Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий взгляд на непроизвольное течение мыслей. 3 page





Я обстоятельно расспрашивал многих опытных акте-
ров, и все они единогласно утверждают, что заучивание
ролей весьма мало облегчает дело. По их словам, это
только развивает способность разучивать роли систе-
матически. Опыт сообщил актерам богатый запас инто-
наций, экспрессии и жестов; это облегчает разучивание
новых ролей, в которых возможно применить запас, на-
копленный так же, как накоплены купцом его знания о

ценности товаров, атлетом — познания по части гим-
настической ловкости; новые роли благодаря практике
заучиваются легче, но при этом прирожденная воспри-
имчивость нисколько не совершенствуется, а, наоборот,
слабеет с годами.

Здесь запоминание облегчается вдумчивостью. Точ-
но так же, когда школьники совершенствуются в заучи-
вании наизусть, я уверен, что на поверку причиной со-
вершенствования всегда окажется способ заучивания
отдельных вещей, представляющих относительно боль-
ший интерес, большую аналогию с чем-нибудь уже зна-
комым, воспринятым с большим вниманием и т. д., но
отнюдь не укрепление физиологической силы восприим-
чивости. Заблуждение, которое я имею в виду, прони-
кает наскозь полезную и интересную в других отноше-
ниях книгу «Как нужно укреплять память» Гольбрука
из Нью-Йорка. Автор не различает общей физиологи-
ческой восприимчивости и восприимчивости к опреде-
ленным явлениям и рассуждает так, как будто и та и
другая должны совершенствоваться при помощи одних
и тех же средств.

«Я лечу теперь,— говорит он,— старика, страдающе-
го потерей памяти, который не замечал, что память
его быстро слабеет, пока я не обратил на это внима-
ния. В настоящее время он употребляет энергичные
усилия для восстановления памяти, и не без некоторого
успеха. Метод лечения заключается в том, чтобы еже-
дневно по два часа — час утром и час вечером — упраж-
нять память. Пациент в это время сильно напрягает
внимание, чтобы воспринимаемое ярко запечатлевалось
в уме. Каждый вечер он должен припоминать все собы-
тия минувшего дня и повторять то же на следующее
утро. Каждое услышанное имя ему следует записывать
и стараться запомнить, возобновляя его в уме время от
времени. Еженедельно он должен запоминать до десяти
имен государственных деятелей. Ежедневно ему надо
заучивать стихи из поэтических произведений и из Биб-
лии. Он должен также запоминать время от времени
номер страницы в какой-нибудь книге, где сообщается
интересный факт. С помощью этих упражнений и неко-
торых других приемов ослабевшая память пациента на-
чинает снова оживать».

Я склонен думать, что память этого несчастного ста-
рика если и улучшилась, то лишь в отношении частных
фактов, которые доктор заставляет его запоминать, и в


некоторых других отношениях: во всяком случае эти не-
сносные упражнения не повысили его общей восприим-
чивости.

Усовершенствование памяти. Итак, все улучшение
памяти заключается в усовершенствовании привычных
методов запоминания фактов. Таких методов три: меха-
нический, рациональный и технический. Механический
метод заключается в усилении интенсивности, увеличе-
нии и учащении впечатлений, подлежащих запомина-
нию. Современный способ обучения детей грамоте при
помощи письма на классной доске, при котором каждое
слово запечатлевается в сознании при посредстве четы-
рех путей — глаз, ушей, голоса и рук, представляет со-
бой образец усовершенствованного механического запо-
минания. Рациональный метод запоминания есть не
что иное, как логический анализ воспринимаемых явле-
ний, группировка их в определенную систему по клас-
сам, расчленение их на части и т. д. Любая наука мо-
жет быть примером такого метода.

Немало придумано технических, искусственных мето-
дов для запоминания. При помощи искусственных си-
стем можно нередко удерживать в памяти такую массу
совершенно бессвязных фактов, такие длинные ряды
имен, чисел и т. д., какие невозможно запомнить есте-
ственным путем. Метод заключается в механическом
заучивании какой-нибудь группы символов, которые
должны быть твердо навсегда удержаны в памяти. За-
тем то, что должно быть заучено, связывается путем
нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из
заученных символов, и эта связь впоследствии облегча-
ет припоминание. Наиболее известный и употребитель-
ный из искусственных приемов мнемоники — цифровой
алфавит. Предназначается он для запоминания рядов
чисел. Каждой из десяти цифр в нем соответствует од-
на или несколько букв. Число, которое надо запомнить,
выражают в буквах, из которых легко составить слова,
слова по возможности подбирают так, чтобы они на-
поминали чем-нибудь о предмете, к которому относится
число. Таким образом, слово сохранится в памяти даже
тогда, когда число будет совершенно забыто '. Недавно


' Вот цифровой алфавитэ
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

изобретенный метод Луазетта не столь механичен, он
основан на образовании ряда ассоциаций с объектом,
который желательно запомнить.

Узнавание. Если с известным явлением мы встреча-
емся часто и в связи со слишком многочисленными и
разнообразными окружающими элементами, то, несмот-
ря на соответственно легкое воспроизведение его, мы
не можем поставить такое явление в связь с определен-
ной обстановкой и, следовательно, отнести к какой-то
дате в прошлом. Мы узнаем, но не вспоминаем его: ас-
социации, связанные с ним, слишком многочисленны и
.неопределенны. Такой же результат получается, когда
локализация в прошлом слишком смутна. Мы чувству-
ем, что видели где-то данный объект, но где и когда —
совершенно не помним, хотя нам кажется, что вот-вот
сейчас мы вспомним это. Что нарождающиеся, слабые
возбуждения мозга могут вызывать нечто в сознании,
можно наблюдать на себе, когда стараешься припом-
нить имя. Оно в таком случае, что называется, вертится
на языке, но не приходит на ум. Аналогичное чувство
сопровождает «воспризнание», когда ассоциации, свя-
занные с данным объектом мысли, делают его для нас
знакомым, но неизвестно почему.

Есть курьезное душевное состояние, которое, веро-
ятно, всякому приходилось испытывать на себе. Это то
чувство, когда кажется, что^ переживаемое в данную ми-
нуту во всей полноте переживалось когда-то прежде,
когда-то мы говорили буквально то же самое на том же
самом месте, тем же лицам и т. д. Это чувство «пред-
существования» душевных состояний долгое время ка-
залось чрезвычайно загадочным и служило поводом к
многочисленным истолкованиям. Виган усматривал при-
чину его в диссоциации деятельности мозговых полу-
шарий. Согласно предположению Вигана, одно из них


начинало немного позже осознавать внешние впечатле-
ния, отставало, так сказать, от другого. По-моему, та.^
кое объяснение нисколько не устраняет загадочности
явления. Неоднократно наблюдая его на себе, я пришел
к заключению, что оно представляет собой неясное при-
поминание, в котором одни элементы возобновились пе-
ред сознанием, а другие нет. Элементы прошлого состоя-
ния, не сходные с настоящим, не оживают сначала на-
столько, чтобы мы могли отнести это состояние к опре-
деленному прошлому. Мы только осознаем настоящее,
связанное с каким-то общим намеком на прошлое. Точ-
ный наблюдатель психологических явлений Лацарус ис-
толковывает это явление так же, как и я. Достойно вни-
мания, что настоящее кажется повторением прошлого
лишь до тех пор, пока ассоциации, связанные с анало-
гичным прошлым, не станут вполне отчетливы.

Забвение. Для нашего интеллекта забвение состав-
ляет такую же важную функцию, как и запоминание.
Полное воспроизведение, как мы видели, сравнительно
редкий случай ассоциации. Если бы мы помнили реши-
тельно все, то были бы в таком же безвыходном поло-
жении, как если бы не помнили ничего. Припоминание
факта требовало бы столько же времени, сколько про-
текло его на самом деле от появления этого факта до
момента припоминания. Таким образом, мы никогда бы
не двигались вперед в нашем мышлении. Время при
припоминании подвергается тому, что Рибо называет
укорочением. Оно обусловлено пропусками огромного
количества фактов, заполнявших данный временной
промежуток. «Таким образом,— говорит Рибо,— мы
приходим к парадоксальному выводу: забвение есть
одно из условий запоминания. Без полного забвения
громадного количества состояний сознания и без вре-
менного забвения весьма значительного количества впе-
чатлений мы совершенно не могли бы запоминать. Заб-
вение, за исключением некоторых его форм, не есть
болезнь памяти, но условие ее здоровья и живости».


Патологические условия. Лица, подвергнутые гипно-
зу, забывают все, что с ними происходило во время
транса. Но при следующих таких состояниях они неред-
ко помнят, что с ними было в предшествующий раз.
Здесь наблюдается нечто подобное раздвоению лично-
сти, при котором связность существует лишь между от-
дельными состояниями каждой из личностей, но не
между самими личностями. В этих случаях чувствитель-

ОЛЛ

ность нередко бывает у той и другой личности различ-
на: во «вторичном» состоянии пациент нередко находит-
ся как будто под анестезией. Жанэ доказал, что его па-
циенты припоминали в состоянии нормальной чувсгви-
тельности те факты, которых не помнили в состоянии
анестезии. Например, он временно восстанавливал их
чувство осязания при помощи электрического тока, пас-
сов и т. д. и заставлял больных брать в руки различные
предметы: ключи, карандаши—или делать некоторые
движения, например креститься. При возвращении ане-
стезии они совершенно не помнили об этом. «Мы ниче-
го не брали в руки, ничего не делали» — вот обычный
ответ пациентов. Но на другой день, когда их нормаль-
ная чувствительность была восстановлена, они отлично
помнили, что делали в состоянии анестезии и какие ве-
щи брали в руки. Все эти патологические явления по-
казывают, что область возможного припоминания го-
раздо шире, чем мы думаем, и что в некоторых случаях
кажущееся забвение еще не дает права говорить, что
припоминание абсолютно невозможно. Впрочем, это еще
не основание для парадоксального вывода о том, будто
абсолютного забвения впечатлений нет.

Глава XIX. Воображение

Что такое воображение? Однажды испытанные ощуще-
ния так изменяют нашу нервную организацию, что вос-
произведение этих ощущений, их копии возникают в со-
знании, когда первоначально вызывавшее их внешнее
раздражение уже отсутствует. Впрочем, никакое ощу-
щение не может быть воспроизведено в сознании, если
оно первоначально не было вызвано прямо раздраже-
нием извне,

Слепому могут сниться цвета, глухому — звуки мно-
го лет спустя после потери зрения или слуха, но глу-
хорожденный никогда не будет в состоянии представить
себе звук или слепорожденный — цвет. Повторяя при-
веденные выше слова Локка, мы можем сказать, что
«ум не может образовать внутри себя ни одной простой
идеи». Оригиналы для простых идей должны быть по-
черпнуты извне. Фантазия, или воображение, суть на-
звания, данные способности воспроизводить копии од-
нажды пережитых впечатлений. Воображение называ-
ется репродуктивным, когда эти копии буквальны, и



продуктивным (или конструктивным), когда элементы
различных первоначальных впечатлений сочетаются вме-
сте и образуют новое целое. Репродуктивные образы
со всей их конкретной обстановкой, которая позволяет
определить время соответствующего им в прошедшем
восприятия или объекта мысли, оживая перед созна-
нием, являются воспоминанием. Мы только что позна-
комились с механизмом воспоминаний. Когда образы
не относятся ни к какому определенному времени и не
представляют вполне точной копии какого-либо преж-
него восприятия, мы имеем дело с продуктами вообра-
жения в собственном смысле слова.

Живость зрительного воображения у различных лю-
дей различна.
Наши образы минувшего опыта могут
отличаться полнотой и отчетливостью или быть неясны,
неточны и неполны. Весьма вероятно, что многие фило-
софские разногласия, например разногласие Локка и
Беркли по поводу абстрактных идей, находили поддерж-
ку в индивидуальных различиях способности вообра-
жения, благодаря которым у одних лиц продукты вооб-
ражения бывают полнее и точнее, у других — бледнее и
туманнее. Локк утверждал, что мы обладаем общей
идеей треугольника, которая не должна быть ни прямо-
угольным, ни равносторонним, ни равнобедренным, ни
неравносторонним треугольником, но каждым из них
вместе и ни одним в частности. Беркли говорил по это-
му поводу следующее: «Если есть на свете человек, ко-
торый может образовать в своем уме такую идею тре-
угольника, то спорить с ним совершенно бесполезно, и я
не намерен этого делать. Я хочу только, чтобы читатель
уяснил себе хорошенько, может ли он представить себе
подобную идею или нет».

До самого последнего времени большинство филосо-
фов предполагали, что существует прототип человече-
ского ума, на который походят все индивидуальные умы,
и что относительно способности воображения можно
высказывать положения, применимые равно ко всем лю-
дям. Но в настоящее время масса новых психологиче-
ских данных обнаружила полную несостоятельность
этого взгляда. Нет «воображения» — есть «воображе-
ния», и их особенности необходимо изучить под-
робно.

В 1880 г. Гальтон собрал статистические материалы
по этому вопросу, что, можно сказать, составило эпоху
в описательной психологии. Он обратился к огромному

количеству лиц с просьбой описать воспроизведенное
представление обстановки, окружавшей их во время
завтрака в какое-нибудь утро. Вариации были весьма
значительными, и, как это ни странно, оказалось, что в
среднем выдающиеся ученые обладают меньшей силой
зрительного воспроизведения по сравнению с молодыми,
ничем особенно не выдающимися субъектами. (Подроб-
ности см.: Гальтон. «Исследование человеческих способ-
ностей».)

Я сам в продолжение многих лет собирал от каж-
дого из моих студентов описание силы их зрительного
воспроизведения и нашел (наряду с некоторыми курь-
езными аномалиями) соответствующие случаи для всех,
приводимых Гальтоном. Для примера я дам два случая,
представляющих крайние типы наибольшей и наимень-
шей силы зрительного воспроизведения. Авторы этих
сообщений—двоюродные братья, внуки выдающегося
ученого. Вот что пишет первый из них, обладающий
наибольшей силой зрительного воспроизведения: «Кар-
тина моего завтрака бывает и смутной, и ясной в моем
воображении. Она смутна и тускла, когда я пытаюсь
воспроизвести ее с открытыми глазами, направленными
на какой-нибудь предмет. Она в высшей степени отчет-
лива и ярка, когда я представляю ее себе с закрытыми
глазами. Все подробности этой картины для меня од-
новременно ясны, но, когда я направляю внимание на
какую-нибудь из них, она представляется мне еще от-
четливее. Всего легче я воспроизвожу в памяти цвета;

если бы, например, мне нужно было припомнить блюдо,
украшенное цветами, я был бы в состоянии точно вос-
произвести их красками и т. д. Цвет всего бывшего на
утреннем столе представляется чрезвычайно живо. Об-
ширность моих зрительных воспроизведений весьма ве-
лика. Я представляю себе все четыре стены моей ком-
наты и все четыре стены каждой из четырех остальных
комнат с такой отчетливостью, что, если бы вы меня
спросили, где лежит такая-то вещь, или попросили меня
сосчитать стулья и т. п., я тотчас же сделал бы это без
малейшего колебания.

Чем более я учу наизусть, тем яснее представляю
себе образы прочитанных мною страниц. Перед тем как
произносить наизусть одну строчку заученного, я вижу
ее и следующие за ней строки, так что могу цитировать
их медленно слово за словом, но ум мой так занят со-
зерцанием образа печатных строк, что я совершенно не


знаю смысла произносимых мною слов. Когда я впер.
вые заметил в себе такую особенность, то сначала по-
думал, что это обусловлено несовершенным знанием
выученного наизусть. Но в конце концов я убедился, что
действительно вижу страницу. Сильнейшим доводом в
пользу того, что это так, я думаю, может служить сле-
дующий факт: я могу мысленно осматривать страницу
и видеть начальные слова каждой строчки и от любого
из них могу читать строчку далее. Мне гораздо легче
делать это, если начальные слова идут одно под другим
по прямой линии, чем если они отступают в сторону.
Например:

