Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В подростковом и юношеском возрасте
8.1. структурно-динамическая характеристика субъективного отношения к природе Экспериментальное исследование особенностей отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте проводилось нами в 1989—1993 годах. В нем приняли участие 1007 школьников 10—17 лет из всех 16 школ г. Даугавпилса (Латвия), причем было представлено по 10% учащихся каждого пола из каждого класса (с Упо XII) каждой школы. Использовались методики «Натурафил», «ЭЗОП», «Доминанта» и «Альтернатива» (Ясвин, 1993, 1995а; Де-рябо, Ясвин, 1994, 1996). Полученные нами результаты соотносятся с экспериментальными данными Г.В.Шейнис (1993, 1995*), также изучавшей развитие отношений подростков с природой, и дополняются данными С.Д.Дерябо (1993, 1995а), рассматривавшего возрастные особенности восприятия школьниками мира природы. изменения структуры интенсивности отношения к природе Поскольку ведущее значение в формировании отношения в Целом имеет развитие такого параметра, как интенсивность, то вначале проанализировали зависимость между развитием интенсивности и его структурой. Для этого из всей выборки были составлены три группы. В одну вошли испытуемые, набравшие по суммарному баллу методики менее 11 «сырых» очков (из 40 возможных), иными словами, имеющие низкое, несформированное отношение к природе (эта группа получила условное рабочее название «нигилисты»); во вторую вошли те, кто набрал от 12 до 29 баллов, имеющие среднее отношение к природе (условно «до- б публикации 1995 года фамилия Галины Владимировны пишется -Шайнис. 208 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза брожелатели»); в третью — набравшие более 29 очков, демонстрирующие высокий уровень развития отношения к природе (условно «фанаты»). Первая группа — от 3.3 до — 1.65 2-балла на шкале распределения, вторая — от 1.32 до 1.12, третья ~ от 1.46 до 3.3 г-балла. Иными словами, в крайние группы вошли по 10% испытуемых. Для каждой группы высчитывался средний станайн по всем шкалам, характеризующим структуру отношения. Рис. 27. Структура компонентов интенсивности отношения к природе в группах с различным уровнем его развития. Как видно на рис. 27, в группе «нигилистов» максимальный уровень характерен для перцептивно-аффективного компонента, который вместе с когнитивным находится на нижнем пределе среднего уровня (к средним относились результаты, не расходящиеся со средним по выборке стандартизации более, чем на ±1 стандартное отклонение). Уровень практического и особенно поступочного компонентов существенно ниже среднего. Таким образом, можно сделать вывод, что при низком уровне интенсивности отношение к природе носит, в основном, эмоционально-познавательный характер, при слабой потребности практического взаимодействия с природой и готовности к экологической активности (природоохранной деятельности). В группе «доброжелателей» намечается тенденция повышения практического компонента: он выходит на второе место. Структу- отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 209 ра интенсивности становится более когерентной (таб. 7), показатели всех компонентов находятся в пределах средних значений. Таблица 7. Значение средних показателей компонентов субъективного отношения к природе в группах испытуемых с различным уровнем интенсивности этого отношения (в стайнах)
В группе «фанатов» структура претерпевает качественные преобразования: ведущим становится практический компонент, существенно превышающий все остальные. Перцептивно-аффективный переходит с первого места (как у «нигилистов» и «доброжелателей») на последнее. Поступочный поднимается до третьего. Когерентность практически уже не растет, но также качественно меняется ее обусловленность — разброс определяется не отставанием поступочного компонента, а резким приростом практического. Показатели всех компонентов значительно превосходят средние значения. Итак, при высоком уровне интенсивности личностное отноше При всех парных сравнениях различия между средними показателями по соответствующим шкалам в группах «нигилистов», «доброжелателей» и «фанатов» оказались значимыми по {-критерию Стьюдента при р<0.01. Таким образом, особенности индивидуальной структуры личностного отношения к природе связаны с определенным уровнем его развития. При развитии отношения качественно меняется его структура. Рост интенсивности отношения сопровождается увеличением когерентности его компонентов. Показательно, что выделенные нами по структурно-динамическим характеристикам отношения к природе группы «нигилистов», «доброжелателей» и «фанатов» в целом соотносимы с тремя группами, выделяемыми по описательно-поведенческим характеристикам в ис- развитие отношения к природе в процессе онтогенез* следовании Г.В.Шейнис (1993), соответственно: «относящиеся к природе как к средству», «относящиеся к природе как к факту» и «относящиеся к природе как к цели». Подростки, относящиеся к природе как к средству, «характеризуются ориентацией на обладание, безразлично-потребительской, а иногда и безжалостно-разрушительной позицией (прагматическая модальность и низкий уровень перцептивно-аффективного компонента. — здесь и далее В.Я.)\ отсутствием потребности в приобретении новых знаний о природе и интереса к экологическим проблемам (низкий уровень когнитивного компонента); знания правил поведения и навыки обращения с природой ограничены (низкий уровень практического компонента); поручения по охране природы выполняют в срок и соблюдают правила поведения в природе при наличии систематического контроля со стороны взрослых и товарищей, ничего не предпринимают для пресечения случаев жестокого обращения с природой, на факты уничтожения стараются не обращать внимание и, более того, сами могут допускать небрежность в отношении ее (очень низкий уровень поступочного компонента)» (с. 22—23). Подростки, относящиеся к природе как к факту, «заинтересованы в получении знаний о природе (средний уровень когнитивного компонента); принимают участие в приобретении навыков обращения с природой (средний уровень практического компонента); поручения по охране природы выполняют аккуратно, но редко проявляют инициативу при этом, соблюдают правила поведения в природе, но не требуют того же от других, сталкиваясь со случаями жестокого отношения к природе, выступают в ее защиту, если уверены, что не возникнет конфликт, могут ограничиться обсуждением и осуждением их (ниже среднего уровень поступочного компонента)» (с. 22). Наконец, подростки, относящиеся к природе как к цели, «характеризуются ориентацией на созидание (свидетельство развитости практического и поступочного компонентов), сочувственно-действенной позицией (высокий уровень перцептивно-аффективного компонента); проявлением устойчивого интереса к знаниям о природе, к экологическим проблемам (высокий уровень когнитивного компонента); стремятся овладеть навыками поведения в природе (высокий уровень практического компонента); всегда хорошо, с желанием выполняют поручения взрослых по охране природы, требовательны к себе и другим в вопросах соблюдения норм поведения в природе, борются по мере сил со случаями жестокого отношения к природе, участие в природоохранительной деятельности считают своим долгом (высокий уровень поступочного компонента)» (с. 22). Можно предположить, что структурно-динамические особенности отношения к природе являются тем внутренним фактором, который детерминирует соответствующий тип экологического поведения, а их диагностика позволяет прогнозировать его. отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 211 интенсивность и модальность Следует отметить, что низкий уровень развития субъективного отношения к природе вовсе не означает его отрицательной модальности, разрушительной ориентации экологической деятельности. Четко выраженное отрицательное отношение к природе на практике встречается крайне редко и обычно связано с проблемами психического нездоровья (Ясвын, 1994). Когда речь идет о низком уровне развития отношения к природе, рассматривается низкий уровень его «положительности». Школьники с низким уровнем развития субъективного отношения к природе характеризуются прагматическим отношением к ней: природа рассматривается как средство достижения своих целей, а животные и растения — как объекты. Таким образом, при низком уровне развития субъективное отношение к природе может характеризоваться как объектно-прагматическое. Кроме того, низкий уровень развития отношения к природе сопровождается низким уровнем таких параметров, как широта, осознанность, доминантность, эмоциональность, сознательность. В то же время такое отношение, в принципе, может иметь высокие показатели принципиальности, обобщенности и устойчивости. Интересно, что низкий уровень развития отношения к природе вполне может совмещаться с высокой экологической эрудицией личности: экспериментальные исследования показали отсутствие корреляции между уровнями интенсивности отношения к природе и экологической эрудицией во всех возрастных группах подросткового и юношеского возраста (а также в группах студентов и учителей) (Ясвин, 1993). Субъективное отношение к природе, обладающее высоким показателем интенсивности, характеризуется субъектно-непрагмати-ческой модальностью. Поэтому, с учетом доминирования практического компонента, тип такого отношения является субъек-пно-практическим. Кроме того, высокий уровень развития отношения к природе сопровождается высокими показателями всех его параметров: широты, осознанности, эмоциональности, обобщенности, доминантности, когерентности, принципиальности, сознательности и Устойчивости. Как показал анализ специальных бесед с «фанатами», людьми, Для которых взаимодействие с миром природы стало основой их профессиональной деятельности (сотрудники зоопарка, работники национального парка «Гауя», служащие региональной инспекции по
212 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза охране природы и т.п.), 90% из них связывают выбор своей профессии (а по существу и образа жизни) с увлечением в детстве содержанием дома животных и растений, т.е. с непрагматической практической деятельностью, направленной на мир природы. Статистический анализ данных, полученных с помощью методики «Натурафил», также подтверждает ведущую роль практического компонента в развитии интенсивности субъективного отношения к природе: именно по показателям практического компонента наблюдается максимальное различие между «фанатами» и «нигилистами» — 6,20 станайна (по поступочному — 6,16, по когнитивному — 3,97, по перцептивно-аффективному — 3,49). Представляется весьма характерной закономерность прироста показателей при переходе от низкого уровня развития отношения к среднему и от среднего к высшему. Если при росте интенсивности от группы «нигилистов» к группе «доброжелателей» наиболее явное повышение отмечается у поступочного компонента — 3,20 станайна, а для практического несколько меньшее — 2,94 (для перцептивно-аффективного — 2,29, для когнитивного -- 1,66), то при переходе от «доброжелателей» к «фанатам» наиболее сильно увеличивается уровень именно практического компонента — 3,26, а поступочный отступает здесь на второе место — 2,96 (далее когнитивный — 2,31 и перцептивно-аффективный — 1,20). Результат корреляционного анализа взаимосвязей между показателями всех компонентов и интенсивностью отношения к природе (рис. 28) свидетельствует, что наибольшая прямолинейная зависимость существует между интенсивностью в целом и ее практическим компонентом. Таким образом, можно отметить, что развитие высокой интенсивности отношения к природе прежде всего связано с непрагматической практической деятельностью личности, направленной на мир природы. отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 213 По данным Г.В.Шейнис (1993), доля подростков, относящихся к природе как к средству, составляет 20%, как к факту и как к цели — по 40%. Наши исследования показали, что в возрасте 10—17 лет доля школьников со средними показателями уровней компонентов интенсивности отношения к природе («доброжелателей») составляет от 45 до 55%. Возрастная динамика количества школьников с высоким уровнем показателей параметров субъективного отношения к природе («фанатов») и с низким — («нигилистов») показана на рис. 29. Рис. 29. Возрастная динамика количества школьников: а) с высоким уровнем показателей параметров субъективного отношения к природе («фанаты») и б) с низким («нигилисты»). 8.2. отношение к природе в младшем и среднем Date: 2015-07-01; view: 631; Нарушение авторских прав |