Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексное исследование памяти
Для диагностирования использовались следующие методики: 1. Методика Лурия (запоминание 10 слов), при помощи которой выявили кратковременную и долговременную слуховую память. 2. Методика заучивания цифр Джекобса. 3. Оперативная память. 4. Методика «Зависимость объема слуховой памяти от степени осмысленности материала». 5. Методика «Зависимость удержания следов кратковременной памяти от наличия подчиненной (интерферирующих) деятельности»: ничегонеделание; интерференция гетерогенная; интерференция гомогенная. 6. Методика «Узнавание». 7. Методика «Запоминание слов, объединенной одной темой». 8. Методика «Запоминание в зависимости от объема слов». 9. Методика «Исследование логической и механической памяти». 10. Методика Бюлера. 11. Методика «Зрительная память на образы». 12. Методика Пиктограмм. 10.01.2011г. Методика А. Р. Лурия,целью которой является оценка состояния слуховой памяти на слова. Испытуемому зачитывают инструкцию: «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию: «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен». После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится «1». Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе, графа «через 1 час». Протокол исследования Таблица 1 Результаты тестирования по методике А.Р. Лурия
В таблице 1 показано количество заданных слов (стимул) и количество воспроизведенных в зависимости от повторения (ответы). Так же указана частота воспроизведения каждого слова за все количество повторений (Pi) и коэффициент запоминания (Ki). Также указан объем долговременной памяти (через 1 час) и потерю информации (прим). По полученным данным можно построить график заучивания слов (см. рис. 1). На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V. Рис. 1 График заучивания слов по методике Лурия. Шкала абсцисс - порядковые номера серий, шкало ординат - объем памяти в %.
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии (рис. 1), показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти. Форма кривой на графике демонстрирует особенность запоминания, которая является выше нормы. Прослеживается устойчивость запоминания, возможно, присутствует мотивационный аспект, усиливающий запоминания. Методика Джекобса заучивание цифр. Испытуемому читают ряд цифр. После прочтения каждого ряда через 2-3 сек. по команде «пишите» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе элементы ряда в любом порядке. Независимо от результатов считаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов, с интервалами между ними в 1 сек. Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от длины ряда; они должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между опытами 5-7 мин. Затем сравниваются результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Отмечаются правильно воспроизведенные цифры в ряде. Так как нас интересует объем кратковременной слуховой памяти на цифры, то подсчитываем количество правильно воспроизведенных цифр. Результаты заносятся в таблицу (таб. 2). Так же полученные данные можно представить в виде графика (рс. 2). Таблица 2 Результаты тестирования по методике заучивания цифр Джейкобса
Рис. 2 График зависимости запоминания от колическтва цифр в ряду по методике Джекобса. Шкала абсцисс - количество элементов в ряду, шкала ординат - объем памяти в %. Из таблицы 2 и «Графика по методике Джекобса заучивание цифр» (рис.2) видно, что объем кратковременной слуховой памяти на цифры понижается с увеличением количества цифр и является ниже нормы. Методика исследования слуховой оперативной памяти на числа. Инструкция: «Вам зачитают ряды из 5 однозначных чисел. Ваша задача - запомнить эти числа в том порядке, в каком они будут зачитаны. Затем в уме сложить 1-е число со 2-м, 2-е с 3-м, 3-е с 4-м, 4-тое с 5-м, а полученные четыре суммы записать на листе. Объем слуховой оперативной памяти составил 28 ед. (58%). Полученный результат свидетельствует о низком объеме оперативной слуховой памяти на числа. Так как в методике Джекобса запоминание цифр Б.Е.С. имела низкий показатель, и оперативная память с низким показателем это может являться индивидуальной особенностью запоминания или невнимательностью при выполнении задания. При помощи гистограммы можно сравнить результаты по трем методикам (рис. 3). Рис. 3 Сравнение трех методик на слуховую кратковременную память (методика Лурия заучивания 10 слов, методика Джекобса, методика оперативная память). Шкала абсцисс - название методик, шкала ординат - объем памяти в %. Согласно сравнительным данным по гистограмме «Сравнения трех методик диагностики слуховой, кратковременной памяти» видно, что у испытуемой Б.Е.С. объем кратковременной памяти на слова превышает норму, а объем кратковременной памяти на цифры и объем оперативной памяти, ниже нормы. Следовательно преобладает слуховая кратковременная память на слова, что может являться индивидуальной особенностью запоминания или свидетельствовать о невнимательности. 27.11.2011г. До проведения тестов самочувствие нормальное, после плохое, что свидетельствует о негативном влиянии диагностики. Проводился комплекс методик на исследования кратковременной слуховой, логической и механической памяти. Методика «Зависимость объема слуховой памяти от степени осмысления материала». Из 10 предложенных слов было воспроизведено 5, потеря информации 50%. Можно построить гистограмму, при помощи которой проследить влияние степени осмысленности на запоминание слов.
Рис. 4 Гистограмма заучивания слов от степени их осмысленности (методика Лурия запоминание 10 слов- 1 серия; методика зависимость объема слуховой памяти от степени осмысленности материала). Шкала абсцисс - название методик, шкала ординат - объем памяти в %. Из гистограммы видно, что осмысленная информация в виде слов по м. Лурия запоминается лучше чем неомысленная информация. Методика «Зависимость удержания следов кратковременной памяти от наличия подчиненной (интерферирующих) деятельности»: 1. Ничегонеделание – из 10 слов воспроизведено 5, потеря информации 50%. 2. Интерференция гетерогенная – из 10 слов воспроизведено 4, потеря информации 40%. 3. Интерференция гомогенная: первые 10 слов из них воспроизведено 3 (30%), потеря информации 70%; вторые 10 слов из них воспроизведено 3 (30%), потеря информации 70%.
Рис. 5 Гистограмма заучивания слов от наличия подчиненной деятельности (методика Лурия запоминание 10 слов - 1 серия; методика зависимость удержания следов кратковременной памяти от наличия подчиненной деятельности). Шкала абсцисс - название методик и серий, шкала ординат - объем памяти в %. Рассматривая представленные сравнения в гистограмме (рис. 5) можно утверждать, что наличие подчиненной информации оказывает негативное влияние на процесс запоминания слов. Методика запоминания слов объедененных одной темой. Испытуемому зачитывается 10 слов объединенных одной темой. После чего он их письменно воспроизводит. Полученный результат сравним с методикой Лурия и представим в виде гистограммы.
Рис. 6 Гистограмма запоминания слов объединенных одной темой (методика Лурия запоминания 10 слов - 1 серия; методика запоминание слов объединенных обной темой). Шкала абсцисс - название методик, шкала ординат - объем памяти в %. Наглядно представленный материал в виде гистограммы позволяет сделать вывод, что слова объединенные одной темой запоминаются лучше. Объем кратковременной памяти на слова, объединенные одной темой равен 100%, т.е. превышает норму. Методика узнавание. Испытуемому зачитывается 10 слов, дается несколько секунд для их запоминания. После чего зачитываемый ряд слов дополняется словами и зачитывается заново. Испытуемый должен письменно записать только те слова, которые зачитывали в первом случае. Из 10 зачитанных слов Б.Е.С. узнала и воспроизвела 10 слов (100%), что свидетельствует о высоком уровне кратковременной памяти на узнавание. Методика «Запоминание в зависимости от объема слов»: Из 8 зачитанных слов воспроизведено 6 (75%); Из 15 зачитанных слов воспроизведено 8 (53%); Из 20 зачитанных слов воспроизведено 9 (15%). Полученный результат сравним с м. Джекобса, м. Лурия и представим в виде графика.
Рис. 7 График запоминания в зависимости от объема информации (методика запоминания в зависимости от объема слов; методика Лурия запоминания 10 слов - 1 серия; методика Джекобса). Шкала абсцисс - количество элементов в ряду, шкала ординат - объем памяти в %. График показывает, что увеличение объема единиц уменьшает дальнейшее их воспроизведение. Методика Лурия показывает, что дальнейшее повторение предложенных слов способствует более точному их запоминанию и дальнейшему воспроизведению. Методика «Исследование логической и механической памяти»: 1. Логическая память из 15 предложенных словосочетаний воспроизведено 14 (93%) (выше нормы); 2. Механическая память из 15 предложенных словосочетаний воспроизведено 8 (53%) (норма). Представим полученные данные в виде гистограммы и сравним их с м. запоминания слов объединенных одной темой, т.к. ее тоже можно отнести к логической памяти и первой серией методикой Лурия.
Рис. 8 Сравнительная гистограмма (методика исследования логической и механической памяти; методика Лурия запоминания 10 слов - 1 серия; методика запоминание слов объединенных одной темой). Шкала абсцисс - название методик, шкала ордина - объем памяти в %. Гистограмма позволяет наглядно проследить уровень запоминания в зависимости от вида памяти. Видно, что логическая память преобладает над механической. Запоминание логически упорядоченного материала превышает норму. Методика Бюлера на исследование механической памяти. Испытуемому предлагалось запомнить ряд слов и словосочетаний. После чего по очереди зачитывались незаконченные предложения которые необходимо закончить, используя запомненные слова и словосочетания. Из 12 предложенных незаконченных предложений было дополнено 6 (50%), что является ниже нормы. Рис. 9 Сравнительная гистограмма исследования механической памяти (методика Бюллера; методика исследования логической и механической памяти). Шкала абсцисс - название методик, шкала ординат - объем памяти в %. Представление результатов в гистограмме позволяет сравнить две методики направленные на изучение механической памяти и показать достоверный результат. Механическая память и в первом и во втором случае ниже нормы. Уровень запоминания информации зависит от темы, количества слов и логической упорядоченности. При таких условиях слуховая кратковременная память эффективна, т.е. запоминается и воспроизводится количество информации больше. 03.12 2011г. До диагностирования самочувствие нормальное, после нормальное. Было проведено две методики на диагностирование зрительной памяти. Зрительная память на образы. Из 16 предложенных картинок воспроизведено 13 (81,3%), что является выше нормы. Сравним кратковременную слуховую память на образы с кратковременной слуховой памятью на слова и представим сравнение в гистограмме. Рис. 10 Гистограмма сравнения зрительной и слуховой памяти (методика Лурия запоминания 10 слов - 1 серия; методика зрительная память на оброзы). Шкала абсцисс - название методик, шкала ординат - объем памяти в %. Из гистограммы следует вывод, что кратковременная зрительная память на образы превышает кратковременную слуховую память на слова, что свидетельствует об индивидуальной особенности запоминания информации. Методика пиктограмм. Испытуемому зачитывается словосочетание, которые он представляет на листе бумаги в виде рисунка. Эти рисунки в дальнейшем помогут вспомнить словосочетания (буквы и цифры использовать нельзя). После чего лист с рисунками (пиктограммами) убирается. Через час субъект должен подписать эти рисунки соответствующими названиями, зачитываемыми экспериментатором. Из 11 предложенных словосочетаний воспроизведено 11 (100%). Представим полученные данные в виде гистограммы (рис. 11) и сравним их с м. Лурия (долговременная) и м. зрительная память на образы. Рис. 11 Гистограмма сравнения зрительной и слуховой долговременной памяти (методика пиктограмм; методика Лурия запоминания 10 слов - долговременная память). Шкала абсцисс - название методик, шкала ординат - объем памяти в %.
При сравнении (рис. 11) двух методик, представленных в гистограмме можно сделать вывод, что методика пиктограмм на зрительную долговременную память и методика Лурия на слуховую долговременную память на слова превышают норму. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКАМЕНДАЦИИ: По результатам, полученным в исследовании, можно сделать вывод о высоком уровне развития у испытуемой, кратковременной и долговременной слуховой памяти на слова и образы. При этом, на запоминание негативное влияние оказывает интерферирующая деятельность и неосмысленный материал. Объем зрительной образной памяти преобладает над объемом зрительной словесной памяти. При этом долговременная зрительная память развита выше, чем кратковременная зрительная память. Низкий уровень развития имеет кратковременная слуховая память на цифры, механическая и оперативная виды памяти. Следует уделить внимание развитию этих видов памяти. Для достижения высоких результатов в указанных областях, можно использовать данные методики как развивающие, пока данные виды памяти не будут достигать нормы или преувеличивать их. Date: 2015-07-01; view: 2741; Нарушение авторских прав |