(Лафонтен)

И вот что пишет студент с наименьшей силой зри-
тельного воспроизведения: «Моя сила зрительного вос-
произведения, насколько я могу судить, очень слаба по
сравнению с окружающими людьми и имеет некоторые
особенности. Я представляю себе любое минувшее собы-
тие не в виде отчетливых образов, но в виде панорамы,
в которой детали как бы просвечивают сквозь густой
туман. Закрыв глаза, я не могу представить себе ка-
кую-нибудь из деталей, хотя несколько лет тому назад
я еще был в состоянии делать это, после чего указан-
ная способность, по-видимому, мало-помалу совершенно
исчезла. При самых жявых моих сновидениях, когда
грезы представляются мне вполне реальными фактами,
я нередко бываю поражен помутнением зрения, и обра-
зы фантазии становятся для меня неясными. Попытки
представить себе обстановку завтрака не привели меня
ни к каким определенным результатам. Все казалось
мне туманным. Я даже не могу сказать, что я видел.
Я не мог бы назвать число стульев в комнате, если бы
не знал случайно, что их десять. Я ничего не вижу в
деталях. Всего характернее то, что я даже не могу
сказать в точности, что я вижу. Насколько я припоми-
наю, окраска предметов в воспроизведении бывает та

у^е что и в восприятии, только сильно полинявшая.
быть может, всего отчетливее я вижу цвет скатерти на
столе, и, может быть, был бы в состоянии видеть цвет
обоев, если бы помнил его».

Люди, обладающие значительной силой зрительного
воспроизведения, с трудом понимают, как могут думать
лица, лишенные этой силы. Без сомнения, некоторые не
обладают способностью зрительного воспроизведения
в сколько-нибудь значительной степени; они не скажут,
что видят стол, но скажут, что помнят его и знают, что
на нем стояло. Психический материал, из которого со-
стоит это «знание», по-видимому, исключительно наз-
вания. Но если при помощи слов «кофе», «ветчина»,
«булки», «яйца» и т. п. можно так же легко объяснять-
ся с кухаркой, платить по счетам и заказывать обед на
завтра, как и при помощи зрительной и вкусовой памя-
ти, то нет основания с практической точки зрения счи-
тать зрительную память особенным преимуществом.

В сущности, словесная память для большинства жи-
тейских целей даже лучше памяти, богатой яркими об-
разами. Важным элементом в мышлении является соче-
тание терминов в посылках для образования заключе-
ния, благодаря чему словесное мышление всего скорее
содействует образованию вывода, так как слова (произ-
несенные вслух или нет — безразлично) — наиболее
сподручный материал для процессов мышления. Они
не только чрезвычайно легко оживают в памяти, но и с
большей легкостью, чем какие-либо другие впечатления
опыта. Если бы это не было так, то невозможно было
бы объяснить следующее: чем старше люди и чем бо-
лее они известны в качестве мыслителей, тем более у
них утрачена зрительная память, как это, например, на-
шел Гальтон у членов Королевского ученого общества.

Звуковые образы. Как и сила зрительного воспроиз-
ведения, сила звукового воспроизведения у разных лиц
бывает весьма различной. Люди с преобладанием зву-
кового воспроизведения были названы Гальтоном
audiles. По словам Бинэ, этот тип встречается реже, чем
лица со зрительной памятью.

Лица слухового типа воспроизводят объекты мысли
в звуках. Чтобы выучить урок, они стараются запомнить
не страницу, на которой он записан, а звуки голоса, от-
вечающего его вслух; они и мыслят, и припоминают
ухом. Производя в уме сложение, они повторяют про
себя названия чисел и, так сказать, складывают с по-


мощью одних звуков, не помышляя о цифрах. Конструк.
тивное воображение у таких лиц также бывает слухо-
вое. «Когда я пишу комедию,— сказал Легуве Скрибу,—
вы ее смотрите, но я ее слушаю. Когда я пишу фразу, я
слышу голос произносящего ее. Ваши актеры говорят,
жестикулируют перед вашими глазами: вы — зритель, а
я — слушатель».— «Совершенно справедливо,— заметил
Скриб,— знаете ли вы, где я нахожусь, когда пищу
пьесу? В середине партера».

Очевидно, чисто слуховой тип, развивая лишь одну
из своих способностей, может довести слуховую память
до чудовищных размеров. Так, Моцарт, прослушав всего
два раза «Miserere» Сикстинской капеллы, запомнил
его наизусть; Бетховен, став глухим, сочинял и мыслен-
но повторял про себя огромные симфонические произ-
ведения. В то же время человек, принадлежащий к слу-
ховому типу (так же как человек чисто зрительного ти-
па) подвержен серьезной опасности в случае потери
слуховых образов, ибо это для него будет почти равно-
сильно потере умственных способностей, j

Образы мышечного чувства. Штриккер, который, по-
видимому, принадлежит к моторному типу, т. е. облада-
ет чрезвычайно развитой двигательной формой вообра-
жения, дал тщательное описание этого способа воспро-
изведения. Его воспоминания о собственных движениях
и о движениях окружающих предметов всегда сопро-
вождаются определенными мышечными ощущениями
в тех частях тела, которые могли бы сами произвести
какое-нибудь движение или воспринимали движение
внешнего предмета. Например, думая о маршировке
солдат, ему казалось, будто он помогал образу двигать-
ся, напрягая мышцы собственных ног; когда он пытался
подавить симпатическое мышечное напряжение в ногах
и направлял все внимание на воображаемого движу-
щегося солдата, последний вдруг останавливался как бы
парализованным. Вообще, всякое движение в воображае-
мых им предметах немедленно парализуется, как толь-
ко ощущения движения в соответствующих членах или
глазах Штриккера прекращаются. Главнейшая роль в
его душевной жизни принадлежит ощущениям движе-
ний, необходимых для членораздельной речи. «Когда
по окончании какого-нибудь эксперимента,— говорит
он,— я начинаю словесно описывать его, то обыкновен-
но мне приходится лишь повторять слова, которые я уже
заранее ассоциировал с различными деталями моих

опытов во время их осуществления, ибо мысленная речь
играет во всех моих внешних впечатлениях такую огром-
ную роль, что я, можно сказать, воплощаю их в слова,
едва успев воспринять извне».

Многие лица на вопрос, в какой форме представля-
ют они себе слова, отвечали: «В форме звуковых обра-
зов». Только при большем сосредоточении внимания на
процессе, когда они представляют слова, испытуемые
замечают, что им довольно трудно определить, какие
образы в этот момент преобладают в их воображении:

слуховые или моторные, связанные с движениями орга-
нов речи. Чтобы преодолеть затруднение, Штриккер
предлагает открыть немного рот и постараться предста-
вить себе слово, в котором были бы губные или зубные
звуки («папирус», «Дидона»). Для большинства людей
такое представление сначала смутно, подобно тому как
произнесение этих слов с раскрытыми губами невнятно.
Многие не могут ясно представить себе этих слов с
раскрытыми губами, другим это удается лишь после
предварительных попыток. Опыт показывает, до какой
степени наши словесные представления тесно связаны
с ощущениями движений губ, языка, гортани и т. д. Бэн
говорит, что слабые движения в органах речи — это, в
сущности, материал для памяти, интеллектуальное про-
явление, идея речи. У лиц со слабой слуховой памятью
моторный способ представления ограничивает, по-види-
мому, весь запас словесного мышления. Штриккер го-
ворит, что в состав представлений слов, о которых он
думал, не входили никакие слуховые образы.

