Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные закономерности и методические понятия
Методика как наука имеет свои закономерности или принципы – исходные теоретические положения, на которых строится методическая система. Все принципы, используемые в современной методике, делятся на три категории: 1 Закономерности смежных наук, преломляемые в методике. Прежде всего, это дидактические принципы, на которых строится обучение всем школьным предметам. Они детально описаны в работах Г.В. Роговой. Наиболее важными для обучения иностранным языкам она считает следующие: - Принцип воспитывающего обучения. Главная задача средней школы – воспитание развитой, активной личности, готовой и способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Это возможно через формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Следует учить учащихся учиться, формировать приемы рационального умственного и учебного труда, воспитывать моральные качества личности. Нужно менять традиционные роли учителя и учащихся, стремиться превратить обучаемых в полноправных субъектов учебного процесса, использовать педагогику сотрудничества. Учитель должен выполнять роли консультанта, помощника, организатора, советчика, тем самым, повышая ответственность учащихся за результаты обучения. - Принцип сознательности предполагает ограничение механических приемов учебной работы, простой имитации, подражания и повторения. Необходимы приемы работы, которые обеспечивают осознание, осмысление формы, значения и употребления языковых единиц, формируют ориентировочную основу языковых действий и операций. Повышение сознательности возможно через перевод, использование правил-инструкций, сопоставление родного и иностранного языков, анализ особенностей и характерных признаков языковых явлений. - Принцип творческой активности при обучении иностранному языку предполагает вовлечение учащихся в иноязычную речевую деятельность на протяжении всего курса иностранного языка через разнообразные формы и режимы работы: хоровая работа, парная, работа в малых группах, коллективная; через нетрадиционные формы урока – развивающие способность самостоятельно – автономно использовать разные стратегии обучения. 2 Собственные закономерности методики были вычленены И.В. Рахмановым: - Обучение иностранному языку должно осуществляться на основе родного языка учащихся. Важно учитывать те особенности родного языка, которые совпадают или схожи с явлениями иностранного языка. Положительное влияние родного языка на изучение иностранного называется переносом и облегчает изучение нового языка. Учет отрицательного влияния родного на изучение иностранного (интерференция) помогает предусмотреть и устранить возможные трудности обучения; - Изучение иностранного языка независимо от целей обучения должно строиться на выполнении упражнений. Только многократное повторение языковых единиц и их сочетаний обеспечивает прочные навыки и умения пользования иностранным языком в качестве нового средства общения; - Обучение иностранному языку должно основываться на коммуникативном подходе. Такой подход предполагает формирование у обучаемых коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами иностранного языка. 3 Частные методические принципы. Основными в данной группе являются: - Принцип обучения иностранному языку на речевых образцах. Этот принцип предполагает тщательный отбор речевых структур, типовых предложений и их использование для моделирования учебного материала. Обучаемые используют наиболее употребительные в соответствующих сферах общения языковые и речевые единицы, благодаря которым удается обеспечить коммуникацию на иностранном языке в самых типовых ситуациях общения; - Принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой. При обучении иностранному языку знания носят вспомогательный характер. Процесс работы над языковым материалом должен проходить следующие циклы: введение (осмысление) – тренировка (запоминание) – употребление (использование); - Принцип взаимосвязи основных видов речевой деятельности, то есть комплексное, взаимосвязанное обучение через перенос знаний, умений и навыков из одного вида речевой деятельности в другой, обучение всем видам речевой деятельности на одной тематике и одном языковом материале. Следующим после принципа основополагающим понятием в методике является понятие “метода”. В методике обучения иностранного языка понятие метод имеет два значения: - метод как методическая система, принципиальное направление в обучении иностранного языка в конкретный исторический период (грамматико-переводный, прямой, аудио-визуальный и др.); - метод как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении. Рассмотрим понятие “метод” во втором, более узком значении. На современном этапе методики это понятие характеризует совместную деятельность учителя и учащихся по усвоению иностранного языка как средства общения. При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны: - создавать спокойную, комфортную атмосферу на уроке; - стимулировать речевые и творческие способности учащихся; - делать учащихся главным действующим лицом учебного процесса; - создавать ситуации, в которых учащийся вынужден самостоятельно работать над языком, то есть обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; - предусматривать различные формы учебного взаимодействия (парные, групповые, коллективные задания), обеспечивающие самостоятельность и творчество учащихся. В обучении, то есть деятельности учителя иностранного языка, основными методами работы являются: - показ и объяснение (presentation); - организация тренировки (practice); - организация применения (использования) иноязычного материала во всех видах речевой деятельности. (production). Каждому из этих методов должен сопутствовать контроль, включающий коррекцию и оценку, В деятельности учащихся (учение) основными методами являются: - ознакомление (осознание, осмысление); - тренировка в употреблении (для запоминания); - применение (подготовленное, управляемое, свободное). Метод находит свое воплощение в учебном процессе в системе приемов, способов и средств обучения. Под методическим приемом понимаются элементы или составные части метода. Отдельный прием (использование предметной или изобразительной наглядности, памяток; толкований, дефиниций и т.д.) может использоваться в разных методах (и при объяснении, и при тренировке, и при использовании языкового материала), однако для каждого метода характерна определенная система приемов. Методический прием составляет структурную основу любого упражнения и включает в себя четыре компонента: - действия, которые совершает ученик (восприятие на слух или зрительно, имитация, подстановка, трансформация, комбинирование, рассказ, пересказ); - материал, которым оперирует ученик, (изолированные слова, словосочетания, сверхфразовое единство, речевые образцы, микротекст, план, схема, таблица); - способы, которыми совершается учебное действие (самостоятельно, под руководством учителя, с помощью памятки, индивидуально, в парах, в группах); - условия, в которых действует ученик: 1) внутренние условия связаны с индивидуальными особенностями (память, воображение, умение самостоятельно работать, интересы, статус в коллективе); 2) внешние (этап обучения, количество обучаемых в группе, наличие ТСО, других средств обучения). Зная все элементы приема, учитель может сам побрать нужный ему для конкретной цели. Например, имитация может быть проведена с или без наглядности, медленно или быстро, хором или индивидуально, с или без ТСО и т.д. В этой многовариантности заложено творчество учителя, его нестандартный подход к ситуациям обучения.
Date: 2015-06-11; view: 1490; Нарушение авторских прав |