Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменение излишков потребителя и производителя в результате установления государством фиксированных цен
Рассмотрим следующий пример применения понятий излишков потребителя и производителя на практике. Проанализируем, к каким изменениям в излишках потребителя и производителя приведет установление правительством фиксированных цен. На рисунке 19 представлена ситуация, когда правительство устанавливает фиксированную цену на товар на уровне, который ниже равновесной цены.
Рис. 19 Изменение излишков потребителя и производителя после установления правительством фиксированной цены.
Установление государством фиксированной цены на уровне ниже равновесной цены приведет к возникновению на рынке дефицита товара в размере QD' – QS'. В результате этого часть потребителей не сможет приобрести товар по новой цене. Уменьшение их потребительского излишка равно площади треугольника СНЕ. Однако некоторым потребителям все же удастся купить товар по более низкой цене Р' (Р' < Pg). Излишек этих потребителей увеличится на площадь прямоугольника PEHDP'. Поскольку до установления правительством фиксированной цены излишек потребителя был равен площади треугольника АРЕЕ, то после установления фиксированной цены излишек потребителя будет равен: S треугольника АРЕЕ + S прямоугольника PEHDP' - S треугольника СНЕ. На рисунке 19 представлена ситуация, когда площадь прямоугольника PEHDP' больше площади треугольника СНЕ, поэтому в данном случае установление фиксированной цены приведет к увеличению излишка потребителя. Однако возможна ситуация, когда установление фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия вызовет сокращение излишка потребителя (рис. 20).
Рис. 20 Установление правительством фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к сокращению излишка потребителя
В случае, представленном на рис. 20, площадь треугольника СНЕ больше площади прямоугольника PEHDP’; как видим, в этой ситуации происходит сокращение излишка потребителя. Из рисунка 20 видно, что линия D—линия неэластичного спроса. Поэтому, если спрос на товар очень неэластичен, введение фиксированной цены на уровне Р'<РЕ вызовет уменьшение излишка потребителя. Вернемся к рисунку 19. До введения правительством фиксированной цены излишек производителя был равен площади треугольника РЕЕВ. После установления фиксированной цены часть производителей оказалась вытесненной с рынка, в результате чего объем продаж на рынке сократился с QE до QS'. Потери в излишке производителя, вызванные сокращением объема продаж, будут равны площади треугольника HED. Те производители, которые остались на рынке, вынуждены теперь продавать свою продукцию по более низкой цене Р’. Поэтому их излишек уменьшится до площади треугольника P'BD, т.е на площадь прямоугольника PEHDP'. Как видим, часть излишка производителя, равная площади прямоугольника PEHDP', перетекла в излишек потребителя. Таким образом, после установления правительством фиксированной цены на уровне Р' < РЕ излишек производителей уменьшился на площадь фигуры PEEDP' (S треугольника HED + S прямоугольника PEHDP'). Теперь выясним, как изменится общественный ыигрыш. До установления фиксированной цены общественный выигрыш был равен: S треугольника АЕВ = S треугольника АРЕЕ + S треугольника ВРЕЕ. После установления фиксированной цены общественный выигрыш будет равен сумме площадей фигуры ACDP' и треугольника P'DB, т.е. площади фигуры ACDB. Как видим, установление фиксированной цены вызвало уменьшение общественного выигрыша на величину, равную площади треугольника CED, эта величина и составляет в данном случае чистые потери общества. Установление правительством фиксированной цены приводит к перераспределению излишков потребителя и производителя, а также вызывает чистые потери общества.
Ценовое регулирование деятельности монополий Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая политика увековечивает монополию, устраняя возможности для появления конкурентов. Разумеется, первая модель относится к хорошо функционирующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в республике, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формируется, недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса. На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать как регулирование цен на продукцию естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически нецелесообразным, так как ведет к повышению удельных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение). Деятельность естественных монополий в большинстве зарубежных стран регулируется, чтобы предупредить с их стороны монопольное завышение цен и сокращение объемов производства. Для этого цель антимонопольного законодательства должна заключаться в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. На этапе переходной экономики необходимо не только сохранить, но и ужесточить регулирование цен на продукцию естественных монополий. Эти предприятия находятся в собственности государства и их деятельность должна подвергаться действенному и эффективному контролю. Прежде всего такой подход касается формирования издержек. В последнее время разрушена создаваемая многие годы система управления затратами на производстве. Практически отсутствуют экономически обоснованные нормы расхода различных ресурсов, что приводит к увеличению себестоимости, включению в нее необоснованных издержек, образованию диспропорций в структуре затрат, распределения прибыли. Поэтому в первую очередь необходимо вернуться к системе жесткого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции на таких предприятиях. Длительность процесса приватизации и разгосударствления в национальной экономике вызывает необходимость регулирования деятельности искусственных монополий. Для выбора форм регулирования необходима значительная аналитическая работа. Прежде всего важно выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально: поступает ли свободно импорт из других стран или регионов, могут ли потенциальные участники рынка свободно выходить на него в ответ на ценовые сигналы, активно ли противодействует антимонопольное ведомство поведению крупных предприятий. Если эти условия соблюдаются, то свободные высокие цены будут способствовать привлечению новых производителей, а потребители получат выигрыш в долгосрочном аспекте за счет конкуренции. Если же условия на рынке таковы, что он не в состоянии функционировать нормально, то, прежде всего, следует направить усилия на устранение недостатков этого рынка, создав условия, открывающие рынок для национальных или зарубежных фирм. При этом следует исходить из того, что иностранная или внутренняя конкуренция окажутся эффективными средствами длительного удержания цен на относительно низком уровне. Рынок гораздо лучше, чем государственные органы способствует предложению товаров требуемого качества в необходимом населению и другим потребителям количестве и ассортименте. Если все-таки использовать систему регулирования цен, перечень товаров, услуг предприятий-монополистов по мере формирования конкурентной рыночной среды должен постоянно сужаться, приближаясь только к государственной монополии (производство и реализация товаров или услуг, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, здоровья населения, охраны окружающей среды). В условиях административного управления экономической проблемы регулирования деятельности организаций-монополистов не существовало, так как все производство и распределение товаров, цены на них и без того были под жестким государственным контролем. Эта проблема возникла в связи с переходом к рыночным отношениям и проявилась после либерализации цен. Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. Утвержден ряд нормативных документов по антимонопольному регулированию: Инструкция по выявлению монопольных цен, Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах, Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий. Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются: транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования, услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, имеет двухуровневую структуру и включает: на республиканской уровне — перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке; на местном уровне — перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей и Минска. Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов). В Реестре указываются наименование и адрес производителя и товарные позиции, по которым он является монополистом. Реестр включает три раздела: перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополий, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования. Основанием для включения в Реестр является установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Доминирующее положение на товарном рынке — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия Обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего, субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30 %, для двух - 54 %, трех - 78 %, четырех - 95 %. Для хозяйствующих субъектов — производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45,67,86 и 100%. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, возможности доступа на-этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Установление доминирующего положения на товарном рынке является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр и соответственно регулирования цен. В Реестр включено около 200 хозяйствующих субъектов. Они представляют более 20 отраслей и видов деятельности в промышленности, агропромышленном комплексе, производственной и социальной инфраструктуре (около 400 видов товаров и товарных групп, поставляе- мых на республиканский и местные рынки). Например, в Реестр включены ОАО «Горизонт» (телевизоры), ОАО «Борисовдрев» (спички), ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» (фарфоро-фаянсовая посуда), ОАО «Мозырьсоль» (соль пищевая) и другие организации. В Реестр не включаются организации, цены на продукцию которых приближаются или превысили мировые. Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включает 44 организации, среди них: Белорусская железная дорога, Республиканское государственное объединение «Белтелеком» (услуги электрической связи общего пользования) и др. Облисполкомами утверждаются также реестры монополистов, доминирующих на местных товарных рынках. Так, в Гомельской области к местным монополистам по ряду товарных позиций отнесены ПО «Гомёльоблавтотранс», ПО «Рембыттехника» и т.п. Для организаций-монополистов могут применяться такие формы ценового регулирования, как фиксирование цен; установление предельных цен, что предполагает их декларирование; установление предельного норматива рентабельности. Предельный норматив рентабельности— устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах. При формировании отпускных цен субъектам хозяйствования предоставлено право дифференцировать рентабельность в раз резе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен. Предельный уровень рентабельности при ценообразовании у монополистов не применяется: • на товары, цены на которые регулируются государственными органами; • новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство; • товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов. В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской). Для преодоления монополизма и поддержания на рынке определенного уровня конкуренции считается необходимым придание установлению цен так называемой "прозрачности". Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за исключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким образом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных органов. Правительственные услуги, лицензии, квоты и тому подобное должно предоставляться в соответствии с ясными, четко очерченными и всем известными правилами и законодательными нормами. Это не позволит создавать почву для взяточничества, коррупции в органах государственной власти и на государственных предприятиях. В нашей республике, когда идет процесс формирования многоукладной экономики, и стоит задача создания условий для развития предприятий различных форм собственности, разработка и принятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положительную роль. Можно привести достаточно примеров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других — государственные предприятия. Так, республиканский радиотелепередающий центр пытался установить для негосударственных субъектов хозяйствования оплату за услуги с повышающим коэффициентом к основному тарифу. Белорусская железная дорога — ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т.д. Выявление и пресечение установления монопольных цен. К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой при этом понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколько видов монопольных цен: монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и (или)компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан; монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара; монопсонически низкой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика. Монопольно высокие цены можно установить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого (снижение качества продукции при формально неизменном выпуске) сокращения объемов производства; скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др. Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цен. О доминирующем положении предприятия можно судить по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию, сочетающиеся с более быстрыми темпами спада производства по сравнению с отраслевыми показателями, являются свидетельством наличия монопольного эффекта. Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом о злоупотреблении доминирующим положением на рынке свидетельствуют опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями; превышение фактической рентабельности продукции над соответствующими среднеотраслевыми показателями. При сопоставлении в качестве конкурентной может рассматриваться цена, сложившаяся на данном или соседнем конкурентном рынке (в том числе мировом), или сконструированная (базовая) цена, рассчитанная на основе цены продукции проверяемого предприятия за предшествующий период с учетом отраслевого (или регионального) индекса цен и реально складывающимся соотношением спроса и предложения. О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и заработной платы на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем и т.д. При установлении факта монопольно высокой цены в результате проведенного анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализации излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать его в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного государственными органами по антимонопольной политике. Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений. К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пересечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией. Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением. Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям. Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен. Во многих развитых странах торговые предприятия невозможно заставить соблюдать прейскурантные цены, разрабатываемые производителями или оптовиками. Они свободны в установлении конечных розничных цен. Производители или оптовики могут контролировать розничные цены только в некоторых случаях. В частности, когда им принадлежат магазины розничной торговли, при продаже товара на условиях консигнации или нанесении на товары цен, привычно воспринимаемых покупателем. Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен (установление одинаковых цен, согласование изменения цен, дифференциации цен, скидки с цен, условия кредитования и т.д.). Предметом соглашения могут быть условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта. Использование специфических методов бухгалтерского учета и расчета себестоимости, использование ограничений на объемы производства (например, установление квот), требование отчислений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и др. Разновидностью ценовых соглашений является также обмен информацией в области цен, в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру. Обмен информацией о текущих ценах или количествах — это замена формального соглашения о ценах, так как такого рода информация — это все, что необходимо, чтобы сговор заработал. Еще в большей степени это относится к информации о будущих ценах. Односторонняя информация о ценах также может являться свидетельством сговора, так как у нее не может быть другой цели, кроме ограничения свободы принятия хозяйствующим субъектом решений о цене. Способами информирования могут быть публичное объявление цен (распространение нового прейскуранта), посылка телексов потребителям и агентам (посредникам). Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного проведения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг предприятий, участвующих в соглашении, определяется соответствующий товарный рынок и проводится анализ этого товарного рынка. Последний предполагает выяснение географических границ рынка, долей рынка, приходящихся на участников соглашения, исследование эластичности спроса (при низкой ценовой эластичности хозяйствующие субъекты скорее могут прийти к ценовому соглашению), изучение возможности доступа на рынок новым предприятиям и др. В процессе анализа выявляется круг параметров, по которым могут конкурировать предприятия, и какое место среди них занимает цена товара. На рынках, где затруднена или практически исключается иная конкуренция, кроме ценовой, легко заключить соглашение и осуществлять надзор за его исполнением со стороны участников соглашения. Если же хозяйствующие субъекты могут конкурировать по другим параметрам, кроме цен, то ценовое соглашение может не представлять угрозу конкуренции. На рынках, где присутствует небольшое число продавцов, могут быть ограничены возможности входа на рынок новых продавцов ввиду большой суммы первоначального капитала, недостатка специалистов или отсутствия ноу-хау, убеждения, что в данной отрасли низкие прибыли или продукт неудобен для транспортировки. При наличии незначительных препятствий входу на рынок или существовании продуктов-заменителей сговор ни к чему не приведет, поскольку у предприятий просто не будет стимула присоединяться к сговору. Новые предприятия смогут продавать свой товар по более выгодным ценам. Потребители же смогут выбрать товар по более умеренным ценам. В ходе экспертизы выясняется также наличие ассоциации или иных объединений в отрасли, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией, что способствует возможности заключения антиконкурентных соглашений, а также контроля над поставщиками или потребителями со стороны других предприятий путем владения контрольными пакетами акций, ценными бумагами и т.п. Кроме анализа рынка, на первом этапе проводится анализ особенностей товара, в ходе которого устанавливаются: виды потребления товара и связанные с ними типы потребителей. Дифференциация потребителей товара по видам потребления может явиться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения; насколько однородны товары у разных поставщиков. С одной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой, облегчена возможность согласования цен; наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла; насколько схожи условия производства товаров у различных производителей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек производства товара способствуют установлению единых цен и заключению соглашения; насколько велика в стоимости товара доля постоянных издержек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стимулирует их к заключению соглашений по поддержанию цен; особенности системы налогообложения для производителей и посредников товара (разница в размере налогов может способствовать появлению соглашений вертикального типа). На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе путем согласованных действий ограничивать конкуренцию. Критериями ограничения или препятствия для развития конкуренции могут служить влияние соглашения на независимость принятия экономических решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке. Если хотя бы один из этих критериев выполняется, следует рассматривать соглашение как ограничивающее конкуренцию. Если же выяснится, что участники соглашения не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности, то экспертиза прекращается. При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение сговора. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных, прейскурантов, платежных поручений и т.д. Прямые доказательства ценовых соглашений могут быть найдены чаще при вертикальных соглашениях, ограничивающих конкуренцию, так как различные ограничительные положения иногда включаются в договор поставки и другие договоры, заключаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (включают работы и услуги по ремонту по высокой договорной цене, произвольное установление скидок и надбавок, навязывание дополнительных условий, прейскурантов). Возможны также косвенные доказательства в виде обмена информацией между представителями предприятий посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят предприятия. При доказательстве ценовых соглашений следует учитывать, что не всякое согласованное действие может квалифицироваться как антиконкурентное соглашение. При наличии небольшого числа предприятий на рынке, а также имеющегося дефицита товара может иметь место согласованность их действий по установлению цен, т.е. параллельное поведение. Доказать параллельность действий на рынке недостаточно, необходимо изучить формы ограничения конкуренции, которые свидетельствуют о наличии антиконкурентного ценового соглашения. К ним можно отнести ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рынок при наличии неудовлетворенности спроса и достаточно высокого уровня рентабельности, ограничение доступа к сырью и материалам других производителей, желающих выйти на этот рынок, ограничение доступа к товаропроводящей сети. В случае подтверждения факта запрещенных ценовых соглашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предписания о прекращении незаконных соглашений, восстановлении уровня цен и тарифов, действующих до вступления в силу антиконкурентного соглашения с учетом уровня инфляции, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Date: 2015-07-01; view: 5657; Нарушение авторских прав |