Осязательные образы. У некоторых лиц осязательный
способ воспроизведения развит весьма сильно. Самые
живые осязательные образы возникают в нас, когда мы
остерегаемся какого-нибудь местного повреждения или
когда видим, как оно наносится другому. В таких слу-
чаях мы можем вполне отчетливо испытывать соответ-
ствующие болевые ощущения, сопровождаемые физио-
логическими явлениями вроде так называемой гусиной
кожи, бледности, красноты и других результатов реаль-
ного мышечного сокращения в мнимо пораженном ме-
сте. «Один образованный человек,— говорит Мейер,—
рассказывал мне, как однажды он был испуган тем, что
отдавил дверью палец своему маленькому ребенку.
В момент испуга отец почувствовал сильнейшую боль в
соответствующем своем пальце, и боль эта продолжа-
лась целых три дня»,


Воображение слепоглухонемой, вроде Л. Бриджмен
должно состоять исключительно из осязательных и мо-'
торных образов. Все слепые принадлежат к осязатель-
ному и моторному типам. Когда молодому человеку, у
которого Франц снял с глаз катаракту, после операции
показали начерченные геометрические фигуры, он не
смог составить себе идею квадрата и круга, пока не
проверил зрительных впечатлений осязательными, про-
ведя пальцами по контурам фигур, как бы ощупав их,
подобно реальным предметам.

Патологические особенности. Изучение афазии за
последние годы показало, как неожиданно глубока раз-
ница в формах воображения у отдельных индивидов.
У одних материалы мысли, если можно так выразиться,
состоят преимущественно из зрительных образов, у дру-
гих — из слуховых или моторных, у большинства же ~
из равномерной смеси всяких образов. Последние — ин-
дифферентные типы, согласно выражению Шарко. По-
нятно, что одно и то же повреждение мозга может раз-
лично воздействовать на лиц, принадлежащих к раз-
ным типам воспроизведения. У одного поражение затра-
гивает весьма важную для него группу нервных путей
и парализует ее деятельность, для другого поражение
тех же нервных путей несущественно.

Особенно интересен случай, опубликованный Шарко
в 1883 г. Пациентом был купец, прекрасно образован-
ный человек, принадлежавший к типу с наивысшей си-
лой зрительного воспроизведения. Из-за какого-то бо-
лезненного процесса в мозгу он внезапно потерял зри-
тельную память, вместе с тем его умственные способ-
ности несколько ослабели, оставаясь, впрочем, вполне
нормальными. Вскоре он заметил, что может продол-
жать дела, применяя свою память совершенно иным пу-
тем, и ясно описал отличие нового состояния от преж-
него. Всякий раз, как он возвращался в А., куда ему
часто приходилось ездить по торговым делам, ему ка-
залось, что он въезжает в незнакомый город. Он осмат-
ривал памятники, дома и улицы с таким же удивлени-
ем, с каким он осматривал бы никогда не виданный
прежде город. Когда его попросили описать главное
общественное место в А., он ответил: «Я знаю, что та-
кое место есть в городе, но не могу представить его
себе и ничего не могу сказать о нем». Так же точно он
не помнил ни лиц своей жены, ни детей. Даже после
того как он пробыл с ними в новом состоянии некото-

рое время, он все-таки не мог к ним привыкнуть. Он
забывал даже собственное лицо, и однажды заговорил
со своим отражением в зеркале, приняв его за отраже-
ние другого человека,

Пациент жаловался также на потерю цветовой па-
мяти. «Я знаю, что у моей жены черные волосы, но
припомнить этот цвет, а также наружность и черты ли-
ца жены я не в состоянии». Зрительная амнезия у него
распространилась и на все объекты прошлого опыта,
начиная с детства: например, отцовский дом, где он про-
вел юные годы, он не узнавал. Кроме потери зритель-
ной памяти, в нем не замечалось никаких ненормаль-
ностей. Отыскивая что-нибудь в своей корреспонденции,
он, как и все нормальные люди, перебирает полученные
письма, пока не находит нужного. Из «Илиады» он пом-
нит лишь несколько первых стихов и должен долго
рыться в памяти, чтобы процитировать несколько строк
из Гомера, Вергилия или Горация. Складывая числа,
он нашептывает их себе. Он вполне ясно понимает, что
должен поддерживать память, пользуясь слуховыми об-
разами, которые запоминаются им с трудом. Слова и
фразы, припоминаемые им, звучат, как эхо, в его ушах,
что составляет для него совершенно новое ощущение.







Date: 2015-07-01; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию