Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Psychology, 38,168-172





Мы обсудим одно из множества исследований, проведен­ных Б. Ф. Скиннером, одним из самых влиятельных и широко известных психологов. Решить, каким образом представить Скиннера и какое из его исследований обсудить, задача не из легких. Понятно, что невозможно в одной короткой статье адек­ватно отобразить его вклад в психологическую науку. В конце концов, Скиннер считается отцом радикального бихевиориз­ма, является изобретателем знаменитого ящика Скиннера, ав­тором свыше дюжины книг и более 70 научных статей. Предла­гаемая для обсуждения статья с несколько юмористически зву­чащим названием «Суеверный голубь» была выбрана потому, что дает возможность обсудить основные теоретические воззре­ния Скиннера, содержит интересный пример его подхода к изу­чению поведения и предлагает объяснение «по-скиннеровски» хорошо знакомого всем нам поведения — суеверия.

Скиннера считают радикальным бихевиористом, посколь­ку он полагал, что все психологическое, по сути, является по­веденческим, включая как публичное (внешнее) поведение, так и личные (внутренние) события, такие как чувства или мысли. Хотя Скиннер и считал, что внутреннее поведение исследовать трудно, он признавал, что у нас имеется собственный субъек­тивный опыт переживания этого поведения. Однако он не рас­сматривал внутренние события, такие как мысли и эмоции, в качестве причин поведения, но скорее интерпретировал их как составляющую совокупности среды и поведения, которую он стремился объяснить (см. подробное обсуждение термина радикальный бихевиоризм у Michael, 1985, или Schneider and Morris, 1987). Таким образом, согласно Скиннеру, любое пове­дение, как внешнее, так и внутреннее, можно объяснить, изу­чив изменения в окружающей среде, которые оно производит.

Представляя теорию Скиннера в основных терминах, мож­но говорить так: в любой конкретной ситуации ваше поведе­ние, по всей вероятности, вызывает определенные послед­ствия. Некоторые из этих последствий, такие как похвала,

получение денег или удовлетворение от решения проблемы, приведут к тому, что это поведение с большей вероятностью будет повторяться в похожих ситуациях в будущем. Эти послед­ствия называют подкреплением. Другие последствия, такие как получение травмы или чувство неловкости или смущения, де­лают менее вероятным повторение вызвавшего их поведения в аналогичных ситуациях и называются наказаниями. Итак, эф­фекты отношений между поведением и окружающей средой — подкрепление (вознаграждение) и наказание соответственно (Morris, 1997). Подкрепление и наказание — два важнейших процесса, составляющих то, что Скиннер называл оперантньш обусловливанием и что можно схематически изобразить следу­ющим образом:

—*• Подкрепление = Научение

Ситуаций ---------- >• Поведение *• Последствия

—*• Наказание = Нет научений

Используя эту схему, Скикнер смог также объяснить, каким образом обусловленное поведение ослабевает и иногда исчеза­ет полностью.

Если определенное поведение некоторое время подкрепля­ется, а затем подкрепление прекращается, вероятность этого поведения постепенно уменьшается до тех пор, пока оно не пре­кратится вовсе. Этот процесс подавления поведения называет­ся угашением.

Вы можете легко заметить, что эти идеи для вас не такие уж новые. Мы дрессируем наших домашних животных, следуя тем же самым правилам. Вы даете собаке команду «сидеть», собака садится, и вы даете ей угощение. Через некоторое время собака будет садиться по вашей команде даже без всякого непосред­ственного вознаграждения. Вы применили принципы оперант-ного научения. Это очень мощная форма научения, и она эф­фективна в отношении всех животных; даже старые собаки на­учаются новым трюкам и — да! — даже кошки! Итак, если вы хотите, чтобы животное перестало что-то делать, все, что тре­буется, — это устранить подкрепление, и нежелательное пове­дение прекратится. Например, если ваша собака сидит около стола и клянчит что-то вкусное, это имеет свое объяснение (не­зависимо от того, что вы думаете, собаки не рождаются с гото-

вой привычкой выпрашивать вкусное со стола!). Вы обуслови­ли это ее поведение посредством подкрепления. Если вы хоти­те осуществить у гашение этого поведения, подкрепление долж­но быть полностью прекращено. В конце концов собака пере­станет попрошайничать. Между прочим, если кто-либо из членов семьи будет саботировать ваше стремление достичь уга-шения рефлекса у собаки и время от времени тайком ее чем-ни­будь угощать, угашение не произойдет никогда.


Скиннер утверждал, что любое человеческое поведение фор­мируется и поддерживается точно таким же образом. Однако определить, как и в какой последовательности будет развора­чиваться человеческое поведение, не всегда легко и просто. Хо­рошо известны утверждения Скиннера о том, что если другие психологи (сторонники когнитивного и гуманистического на­правлений) интерпретировали человеческое поведение как де­терминированное высокоразвитым сознанием и интеллектуаль­ными способностями, то это лишь потому, что они были не спо­собны точно определить подкрепления, которые создавали и поддерживали то или иное поведение. Если подобная точка зрения представляется утрированной, не забывайте, что пози­цию Скиннера называют радикальным бихевиоризмом и она всегда вызывала много ожесточенных споров.

Скиннер часто сталкивался со скептическим отношением. Он защищал свои взгляды, демонстрируя экспериментально, что способам поведения, считавшимся свойственными исклю­чительно человеку, можно научить и животных, например го­лубей или крыс. Одна из таких демонстраций была проведена в связи с утверждениями некоторых психологов о том, что суеве­рие — пример исключительно человеческого поведения. Эти утверждения подкреплялись тезисом, что суеверия предпола­гают человеческую познавательную активность (мышление, по­знание, рассуждение). Суеверие является убеждением по пово­ду чего-либо, и мы обычно не приписывали подобных убежде­ний животным. Скиннер, однако, считал, что суеверия — это определенные виды поведения, которые можно объяснить так же легко, как любое другое поведение, используя принципы оперантного обусловливания. С целью доказать это он провел эксперимент.







Date: 2015-07-01; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию