Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие исследования и современные разработки





В этой книге представлены еще два исследования, которые непосредственно основаны на теории классического обуслов­ливания И. П. Павлова. Дж. В. Уотсон выработал у 11-месяч­ного мальчика Альберта реакцию страха на белую крысу (и раз­личные меховые вещи), используя те же самые принципы, ко­торые Павлов использовал для обусловливания реакции слюноотделения у собак. Тем самым Уотсон продемонстриро­вал, как формируются эмоциональные реакции. Позднее Джо­зеф Вольпе (J. Wolpe) (см. главу 9 о психотерапии) разработал терапевтическую методику лечения интенсивных страхов (фо­бий), основанную на классическом обусловливании. Его рабо­та основывалась на предположении, что для ослабления реак­ции страха необходимо разорвать связь между условным и бе­зусловным стимулами.

Это направление исследований классического обусловлива­ния и фобий продолжается и в настоящее время. Например, в одной из работ показано, что у детей, чьи родители страдают определенными фобиями, могут развиваться такие же фобии

(в отношении, например, змей и пауков). Это происходит по­средством «косвенного» обусловливания, то есть через имита­цию поведения отца или матери, без какого-либо прямого кон­такта с порождающими страх объектами (Fredrikson, Annas & Wik, 1997). Более того, открытия Павлова по-прежнему исполь­зуются при лечении фобий как у взрослых, так и у детей (на­пример: King et al., 2000).

Примеры использования теории Павлова в психологических и медицинских работах слишком многочисленны, чтобы мож­но было здесь сколько-нибудь детально их обсудить. Вместо этого мы рассмотрим несколько дополнительных примеров ее практической значимости.

Обычной проблемой для фермеров по всему свету являются хищники, чаще всего волки и койоты, убивающие и поедаю­щие скот. В начале 1970-х годов были проведены исследования, нацеленные на поиск путей решения этой проблемы без необ­ходимости убивать хищников. Была использована техника клас­сического обусловливания по Павлову (см.: Gustafson, Garcia and Rusiniak, 1974). Волкам и койотам давали куски баранины, содержащие небольшие количества хлорида лития (БС) — хи­мического вещества, которое при попадании в организм вызы­вает болезненные расстройства. Когда хищники съедали такое мясо, у них начинались головокружение, тошнота и рвота (БР). После выздоровления голодных животных помещали в загон, в котором находились овцы. Волки и койоты начинали атако­вать овец (УС), но, почувствовав запах своей добычи, останав­ливались и оставались так далеко от нее, как только было воз­можно. Когда ворота загона открыли, хищники на самом деле убегали (УР) от овец! Как следствие этого и других подобных исследований, теперь среди фермеров стало обычной практи­кой использование метода классического обусловливания, что­бы держать волков и койотов на почтительном расстоянии от своих стад.

Потенциально важной областью исследований, связанных с классическим обусловливанием, является медицина. Суще­ствуют данные, что деятельность иммунной системы может быть изменена с помощью техник, основанных на классиче­ском обусловливании. Адер и Коэн (Ader & Cohen, 1985) дава­ли мышам воду, подслащенную сахарином (мыши любят такую

воду). Затем они стали давать им такую подслащенную воду в сочетании с инъекцией вещества, которое ослабляет у мышей иммунную систему. Когда затем этим же мышам давали пить подсахаренную воду без инъекции препарата, у животных по­являлись признаки иммуносупрессии, ослабления иммунной активности. В настоящее время проводятся исследования, цель которых состоит в том, чтобы определить, возможно ли обрат­ное. На лабораторных крыс воздействовали сильным запахом камфоры, после чего им делали инъекцию препарата, повыша­ющего иммунную активность. Первые результаты показали, что запах камфоры становится условным стимулом для повышен­ного иммунного функционирования.

Если подобная методика может быть эффективной в работе с людьми, а есть основания верить, что это так, то вскоре будет вполне возможно усиливать вашу сопротивляемость болезням (условная реакция) немедицинским способом, а именно по­средством воздействия условными стимулами. Например, если вы чувствуете, что у вас начинаются простуда или грипп, вы ставите специальный «повышающий иммунную активность» музыкальный диск на ваш CD-проигрыватель. Звучит музыка, и срабатывает условный рефлекс на этот стимул — ваша сопро­тивляемость повышается и останавливает начинающееся забо­левание.

Подтверждением сохраняющегося влияния открытий Павло­ва на современные психологические исследования может слу­жить тот факт, что за период 1997—2000-х годов (со времени пер­вого издания настоящей книги) более чем в 220 научных статьях были приведены цитаты из ранней книги Павлова, которые со­ставляют основу данного обсуждения. Одно особенно интерес­ное исследование было посвящено тому, как принципы класси­ческого обусловливания могут быть использованы, чтобы помочь людям преодолеть тревожность, состояние панического страха и стресса посредством изменения способов дыхательных движе­ний (Ley, 1999). Это исследование — пример нового подхода к лечению подобных нарушений, который называется респиратор­ной психофизиологией; данный подход основывается на том, что тело условно-рефлекторно противостоит начинающемуся состо­янию страха посредством изменения дыхания при слабом созна­тельном контроле со стороны индивида.

Date: 2015-07-01; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию