Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдать агрессию. совершать агрессию





Базовые материалы:

Bandura A., Ross, D. & Ross S. A. (1961). Transmission of agression through imitation of agressive models. Journal of Abnormal and Socisl Psychology, 63, 575-582.

Агрессия, во всем многообразии ее форм, бесспорно, яв­ляется величайшей социальной проблемой как в нашей стра­не, так и во всем мире. Поэтому она занимает одно из цент­ральных мест в психологических исследованиях. В течение многих лет на переднем крае этих исследований находились социальные психологи, главные интересы которых фокусиро­вались на взаимодействии людей. Одной из целей социальных психологов было само определение агрессии. На первый взгляд это может показаться относительно несложной зада­чей, но на самом деле дать адекватное определение агрессии далеко не так просто. Например, какие из следующих приме­ров вы могли бы назвать агрессивным поведением: Бой бок­серов на ринге? Кошка убивает мышь? Солдат стреляет в сво­его врага? Вы ставите крысоловку в своем подвале? Бой бы­ков? Перечень примеров, которые подходят или не подходят под определение агрессии, можно продолжать и продолжать. В результате, если бы вы обратились за консультацией к деся­ти социальным психологам, вы, вероятно, получили бы десять разных определений агрессии.

Многие исследователи от попыток согласовать определения агрессии перешли к решению более важной задачи — выявле­нию истоков человеческой агрессии. Вопрос, ответ на который нужно было искать, звучит так: «Почему люди совершают аг­рессивные действия?» В ходе становления психологической науки разрабатывались разные подходы к объяснению причин агрессии. Некоторые исследователи утверждали, что мы био­логически запрограммированы на агрессию таким образом, что с течением времени накапливается энергия агрессивного по­буждения, которая требует разрядки. Другие ученые главными детерминантами агрессивных реакций считали ситуационные факторы, такие как повторяющаяся фрустрация. Еще один под-

ход — возможно, наиболее широко признаваемый — состоит в том, что агрессия считается продуктом научения.

В одном из самых знаменитых и оказавших большое влия­ние на развитие психологии экспериментов продемонстриро­вано, как дети учатся быть агрессивными. Это исследование было проведено в 1961 году в Стэнфордском университете Аль­бертом Бандурой и его коллегами Дороти и Шейлой Росс. Бан­дура считается одним из создателей психологического направ­ления — так называемой «теории социального научения». Тео­ретики социального научения считают, что научение является главным фактором развития личности и что оно реализуется в процессе взаимодействий с другими людьми. Например, при взаимодействии подрастающего ребенка с его социальным ок­ружением важные для него люди, такие как родители и учите­ля, вознаграждают определенные формы поведения и игнори­руют или наказывают за другие. Бандура, однако, считал, что помимо влияния непосредственных вознаграждений и наказа­ний поведение существенным образом может формироваться посредством простого наблюдения и имитации (или модели­рования) поведения других людей.

Как вы можете видеть из названия статьи, представленного в качестве подзаголовка, Бандура и его коллеги сумели проде­монстрировать этот моделирующий эффект применительно к феномену агрессии. Это исследование получило широкую из­вестность в психологии как «эксперимент с куклой Бобо» по причинам, которые будут ясны чуть далее. Статья начинается с упоминания более раннего исследования, в котором было по­казано, что дети с готовностью подражают поведению взрос­лых моделей, находясь в их присутствии. Один из вопросов, ко­торый Бандура хотел выяснить в новом исследовании, — будет ли такое имитационное научение распространяться и на дру­гие ситуации, в которых модель не присутствует.







Date: 2015-07-01; view: 512; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию