Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это не только о слюноотделении у собак!





Базовые материалы:

Pavlov I. P. (1927). Conditioned reflexes. London: Oxford University

Press.

Приходилось ли вам входить в больничное здание, где вы чувствовали запах дезинфицирующих средств и при этом на­чинали ощущать зубную боль? Если такое с вами случалось, то объясняется это, вероятно, тем, что запах активизировал ассо­циативную связь, которая образовалась в вашем мозге между этим запахом и вашим опытом посещения дантиста. Когда вы слышите американский гимн, исполняемый во время откры­тия Олимпийских игр, ваше сердце начинает биться чаще? Та­кое случается у большинства американцев. Происходит ли то же самое, когда вы слышите итальянский государственный гимн? Скорее всего, нет, если только вы не выросли в Италии; ведь вы воспитывались в условиях, предполагающих реакцию на американский гимн, но не на итальянский. А почему неко­торые люди зажмуриваются и нервничают, когда вы надуваете воздушный шарик рядом с ними? Это потому, что у них обра­зовалась ассоциация между надувающимся шариком и стиму­лом, вызывающим испуг (громкий хлопок). Таковы лишь не­которые из бесчисленного множества поведенческих проявле­ний, которые существуют как следствие процесса, получившего название классического обусловливания.

Теория классического обусловливания научения была раз­работана почти 100 лет назад великим русским ученым Иваном Петровичем Павловым. В отличие от большинства исследова­ний, представленных в этой книге, основные идеи научения по­средством ассоциирования, как и само имя создателя этой тео­рии, получили широкую известность в популярной культуре (существует даже песня группы «Роллинг Стоунз», в которой упоминается о «слюнотечении, как у собак Павлова»). Однако

путь Павлова к его эпохальным открытиям и подлинное значе­ние его работ известны не столь широко.

Хотя вклад Павлова в психологию огромен, сам ученый был вовсе не психологом, но выдающимся русским физиологом, изучавшим процессы пищеварения. За исследования пищева­рения он был удостоен Нобелевской премии. Но началом от­крытий, которые принципиально изменили его карьеру и ис­торию психологии, послужило фактически случайное наблю­дение. Важно отметить, что в конце XIX века психология была очень молодой наукой и многими не расценивалась в качестве подлинно научной области знания. Таким образом, глядя на сделанный Павловым стол, уставленный вашими любимыми кушаньями, у вас будет выделяться слюна вне зависимости от того, хотите вы этого или нет.

Итак, Павлов экспериментировал с различными стимула­ми, желая определить, насколько все-таки «умны» эти слюн­ные железы. По мере продолжения исследования он стал заме­чать некоторые совершенно неожиданные вещи. Собаки начи­нали выделять слюну раньше, чем получали пищу, и даже еще до того, как могли почувствовать запах пищи.

Через некоторое время собаки стали выделять слюну ино­гда вообще при отсутствии каких-либо пищевых стимулов. Ка­ким-то образом рефлекторное действие слюнных желез изме­нилось в результате опыта, приобретенного животными в ла­боратории1.

«Даже вида миски, из которой кормили собаку, было доста­точно для того, чтобы вызвать пищевой рефлекс {рефлекс слю­ноотделения] полностью во всех деталях; и, далее, слюноотде­ление могло быть вызвано появлением человека, который при­носил миску, или звуком его шагов» (р. 13). Так Павлов оказался на распутье. Он наблюдал слюноотделительные реакции на сти­мулы, казалось бы, не связанные с пищеварением, и чистая фи­зиология не могла объяснить этот феномен. Ответ следовало искать в психологии.







Date: 2015-07-01; view: 400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию