Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общий взгляд на непроизвольное течение мыслей. 5 page
жем охватывать мысленно слова. Но тем скорее при этом замечаем опечатки. Вот почему произведения, на- писанные на латинском, греческом и в особенности ев- рейском языках, содержат менее опечаток, так как ис- правляются немецкими корректорами с большей тща- тельностью в иностранных сочинениях, чем в произве- дениях, напечатанных на их родном языке. Двое моих знакомых знали еврейский язык, один — очень основа- тельно, другой — поверхностно; однако последний пре- подавал еврейский язык в учебном заведении. Когда однажды он обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, выполненные на еврей- ском языке, то оказалось, что преподаватель умел го- раздо лучше находить даже самые мелкие ошибки в extemporalia (импровизациях) своих учеников, чем его ученый приятель, потому что ученый привык слишком быстро охватывать смысл целого слова, не разбираясь в его частях (Lazarus. «Das Leben der Seele»). В разго- ворной речи половина звуков, якобы воспринимаемых нами извне, дополняется нашим слуховым воображе- нием. Привычная нам речь понятна, даже когда произ- носится тихим голосом или звучит издалека. Речь на малознакомом языке при тех же условиях непонятна:
идеи связаны с определенными звуками в последнем случае не так прочно, как в нашем родном языке, и по- тому не возникают с такой быстротой в нашем уме по поводу известных звуковых впечатлений.
В силу подобных же причин удостоверение личного тождества приводит к баснословным заблуждениям. До- пустим, человек был свидетелем происшествия или бы- стро совершенного преступления и унес с собой зри- тельное впечатление увиденного. Впоследствии его вы- зывают на очную ставку с подсудимым, образ которого он тотчас же мысленно переносит в обстановку проис- шествия и отождествляет с личностью мельком виден- ного преступника, хотя вполне возможно, что подсуди- мый даже никогда не был на месте преступления. То же наблюдается на так называемых сеансах с материа- лизацией, которые устраивают шарлатаны-медиумы: в темной комнате человек видит облеченную в легкое газовое одеяние фигуру, которая шепотом говорит ему, что она его покойная мать (сестра, жена или дочь), и бросается ему на шею. Темнота, материализованные фигуры и ожидание делают то, что желанный образ вполне овладевает его воображением, и не удивитель-
но, если он вследствие этого видит в материализован- ной фигуре внушенное ему лицо умершей. Эти шарла- танские сеансы могли бы доставить драгоценный мате- риал для психологии восприятия, если бы можно было собрать о них поболее точных данных. В гипнотическом трансе всякий внушаемый объект ясно воспринимается. У некоторых лиц способность воспринимать внушение более или менее сохраняется и после пробуждения. Можно предположить, что при благоприятных условиях подобная восприимчивость может обнаруживаться у людей, вовсе не впадающих в гипнотический транс.
Восприимчивость к внушению могут проявлять все органы чувств, хотя некоторые крупные авторитеты в психологии выражали сомнение по поводу того, что эта деятельность воображения могла вводить в заблуждение наши непосредственные чувства. Всякому случалось за- мечать роль внушения в сфере обонятельных ощущений. Когда в квартире повреждена труба для стока нечистот, мы призываем водопроводчика, чтобы прекратить рас- пространившееся зловоние: нерадивый водопроводчик делает вид, что починил трубу, получает деньги и ухо- дит, мы же на некоторое время успокаиваемся, вообра- жая, что дурной запах уменьшился. Определяя темпе- ратуру и чистоту воздуха в доме, мы также принимаем нередко то, что, по нашему мнению, должно быть, за то, что есть. Вообразив, что вентилятор закрыт, мы на- чинаем жаловаться на духоту. Когда оказывается, что на самом деле он открыт, впечатление духоты пропа- дает.
То же замечается на чувстве осязания. Всякий зна- ет, как благодаря осязательной иллюзии чувственные свойства данного предмета кажутся одними и затем вдруг по исчезновении иллюзии обнаруживается, что они совершенно иные: например, прикоснувшись рукой в темноте к чему-нибудь мокрому или волосатому, мы испытываем на мгновение чувство отвращения или стра- ха, пока не признаем в осязаемом предмете хорошо знакомую нам вещь. Даже подобрав на скатерти после обеда ничтожную крошку картофеля, которую мы при- няли за крошку хлеба, мы испытываем на несколько мгновений неприятное чувство отвращения, пока не определим, что такое у нас в руке.
В слуховых ощущениях иллюзии изобилуют. Каждый может привести множество примеров, когда какой-ни- будь звук казался ему совершенно иным благодаря то-
му, что рассудок приписывал этому звуку иную внеш- нюю причину. Однажды, когда у меня сидел приятель, забили часы с курантами на очень низком регистре. «Слышишь,— говорит мне приятель,— шарманка игра- ет в саду!» Узнав настоящий источник звука, он был очень удивлен. Со мной самим случилась иллюзия по- добного рода. Поздно ночью я читал, вдруг в верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и за- тем через минуту возобновился. Я вышел в зал, чтобы прислушаться, но шум не повторялся. Только я успел вернуться к себе в комнату и сесть за книгу, снова под- нялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури или наводнения. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум пре- кратился. Вернувшись во второй раз к себе, я вдруг обнаружил, что шум производила своим храпом малень- кая собачка, шотландская такса, спавшая на полу. При этом достойно внимания, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию.
Чувство зрения изобилует иллюзиями обоего типа. Никакое чувство не дает таких изменчивых впечатле- ний от одного и того же предмета, как чувство зрения. В зрении более, чем в каком-либо другом чувстве, мы склонны принимать непосредственные ощущения за по- казатели определенных свойств внешних объектов; ни- какое другое чувство не вызывает в нашей памяти с такой непосредственностью представление известной вещи и, следовательно, восприятия последней. Воспри- нимаемая нами вещь всегда напоминает (как мы уви- дим ниже) объект какого-нибудь отсутствующего в со- знании в данную минуту ощущения; она напоминает обычно какой-нибудь иной зрительный образ, который служит показателем реального явления. Это постоянное сведение наших непосредственно данных зрительных образов к более устойчивым, соответствующим действи- тельности формам побудило некоторых психологов оши- бочно полагать, будто нашим первоначальным зритель- ным ощущениям вовсе не присуща никакая прирожден- ная форма.
Можно привести немало любопытных примеров слу- чайных зрительных иллюзий. Я ограничусь одним — из моих собственных воспоминаний. Я лежал на койке па- рохода, прислушиваясь к тому, что делали матросы на палубе, как вдруг, повернув глаза к окну, совершенно
отчетливо увидел главного машиниста: он вошел в мою каюту, стал у окна и смотрит через него на часовых. Пораженный его внезапным появлением в моей каюте, я начал наблюдать за ним и удивился тому, как долго он остается неподвижным в одном и том же положении. Наконец я заговорил с ним и, не получив ответа, при- поднялся на койке; тогда только я заметил, что прини- мал за машиниста мою шапку и сюртук, повешенные на гвоздь около окна. Иллюзия была совершенно пол- ная: машинист имел своеобразную внешность, эта вне- шность сохранилась для меня и в иллюзии, но, когда иллюзия была обнаружена, восстановить ее оказалось почти невозможно.
Апперцепция. В Германии со времен Гербарта в психологии отводится значительное место процессу, на- зываемому апперцепцией. Воспринимаемые нами извне идеи или ощущения апперципируют при посредстве мас- сы идей, уже имеющихся предварительно в сознании. Очевидно, что с такой точки зрения процесс, описанный нами в качестве восприятия, есть процесс апперцептив- ный. Таково всякое узнавание, классифицирование, наи- менование объектов опыта. Сверх непосредственных восприятии все дальнейшие наши психические процессы по поводу восприятии суть также апперцептивные про- цессы. Я не пользуюсь словом «апперцепция», так как с ним в истории философии связаны весьма различные значения, и если несколько расширить гербартовское значение этого слова, то под понятие апперцепции по- дойдут и «психическая реакция», и «истолкование ощу- щений», и «концепция», и «ассимиляция», и «переработ- ка психических впечатлений», и, наконец, просто «мыш- ление».
Впрочем, анализировать так называемые апперцеп- тивные процессы, выходящие из рамок непосредствен- ного восприятия, едва ли стоит, ибо такие процессы встречаются в нашей психической жизни в бесконечном разнообразии. Слово «апперцепция» может служить названием для совокупности всех психических факторов, названных нами ассоциациями, и легко видеть, что дан- ный объект опыта вызовет в нас то или другое пред- ставление в зависимости от обладаемых нами в данную минуту «психостатических условий» (выражение Льюи- са), иначе говоря, от нашего характера, привычек, па- мяти, воспитания, предшествующего опыта и настрое- ния в данную минуту — словом, от всей нашей природы
15 —83R
и психического склада. Мы ничего не выиграем в пол- ноте психологических знаний, если будем называть всю совокупность этих психических факторов апперципирую- щей массой, хотя в известных ситуациях, конечно, такое название удобно. Я склонен думать, что это название лучше было бы заменить термином Льюиса «ассимиля- ция», как наиболее подходящим в данном случае.
Апперципирующая масса рассматривается немецки- ми психологами как активный фактор, апперципируе- мое ощущение — как пассивный, подвергающийся обыкновенно модификации со стороны первого фактора. Наше познание слагается из взаимодействия того н другого факторов, но, согласно замечанию Штейнталя, апперципирующая масса сама нередко видоизменяется под влиянием ощущения. Вот что он говорит по этому поводу: «Хотя апперципирующая масса более сильный фактор в познании, однако можно также встретить и такие процессы апперцепции, где новое впечатление значительно видоизменяет или обогащает апперципи- рующую группу идей. Ребенок, никогда не видавший никаких столов, кроме четырехугольных, видит в пер- вый раз круглый стол — и его апперципирующая масса («стол») тотчас обогатилась. К его прежним сведениям о столе присоединяется новая черта: столы не должны быть непременно четырехугольными — они могут быть круглыми. В истории науки нередко случалось, что известное открытие, будучи раз апперципировано, т. е. поставлено в связь со всей системой нашего знания, мо- дифицировало всю систему. Впрочем, принципиально мы должны придерживаться следующего правила; хотя оба фактора познания могут быть и активны, и пассив- ны, преобладающая активная роль принадлежит аппер- ципирующей массе». («Einleitung in die Psychologie und Sprachwissenschaft»).
Гений и рутина привычного мышления. Замечание Штейнталя вполне выясняет глубокое различие между психологическими концептами и тем, что мы называем концептами в логике. В логике понятие неизменно, но то, что мы называем «понятиями о вещах» в обыденном смысле слова, изменяется при употреблении. Наука по- ставила себе цель добиться такой адекватности и точ- ности понятий, при которой нам нет надобности более изменять их. В наших умах идет постоянная борьба за их обновление. Наше воспитание есть непрестанный компромисс между консервативным и прогрессивным
факторами. Каждый новый опыт должен быть отнесен нами под известную рубрику, обнимающую некоторую группу впечатлений из минувшего опыта. Вся задача при этом заключается в подыскании такой рубрики, которая нуждалась бы в наименьшей модификации для того, чтобы под нее можно было подвести новый факт.
Некоторые жители Полинезии, впервые увидев ло- шадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их языке наиболее подходящей для ни- когда не виданного животного — лошади. Мой двухго- довалый сын играл целую неделю с апельсином, кото- рый увидел в первый раз, называя его мячиком. Его кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ре- бенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его кар- тошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик не колеблясь назвал «дурные нож- ницы».
Немногие из нас могут с легкостью образовывать но- вые рубрики и подводить под них новые впечатления опыта. Большинство все более и более порабощаются привычным запасом концептов и все более и более теря- ют способность ассимилировать новые впечатления в непривычных комбинациях. Короче говоря, рутина при- вычного мышления составляет для каждого из нас в известный момент жизни предел «его же не прейдеши». Явления, идущие вразрез с установившимся, привычным способом апперцепции, просто-напросто не принимают- ся в расчет — игнорируются нами; или в тех случаях, (когда мы вынуждены признать их существование, через ^утки признанные нами факты снова как бы исчезают |для нас, и малейшие следы неассимилированных фак- тов совершенно улетучиваются из нашего сознания. В сущности гениальность заключается почти только в способности воспринимать объекты не совсем обычным, не рутинным путем.
В то же время с детства и до конца жизни ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым, встречать всякое новое явление, дерзко на- рушающее установившиеся в нашем уме группы кон- цептов, разоблачать его загадочность и заносить его в старые, давно установленные группы, в область знако- мых явлений. Победоносное ассимилирование нового со старым есть, в сущности, типичная черта всякого
227.
интеллектуального удовольствия. Жажда подобного ас- симилирования составляет научную любознательность. Отношение нового к старому, пока не совершилась ас- симиляция, выражается в удивлении. Мы не питаем любопытства и не испытываем удивления по отноше- нию к вещам, настолько превышающим доступное нам познание, что мы не имеем концептов, под которые мог- ли бы подвести их, и мерок, при помощи которых могли бы наглядным образом их измерить'.
Фиджийцы, как рассказывает Дарвин, удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вы- зывали у них удивления. Только то, что нам хоть отча- сти знакомо, возбуждает у нас жажду дальнейшего знания. Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружения для большин- ства из нас, так же как вода, воздух или земля, просто- напросто представляют собой обыденные явления, не вызывающие в нас никаких идей. Нет ничего удиви- тельного, что выгравированная на медной пластинке надпись красива. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства, это невольно вызовет в нас удив- ление искусством художника. Одна старая дама, с вос- хищением рассматривая картину академика, спросила его: «Неужели вы это сделали рукой?»
Физиологический процесс, обусловливающий вос- приятие. Мы уже достаточно подробно рассмотрели вос- приятие и можем дать общую формулировку его за- кона: в то время как часть объекта восприятия прони-
' Великое педагогическое правило заключается в следующем:
всякий новый отрывок знаний следует связывать с каким-нибудь образовавшимся в уме ребенка интересом, т. е., иначе говоря, ка- ким-нибудь путем ассимилировать этот отрывок с заранее приобре- тенными сведениями. Отсюда вытекает преимущество, получаемое из сравнивания отдаленного и чуждого непосредственному опыту с близким и знакомым и неизвестного с известным, из связывания сообщаемых сведений с личным опытом ученика. Предположим, учитель рассказывает ученику о расстоянии от Земли до Солнца;
в таком случае всего лучше задать ученику вопрос: «Если бы кто- нибудь с Солнца вздумал выстрелить прямо в вас и вы бы заме- тили это в момент выстрела, что бы вы сделали?» — «Я бы отско- чил в сторону»,— ответит ученик. Тогда учитель может сказать:
«Вам нет необходимости отскакивать, вы можете преспокойно лечь спать у себя в комнате и снова встать на другой день, прожить спокойно до совершеннолетия, выучиться торговле, достигнуть мое- го возраста, тогда только ядро станет к вам приближаться и вам нужно будет отскочить. Итак, видите, как велико расстояние от Солнца до Земли»,
Kaei в наше сознание посредством органов чувств от внеч него объекта, другая часть (и она может быть наи- бол1 шей) проникает изнутри, из недр нашего сознания. В с; щности, это простое констатирование того, что нерв- ные центры суть органы, реагирующие на чувственные впе' атления, и что, в частности, полушария наши пред- назг ачены для того, чтобы воспоминания о минувшем опыц'е могли участвовать в этой реакции. Конечно, та- каяь общая формулировка туманна. Если мы попытаем- ся Придать ей точное значение, то всегда естественнее все о будет предположить, что мозг реагирует по пу- тям! которые проложены впечатлениями предшествую- щего опыта и при возбуждении которых мы получаем вероятное восприятие, восприятие того, что прежде чаг,е всего вызывало аналогичную реакцию. Реакция полушарий выражается в возбуждении некоторых групп неявных путей токами, вызываемыми впечатлениями вне- шнего мира. Психологически этому физиологическому процессу соответствует своеобразный импульс, именно мы<Ьли о наиболее вероятном объекте восприятия. Далее в Анализе этого процесса мы едва ли можем идти.
^Галлюцинации. Мы видели, что между нормальным восприятием и иллюзией нет резкого различия, так как психофизиологические процессы, связанные с тем или другим явлением, тождественны. Последние виды ил- 'лкКзий, описанные нами, почти могут быть названы галлюцинациями. Рассмотрим теперь этот вид ложных во:приятий. Обыкновенно различие между галлюцина- ций и иллюзией мы усматриваем в том, что иллюзия порождается некоторым внешним объектом, при гал- люцинации же всякий объективный стимул отсутствует. МЭл сейчас увидим, что те ученые, которые отвергают нг^личие объективных стимулов при галлюцинации, оши- баются и что галлюцинации нередко бывают только крайним проявлением обыкновенного процесса восприя- тия, когда вторичная мозговая реакция ненормально перевешивает периферический стимул, вызывающий дея- тельность мозговых центров. Галлюцинации, как прави- ли!, появляются внезапно и не зависят от нашего произ- вела. Они обладают весьма различными степенями объ- ективной реальности. В этом отношении я должен пре- достеречь читателя от весьма распространенной невер- ной точки зрения: обыкновенно в галлюцинации видят о2)раз, ошибочно проектируемый человеком вовне. Но Годная галлюцинация есть нечто гораздо большее, чем с
образ, спроектированный в пространство. С субъектив- ной точки зрения галлюцинация есть ощущение столь же живое и столь же реальное, как и то, которое мы воспринимаем при наличии вне нас реального объекта. Вся разница лишь в том, что в одном случае восприни- маемый объект имеется, а в другом случае его нет.
Более слабые степени галлюцинации называются псевдогаллюцинациями. Определенное различие между теми и другими было сделано всего несколько лет назад. Псевдогаллюцннации отличаются от обычных продуктов памяти и воображения большей живостью, тонкостью, детальностью, устойчивостью, немотивированностью и самопроизвольностью в том смысле, что при всех усили- ях нашей душевной деятельности мы не в состоянии вызвать псевдогаллюцинации по собственному желанию, У Кандинского был больной, который после приема опиума или гашиша имел обильные псевдогаллюцина- ции. Так как этот больной обладал в то же время боль- шой силой зрительного воспроизведения и был обра- зованным врачом, то он легко мог сравнивать все три психических явления. Псевдогаллюцинации, хотя и про- ектируются вовне (обыкновенно не далее предельного отчетливейшего зрения, на расстоянии примерно фута от глаз), не имеют того характера объективной реаль- ности, которым обладают галлюцинации, но в то же время отличаются от образов зрительного воспроизве- дения почти полной невозможностью вызывать их по желанию. В огромном большинстве случаев «голоса», слышимые некоторыми лицами, суть псевдогаллюцина- ции независимо от того, вводят они в заблуждение дан- ное лицо или нет. Эти звуки описываются людьми, ко- торые их слышат, как «внутренний голос», хотя подоб- ный голос отличается от так называемой мысленной речи самого субъекта. Я знаю многих лиц, которые, спо- койно и внимательно прислушиваясь к «внутреннему голосу», слышат совершенно непредвиденные замечания. Указанные душевные состояния — обычное явление при умопомешательстве, они могут разрастись до живой и вполне объективированной галлюцинации; последняя как спорадическое явление довольно обыкновенна, а у некоторых индивидов бывает часто. Статистические све- дения о галлюцинациях, собранные Гэрнеем, привели к следующим результатам: примерно на каждые десять человек хоть один раз в жизни имел очень яркую гал- люцинацию. Следующий рассказ здоровой женщины
может дать понятие о том, что такое галлюцинация:
«Когда я была еще 18-летней девушкой, однажды вече- ром крупно поспорила с человеком значительно старше меня. В порыве раздражения я машинально взяла тол- стую костяную вязальную иглу, лежавшую на камине, и изломала ее во время разговора на мелкие кусочки. В разгаре спора мне очень захотелось узнать мнение моего брата, с которым я была дружна. Я обернулась и увидела его сидящим у противоположного конца сто- ла с руками, скрещенными на груди (что было мало свойственной ему позой): к великому моему смущению, я заметила на его губах саркастическую усмешку, ко- торая свидетельствовала о том, что он не сочувствует мне, о том, что он, как я бы сказала тогда, «не за ме- ня». Удивление охладило мой пыл — и спор прекратил- ся. Через несколько минут, желая заговорить с братом, я обернулась к нему, но не увидела его. Я спросила при- сутствующих, когда он вышел из комнаты; мне сказали, что его вовсе здесь не было; я не поверила, думая, что он вошел в комнату на минуту и вышел из нее, не бу- дучи никем, кроме меня, замечен. Часа через полтора он вернулся домой и не без труда убедил меня, что це- лый вечер находился вдали от дома».
Галлюцинации при горячечном бреде представляют смесь псевдогаллюцинаций, настоящих галлюцинаций и иллюзий. В этом отношении они сходны с галлюцина- циями, вызванными опиумом, гашишем или белладон- ной. Самая обыкновенная галлюцинация заключается в том, что вы слышите, как вас кто-то называет по име- ни. Почти половина спорадических случаев, собранных мной, относится к этому типу.
Галлюцинация и иллюзия. Галлюцинации легко вы- зываются словесным внушением у лиц, подверженных гипнозу. Покажите такому человеку пятно на листе бу- маги и скажите, что это фотографический портрет гене- рала Гранта, и испытуемый увидит на месте пятна фо- тографию. Пятно придает объективный характер обра- зу, а внушенное понятие о генерале сообщает пятну определенную форму. Заставьте испытуемого рассмат- ривать пятно сквозь увеличительное стекло; удвойте •изображение пятна при помощи призмы или надавли- вая на глазное яблоко, отразите пятно в зеркале, пере- верните вверх ногами, наконец, сотрите его, и пациент скажет, что «портрет» увеличился в размерах, удвоился, отразился в зеркале, был перевернут и, наконец, исчез.
Согласно психологической терминологии Бинэ, пятно на бумаге есть внешнее point de repere (опорная точка), которое необходимо для того, чтобы придать внушен- ному образу характер объективной реальности, и без которого испытуемый получит только мысленный образ предмета. Бинэ показал, что подобные периферические points de repere играют роль в огромном количестве не только гипнотических галлюцинаций, но и галлюцина- ций душевнобольных. У последних галлюцинации быва- ют нередко односторонними, т. е. пациент слышит «го- лоса» только с одной стороны или видит какую-нибудь фигуру, только когда один его глаз открыт.
В подобных случаях весьма часто удавалось вполне точно доказать, что болезненный процесс во внутреннем ухе или помутнение преломляющих свет жидкостей в глазу были начальным стимулом для того нервного то- ка, который, проникнув в пораженные слуховые или зрительные центры, вызвал своеобразные психические явления в виде известных идей. Галлюцинации, получен- ные таким путем, суть иллюзии, и теория Бинэ, утверж- дающего, что всякая галлюцинация имеет первоначаль- ным стимулом периферическое раздражение, может быть названа попыткой свести галлюцинации и иллюзии к общему типу, именно к тому, к которому принадлежит нормальное восприятие. Согласно Бинэ, и в восприятии, и в галлюцинации, и в иллюзии мы получаем отличаю- щееся большой живостью ощущение при посредстве то- ка, идущего от периферических нервов. Ток может быть крайне слаб, но все-таки может оказаться достаточно сильным, чтобы возбудить максимальный процесс дезин- теграции в нервных клетках (см. главу XIX) и придать воспринимаемому объекту характер вовне существую- щей реальности. Природа воспринимаемого объекта всецело обусловлена системой возбужденных нервных путей. Во всяком случае известная сторона объекта создается под влиянием органа чувств, остальное кон- струируется возбуждением центральных частей. Но пу- тем самонаблюдения мы не можем вскрыть, что именно в воспринимаемом объекте периферического и что цент- рального происхождения, и характеризуем этот объект просто как результат реакции мозга на внешнее раздра- жение, не разлагая этот результат на составляющие элементы.
Теория Бинэ дает объяснение огромного количества случаев, но, конечно, не всех. Призма не всегда удваи- вает призрачный образ, и последний не всегда исчезает при закрывании глаз. С точки зрения Бинэ, ненормаль- но, сильно возбужденная часть мозговой коры порож- дает природу возникающего перед сознанием объекта, а периферический орган чувств сам по себе может со- общить образу достаточно сильную интенсивность, бла- годаря которой образ кажется спроектированным в ре- альное пространство. Но ведь интенсивность есть только известная степень напряжения ощущения. Почему же, спрашивается, в исключительных случаях эта степень напряжения не может быть вызвана причинами только центрального происхождения? Тогда мы имели бы из- вестные галлюцинации, вызываемые центральным воз- буждением, наряду с галлюцинациями, получаемыми посредством периферического возбуждения, которые только и допускаются, согласно теории Бинэ. Но, вооб- ще говоря, не лишено вероятия, что галлюцинации чи- сто центрального происхождения действительно суще- ствуют. Другой вопрос, как часто они встречаются. Су- ществование галлюцинаций, поражающих сразу несколь- ко органов чувств, уже служит доводом в пользу нашего соображения. Ибо если мы допустим, что образ чело- века, видимый нами в галлюцинации, имеет для себя point de repere во внешнем мире, то голос этого чело- века, слышимый нами, должен иметь своим источником центральное возбуждение.
Спорадические случаи галлюцинации, испытываемой раз в жизни (случаи, по-видимому, весьма обыкновен- ные), трудно вполне уяснить при помощи какой бы то ни было из существующих теорий. Нередко эти галлю- цинации бывают весьма сложны, и тот факт, что мно- гие из них подтвердились в опыте (т. е. галлюцинатор- ные. явления совпали с реальными событиями, каковы несчастья, смерть и т. д., которые постигали лиц, уви- денных в галлюцинации), дополнительно осложняет это явление. Первое строго научное исследование явле- ний галлюцинации во всех возможных ее видах, иссле- дование, опирающееся на массу эмпирических данных, было предпринято Гэрнеем и продолжается другими членами Общества психологических изысканий (Society for Psychical Research), и статистические материа- лы собираются теперь в различных странах под ру- ководством Международного конгресса эксперименталь- ной психологии. Можно надеяться, что дружные усилия многих научных исследователей приведут к прочным
Date: 2015-07-01; view: 369; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|