Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации упражнений в современной методике





 

Методисты с полным правом относят проблему упражнений к числу наиболее важных вопросов современной методики обучения иноязычной речевой деятельности. В практике обучения используется огромное количество самых разнообразных упражнений, чтобы овладеть этим разнообразием, необходимо знать их научную типологию. Речь идет об определении видов и типов упражнений и их системе.

К сожалению, эта проблема еще не получила должного решения в современной методической литературе. Среди методистов нет единства в понимании главной проблемы – исходной основы типологии упражнений. Одни авторы в качестве такой модели берут дихотомию “язык-речь” (И.В. Рахманов), другие – психологические характеристики навыков и умений (И.Д. Салистра), третьи – активизацию языкового материала (Б.А. Лапидус) и т.д. Некоторые методисты различают только типы упражнений (Р. Ладо), другие – типы, виды и подвиды (С.Ф. Шатилов), третьи – типы, роды и виды (И.В. Рахманов).

Принципиально важными из всего существующего многообразия подходов являются три:

- первый, субъективный подход определяет типы упражнений на основе процесса усвоения учащимися учебного материала. Его основоположником является И.А. Грузинская, которая в своих работах выделила и описала три типа упражнений:

1 Опознавательные.

2 Полурепродуктивные.

3 На самостоятельное воспроизведение.

Все эти типы упражнений, по ее мнению, должны использоваться как при изучении языкового материала (формирование языковых навыков), так и при формировании активных (речевых) навыков.

- второй подход к типологии упражнений – объективный – представляется более перспективным. Он учитывает функциональные компоненты самого иностранного языка. Наибольшее распространение у сторонников этого подхода (Аракин В.Д., Рахманов И.В., Цетлин В.С.) получила классификация упражнений на языковые и речевые. Ценность этой типологии в том, что она позволила разработать дифференцированные способы обучения языковым знаниям, языковым навыкам и речевым умениям.

Психологическую основу данной типологии составляют три этапа процесса усвоения: осмысление, запоминание и употребление. При этом языковые упражнения соотносятся с первыми двумя этапами, а речевые – с третьим. Языковые упражнения нацелены на овладение навыками пользования отдельными, вычлененными из акта речи языковыми единицами. Речевые упражнения – это те, в которых все накопленные знания, навыки и умения используются в иноязычной речевой деятельности. Следовательно, языковые упражнения должны предшествовать речевым, при их выполнении внимание обращается на языковую форму, а при выполнении речевых – на содержание высказывания. Языковые упражнения называются также подготовительными, т.е. готовящими к речи, тренировочными. Основными видами тренировочных упражнений являются дифференцировочные (ДФ), имитационные (ИМ), подстановочные (СБ) и трансформационные (ТР).

- сторонники третьего подхода, строят типологию упражнений на основе произвольного сочетания субъективных и объективных критериев. Интерес в этом отношении представляют работы американского методиста Роберта Ладо. По его мнению, наиболее эффективными являются следующие упражнения:

1 Упражнения на восприятие на слух.

2 Устное повторение.

3 Устная подстановка.

4 Простая подстановка.

5 Простая подстановка в меняющейся позиции.

6 Подстановка, порождающая изменения в исходном предложении.

7 Подстановка, связанная с изменениями в подставляемом элементе.

8 Многосторонняя подстановка.

9 Трансформация.

10 Разговорная практика.

11 Вопросно-ответные упражнения.

12 Упражнения на заполнение пропусков.

13 Упражнения на расширение предложений.

14 Упражнения на объединение.

15 Сочинение.

Видно, что в данном подходе произвольно объединены разные по характеру и назначению упражнения. Автор не различает типы и виды упражнений, точнее подменяет типы упражнений произвольным подбором различных видов упражнений.

 







Date: 2015-06-11; view: 3273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию