Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Костомукшский заповедник





Взрослое население

Для всех категорий взрослого населения характерно в большей степени эстетическое отношение к природе — как к объекту красо­ты. При этом, молодые люди (18—35 лет) относятся к природе существенно менее прагматично (как к источнику материальной пользы), чем лица старших возрастов. Природоохранный тип от­ношения слабо представлен во всех категориях взрослого населе­ния (рис. 13).

Рис. 13. Отношение к природе различных возрастных групп взрослог населения.


отношение к природе в современном общественном сознании 155

В целом отношение взрослого населения к Костомукшскому за­поведнику следует считать экологически благоприятным. Отмечает­ся высокий уровень всех компонентов отношения: люди воспринимают заповедник эмоционально положительно, хотят получать о нем информацию и, что самое главное, готовы оказы­вать необходимую поддержку деятельности заповедника. Населе­ние также демонстрирует средний уровень информированности о функционировании данной охраняемой территории.

Однако, на этом безусловно благополучном фоне резко выде­ляются показатели отношения к заповеднику мужчин старше 35 лет, которые воспринимают заповедник более эмоционально отрица­тельно, нежели положительно (!), относительно плохо информи­рованы о заповеднике и не хотят оказывать какую-либо поддержку его деятельности. Единственный позитивный пока­затель у этой категории населения — наличие определенного интереса к заповеднику, т.е. готовности воспринимать инфор­мацию о заповеднике (рис. 14).

^ 14. Сравнение показателей отношения к заповеднику мужчин Старше 35 лет и остального взрослого населения.

Учителя

Структурные характеристики отношения к природе у косто-

кшских учителей в целом соответствуют показателям взрослого

еления. Отмечается высокий и очень высокий уровень показа-

еи их отношения к заповеднику: эмоциональный компонент


156 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

(эмоционально положительный) — 8,2 балла; познавательный — 8,3 балла; практический — 9,1 балла; поступочный — 6,9 балла. Однако, информированность учителей о деятельности заповед­ника не превышает среднего уровня (4,8 балла), уступая (!) ин­формированности взрослого населения в целом (5,7 балла).

Школьники

Наблюдаются существенные различия отношения к природе школьников 10—13 и 14—17 лет (рис. 15).

Рис. 15. Отношение к природе различных возрастных групп школьников.

Если младшими (10—11 лет) и средними подростками (12—13 лет) природа воспринимается прежде всего как то, о чем необ­ходимо заботиться, что следует охранять (соответственно 30% и 39%), то начиная со старшего подросткового возраста (14 лет) происхо­дит резкое снижение доли природоохранного типа отношения (до 16%). Именно в этом возрасте формируется структура отношения к природе, характерная для взрослых — преобладает эстетическое отношение. Отмеченная тенденция снижения роли природоохран­ного отношения на фоне роста эстетического восприятия приро­ды у костомукшских школьников совпадает с аналогичными данными, полученными нами в других регионах.

К сожалению, можно констатировать, что с возрастом у кос­томукшских школьников снижается уровень большинства компо­нентов их отношения к заповеднику (рис. 16).

Если в 10—13-летнем возрасте все показатели отношения к заповеднику находятся на высоком уровне (7 баллов и более), то начиная с 14-летнего возраста эти показатели не превышают сред-


отношение к природе в современном общественном сознании 157

него уровня. Исключение составляет только эмоциональный ком­понент отношения, показатель которого сохраняется на высоком уровне. Вместе с тем, уровень информированности более старших школьников о заповеднике в два раза превышает этот показатель у школьников более младшего возраста.

Рис. 16. Сравнение показателей отношения к заповеднику школьников 10—13 и 1Ф-17 лет.

Отмечается также важное различие по отношению к заповед­нику между юношами и девушками (16—17 лет): если девушки склонны оказывать поддержку деятельности заповедника (посту­почный компонент — 5,7 балла), то юноши остаются к этому более безразличными (4,2 балла), хотя их информированность о заповеднике (3,5 балла) превосходит соответствующий показатель У девушек (2,7 балла).

катунский заповедник

Взрослое население

Природа воспринимается взрослым населением прежде всего как источник красоты. Это характерно и для мужчин и для жен­щин всех возрастных категорий. Однако, женщины относятся к природе «более экологично», чем мужчины (рис. 17). Если для Женщин природа — это красота, которую следует охранять и о которой необходимо заботиться, то мужчинам, наряду с эстети­ческим и этическим (природоохранным) восприятием, в зна­чительной степени свойственно также и прагматическое восприятие природы (как источника материальной пользы).


158 культурно-историческая обусловленность отношения к природе







Date: 2015-07-01; view: 408; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию