Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взрослые
Рис. 17. Отношение к природе мужского и женского населения. Анализ показывает, что отношение к природе практически не различается у представителей различных возрастных групп взрослого населения. Однако, с возрастом наблюдается тенденция более прагматического отношения к природе (рис. 18). Если у школьников восприятие природы с точки зрения ее материального использования составляет десятую часть, у взрослых людей до 50 лет -уже пятую часть, то у пожилых людей — четвертую часть. Наиболее выражено природоохранное отношение у школьников, наименее — у взрослых 20—50 лет, а у пожилых людей вновь отмечается повышение доли такого отношения к природе. отношение к природе в современном общественном сознании 159 Отношение населения к заповеднику также представляется в целом достаточно благоприятным с природоохранной точки зрения. Показатели всех компонентов этого отношения и у мужчин и У женщин 20—50-летнего возраста значительно превышают средний уровень. Население воспринимает деятельность заповедника эмоционально положительно, проявляет интерес к заповеднику, предрасположено к духовному общению с природой, проявляет значительную степень готовности оказывать содействие в охране природы. Осведомленность о деятельности заповедника — на среднем уровне.
11—14 15—18 19—35 35—50 более 50 Рис. 18. Тенденции возрастных изменений отношения к природе. Рис. 19. Сравнение показателей отношения к заповеднику пожилых людей (старше 50 лет) и остального взрослого населения. Несколько ниже — на среднем уровне — показатели отношения к заповеднику пожилых людей (как мужчин, так и женщин старше 50 лет), хотя их осведомленность о заповеднике даже несколько превышает этот показатель у более молодых возрастных ФУпп (рис. 19). Характеристики отношения к природе и к заповеднику школьных учителей в целом не отличаются от соответствующих характеристик остального взрослого населения. Восприятие природы: °храна — 21%, красота — 48%, изучение -- 19%, польза -- 12%. отметить преобладание эстетического восприятия приро- ды на фоне несколько меньшей степени как прагматического, так и природоохранного отношения к природе. Отношение к заповеднику: эмоционально положительное — 6,8 баллов, эмоцио- 160 культурно-историческая обусловленность отношения к природе нально отрицательное -- 2 балла, стремление получать информацию о заповеднике - - 8,2 балла, стремление к общению с природой — 8,4 балла, готовность оказывать содействие в природоохранной деятельности заповедника — 6,5 балла. Интенсивность позитивного отношения к заповеднику — 74,8 балла. Осведомленность о заповеднике и его деятельности — 6 баллов. Школьники Для школьников различного возраста (11 — 18 лет) характерно приблизительно одинаковое отношение к природе, которое в целом соответствует отношению взрослых. При этом мальчикам более свойственно восприятие природы как объекта охраны и заботы (рис. 20). Это отношение, безусловно, может рассматриваться как экологически благоприятное. Подчеркнем, что отношение к природе как к объекту охраны и заботы у алтайских школьников (36—45%) существенно превышает этот показатель у городских школьников европейской части России (18—29%). При этом доля прагматического отношения к природе у алтайских школьников в два раза меньше, чем у их городских сверстников в европейской части (10—13% против 23—28%). Эти цифры несомненно свидетельствуют о положительных результатах эко~ лого-просветительской работы сотрудников заповедника. Рис. 20. Отношение к природе мальчиков и девочек школьного возраста. В то же время наблюдается некоторое снижение уровня показателей положительного отношения к заповеднику к старшему
отношение к природе в современном общественном сознании 161 школьному возрасту (с 15 лет). Если показатели всех компонентов этого отношения у школьников 11 — 14 лет находятся на очень высоком уровне (8—9 баллов), то к старшему школьному возращу они несколько снижаются (до 6—7,5 баллов), при этом стабильно продолжая превышать средний уровень (рис. 21). Отметим, что осведомленность о деятельности заповедника с возрастом несколько повышается, причем именно школьники оказываются категорией населения, наиболее информированной о заповеднике. Рис 21. Сравнение показателей отношения к заповеднику школьников 11-14 и 15-18 лет. Результаты данного исследования свидетельствуют о высокой эффективности эколого-просветительской работы сотрудников заповедника. Характер отношения местного населения к природе и Заповеднику в целом можно квалифицировать как достаточно 1Лагоприятный с природоохранной точки зрения. При этом социологические исследования 1994 года (Байлагасов, Байлагасова) Оказывали весьма тревожную картину: 22% местных жителей °обще не знали о существовании заповедника, 48% — отрица-ельно относились к его деятельности и только 19% поддержива-^ создание этой охраняемой природной территории. 162 культурно-историческая обусловленность отношения к природ^ Сихотэ-Алинский заповедник Взрослое население Отношение к природе различных категорий взрослого населе-. ния имеет приблизительно одинаковую структуру: это прежде всего эстетическое отношение и в наименьшей степени — прагматическое (рис. 22). Такая структура отношения к природе свидетельствует об экологически благоприятной социально-психологической ситуации. Красота 38% Рис. 22. Отношение к природе взрослого населения. Также можно констатировать и высокий уровень всех показателей отношения взрослого населения к заповеднику. И мужчины и женщины воспринимают заповедник эмоционально положительно, проявляют к заповеднику большой познавательный и практический интерес, проявляют высокую природоохранную активность, очень хорошо информированы о деятельности заповедника (рис. 23). Учителя имеют еще более высокие показатели компонентов отношения к заповеднику, демонстрируют исключительную осведомленность о его деятельности. Интенсивность позитивного отношения к заповеднику учителей пос. Терней является наиболее высокой по сравнению со всеми социально-возрастными группами населения исследуемых территорий. Date: 2015-07-01; view: 480; Нарушение авторских прав |