Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критические замечания и современные разработки. Хотя взгляды Пиаже на когнитивное развитие доминирова­ли в области психологии развития на протяжении последних 40 лет





Хотя взгляды Пиаже на когнитивное развитие доминирова­ли в области психологии развития на протяжении последних 40 лет, разумеется, у него были и свои критики. Некоторые из них прежде всего выражали сомнение в правильности самого понимания Жаном Пиаже хода когнитивного развития, кото­рый представлялся ему процессом, осуществляющимся диск­ретно, по стадиям. Многие теоретики в области научения были не согласны с Пиаже по этому вопросу и утверждали, что ин­теллектуальное развитие носит характер постепенности и в этом процессе нет какой-либо определенной четкой последователь­ности. Они считали, что когнитивные способности, как и вся­кое другое поведение, являются результатом моделирования и связаны с тем, как проходило обучение человека и каковы были сопутствующие этому обстоятельства.

Другие критики идей Пиаже утверждали, что возрастные пределы, в рамках которых Пиаже отмечал появление специ-

фических способностей, указаны им неправильно, а некоторые даже полагали, что определенные когнитивные умения могут присутствовать у ребенка уже при рождении. Способность «со­хранения предмета» была одной из таких, вызывающих много вопросов, проблем. Специалист по психологии развития Рене Байларже (Renee Baillargeon) и ее коллеги в серии оригиналь­ных опытов с использованием новой методологии исследова­ния показали, что уже маленькие дети в возрасте двух с поло­виной месяцев жизни обладают ранними формами «сохране­ния объекта» (Aguilar&Baillargeon, 1999; Baillargeon, 1987). Эта женщина-исследователь и другие психологи утверждали, что методы, использованные Пиаже, были слишком несовершен­ны, чтобы он мог правильно оценить способности очень ма­леньких детей. Дополнительные свидетельства того, что пред­ставление о постоянстве предмета может на самом деле быть врожденным, дает исследование Вилкокса, Нэдела и Россера (Wilcox, Nadel and Rosser (1996)). Эти авторы занимались недо­ношенными детьми, используя методы, подобные тем, кото­рые применяла Байларже, в целях проверить, могут ли такие дети правильно запомнить местонахождение исчезающей из поля их зрения и вновь появляющейся игрушки (льва). Полу­ченные результаты не только показали, что дети в возрасте двух с половиной месяцев правильно запоминают местонахождение игрушки; более того, возможности недоношенных детей в этом плане не слишком отличались от результатов детей, рожденных в нормальный срок.

Идеи и открытия Пиаже оказывают влияние на научные от­крытия в самых разных областях психологии, причем этих сфер становится все больше. Об этом свидетельствует большое ко­личество статей, в которых ссылаются на книгу Пиаже, ставшую базой и для нашего обсуждения. В период 1997—2000-го годов появилось более 170 таких статей! Например, в статье Хэглоф-фа (Haggloff, 1999) работа Пиаже использовалась для того, что­бы помочь читателям лучше понять реакции маленьких детей, например, на то, что их отправляют в больницу и подвергают там активному медицинскому вмешательству. Эта информация важна для принятия врачами и родителями правильного реше­ния в таких, скажем, случаях, как вопрос о необходимой для ре­бенка операции, чтобы свести к минимуму текущие и будущие

психологические травмы и максимально облегчить ребенку адаптацию в первое время после больницы. В другом исследо­вании обнаружена связь между развитием представлений об объекте и проблемой сна у младенцев (Scher, Amir & Tirosh, 2000). Эта связь заключалась в том, что у 9-месячных детей, которые лучше осознавали постоянство предмета, было меньше трудно­стей со сном, чем у детей того же возраста, не столь успешных в освоении «сохранения объекта». (Если бы вы не были уверены, что все ваши вещи утром окажутся на своих местах, возможно, вы тоже спали бы не слишком хорошо!)







Date: 2015-07-01; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию