Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы государственного ценового регулирования





Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:

— административное (прямое) регулирование цен;

— экономическое регулирование цен (косвенное регулирова­ние).

Административное регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен.

Осуществление административного регулирования происходит по­средством законодательных актов и основывающихся на них дейст­вий исполнительной власти.

При административном регулировании можно выделить три степени государственного ограничения цен:

— государство само устанавливает цены (фиксированные цены);

— государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены (ре­гулируемые государством цены);

— государство устанавливает правила «рыночной игры», вво­дя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополиза­цию рынка (свободные договорные цены).

Государство может регулировать цены путем введения госу­дарственных прейскурантных цен; «замораживания» свободных рыночных цен на определенное время; фиксирования цен пред­приятий-монополистов.

Практика долгосрочного замораживания цен в странах с ры­ночной экономикой оказалась крайне не эффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с тре­бованиями производителей об увеличении цен на продукцию.

Государство может с той или иной степенью жесткости регу­лировать рыночные цены. Для этого применяются следующие спо­собы:

— установление предельного уровня цен на отдельные товары;

— регламентация основных параметров цены (величина при­были, скидки, косвенные налоги и т.д.);

— определение разового повышения цен на конкретные то­вары.

В системе свободных рыночных цен роль государства сводит­ся только к установлению «правил игры» на рынке. Для этого госу­дарство должно проводить в жизнь меры, которые бы ограждали участников рынка от недобросовестной конкуренции, путем введе­ния ряда запретов:

— на горизонтальное фиксирование цен (запрет на соглаше­ние двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне);

— на вертикальное фиксирование цен (запрет производите­лям навязывать свои цены поставщикам и торговле);

— на демпинг, представляющий собой продажу товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.

Такие запреты существуют в большинстве стран. К сожале­нию, в нашей республике они детально не проработаны и нужда­ются в четком законодательном оформлении.

Государственное регулирование цен в любой экономике поз­воляет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены та­ким образом, чтобы способствовать стабильному развитию эко­номической системы. Оно дает возможность преодолеть недос­татки, свойственные рыночной системе и связанные с социаль­ным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образо­вание, наука и культура, здравоохранение и др.).

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования. К косвенно­му регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэ­кономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие сред­ства по реформированию экономики и совершенствованию ме­ханизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, раз­государствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регу­лирование доходов населения и др.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт кос­венного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тре­мя способами: путем установления "ценового потолка" (макси­мальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридо­ра цен". Наибольшее распространение получила политика "це­нового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные про­дукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, макси­мальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 14).

Деф=Q1 – Q2

Рис. 14 Политика "ценового потолка"

Они формируют так называемый рынок продавца, диктую­щего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Ql). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в усло­виях равновесия (Ql < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продук­цию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика ис­пользования политики "ценового потолка" в экономике респуб­лики, кроме указанных последствий, порождала и такие явле­ния, как очереди, черный рынок, коррупция на государствен­ных предприятиях.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопу­щения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 15).

Изб=Q1 – Q2

Рис. 15 Политика "ценового пола"

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1)> которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовы­вать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в услови­ях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ни­же, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2 ).

Политика "коридора цен" заключается в том, что устанав­ливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким об­разом одновременно ограничены максимальным и минималь­ным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 16).

Рис. 16 Политика "ценового коридора"

Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спро­сом и предложением достигается путем маневрирования буфер­ными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И на­оборот, если спрос превышает предложение настолько, что це­ны реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Конкретизация названных выше прямых методов ценообразования может быть осуществлена по следующим направлениям:

- прямое административное регулирование или их пределов на продукты ряда отраслей (медикаменты, почтовые и, дорожные тарифы и др);

- ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства;

- запрещение ценовой дискриминации;

- соглашение государственных органов об уровне цен или их дина­мике с производителями;

- антидемпинговое законодательство, направленное на защиту на­циональной экономики от влияния внешнего рынка.

К прямым методам го­сударственного регулирования, используемым в современной практике ценообразования также относят:

• установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обя­заны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены являются одним из основных видов цен, применяемыми при заключении государственных контрактов;

• замораживание цен, используемое как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых про­порций;

• установление предельных уровней цены, регламентация ее верхней и нижней границы. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, так как он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;

• установление предельного уровня рентабельности. Данный метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом норма прибыли дифференцирована по отраслям и группам продукции. Этот метод имеет серьезный недостаток, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек;

• декларирование цен. При этом методе по решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции, при этом в органы ценообразования необходимо представлять декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации;

• установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт кос­венного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвую­щих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило от­носятся во-первых, принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государственные закупки на основе тен­деров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-чет­вертых, установление норм амортизации и учетной ставки, в-пятых, стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснован­ная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствление и приватиза­ция, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономичес­кой сбалансированности.

Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществляет­ся также через систему запретов. Данная система, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования в ценовой сфере, устанавливается законодательно. Это может быть, во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование, т.е. запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции, во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействитель­ными соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъек­тами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или, покупателем, в-третьих, запрет на недоб­росовестную рекламу, особенно в тех случаях, когда цена не соответ­ствует качеству товара и его потребительским свойствам, в-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию, не допускающий установления раз­ных уровней цен на один и тот же товар схожими по роду деятельности покупателями, в-пятых, запрет на демпинг, т.е. продажу товара ниже его себестоимости или ниже установившегося на рынке уровня цен.

Кроме системы запретов косвенное регулирование может осущес­твляться путем применения льготного налогообложения, субсидирова­ния и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможен­ных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возмож­ности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов. Кроме указанных могут использоваться следующие методы:

- снижение тарифов на энергоресурсы для некоторых предприятий;

- льготная арендная плата за помещение;

- предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности;

- предоставление отсрочек платежей по контрактам.

Одной из важнейших составляющих государственной политики цен является контроль за соблюдением порядка их применения. Контроль осуществляют финансовые и антимонопольные органы, органы регу­лирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственной торговой инспекции.

Таким образом, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования; его влияние осуществляется через финансовую, бюджетную, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную политику.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общес­тва использует различные сочетания и способы ценового регу­лирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали вари­анты преобладающего использования косвенного регулирова­ния цен. Прямое административное воздействие сохранено в ос­новном в области регулирования цен на продукцию естествен­ных монополий. В Беларуси границы прямого государственно­го ценового регулирования являются более широкими. Разно­образные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.

Date: 2015-07-01; view: 2310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию