Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общий взгляд на непроизвольное течение мыслей. 9 page
рессивного характера — питания, борьбы, половых сно- шений и т. п. <.„>
Теперь я перейду к подробному анализу наиболее важных классов движений, являющихся результатом центральных мозговых процессов и связанных с ними психических актов. Каждому из трех важнейших этих движений: 1) проявлению эмоций, 2) инстинктив- ным актам, 3) волевым актам—я предназначаю по особой главе.
Глава XXIV. Эмоции
Сравнение эмоций с инстинктами. Специфическое раз- личие между эмоциями и инстинктами в том, что эмо- ция есть стремление к чувствованиям, а инстинкт— стремление к действиям при наличии известного объек- та в окружающей обстановке. Но и эмоции имеют соот- ветствующие телесные проявления, они заключаются иногда в сильном сокращении мышц (например, в мо- мент испуга или гнева), и во многих случаях нелегко провести резкую грань между описанием эмоциональ- ного процесса и инстинктивной реакции, которые могут быть вызваны тем же объектом. К какой главе следует отнести явление страха — к главе об инстинктах или к главе об эмоциях? Куда следует отнести любопытство, соревнование и т. п.? С научной точки зрения это без- различно, следовательно, мы должны для решения это- го вопроса руководствоваться одними практическими соображениями.
Как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию. Кроме того, такого рода описание было бы излишним, ибо читателю эмо- ции как чисто душевные состояния и без того хорошо известны. Мы можем только описать их отношение к вызывающим их объектам и реакции, сопровождающие их. Каждый объект, воздействующий на какой-нибудь инстинкт, способен вызвать и эмоцию. Вся разница здесь в том, что так называемая эмоциональная реакция не выходит за пределы тела субъекта, а так называемая инстинктивная реакция может идти дальше и вступать на практике во взаимные отношения с вызывающим ее объектом. И в инстинктивных, и в эмоциональных про- цессах простое воспоминание о данном объекте или об- раз его могут быть достаточными для возникновения
реакции. Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем не- посредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем при ее жизни. Во всей этой главе я буду пользоваться вы- ражением объект эмоции, применяя его как к тому слу- чаю, когда этим объектом служит реальный предмет, так и к тому, когда таким объектом служит воспроиз- веденное представление.
Разнообразие эмоций бесконечно велико. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки их могут быть названы наиболее грубыми формами эмоций, тесно связанными с относи- тельно сильным телесным возбуждением. Более утон- ченные эмоции — моральные, интеллектуальные и эсте- тические чувствования, с которыми обыкновенно свя- заны значительно менее сильные телесные возбуждения. Объекты эмоций можно описывать без конца. Бесчис- ленные оттенки каждой из них незаметно переходят один в другой и отчасти отмечаются в языке синонима- ми (например, ненависть, антипатия, вражда, злоба, не- расположение, отвращение, мстительность, неприязнь, омерзение и т. д.).
Различие между ними указано в словарях синони- мов и в курсах психологии; во многих немецких руко- водствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная лите- ратура по этому вопросу, начиная от Декарта и до на- ших дней, представляет самый скучный отдел психоло- гии. Мало того, изучая его, вы чувствуете, что подраз- деления эмоций, предлагаемые психологами, в огром- ном большинстве случаев простые фикции и претензии их на точность терминологии совершенно неоснователь- ны. К несчастью, подавляющее число психологических исследований эмоций чисто описательного характера.
В романах мы читаем описания эмоций, чтобы пере- живать их вместе с героями. Мы знакомимся с объекта- ми и обстоятельствами, вызывающими эмоции, а потому всякая тонкая черта самонаблюдения, украшающая ту или другую страницу романа, немедленно находит в нас отголосок чувства. Классические литературно-фило- софские произведения, написанные в виде афоризмов,
18 —833
также проливают свет на нашу эмоциональную жизнь и, волнуя наши чувства, доставляют нам наслаждение. Что касается «научной психологии» чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слиш- ком большом количестве с классическими произведения- ми на эту тему, но только я предпочел бы читать сло- весные описания размеров скал в Нью-Гэмпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего нача- ла, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не най- дете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда за- ключается в постоянном углублении логического анали- за. Неужели при анализе эмоций невозможно подняться над уровнем конкретных описаний? Я думаю, что есть вывод из области таких конкретных описаний, стоит только сделать усилия, чтобы найти его.
Причина разнообразия эмоций. Затруднения, возни- кающие в психологии при анализе эмоций, проистека- ют, мне кажется, оттого, что их слишком привыкли рас- сматривать как абсолютно обособленные друг от друга явления. Пока мы будем рассматривать каждую из них как какую-то вечную, неприкосновенную духовную сущ- ность наподобие видов, считавшихся когда-то в биоло- гии неизменными сущностями, до тех пор мы можем только почтительно составлять каталоги различных осо- бенностей эмоций, их степеней и действий, вызываемых ими. Если же мы станем их рассматривать как продук- ты более общих причин (например, в биологии разли- чие видов рассматривается как продукт изменчивости под влиянием окружающих условий и передачи приоб- ретенных изменений путем наследственности), то уста- новление различий и классификация приобретут значе- ние простых вспомогательных средств. Если у нас уже есть гусыня, несущая золотые яйца, то описывать в от- дельности каждое снесенное яйцо—дело второстепенной важности. На немногих последующих страницах я, ог- раничиваясь на первых порах так называемыми грубы- ми формами эмоций, укажу на одну причину эмоций, причину весьма общего свойства.
Чувствование в грубых формах эмоции есть резуль- тат ее телесных проявлений. Обыкновенно принято ду- мать, что в грубых формах эмоции психическое впечат- ление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас
душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечет за собой известное телесное проявление. Соглас- но моей теории, наоборот, телесное возбуждение сле- дует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция.
Обычно выражаются следующим образом: мы поте- ряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: пер- вое душевное состояние не сменяется немедленно вто- рым. Между ними должны находиться телесные прояв- ления. И потому наиболее рационально выражаться так:
мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы те- лесные проявления не следовали немедленно за вос- приятием, то последнее было бы по форме чисто позна- вательным актом, бледным, лишенным колорита и эмо- циональной теплоты. Мы в таком случае могли бы уви- деть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление и найти справед- ливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования.
Высказанная в столь грубой форме гипотеза мо- жет немедленно дать повод к сомнениям. А между тем, .для того чтобы умалить ее, по-видимому, парадоксаль- ный характер и, быть может, даже убедиться в ее ис- тинности, нет надобности прибегать к многочисленным и отдаленным соображениям. Прежде всего обратим внимание на то, что каждое восприятие путем какого-то физического воздействия оказывает на наш организм широко распространяющееся действие, предшествующее возникновению у нас эмоции или эмоционального обра- за. Слушая стихотворение, драму, героическую повесть, мы нередко с удивлением замечаем, что по нашему те- лу пробегает неожиданно, как волна, дрожь или сердце наше стало сильнее биться, а из глаз внезапно полились слезы. То же самое в еще более осязательной форме наблюдается при слушании музыки. Если мы, гуляя в лесу, вдруг замечаем что-то темное, двигающееся, наше сердце перестает биться и мы задерживаем дыхание
18* 275
мгновенно, не успев еще образовать в голове никакой определенной идеи об опасности. Если наш добрый зна- комый подходит близко к пропасти, мы начинаем ис- пытывав знакомое чувство беспокойства и игсту- паем назад, хотя хорошо знаем, что он вне опасно- сти. <...>
Лучшее доказательство того, что непосредственной причиной эмоций является физическое воздействие внеш- них раздражении на нервы, представляют патологиче- ские случаи, когда для эмоций нет соответствующего объекта. Одно из главных преимуществ моей точки зре- ния на эмоции заключается в том, что при помощи ее мы можем подвести и патологические, и нормальные случаи эмоций под общую схему. Во всяком доме су- масшедших мы встречаем образцы ничем не мотивиро- ванного гнева, страха, меланхолии или мечтательности, а также апатии, которая упорно продолжается, несмот- ря на решительное отсутствие каких бы то ни было по- будительных внешних причин. В первом случае мы дол- жны предположить, что нервный механизм сделался столь восприимчивым к известным эмоциям, что почти всякий стимул, даже самый неподходящий, служит до- статочной причиной, чтобы вызвать определенное нерв- ное возбуждение и тем породить своеобразный комп- лекс чувствований, данную эмоцию. Так, если кто-то испытывает одновременно неспособность глубоко ды- шать, ощущает биение сердца, своеобразную перемену в функциях пневмогастрического нерва, называемую сердечной тоской, стремление принять неподвижное рас- простертое положение и, сверх того, еще другие неис- следованные процессы во внутренностях, то общая ком- бинация этих явлений порождает в нем чувство страха и он становится жертвой хорошо знакомого некоюрым смертельного испуга.
Мой знакомый, испыгывавший припадки этой ужас- нейшей болезни, рассказывал, что у него центром ду- шевных страданий были сердечная область и дыхатель- ный аппарат, что главное усилие его побороть припа- док заключалось в контролировании дыхания и замедле- нии сердцебиения и что страх исчезал, как только ему удавалось глубоко вздохнуть и выпрямиться. Здесь эмо- цпя есть просто ощущение телесного состояния и при- чиной своей имеег чисто физиологический процесс.
Далее, обратим внимание на то, что всякая телесная перемена, какова бы она ни была, отчетливо или смут-
но ощущается нами в момент появления. Если чита- тель до сих пор не обращал внимания на это обстоя- тельство, то он может с интересом и удивлением заме- тить, как много ощущений в различных частях тела являются характерными признаками, сопровождающи- ми те или другие эмоциональные состояния его духа. Нет оснований ожидать, что читатель ради столь курь- езного психологического анализа будет задерживать в себе самонаблюдением порывы увлекательной страсти, но он может проследить за эмоциями, происходящими в нем при более спокойных состояниях духа, и выводы, справедливые относительно слабых степеней эмоции, могут быть распространены на те же эмоции при боль- шей интенсивности.
Во всем объеме, занимаемом телом, мы при эмоции испытываем очень живо разнородные ощущения, от каждой части нашего тела в сознание проникают раз- личные чувственные впечатления, из которых слагает- ся чувство личности, постоянно сознаваемое человеком. Удивительно, какие незначительные поводы вызывают нередко в сознании эти комплексы чувствований. Буду- чи хотя бы в самой слабой степени огорчены чем-нибудь, мы можем заметить, что наше душевное состояние фи- зиологически всегда выражается главным образом сокращением глаз и мышц бровей. При неожиданном затруднении мы испытываем какую-то неловкость в горле, которая засгавляет нас сделать глоток, прочистить горло и кашлянуть слегка; аналогичные явления наблю- даются во множестве других случаев.
Благодаря разнообразию комбинаций, в которых встречаются органические изменения, сопровождающие эмоции, можно сказать, что всякий оттенок в его целом имеет для себя особое физиологическое проявление, ко- торое так же уникально, как самый оттенок эмоции. Ог- ромное число отдельных частей тела, подвергающихся изменению при данной эмоции, делает столь трудным для человека в спокойном состоянии воспроизвести внеш- ние проявления любой эмоции. Мы можем воспроиз- вести соответствующую данной эмоции игру мышц про- извольного движения, но не можем произвольно вызвать надлежащее возбуждение в коже, железах, сердце и внутренностях. Подобно тому как в искусственном чи- хании недостает чего-то по сравнению с настоящим, так точно не производит полной иллюзии искусственное воспроизведение печали или энтузиазма при отсутствии
надлежащих поводов для возникновения соответствую' щих настроений
Теперь я хочу приступить к изложению самого важ- ного пункта моей теории, который заключается в сле- дующем. Если мы представим себе какую-нибудь силь- ную эмоцию и попытаемся мысленно вычитать из этого состояния нашего сознания одно за другим все ощуще- ния связанных с ней телесных симптомов, то в конце концов от данной эмоции ничего не останется, никакого «психического материала», из которого она могла бы образоваться. В результате получится холодное, безраз- личное состояние чисто интеллектуального восприятия. Большинство лиц, которых я просил проверить мое по- ложение путем самонаблюдения, вполне соглашались со мной, но некоторые упорно продолжали утверждать, что их самонаблюдение не оправдывает этой гипотезы. Многие не могут только понять самого вопроса. Напри- мер, просишь их устранить из сознания всякое чувство смеха и всякую наклонность к смеху при виде смешного предмета и потом сказать, в чем будет тогда заклю- чаться его смешная сторона, не останется ли в созна- нии простое восприятие предмета, принадлежащего к классу «смешных». На это они упорно отвечают, что та- кое физически невозможно и что они всегда вынуждены смеяться, видя смешной предмет. Между тем предло- женная задача заключалась не в том, чтобы, глядя на смешной предмет, на самом деле уничтожить в себе вся- кое стремление к смеху. Это задача чисто спекулятив- ного характера, сводится она к мысленному устранению некоторых чувственных элементов из эмоционального состояния, взятого в его целом, и к определению того, каковы бы были в таком случае остаточные элементы.
Я не могу отрешиться от мысли, что всякий, кто яс- но понял поставленный вопрос, согласится с высказан- ным мной выше положением. Я совершенно не могу во- образить, что за эмоция страха останется в нашем со- знании, если устранить из него чувства, связанные с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожью губ, с расслаблением членов, «гусиной» кожей и воз- буждением во внутренностях. Может ли кто-нибудь представить себе состояние гнева и вообразить при этом тотчас же не волнение в груди, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, стискивание зубов и стремление к энергичным поступкам, а, наоборот, расслабленные мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо? Автор по
крайней мере, безусловно, не может этого сделать. В данном случае, по его мнению, гнев должен совершен- но отсутствовать как чувство, связанное с известными наружными проявлениями, и можно предположить, что в остатке получится только спокойное, бесстрастное суждение, всецело принадлежащее интеллектуальной об- ласти: известное лицо заслуживает наказания.
То же рассуждение применимо и к эмоции печали;
что такое была бы печаль без слез, рыданий, задержки сердцебиения, тоски, сопровождаемой особым ощуще- нием под ложечкой! Лишенное чувственного тона при- знание того факта, что известные обстоятельства весьма печальны,—и больше ничего. То же самое обнаружива- ется при анализе любой другой страсти. Человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть пу- стой звук. Я не утверждаю, что такая эмоция есть не- что, противоречащее природе вещей и что чистые духи осуждены на бесстрастное интеллектуальное бытие; я хочу только сказать, что для нас эмоция, отрешенная от всяких телесных чувствований, есть нечто непредстави- мое. Чем более я анализирую мои душевные состояния, тем более убеждаюсь, что грубые страсти и увлечения, испытываемые мною, в сущности, создаются и вызы- ваются теми телесными переменами, которые мы обык- новенно называем их проявлениями или результатами;
и тем более мне начинает казаться вероятным, что, сде- лайся мой организм анестетичным (нечувствительным), жизнь аффектов, как приятных, так и неприятных, ста- нет для меня совершенно чуждой и мне придется вла- чить существование чисто познавательного, или интел- лектуального, характера. Хотя такое существование и казалось идеалом для древних мудрецов, но для нас, отстоящих всего на несколько поколений от философ- ской эпохи, выдвинувшей на первый план чувственность, оно должно казаться слишком апатичным, безжизнен- ным, чтобы к нему стоило так упорно стремиться.
Моя точка зрения не может быть названа материа- листической. В ней не больше и не меньше материализ- ма, чем во всяком взгляде, согласно которому эмоции обусловлены нервными процессами. Ни один из читате- лей моей книги не возмутится против этого положения, пока оно высказано в общей форме, и если в этом поло- жении кто-нибудь все-таки усмотрит материализм, то только имея в виду те или другие частные виды эмо- ций. Эмоции суть чувственные процессы, которые обу-
словлены внутренними нервными токами, возникающи- ми под влиянием внешних раздражении. Такие процес- сы, правда, всегда рассматривались платонизирующи- ми психологами как явления, связанные с чем-то чрез- вычайно низменным. Но каковы бы ни были физиоло- гические условия образования наших эмоций, сами по себе, как душевное явление, они все равно должны остаться тем, что они есть. Если они глубокие, чистые, ценные по значению психические факты, то, с точки зрения любой физиологической теории, касающейся их происхождения, они останутся все теми же глубокими, чистыми, ценными для нас по значению, каковыми они являются с точки зрения нашей теории. Они заключают в самих себе внутреннюю меру своего значения, и до- казывать при помощи предлагаемой теории эмоций, что чувственные процессы не должны непременно отличать- ся низменным, материальным характером, так же логи- чески несообразно, как опровергать нашу теорию, ссы- лаясь на то, что она ведет к низменному материалисти- ческому истолкованию явлений эмоции.
Предлагаемая точка зрения объясняет удивигельное разнообразие эмоций. Если моя теория верна, то каж- дая эмоция есть результат соединения в один комплекс психических элементов, из которых каждый обусловлен определенным физиологическим процессом. Составные элементы, из которых слагается всякая перемена в ор- ганизме, есть результат рефлекса, вызванного внешним раздражителем. Отсюда немедленно возникает ряд воп- росов, которые резко отличаются от всяких вопросов, предлагаемых представителями других теорий эмоций. С их точки зрения, единственно возможными задачами при анализе эмоций были классификация («К какому роду или виду принадлежит данная эмоция?») или описание («Какими внешними проявлениями характе- ризуется данная эмоция?»). Теперь же дело идет о вы- яснении причин эмоций («Какие именно модификации вызывает в нас тот или другой объект и почему он вы- зывает в нас именно те, а не другие модификации?»).
От поверхностного анализа эмоций мы переходим, гаким образом, к более глубокому исследованию, к ис- следованию высшего порядка. Классификация и описа- ние суть низшие ступени в развитии науки. Как только выходит на сцену вопрос о причинной связи в данной научной области, классификация и описание отступают на второй план и сохраняют значение лишь настолько,
насколько облегчают нам исследование причинной свя- зи. Раз мы выяснили, что причиной эмоций являются бесчисленные рефлекторные акты, возникающие под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемые нами, то нам тотчас становится понятным, почему мо- жет существовать бесчисленное множество эмоций и почему у отдельных индивидов они могут неопределен- но варьировать и по составу, и по мотивам, вызываю- щим их. Дело в том, что в рефлекторном акте нет ни- чего неизменного, абсолютного. Возможны весьма раз- личные действия рефлекса, и эти действия, как извест- но, варьируют до бесконечности.
Короче говоря, любая классификация эмоций может считаться «истинной» или «естественной», коль скоро она удовлетворяет своему назначению, и вопросы вроде «Каково истинное или типичное выражение гнева и страха?» не имеют никакого объективного значения. Вместо решения подобных вопросов мы должны выяс- нять, как могла произойти та или другая экспрессия страха или гнева, и это составляет, с одной стороны, за- дачу физиологической механики, с другой—задачу ис- тории человеческой психики, задачу, которая, как и все научные задачи, по существу, разрешима, хотя и трудно, может быть, найти ее решение. Немного ниже я при- веду попытки, которые делались для этого.
Дополнительное доказательство в пользу моей гео- рии. Если моя теория справедлива, то она должна под- твердиться следующим косвенным доказательством. Со- гласно теории, вызывая в себе произвольно при спокой- ном состоянии духа так называемые внешние проявле- ния той или другой эмоции, мы должны испытывагь и саму эмоцию. Предположение это, насколько его можно было проверить опытом, скорее подтверждается, чем опровергается. Всякий знает, до какой степени бегство усиливает паническое чувство страха и как может воз- расти чувство гнева или печали, если дать волю их внеш- ним проявлениям. Возобновляя рыдания, мы усили- ваем в себе чувство горя, и каждый новый припадок плача еще более вызывает горесть, пока не наступает. наконец, успокоение, обусловленное утомлением и види- мым ослаблением физического возбуждения. Всякий знает, как в гневе мы доводим себя до высшей точки возбуждения, воспроизводя несколько раз подряд внеш- ние проявления этой эмоции.
Подавите в себе внешнее проявление страсти и она
замрет в вас. Прежде чем отдаться вспышке гнева, по- пробуйте сосчитать до десяти — и повод к гневу пока- жется вам до смешного ничтожным. Чтобы придать се- бе храбрости, мы свистим и тем действительно придаем себе уверенность. Но попробуйте просидеть целый день в задумчивой позе, поминутно вздыхая и отвечая упав- шим голосом на расспросы окружающих, и вы тем еще усилите ваше меланхолическое настроение. В нрав- ственном воспитании все опытные люди признали чрез- вычайно важным правило: если мы хотим подавить в себе нежелательное эмоциональное влечение, мы дол- жны терпеливо и сначала хладнокровно воспроизводить внешние движения, соответствующие желательным для нас душевным настроениям. Результатом упорных уси- лий в этом направлении будет то, что злобное, подав- ленное состояние духа исчезнет и заменится радостным и кротким настроением. Расправьте морщины на челе, проясните взор, выпрямите корпус, заговорите в мажор- ном тоне, весело приветствуя знакомых, и если у вас не каменное сердце, то вы невольно поддадитесь мало- помалу благодушному настроению.
Против сказанного можно привести тот факт, что, по словам многих актеров, превосходно воспроизводя- щих голосом, мимикой и телодвижениями внешние про- явления эмоций, они при этом не испытывают никаких чувств. Другие, впрочем, согласно свидетельству Арче- ра, который собрал по этому вопросу среди актеров любопытные статистические сведения, утверждают, чго в тех случаях, когда им удавалось хорошо сыграть роль, они переживали все соответствующие эмоции. Это раз- ногласие между артистами объясняется весьма просто. В экспрессии каждой эмоции внутреннее органическое возбуждение может быть у некоторых лиц совершенно подавлено, а вместе с тем в значительной степени ос- лаблена и сама эмоция; другие же лица не обладают такой способностью. Актеры, испытывающие во время игры эмоции, не способны, не испытывающие эмоций — способны совершенно диссоциировать и их экспрессию.
Ответ на возможное возражение. Мне могут возра- зить, что иногда, задерживая проявления эмоции, мы ее усиливаем. Мучительно то состояние духа, которое ис- пытываешь, когда обстоятельства заставляют удержать- ся от смеха; гнев, подавленный страхом, превращается в сильнейшую ненависть. Наоборот, свободное прояв- ление эмоций дает облегчение. Возражение это скорее
кажущееся, чем реально обоснованное. Во время экс- прессии эмоция всегда чувствуется. После экспрессии, когда в нервных центрах совершился нормальный раз- ряд, мы более не испытываем эмоции. Но когда экспрес- сия в мимике подавлена, внутреннее возбуждение в груди и животе может проявляться с большей силой, как, например, при подавленном смехе; иногда эмоция вследствие комбинации вызывающего ее объекта с за- держивающим ее влиянием перерождается в совершен- но другую эмоцию, которая, быть может, сопровожда- ется иным и более сильным органическим возбуждением. Если бы я хотел убить врага, но не осмелился сделать этого, моя эмоция была бы совершенно иной, чем та, которая овладела бы мной в случае, когда бы я осу- ществил свое желание. В общем это возражение несо- стоятельно.
Более тонкие эмоции. В эстетических эмоциях теле- сное возбуждение и интенсивность ощущений могут быть слабы. Эстет может спокойно, без всякого телесного возбуждения, чисто интеллектуальным путем, оценить художественное произведение. Однако произведения ис- кусства могут вызывать чрезвычайно сильные эмоции, и в этих случаях опыт вполне гармонирует с нашими тео- ретическими положениями. Согласно моей теории, ос- новными источниками эмоции являются центростреми- тельные токи. В эстетических восприятиях (например, музыкальных) главную роль играют центростремитель- ные токи независимо от того, возникают ли наряду с ними внутренние органические возбуждения или нет. Са- мо произведение искусства представляет объект ощуще- ния, и поскольку эстетическое восприятие есть объект непосредственно грубого, живо испытываемого ощуще- ния, постольку и связанное с ним эстетическое наслаж- дение грубо и ярко.
Я не отрицаю, что могут быть тонкие наслаждения, иначе говоря, могут быть эмоции, обусловленные исклю- чительно возбуждением центров совершенно независимо от центростремительных токов. К таким чувствованиям можно отнести чувство нравственного удовлетворения, благодарности, любопытства, облегчения после решения задачи. Но слабость и бледность этих чувствований, ког- да они не связаны с телесными возбуждениями, весьма резко контрастируют с более грубыми эмоциями. У лиц, одаренных чувствительностью и впечатлительностью, тонкие эмоции всегда бывают связаны с телесным воз-
буждением: нравственная справедливость отражается в звуках голоса или в выражении глаз и т. п. То, что мы называем восхищением, всегда связано с телесным воз- буждением, хотя мотивы, вызвавшие его, могли быть чисто ителлектуального характера. Если ловкое дока- зательство или блестящая острота не вызывают в нас настоящего смеха, если мы не испытываем телесного возбуждения при виде справедливого или великодушно- го поступка, то наше душевное состояние едва ли мож- мо назвать эмоцией. Фактически здесь происходит про- сто интеллектуальное восприятие явлений, которые от- носятся нами к группе ловких, остроумных или спра- ведливых, великодушных и т. д. Подобные состояния сознания, заключающие в себе простое суждение, сле- дует отнести скорее к познавательным, чем к эмоцио- нальным душевным процессам.
Date: 2015-07-01; view: 290; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|