Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные закономерности и методические понятия





Методика как наука имеет свои закономерности или принципы – исходные теоретические положения, на которых строится методическая система. Все принципы, используемые в современной методике, делятся на три категории:

1 Закономерности смежных наук, преломляемые в методике. Прежде всего, это дидактические принципы, на которых строится обучение всем школьным предметам. Они детально описаны в работах Г.В. Роговой. Наиболее важными для обучения иностранным языкам она считает следующие:

- Принцип воспитывающего обучения. Главная задача средней школы – воспитание развитой, активной личности, готовой и способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Это возможно через формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Следует учить учащихся учиться, формировать приемы рационального умственного и учебного труда, воспитывать моральные качества личности. Нужно менять традиционные роли учителя и учащихся, стремиться превратить обучаемых в полноправных субъектов учебного процесса, использовать педагогику сотрудничества. Учитель должен выполнять роли консультанта, помощника, организатора, советчика, тем самым, повышая ответственность учащихся за результаты обучения.

- Принцип сознательности предполагает ограничение механических приемов учебной работы, простой имитации, подражания и повторения. Необходимы приемы работы, которые обеспечивают осознание, осмысление формы, значения и употребления языковых единиц, формируют ориентировочную основу языковых действий и операций. Повышение сознательности возможно через перевод, использование правил-инструкций, сопоставление родного и иностранного языков, анализ особенностей и характерных признаков языковых явлений.

- Принцип творческой активности при обучении иностранному языку предполагает вовлечение учащихся в иноязычную речевую деятельность на протяжении всего курса иностранного языка через разнообразные формы и режимы работы: хоровая работа, парная, работа в малых группах, коллективная; через нетрадиционные формы урока – развивающие способность самостоятельно – автономно использовать разные стратегии обучения.

2 Собственные закономерности методики были вычленены И.В. Рахмановым:

- Обучение иностранному языку должно осуществляться на основе родного языка учащихся. Важно учитывать те особенности родного языка, которые совпадают или схожи с явлениями иностранного языка. Положительное влияние родного языка на изучение иностранного называется переносом и облегчает изучение нового языка. Учет отрицательного влияния родного на изучение иностранного (интерференция) помогает предусмотреть и устранить возможные трудности обучения;

- Изучение иностранного языка независимо от целей обучения должно строиться на выполнении упражнений. Только многократное повторение языковых единиц и их сочетаний обеспечивает прочные навыки и умения пользования иностранным языком в качестве нового средства общения;

- Обучение иностранному языку должно основываться на коммуникативном подходе. Такой подход предполагает формирование у обучаемых коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами иностранного языка.

3 Частные методические принципы. Основными в данной группе являются:

- Принцип обучения иностранному языку на речевых образцах. Этот принцип предполагает тщательный отбор речевых структур, типовых предложений и их использование для моделирования учебного материала. Обучаемые используют наиболее употребительные в соответствующих сферах общения языковые и речевые единицы, благодаря которым удается обеспечить коммуникацию на иностранном языке в самых типовых ситуациях общения;

- Принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой. При обучении иностранному языку знания носят вспомогательный характер. Процесс работы над языковым материалом должен проходить следующие циклы: введение (осмысление) – тренировка (запоминание) – употребление (использование);

- Принцип взаимосвязи основных видов речевой деятельности, то есть комплексное, взаимосвязанное обучение через перенос знаний, умений и навыков из одного вида речевой деятельности в другой, обучение всем видам речевой деятельности на одной тематике и одном языковом материале.

Следующим после принципа основополагающим понятием в методике является понятие “метода”. В методике обучения иностранного языка понятие метод имеет два значения:


- метод как методическая система, принципиальное направление в обучении иностранного языка в конкретный исторический период (грамматико-переводный, прямой, аудио-визуальный и др.);

- метод как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении.

Рассмотрим понятие “метод” во втором, более узком значении. На современном этапе методики это понятие характеризует совместную деятельность учителя и учащихся по усвоению иностранного языка как средства общения. При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

- создавать спокойную, комфортную атмосферу на уроке;

- стимулировать речевые и творческие способности учащихся;

- делать учащихся главным действующим лицом учебного процесса;

- создавать ситуации, в которых учащийся вынужден самостоятельно работать над языком, то есть обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- предусматривать различные формы учебного взаимодействия (парные, групповые, коллективные задания), обеспечивающие самостоятельность и творчество учащихся.

В обучении, то есть деятельности учителя иностранного языка, основными методами работы являются:

- показ и объяснение (presentation);

- организация тренировки (practice);

- организация применения (использования) иноязычного материала во всех видах речевой деятельности. (production).

Каждому из этих методов должен сопутствовать контроль, включающий коррекцию и оценку,

В деятельности учащихся (учение) основными методами являются:

- ознакомление (осознание, осмысление);

- тренировка в употреблении (для запоминания);

- применение (подготовленное, управляемое, свободное).

Метод находит свое воплощение в учебном процессе в системе приемов, способов и средств обучения.

Под методическим приемом понимаются элементы или составные части метода. Отдельный прием (использование предметной или изобразительной наглядности, памяток; толкований, дефиниций и т.д.) может использоваться в разных методах (и при объяснении, и при тренировке, и при использовании языкового материала), однако для каждого метода характерна определенная система приемов.

Методический прием составляет структурную основу любого упражнения и включает в себя четыре компонента:

- действия, которые совершает ученик (восприятие на слух или зрительно, имитация, подстановка, трансформация, комбинирование, рассказ, пересказ);

- материал, которым оперирует ученик, (изолированные слова, словосочетания, сверхфразовое единство, речевые образцы, микротекст, план, схема, таблица);

- способы, которыми совершается учебное действие (самостоятельно, под руководством учителя, с помощью памятки, индивидуально, в парах, в группах);

- условия, в которых действует ученик:

1) внутренние условия связаны с индивидуальными особенностями (память, воображение, умение самостоятельно работать, интересы, статус в коллективе);

2) внешние (этап обучения, количество обучаемых в группе, наличие ТСО, других средств обучения).

Зная все элементы приема, учитель может сам побрать нужный ему для конкретной цели. Например, имитация может быть проведена с или без наглядности, медленно или быстро, хором или индивидуально, с или без ТСО и т.д. В этой многовариантности заложено творчество учителя, его нестандартный подход к ситуациям обучения.

 







Date: 2015-06-11; view: 1490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию