтобы сократить время на стихийное выполнение заданий путем проб и ошибок, необходимо использовать правила или инструкции, которые создают на этом этапе ориентировочную основу для различных преобразований языковых единиц. Речь идет не только о правилах преобразования числа, формы, залога, но и о переводе на родной язык и с родного на иностранный.

Трансформация проводится в форме замены, расширения и сокращения языковых единиц. Данные преобразования также могут проводиться с использованием различных средств наглядности.

Контроль уровня сформированности навыка преобразования языковых единиц осуществляется с помощью заданий на замену, расширение и сжатие языковых и речевых единиц.

Формирование основных качеств языковых навыков возможно одновременно, а не поэтапно, как было описано выше. (Это имеет место в родном языке). При обучении иностранному языку такой путь также возможен, но не рационален в силу ограниченности времени на речевую практику и возможность закрепления ошибочных действий.

Завершающим этапом усвоения иноязычного материала является формирование творческих, речевых или продуктивных умений (УМ2).

В общей психологии понятие “умение” понимается как способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Специфика творческих речевых умений (УМ2) в обучении иностранному языку, по мнению И.А. Зимней, состоит в способности выражать свои мысли посредством нового языка. Эти умения строятся на комплексе знаний и навыков: знаний как программы действий, так и знаний иноязычных языковых средств, и присущих иностранному языку способов формирования и формулирования мысли.

Различают речевые умения аудирования, говорения, чтения и письма. Их важнейшими признаками являются обобщенность, беспереводность, динамичность и ситуативность. Формирование творческих речевых умений (УМ2) – одна из наиболее важных и сложных задач школьного обучения. Данные умения формируются в процессе коммуникации, в процессе переноса изучаемых языковых явлений в новую речевую ситуацию.

В этой работе выделяются этапы управляемой, подготовленной и неподготовленной или свободной речи.

Этап управляемой речи предполагает помощь и контроль со стороны учителя, как в выборе языковых средств, так и в выборе содержания учебного иноязычного общения.

Подготовленная речь предполагает определенную независимость учащихся или в выборе языковых средств, или в выборе содержания.

Неподготовленная речь является полностью самостоятельным высказыванием учащихся, как по использованию языковых средств, так и в выборе содержания высказывания.

Мы рассмотрели полный цикл усвоения иноязычного материала. Не исключается возможность и целесообразность использования сокращенных вариантов данного цикла.

 







Date: 2015-06-11; view: 13908; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию